г. Казань |
|
15 марта 2017 г. |
Дело N А55-5576/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 марта 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Королёвой Н.Н.,
судей Нафиковой Р.А., Нагимуллина И.Р.,
при участии представителей:
истца - Бегизардовой Н.А. (доверенность от 28.12.2016),
ответчика - Федотова Д.Ю. (доверенность от 01.12.2016 N РНТ-237/16),
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "РН-Транс", г. Новокуйбышевск Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 01.09.2016 (судья Богданова Р.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2016 (председательствующий судья Балашева В.Т., судьи Кузнецов С.А., Туркин К.К.)
по делу N А55-5576/2016
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Куйбышевская железная дорога, г. Самара (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) к акционерному обществу "РН-Транс", г. Новокуйбышевск Самарской области (ОГРН 1026303117092, ИНН 6330017677) о взыскании платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования в размере 7 960 898 руб. 08 коп.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала Куйбышевская железная дорога (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к акционерному обществу "РН-Транс" (далее - АО "РН-Транс", ответчик) о взыскании платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования в размере 7 960 898 руб. 08 коп.
Исковые требования заявлены в соответствии со статьями 309, 310, 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 39, 119 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ), условиями договора от 29.06.2009 N 3/245 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станции Новокуйбышевская, дополнительными соглашениями к нему и мотивированы тем, что ответчиком не исполнена обязанность по уплате платы за пользование не принадлежащими истцу вагонами за время их нахождения на путях общего пользования в результате простоя в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, по причинам, не зависящим от перевозчика.
Решением от 01.09.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2016, Арбитражный суд Самарской области иск удовлетворил в полном объеме.
В кассационной жалобе АО "РН-Транс" просит состоявшиеся судебные акты отменить как не соответствующие нормам права.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что истцом не представлено надлежащих доказательств вины ответчика в простое вагонов, поскольку в период задержки вагонов в пути следования истцом также нарушались сроки на уборку вагонов; представленные истцом акты общей формы не являются надлежащими доказательствами, подтверждающими занятость путей станции назначения по причинам, зависящим от ответчика.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "РЖД" просит обжалуемые судебные акты оставить без изменений.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, не находит оснований для отмены судебных актов.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 784, 793 ГК РФ, статьями 39, 119 УЖТ РФ, пунктами 3.1, 3.2.4 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45, оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, в том числе акты общей формы, ведомости подачи и уборки вагонов, железнодорожные накладные, исходил из того, что материалами делами подтверждается факт задержки вагонов на станциях Безенчук, Новообразцовое, Безымянка, Отвага, Правая Волга, Самара, Бугуруслан, Обшаровка, Заглядино, Кузнецк, Асекеево по причинам, зависящим от ответчика как лица, выступавшего в качестве грузоотправителя указанных вагонов, в связи с чем признал обязанность ответчика уплатить плату за простой этих вагонов на путях общего пользования.
Тем самым суд признал ответчика лицом, по вине которого простаивали указанные вагоны на путях общего пользования.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассматривая дело по имеющимся в деле доказательствам, согласился с выводами суда первой инстанции.
У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов судов обеих инстанций.
В соответствии со статьей 39 УЖТ РФ за время задержки принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1.2 распоряжения ОАО "РЖД" от 22.03.2012 N 558р "Об утверждении Методических рекомендаций по оформлению ОАО "РЖД" задержки вагонов, контейнеров в пути следования из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования" причинами неприема вагонов, контейнеров железнодорожной станцией назначения, зависящими от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, являются, например:
- занятость вагонами, предназначенными для указанных лиц, станционных путей на станции назначения;
- занятость вагонами мест погрузки, выгрузки на железнодорожном пути необщего пользования,
- занятость вагонами мест погрузки, выгрузки, расположенных в местах общего пользования, где грузовые операции осуществляются силами грузополучателей,
- занятость вагонами железнодорожных выставочных путей, возникшие из-за нарушения грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
В соответствии с положениями статьи 119 УЖТ РФ, разделом 3 Правил составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45, акты общей формы являются надлежащими доказательствами, удостоверяющими факт, продолжительность и причины нахождения вагонов на путях общего пользования.
Согласно пункту 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 26, задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указываются номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.
Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.
Перевозчиком на станции назначения по факту задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между ОАО "РЖД" (перевозчик) и АО "РН-Транс" (далее - владелец) заключен договор от 29.06.2009 N 3/245 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станции Новокуйбышевская Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД".
В соответствии с указанным договором осуществляется эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к путям 33, 34, 35, 36 станции Новокуйбышевская, обслуживаемого локомотивом перевозчика (пункт 1 договора).
Согласно пункту 16.2.2. договора (в редакции дополнительного соглашения 2014 года) за время задержки вагонов (контейнеров) в пути следования, в том числе на промежуточных станциях из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от владельца, при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, владелец обязуется своевременно и полностью оплачивать перевозчику плату за время нахождения таких вагонов на путях общего пользования в ожидании их подачи или приема в размере, определенном в приложении N 1 к настоящему дополнительному соглашению.
Расчет платы осуществляется с учетом коэффициентов, установленных приказами Федеральной службы по тарифам для вагонов парка ОАО "РЖД", по аналогии.
Приложением N 1 к дополнительному соглашению 2014 года к договору от 29.06.2009 N 3/245 предусмотрены расчетные размеры платы за пользование вагонами, не принадлежащими ОАО "РЖД".
Поскольку материалами дела подтверждается факт нахождения спорных вагонов на путях общего пользования в ожидании их приема ответчиком как грузополучателем (приказы, акты общей формы, извещения о задержки вагонов в пути следования), а условие о внесении платы за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования, согласовано сторонами в договоре от 29.06.2009 N 3/245 и дополнительным соглашением к нему, удовлетворение иска судами обеих инстанций соответствует материалам дела и закону.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке доказательств и фактических обстоятельств дела, которые исследованы судами обеих инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Оснований для отмены судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 01.09.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2016 по делу N А55-5576/2016 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.Н. Королёва |
Судьи |
Р.А. Нафикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1.2 распоряжения ОАО "РЖД" от 22.03.2012 N 558р "Об утверждении Методических рекомендаций по оформлению ОАО "РЖД" задержки вагонов, контейнеров в пути следования из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования" причинами неприема вагонов, контейнеров железнодорожной станцией назначения, зависящими от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, являются, например:
...
В соответствии с положениями статьи 119 УЖТ РФ, разделом 3 Правил составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45, акты общей формы являются надлежащими доказательствами, удостоверяющими факт, продолжительность и причины нахождения вагонов на путях общего пользования.
Согласно пункту 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 26, задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указываются номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15 марта 2017 г. N Ф06-17960/17 по делу N А55-5576/2016