г. Казань |
|
06 марта 2017 г. |
Дело N А55-12063/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 марта 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Муравьева С.Ю., Карповой В.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Новек"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 28.09.2016 (судья Медведев А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2016 (председательствующий судья Корнилов А.Б., судьи Бажан П.В., Сергеева Н.В.)
по делу N А55-12063/2016
по заявлению закрытого акционерного общества "Новек" (ОГРН 1036301063413) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о признании недействительными отказов,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Новек" (далее - общество, ЗАО "Новек") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области) о признании незаконными решений Управления Росреестра об отказе в государственной регистрации права собственности ЗАО "Новек", изложенных в сообщениях от 04.05.2016 N 63/009/800/2016-896, N 63/009/800/2016-897, N 63/009/800/2016-898,
об устранении допущенных нарушений прав и законных интересов общества путем возложения на Управление Росреестра по Самарской области обязанности произвести государственную регистрацию перехода права собственности к ЗАО "Новек" на объекты недвижимого имущества:
- Сооружение - объект вспомогательного использования - сети канализации, протяженностью 472 м., кадастровый номером 63:09:0302051:2789, местоположение: севернее, северо-восточнее, восточнее, южнее здания, имеющего адрес: ул. Комсомольская, д. 86, в Центральном районе г. Тольятти;
- Сооружение - объект вспомогательного использования - сети водопровода, протяженностью 461 м., кадастровый номер 63:09:0302051:2790, местоположение: севернее, северо-восточнее, южнее здания, имеющего адрес: ул. Комсомольская, д. 86, в Центральном районе г. Тольятти;
- Сооружение - внутриплощадочные и внеплощадочные сети теплоснабжения, протяженностью 419 м., кадастровый номер 63:09:0302051:2863, местоположение: восточнее, северо-восточнее здания, имеющего адрес: ул. Комсомольская, д. 86, в Центральном районе г. Тольятти (далее - инженерные сети) и
выдать обществу свидетельства о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.09.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2016 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ЗАО "Новек", поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
В судебном заседании 16.02.2017 в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлен перерыв до 10 часов 00 минут 27.02.2017, о чем размещена информация на официальном сайте сети "Интернет", после окончания перерыва судебное заседание продолжено.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, из акта оценки стоимости основных средств арендного предприятия "Тольяттистроймашавтоматизация", подлежащих выкупу (продаже), от 05.08.1991, составленного комиссией по итогам инвентаризации имущества предприятия по состоянию на 01.07.1991, стоимость основных средств для выкупа в размере остаточной стоимости составила в размере 1 516 638,48 руб. В списке подлежащего выкупу имущества значится, в том числе внутриплощадочные канализационные сети, внеплощадочные тепловые сети и сети водопровода 1968 года постройки.
На основании государственного акта купли-продажи от 15.08.1991 трудовой коллектив Тольяттинского управления строительно-монтажных и наладочных работ "Тольяттистроймашавтоматизация" (далее - Управление ТСМА), вступающего в концерн "Бутэк" в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 25.01.1990 N 77, выкупал имущество на сумму 1 781 тыс. руб.
Впоследствии для этих целей Управлением ТСМА была проведена инвентаризация основных средств по состоянию на 01.06.1992. По результатам проведенной инвентаризации составлен акт от 01.06.1992, в котором указана, что стоимость основных средств, включающие спорные объекты, составила 2 106 872,43 руб.
На основании договора купли-продажи от 25.11.1992 N 128, заключенного между Фондом имущества Самарской области (продавец) и Управлением ТСМА (покупатель), последний приобрел в собственность имущество на сумму 2 157 000 руб., что подтверждается свидетельством за N 106 от 25.11.1992.
Согласно Приложению I к указанному договору сумма основных средств составила 1 326 тыс. руб., остальная часть сложилась из запасов, затрат, денежных средств.
Дополнительным соглашением от 26.10.2000 к данному договору стороны указали перечень выкупаемых основных средств.
Общим собранием работников Управления ТСМА (протокол от 14.12.1992) было принято решение о реорганизации Управления ТСМА в форме присоединения к акционерному проектно-строительному объединению "Гидромонтаж" (далее - АПСО "Гидромонтаж").
Между Управлением ТСМА и АПСО "Гидромонтаж" подписан передаточный акт от 25.01.1993, в соответствии с которым имущество, в том числе согласно расшифровке основные средства на сумму 2 107 тыс. руб., были переданы от Управления ТСМА к АПСО "Гидромонтаж".
Впоследствии общим собранием акционеров АПСО "Гидромонтаж" 30.10.1999 было принято решение о создании ЗАО "Новек" (протокол от 30.10.1999 N 10), постановлением администрации Ставропольского района от 03.03.2000 N 407 указанное общество зарегистрировано в качестве юридического лица, свидетельство N 1963.
Общим собранием акционеров ЗАО АПСО "Гидромонтаж" 30.03.2000 было принято решение о внесении в уставный капитал ЗАО "Новек" объектов недвижимости, перечисленных в акте приема-передачи от 30.03.2000, а именно: здание АБК (Лит.А), оздоровительный блок (Лит.А7), гараж автомобильный (Лит.АЗ), производственное здание (Лит.А2) с трансформаторной станцией, бытовое помещение (Лит.А 1), автомастерские (Лит.А4), проходная (Лит.Аб), склад материалов (Лит.А8), здание ОТС (Лит,А5), внутриплощадочные и внеплощадочные сети канализации, водопровода и теплоснабжения по адресу г.Тольятти, ул.Комсомольская, 86.
В свою очередь, постановлением администрации Автозаводского района г. Тольятти от 16.08.2000 N 3265-1/08 были зарегистрированы изменения и дополнения к уставу ЗАО АПСО "Гидромонтаж", в пункте 1.5. которого было указано, что ЗАО АПСО "Гидромонтаж" является правопреемником Управления ТСМА по всем его обязательствам, в отношении всех его кредиторов и должников.
В рамках дела о банкротстве 13.11.2015 в отношении ЗАО АПСО "Гидромонтаж" вынесено определение Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-7062/2015 о завершении конкурсного производства, общество ликвидировано, в Единый государственный реестр юридических лиц 23.12.2015 внесена запись о ликвидации данного юридического лица.
В связи с использованием инженерных сетей в целях обеспечения энергоресурсами и обслуживания зданий: (Лит.А1,А2) - административно-бытовые помещения и производственный корпус, (Лит.АЗ) - гараж автомобильный, (Лит.А4) - автомастерские, (Лит.А5) - склад ОТС, принадлежащих ЗАО "Новек" на праве собственности (свидетельства о государственной регистрации права от 27.06.2001 N 199528, 199529, 199530, 199573), последним были заключены договоры:
- с открытым акционерным обществом энергетики и электрификации "Самараэнерго" от 30.12.2002 N 1581 на теплоснабжение,
- с МУП "Производственное объединение коммунального хозяйства города Тольятти" от 29.07.2002 N 1765 на подачу питьевой воды и прием сточных вод,
- с открытым акционерным обществом "Волжская территориальная генерирующая компания" от 24.11.2008 N 30396т.
По результатам технической инвентаризации, проведенной муниципальным предприятием "Инвентаризатор" г. Тольятти, были составлены акты технической инвентаризации от 23.04.2007, из которых усматривается, что принадлежащие ЗАО "Новек" сети водопровода (протяженностью 461 п.м.), сети бытовой канализации (протяженностью 472 п.м.), сети теплоснабжения (протяженностью 419 п.м.), сети ливневой канализации (протяженностью 162 п.м. и 45 п.м.), соответствуют инженерным сетям, переданным на основании договора купли-продажи от 25.11.1992N 128 Фондом имущества Самарской области Управлению ТСМА и внесенным в дальнейшем ЗАО АПСО "Гидромонтаж" в оплату уставного капитала ЗАО "Новек".
ЗАО "Новек" обратилось в Управление Росреестра по Самарской области с заявлениями от 18.03.2016 N 63/009/800/2016-896, 63/009/800/2016-897, 63/009/800/2016-898 о государственной регистрации перехода права собственности и государственной регистрации права собственности на инженерные сети:
1) сооружение - объект вспомогательного использования - сети канализации, протяженностью 472 м, кадастровый номером 63:09:0302051:2789, местоположение: севернее, северо-восточнее, восточнее, южнее здания, имеющего адрес: улица Комсомольская, 86, в Центральном районе г.Тольятти;
2) сооружение - объект вспомогательного использования - сети водопровода, протяженностью 461 м.. кадастровый номер 63:09:0302051:2790, местоположение: севернее, северо-восточнее, южнее здания, имеющего адрес: улица Комсомольская, 86, в Центральном районе г.Тольятти;
3) сооружение - внутриплощадочные и внеплощадочные сети теплоснабжения, протяженностью 419 м., кадастровый номер 63:09:0302051:2863, местоположение: восточнее, северо-восточнее здания, имеющего адрес: улица Комсомольская, 86, в Центральном районе г.Тольятти.
К заявлениям в качестве правоустанавливающих документов были приложены: доверенность от 01.03.2016, Устав ЗАО "Новек" от 03.03.2000, договор купли-продажи от 25.11.1992 N 128, корешок свидетельства о собственности (изменения к уставу ЗАО АПСО "Гидромонтаж" от 16.08.2000) от 25.11.1992 N 106, передаточный акт от 25.01.1993, протокол общего собрания от 14.12.1992. акт от 30.03.2000, постановление от 24.09.2007 N 2880-1/п, кадастровые паспорта здания, сооружения, объекта незавершённого строительства от 28.01.2014 N 63-00-102/14-49292, от 27.01.2014 N 63-00-102/14-44789, от 27.01.2014 N 63-00-102/14-44799, протокол N 10 внеочередного общего собрания акционеров ЗАО АПСО "Гидромонтаж" от 30.10.1999, протокол N 5 внеочередного общего собрания акционеров ЗАО АПСО "Гидромонтаж" от 30.03.2000, акт приема-передачи от 30.03.2000.
Сообщениями от 04.05.2016 N 63/009/800/2016-896, 63/009/800/2016-897, 63/009/800/2016-898 Управление Росреестра по Самарской области отказало в государственной регистрации права собственности на основании абзацев 9 и 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122 - ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), а именно в связи с отсутствием государственной регистрации права собственности ЗАО АПСО "Гидромонтаж" на заявленные инженерные сооружения и отсутствием заявления ЗАО АПСО "Гидромонтаж" на государственную регистрацию перехода права от ЗАО АПСО "Гидромонтаж" к ЗАО "Новек" на инженерные сети.
Общество, полагая, что данные отказы регистрирующего органа не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Содержащиеся в судебных актах выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей правоприменительной практике.
Постановлением Совета Министров СССР от 25.01.1990 N 77 "Об кономическом эксперименте в концерне "Бутэк" (далее - постановление N 77) принято предложение трудовых коллективов предприятий и организаций, входящих в состав предпринимательской ассоциации "Бутэк", о создании на ее базе концерна "Бутэк" проведении экономического эксперимента по отработке хозяйственного механизма деятельности предприятий с коллективной формой собственности, утверждено Положение об экономическом эксперименте в концерне "Бутэк" (далее - Концерн).
Согласно пункту 12 Положение об экономическом эксперименте в концерне "Бутэк" выкуп трудовыми коллективами имущества государственных предприятий осуществляется путем внесения стоимости этого имущества в союзный и местный бюджеты. Сумма выкупа определяется по остаточной стоимости этого имущества и вносится на соответствующие счета. Местные финансовые органы на основании этого выдают трудовому коллективу акт купли - продажи по форме, установленной Министерством финансов СССР.
В соответствии с постановлением N 77 Министерство финансов СССР устанавливает порядок определения остаточной стоимости имущества государственных предприятий при вступлении в Концерн и выдачи государственного акта купли-продажи, согласно которому после получения заявления государственного предприятия о выкупе имущества с прилагаемыми документами финансовый орган по месту нахождения предприятия создает комиссию по определению остаточной стоимости имущества предприятия; комиссия определяет остаточную стоимость выкупаемого трудовым коллективом имущества и составляет его перечень с указанием его стоимости.
По результатам оценки стоимости основных средств, подлежащих выкупу, составлен акт от 05.08.1991, согласно которому комиссия, проверив результаты инвентаризации и определив физический износ (70 %), оценила остаточную (выкупную) стоимость в размере 1 516 638,48 руб., при этом отмечено, что жилой фонд передается на баланс местных Советов.
По результатам инвентаризации основных средств, числящих на балансе у Управления ТСМА по состоянию на 01.06.1992, общая стоимость основных средств составила 2 106 872,43 руб. (в ценах 1992 года).
Государственным актом купли-продажи от 15.08.1991, выданным финансовым отделом Комсомольского райсовета исполкома г. Тольятти Управлению ТСМА, вступающему в Концерн, подтверждается выкуп имущества путем внесения его стоимости в размере 1 603 тыс. руб. в республиканский бюджет и 178 тыс. руб. в местный бюджет.
Согласно договору купли-продажи от 25.11.1992 N 128, заключенному между фондом имущества Самарской области (продавец) и Управлением ТСМА (покупатель), последний приобрел имущество стоимостью 2 157 000 руб. (основные средства на сумму 1 326 тыс. руб., запасы и затраты - 739 тыс. руб., денежные средства - 943 тыс. руб.).
Перечень выкупаемых основных средств в порядке приватизации был определен дополнительным соглашением от 26.10.2000 N 253 к договору купли - продажи от 25.11.1992 N 128, при этом спорные инженерные сети в указанном перечне отсутствуют.
В связи с чем следует исходить, что оплата стоимости спорных сооружений при их приватизации не осуществлялась.
На основании решения общего собрания Управления ТСМА от 14.12.1992 о присоединении к ЗАО АПСО "Гидромонтаж" подписан передаточный акт от 25.01.1993, по условиям которого стороны установили, что размер передаваемых основных средств составил 2 107 тыс. руб., ЗАО АПСО "Гидромонтаж" является правопреемником Управления ТСМА.
Из имеющейся в материалах дела расшифровки основных средств на 01.01.1993 к передаточному акту 25.01.1993 внутриплощадочные и внеплощадочные канализационные и тепловые сети, сети водопровода в перечень имущества, переданных ЗАО АПСО "Гидромонтаж", не входили.
Таким образом, поскольку спорные сооружения сетей не были включены в перечень выкупаемого имущества в порядке приватизации в договоре купли - продажи от 25.11.1992 N 128 (в редакции дополнительного соглашения от 26.10.2000 N 253), денежные средства в размере их стоимости не вносились, указанные имущества не передавались ЗАО АПСО "Гидромонтаж" при присоединении к нему Управления ТСМА, в связи с чем правовых оснований для возникновения права собственности на спорное недвижимое имущество не имелось.
В пункте N 62 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22) определено, что покупатель недвижимого имущества, которому было передано владение во исполнение договора купли-продажи, вправе обратиться за регистрацией перехода права собственности. Отказ государственного регистратора зарегистрировать переход права собственности в связи с отсутствием заявления продавца может быть обжалован в суд.
Из имеющейся в материалах дела выписки из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 15.05.2016 следует, что ЗАО АПСО "Гидромонтаж" ликвидировано 23.12.2015 на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона N 122 - ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом.
Как разъяснено в пункте 11 Постановления N 10/22 акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
Поскольку ЗАО "Новек" не представило доказательств, подтверждающих приобретение спорного имущества в порядке приватизации Управлением ТСМА и передачи его при присоединении к ЗАО АПСО "Гидромонтаж" до введения действия Закона N 122-ФЗ, оспариваемые решения Управление Росреестра по Самарской области об отказе в государственного регистрации права собственности ЗАО "Новек" не могут быть признаны незаконными.
Следует отметить, что согласно представленным кадастровым паспортам от 27.01.2014 спорные сети водопровода и канализации имеют 2000 год постройки, тогда как из техно - рабочего проекта Тольяттинского Управления строительно - монтажных работ треста "Куйбышевстроймашавтоматизация", утвержденного в 1981 году, из генерального плана и транспорта 1981 года и акта инвентаризации на 01.06.1992 следует, что используемые Управлением ТСМА сети водопровода и канализации, тепловые сети (до приватизации) имели 1968 год постройки, что также является основанием для отказа в регистрации права на спорное имущество.
Согласно статье 135 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.
Таким образом, признание объекта вспомогательного использования является нахождение его в составе сложной вещи и использование исключительно в обслуживание главной вещи.
Кадастровые и технические паспорта, в которых отражаются технические и функциональные характеристики, не содержат сведений о вспомогательном характере спорных сооружений, тогда как определение объекта как строения или сооружения вспомогательного использования осуществляется в ходе технической инвентаризации конкретного инвентарного объекта, путем выявления и определения вспомогательного служебного строения и сооружения (принадлежности), входящего в состав инвентарного объекта (пункт 1.6 "Рекомендаций по технической инвентаризации и регистрации зданий гражданского назначения", принятых Росжилкоммунсоюзом 01.01.1991).
В связи с чем, поскольку не имеется данных о включении сетей в проектно - сметную документацию строительства склада, гаража и автомастерской (литер А5, А4, А3), приобретенных в порядке приватизации Управлением ТСМА, а впоследствии и ЗАО "Новек", спорные объекты не являются вспомогательными.
Кроме того, из представленного в материалах дела техно - рабочего проекта Тольяттинского Управления строительно - монтажных работ треста "Куйбышевстроймашавтоматизация" 1981 года следует, что указанные инженерные сети 1968 года постройки были реконструированы и переложены, в результате чего при определении перечня приватизированного имущества такие сети не были включены в договор купли-продажи.
В нарушении требований части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ЗАО "Новек" не были представлены иные доказательства, свидетельствующие, что спорные сети являются объектами вспомогательного использования, права на которые могли быть зарегистрированы в порядке, установленном статьей 25.3 Закона N 122-ФЗ.
Абзацем 10 пунктом 1 статьи 20 Закона N 122 - ФЗ предусмотрено, что в государственной регистрации прав может быть отказано, в случае если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
С позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды двух инстанций, руководствуясь статьями 8, 130, 135 ГК РФ, статьей 20 Закона N 122 - ФЗ, установив, что, поскольку спорные сети не выкупались и не оплачивались при приватизации государственного имущества Управлением ТСМА и не передавались при присоединении последнего к ЗАО АПСО "Гидромонтаж", отказали в удовлетворении требований заявителя.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы не касаются материально-правовой стороны дела, а связаны с оспариванием доказательственной стороны спора, однако в силу главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данные вопросы не входят в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 28.09.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2016 по делу N А55-12063/2016 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Петрушкин |
Судьи |
С.Ю. Муравьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как разъяснено в пункте 11 Постановления N 10/22 акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
...
Согласно статье 135 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.
...
С позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды двух инстанций, руководствуясь статьями 8, 130, 135 ГК РФ, статьей 20 Закона N 122 - ФЗ, установив, что, поскольку спорные сети не выкупались и не оплачивались при приватизации государственного имущества Управлением ТСМА и не передавались при присоединении последнего к ЗАО АПСО "Гидромонтаж", отказали в удовлетворении требований заявителя."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 6 марта 2017 г. N Ф06-18015/17 по делу N А55-12063/2016