Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 3 марта 2017 г. N Ф06-17180/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
18 октября 2016 г. |
Дело N А55-9751/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 октября 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кувшинова В.Е.,
судей Бажана П.В., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области - Мануковской Д.А. (доверенность от 04.07.2016 N 2-16/08-130),
индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Хураськина Михаила Михайловича (паспорт),
представителя Счетной палаты Самарской области - Савиновой А.М. (доверенность от 14.01.2016 N 02),
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 октября 2016 года в помещении суда апелляционные жалобы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, Счетной палаты Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 22 июля 2016 года по делу N А55-9751/2016 (судья Степанова И.К.),
по заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области (ОГРН 1036300553332, ИНН 6316021270), г.Самара,
к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Хураськину Михаилу Михайловичу, (ОГРНИП 314637213600018, ИНН 631803346067), с. Сосновка, Похвистневского района, Самарской области,
с участием третьего лица:
Счетной палаты Самарской области, г. Самара,
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области (далее -заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением (с учетом уточнений требований) к индивидуальному предпринимателю главы крестьянского (фермерского) хозяйства Хураськину Михаилу Михайловичу (далее - ответчик, предприниматель, ИП ГКХ Хураськин М.М.) о взыскании денежных средств в в сумме 1 718 975 руб. 42 коп., в том числе 1 500 000 руб. - средства гранта, 218 975 руб. 42 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами (т.1 л.д.6-10, 95-96).
Определением суда первой инстанции, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена - Счетная палата Самарской области (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22.07.2016 по делу N А55-9751/2016 в удовлетворении заявленных исковых требований отказано (т.1 л.д.139-144).
В апелляционной жалобе Министерство просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т.2 л.д.4-8).
В апелляционной жалобе Счетная палата просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т.2 л.д.12-20).
Ответчик апелляционные жалобы отклонил по основаниям, изложенным в письменных возражениях на них.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал свою апелляционную жалобу и апелляционную жалобу Счетной палаты.
Представитель Счетной палаты поддержал свою апелляционную жалобу и апелляционную жалобу Министерства.
Ответчик отклонил апелляционные жалобы по основаниям, приведенным в письменных возражениях.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционных жалобах, письменных возражениях на них и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционные жалобы подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Порядком предоставления в 2014 - 2016 годах грантов за счет средств областного бюджета на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 12.02.2013 N 30 (далее - Порядок N30), главе крестьянского (фермерского) хозяйства Хураськину Михаилу Михайловичу предоставлен грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 1 500 000 (Один миллион пятьсот тысяч) рублей.
Сумма гранта была перечислена на счет главы КФХ Хураськина М.М. платежными поручениями от 19.08.2014 N 2156 на сумму 690 000 рублей, от 22.08.2014 N 6691 на сумму 810 000 рублей (т.1 л.д.23-24).
Согласно пункту 3 Порядка гранты предоставляются крестьянским (фермерским) хозяйствам, являющимся участниками мероприятия "Развитие малых форм хозяйствования" государственной программы Самарской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Самарской области" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 14.11.2013 N 624, в соответствии с нормативным правовым актом, изданным министерством.
В соответствии с пунктом 6.1 Порядка отбора крестьянских (фермерских) хозяйств для признания их участниками мероприятия "Развитие малых форм хозяйствования" областной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Самарской области на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением правительства Самарской области от 16.11.2012 N 664, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области от 08.05.2013 N 95-п, для участия в отборе глава КФХ представляет письмо, подписанное главой КФХ, подтверждающее, что глава КФХ не осуществлял предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет до даты регистрации, в том числе не являлся учредителем юридического лица.
Глава КФХ Хураськин М.М. на имя министра сельского хозяйства и продовольствия Самарской области представил письмо от 07.07.2014, в котором подтвердил, что не осуществлял предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет до даты регистрации, в том числе не являлся учредителем юридического лица (т.1 л.д.37, 61).
В соответствии с подпунктом "з" пункта 6 Порядка N 30 после получения гранта получатели должны соблюдать следующие условия: отсутствие выявленных в ходе проверок, проводимых уполномоченными органами, недостоверных сведений в документах, представленных получателем в соответствии с настоящим пунктом и пунктом 9 настоящего Порядка, а также фактов неправомерного получения гранта.
Проверкой использования средств областного бюджета в 2013-2014 годах и истекшем периоде 2015 года, выделенных на государственную поддержку малых форм хозяйствования (грантов) в рамках государственной (целевой) программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Самарской области, проведенной Счетной палатой Самарской области в соответствии с планом работы Счетной палаты Самарской области на 2015 год, утвержденным решением Коллегии Счетной палаты Самарской области от 27.12.2014 N 291, установлено, что в нарушение пункта 6 Порядка и подпункта "а" пункта 4 Порядка отбора главой КФХ Хураськиным М.М. в целях получения государственной поддержки представлено в министерство письмо, содержащее недостоверные сведения об неосуществлении им предпринимательской деятельности в течение последних трех лет до даты регистрации КФХ, так как Хураськин М.М. в соответствии со сведениями Межрайонной ИФНС России N14 по Самарской области (письма от 19.11.2015 N05-73/14357, от 27.11.2015 N07-29/14619@ - л.д.62-63) до даты регистрации КФХ - 16.05.2014 осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с пунктом 14 Порядка N 30 в случае нарушения получателем условий, предусмотренных пунктом 6 Порядка, получатель обязан в течение 10 дней со дня получения письменного требования министерства о возврате гранта или его части возвратить в доход областного бюджета предоставленный грант или его часть, полученную неправомерно.
В связи с выявленным фактом неправомерного получения гранта министерством направлено в адрес главы КФХ Хураськина М.М. требование от 05.02.2016 N МСХ-2-16-21/304 о возврате в течение 10 дней со дня получения требования бюджетных средств в доход областного бюджета (т.1 л.д.20-22).
Ответчик денежные средства в размере 1 500 000 руб. по требованию министерства не возвратил, что явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Ответчик в обоснование своих возражений ссылается на использование денежных средств гранта исключительно по целевому назначению, на эти средства им были приобретены: посевной комплекс КСКП 2.1Дх3, сеялка точного высева СТВ-8, культиватор КРН-5,6, борона дисковая модифицированная канашская со шлейф-катком БДМК4х4 П.
Ответчик считает обязанностью министерства проверить пакет документов на предмет их достоверности в момент подачи документов на получение гранта.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела и неправильно применил нормы материального права, при этом исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3).
В силу статьи 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Статьей 289 БК РФ (действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) установлено, что нецелевое использование бюджетных средств - это направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
В соответствии со статьей 306.4 БК РФ (введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ) нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (пункт 1).
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из следующего.
Суд первой инстанции установил факт использования полученных ответчиком средств для достижения целей, на которые и был предоставлен грант.
Использование полученного ответчиком гранта по назначению, соответствующему приложенным к заявлению на получение гранта документам, установлен судом и не оспаривается истцом.
Таким образом, цель предоставления гранта ответчиком достигнута, расходование денежных средств осуществлялось строго по целевому назначению, нецелевого расходования средств судом не установлено.
Суд первой инстанции отклоняя доводы истца и третьего лица, исходил из следующего.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации соблюдение принципа поддержания доверия граждан к действиям государства предполагает правовую определенность, предсказуемость политики в социальной сфере с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основании действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2006 года N 89-О).
В силу статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, статьи 6 (пункт 1) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также статьи 14 (пункт 1) Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной. Между тем возложение на субъекта малого предпринимательства обязанности возвратить денежные средства, которые были предоставлены ему в установленном нормативными правовыми актами порядке в качестве меры поддержки начинающего субъекта малого предпринимательства, при отсутствии данных о недобросовестности с его стороны, не согласуется с общепризнанными правовыми принципами. Данные, свидетельствующие о недобросовестности ответчика, материалы дела не содержат.
Проверка соответствия претендентов всем необходимым условиям для получения гранта относится к компетенции комиссии. В данном случае комиссия посчитала ответчика соответствующим всем предъявляемым условиям для получения гранта.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований министерства.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, не учел следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 6.1 Порядка отбора крестьянских (фермерских) хозяйств для признания их участниками мероприятия "Развитие малых форм хозяйствования" областной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Самарской области на 2013 - 2020 годы (в редакции от 28.04.2014), утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 16.11.2012 N 664, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области от 08.05.2013 N 95-п, для участия в отборе глава КФХ предоставляет письмо, подписанное главой КФХ подтверждающее, что глава КФХ не осуществлял предпринимательскую деятельность в течении последних трех лет до даты регистрации, в том числе не является учредителем юридического лица.
Согласно пункта 4 Порядка отбора N 95-п в отборе крестьянских (фермерских) хозяйств и признании их участниками мероприятия "Развитие малых форм хозяйствования" может участвовать гражданин РФ, являющийся главой КФХ, который одновременно соответствует перечисленным в указанном пункте требованиям, в том числе:
- глава КФХ не осуществлял предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 6 Порядка N 30 после получения гранта получатели должны соблюдать следующие условия: отсутствие выявленных в ходе проверок, проводимых уполномоченными органами, недостоверных сведений в документах, представленных получателем в соответствии с настоящим пунктом и пунктом 9 настоящего Порядка, а также фактов неправомерного получения гранта.
Согласно пункта 14 Порядка N 30 в случае нарушения получателем условий, предусмотренных пунктом 6 Порядка, получатель обязан в течение 10 дней со дня получения письменного требования министерства о возврате гранта или его части возвратить в доход областного бюджета предоставленный грант или его часть, полученную неправомерно.
Фактически в рассматриваемом деле, достижение целей, на которые был предоставлен грант, не влияет на правомерность получения гранта, так как грант был получен с использованием документов, содержащих недостоверные сведения относительно характеристики претендента на получение гранта, что привело к неправомерному получению гранта.
Пунктом 15 Порядка N 30 установлено, что органы государственного Финансового контроля при проведении ревизий (проверок) осуществляют проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления грантов их получателями.
Согласно условиям п.2.5. Соглашения N 92 от 11.08.2014, заключенного между министерством и КФХ Хураськиным М.М., Получатель (КФХ Хураськин М.М.) согласен на осуществление Министерством и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения Получателем гранта условий, целей и порядка его предоставления.
Таким образом, нарушения условий предоставления гранта (в том числе предоставление недостоверных документов и неправомерное получение гранта) могут быть выявлены не только в ходе первичной проверки документов, предоставляемых в целях получения гранта, но и в ходе дальнейших проверок соответствующими органами государственного финансового контроля.
К обязанностям получателя гранта согласно Порядка N 30 относится предоставление документов, перечисленных в пункте 9 данного Порядка, при этом пунктом 6 (абз.11) закреплено, что грант предоставляется при отсутствии в ходе выявленных в ходе проверок, проводимых уполномоченными органами, недостоверных сведений в документах, предоставленных получателем в соответствии с пунктом 9 Порядка, а также фактов неправомерного получения грантов.
Требование к пакету документов (приложению к заявлению, указанному в пункте 9 Порядка N 30) закреплено в Порядке отбора N 95-п.
В соответствии с пунктом 3.2. Соглашения N 92 в случае нарушения получателем условий, предусмотренных пунктом 6 Порядка, получатель обязан возвратить грант в доход областного бюджета (аналогичное условия закреплено пунктом 14 Порядка N 30).
В письме Межрайонной ИФНС России N 14 по Самарской области от 27.11.2015 N 04-29/14619@ указано, что среднесписочная численность сотрудников КФХ Хураськина М.М. за 2011-2012 год - 1 человек. С момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя налогоплательщик - Хураськин М.М. применяет режим налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога. Согласно представленным декларациям за 2011 - 2012 год хозяйственная деятельность налогоплательщиком Хураськиным М.М. осуществлялась (т.1 л.д.62).
По информации ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области от 03.12.2015 N 18.0/16-17733 в период с 2011-2012 год Хураськиным М.М. начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за одного застрахованного в 2011 - 20 048,00 руб., в 2012 - 4611,00 руб., что свидетельствует именно о фактическом ведении деятельности.
Таким образом, Счетная палата, осуществив проверку в соответствии с требованиями действующего законодательства, выявила нарушение условий предоставления гранта, а именно факт представление КФХ Хураськиным М.М. недостоверных документов - нарушение получателем обязательства, возложенного на него Соглашением N 92, Порядком N 30 и Порядком отбора N 95-п, и как следствие неправомерность получения гранта, в связи с чем у ответчика возникла обязанность по возврату соответствующего гранта в силу положений Порядка N 30, Соглашения N 92, Порядка отбора N 95-п.
Следовательно, Счетной палатой установлен факт неправомерного получения гранта.
В суд апелляционной инстанции Хураськин М.М. представил налоговую декларацию по единому сельскохозяйственному налогу за 2012 год, которая представлена в налоговый орган 01.04.2012 и из которой видно, что Хураськин М.М. в 2012 году являлся индивидуальным предпринимателем.
Так же Хураськин М.М. представил налоговую декларацию по единому сельскохозяйственному налогу за 2013 год, которая представлена в налоговый орган 31.03.2014 и из которой видно, что Хураськин М.М. в 2013 году являлся индивидуальным предпринимателем.
Суд апелляционной инстанции считает, что не имеет принципиального значения, что Хураськин М.М. в 2012 и 2013 годах не получал доход от предпринимательской деятельности, однако являлся индивидуальным предпринимателем, поэтому в 2014 году не имел права рассчитывать на грант.
Из материалов дела видно, что 14.05.2014 Хураськин М.М. прекратил деятельность в качестве КФХ Хураськин М.М. и вновь зарегистрировался 16.05.2014 в качестве КФХ Хураськин М.М.
Ссылка суда первой инстанции на постановление Арбитражного суда Восточно -Сибирского округа от 28.07.2015 по делу N А58-7600/2014, является необоснованной.
Указанное дело N А58-7600/2014 содержало в себе иные обстоятельства и основания для обращения за взысканием полученного гранта. В указанном деле N А58-7600/2014 основанием для возврата гранта являлся вывод о нецелевом использовании гранта, в связи с его неправомерным получением, при этом из текста судебного акта не следует, что получателем субсидии были представлены документы, содержащие недостоверные сведения.
В то время как в настоящем деле основанием для возврата является выявленное неправомерное получение гранта в связи с предоставлением получателем гранта недостоверных документов в целях получения гранта. Предоставление ответчиком недостоверных документов выявлено в ходе проверки
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции установил, что Счетной палатой в ходе проверки выявлено, что Хураськиным М.М. для получения гранта представлены недостоверные сведения об отсутствии предпринимательской деятельности в течение последних трех лет до даты регистрации КФХ, которые отражены в письме от 07.07.2014, что является нарушением пункта 6 Порядка N 30 и в соответствии с пунктом 14 Порядка N 30 является основанием для возврата гранта.
В соответствии с пунктом 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует отменить, заявленные исковые требования Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области удовлетворить, взыскать с индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Хураськина Михаила Михайловича в пользу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области денежные средства в сумме 1 718 975 руб. 42 коп., в том числе 1 500 000 руб. - средства гранта, 218 975 руб. 42 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 22 июля 2016 года по делу N А55-9751/2016 отменить.
Принять новый судебный акт.
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Хураськина Михаила Михайловича (ОГРНИП 314637213600018, ИНН 631803346067), с. Сосновка, Похвистневского района, Самарской области, в пользу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области (ОГРН 1036300553332, ИНН 6316021270), г.Самара, денежные средства в сумме 1 718 975 (Один миллион семьсот восемнадцать тысяч девятьсот семьдесят пять) руб. 42 коп., в том числе 1 500 000 (Один миллион пятьсот тысяч) руб. - средства гранта, 218 975 (Двести восемнадцать тысяч девятьсот семьдесят пять) руб. 42 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами.
Взыскать с индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Хураськина Михаила Михайловича (ОГРНИП 314637213600018, ИНН 631803346067), с. Сосновка, Похвистневского района, Самарской области, в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 33 189 (Тридцать три тысячи сто восемьдесят девять) руб. 75 коп.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-9751/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 3 марта 2017 г. N Ф06-17180/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области
Ответчик: ИП глава крестьянского (фермерского) хозяйства М.М. Хураськин
Третье лицо: Счетная палата Самарской области, МИФНС N14 по Самарской области