г. Казань |
|
09 марта 2017 г. |
Дело N А06-3926/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 марта 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Егоровой М.В., Мухаметшина Р.Р.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Астраханской таможни
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 22.08.2016 (судья Блажнов Д.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2016 (председательствующий судья Комнатная Ю.А., судьи Смирников А.В., Цуцкова М.Г.)
по делу N А06-3926/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МЕГА" (ИНН 3017055405, ОГРН 1083017001110) к Астраханской таможне о взыскании процентов за нарушение сроков возврата таможенных платежей в сумме 31 916 рублей 30 копеек,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "МЕГА" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Астраханской таможне о взыскании процентов за нарушение сроков возврата таможенных платежей, начисленных с 16.06.2012 по 15.06.2015 в сумме 31 916 рублей 30 копеек (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом первой инстанции).
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 22.08.2016 с Астраханской таможни в пользу общества взысканы проценты в сумме 31 838 рублей 05 копеек; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2016 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе таможенный орган просит отменить состоявшиеся судебные акты, мотивируя неправильным применением судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как усматривается из материалов дела, общество в рамках внешнеторгового контракта от 05.11.2009 N 643/02/09, заключенного с Компанией "BONAB PJNE NUTS Export & Import Со.", ИР Иран, ввезло на территорию Российской Федерации товар - финики сушеные в картонных коробах по 10 кг нетто, общий вес нетто партии 60 000 кг, код ТН ВЭД ТС 0804100009, стоимость 932 541 рублей (30 000 долл. США).
В целях таможенного оформления ввезенного товара общество представило таможенную декларацию N 10311020/281211/0006011, контракт от 05.11.2009 N 643/02/09 с приложениями N 1 и 2, приложение от 25.07.2011 N 2 к контракту от 05.11.2009 N 643/02/09, паспорт сделки от 09.11.2009 N 09110004/1000/0032/1/0, инвойс от 13.12.2011 N Р/121; коносамент от 16.12.2011 N 90- 317, ДТС-1 и иные документы, которые имелись у общества исходя из условий сделки в соответствии со статьей 183 Таможенного кодекса Таможенного союза и решением Комиссии Таможенного Союза от 20.09.2010 N 376, указанные в описи к ДТ.
Не согласившись с применением обществом метода определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами и учитывая непредставление запрошенных документов, 28.12.2011 таможенный орган принял решение о корректировке таможенной стоимости товара, оформленного по ДТ N 10311020/281211/0006011. Указанным решением таможенная стоимость ввезенного товара определена в размере 2 652 850 рублей 21 копеек, обществу доначислены таможенные платежи в сумме 129 023 рублей 19 копеек.
14.07.2014 общество обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин по ДТ N 10311020/281211/0006011 в размере 129 023 рублей 19 копеек.
Письмом от 22.07.2014 N 15-51/11968 Астраханская таможня оставила заявление без рассмотрения.
Не согласившись с бездействием таможенного органа по невозврату таможенных платежей, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия таможенного органа по невозврату таможенных платежей и об обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 26.01.2015 по делу N А06-8106/2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого Арбитражного апелляционного суда от 28.04.2015 заявленные требования удовлетворены, бездействие Астраханской таможни, выразившееся в невозврате излишне уплаченных таможенных платежей по указанной ДТ признаны незаконными, на Астраханскую таможню возложена обязанность возвратить обществу таможенные платежи в сумме 129 023 рублей 19 копеек.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 18.08.2015 принятые по делу N А06-8106/2014 судебные акты оставлены без изменения.
Во исполнение судебных актов Астраханская таможня через Астраханское областное казначейство 16.06.2015 перечислила обществу денежные средства в вышеуказанном размере, что подтверждается платежным поручением от 16.06.2015 N 791.
Считая, что возврат излишне уплаченных таможенных платежей произведен Астраханской таможней по истечение установленного законом срока и без учета сумм процентов, начисляемых в порядке пункта 6 статьи 147 Федерального закона от 27.10.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании), общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу статьи 89 Таможенного кодекса Таможенного союза излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с Таможенным кодексом и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Исходя из части 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на излишне уплаченные или излишне взысканные таможенные пошлины, налоги, не возвращенные в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных по правилам главы 18 Закона о таможенном регулировании таможенных пошлин, налогов проценты на излишне взысканные таможенные пошлины, налоги начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Незаконность корректировки таможней таможенной стоимости по спорной ДТ установлена вступившим в законную силу решением суда по делу N А06-8106/2014 и в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является обстоятельством, имеющим преюдициальное значение для рассматриваемого дела.
В определении от 02.06.2015 по делу N 303-КГ14-7912 Верховный Суд Российской Федерации отметил, что из буквального толкования положений пункта 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании следует, что при возврате излишне взысканных (уплаченных) в соответствии с положениями главы 18 данного закона проценты на сумму таких платежей начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. В случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных (уплаченных) в принудительном порядке, проценты подлежат начислению в любом случае, то есть независимо от того, нарушался ли таможенным органом месячный срок возврата подобных таможенных платежей.
Указанная мера, предполагающая начисление процентов в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных в принудительном порядке, является дополнительной гарантией защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленных на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в статье 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа охраны законом частной собственности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 N 503-О).
Самостоятельное исполнение обществом решения о корректировке таможенной стоимости в целях выпуска товара в рассматриваемом случае не является основанием для оценки таможенных платежей как добровольно уплаченных.
Согласно пункту 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18, предусмотренные частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании проценты не начисляются, если излишне поступившие в бюджет таможенные платежи учитывались при решении вопроса о начислении пени в связи с возникшей за этот же период задолженностью плательщика перед бюджетом (абзац второй пункта 21 указанного постановления).
В связи с этим судам следует учитывать, что в случае излишнего взыскания таможенных платежей, установленные данной нормой, проценты начисляются со дня, следующего за днем их уплаты в бюджет, определяемого в соответствии со статьей 117 Закона N 311-ФЗ, до даты фактического возврата не только в случае принудительного взыскания таможенным органом, но и в случае, если перечисление взыскиваемых сумм произведено добровольно во исполнение соответствующего решения таможенного органа.
При этом расчет процентов производится по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, деленной на фактическое число дней в соответствующем году (365 или 366 дней), поскольку данная ставка является годовой.
В силу пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 при признании судом незаконным решения таможенного органа, влияющего на исчисление таможенных платежей, отдельного обращения плательщика с заявлением о возврате соответствующих сумм в порядке, предусмотренном статьей 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", не требуется.
С учетом вышеизложенных норм суды правомерно признали обоснованным требования заявителя.
Расчет процентов, представленный заявителем, судами проверен. С учетом установленной судами ошибки с Астраханской таможни взыскана оспариваемая сумма. Спор о размере подлежащих взысканию процентов отсутствует.
Судебная коллегия считает, что суды полно, всесторонне исследовали все обстоятельства дела, дали надлежащую правовую оценку всем представленным в деле документальным доказательствам и приняли обоснованные судебные акты.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Доводы таможни, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у кассационной инстанции отсутствуют.
Переоценка установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 22.08.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2016 по делу N А06-3926/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу Астраханской таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ф. Хабибуллин |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18, предусмотренные частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании проценты не начисляются, если излишне поступившие в бюджет таможенные платежи учитывались при решении вопроса о начислении пени в связи с возникшей за этот же период задолженностью плательщика перед бюджетом (абзац второй пункта 21 указанного постановления).
В связи с этим судам следует учитывать, что в случае излишнего взыскания таможенных платежей, установленные данной нормой, проценты начисляются со дня, следующего за днем их уплаты в бюджет, определяемого в соответствии со статьей 117 Закона N 311-ФЗ, до даты фактического возврата не только в случае принудительного взыскания таможенным органом, но и в случае, если перечисление взыскиваемых сумм произведено добровольно во исполнение соответствующего решения таможенного органа.
...
В силу пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 при признании судом незаконным решения таможенного органа, влияющего на исчисление таможенных платежей, отдельного обращения плательщика с заявлением о возврате соответствующих сумм в порядке, предусмотренном статьей 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", не требуется."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 9 марта 2017 г. N Ф06-18172/17 по делу N А06-3926/2016