г. Казань |
|
16 марта 2017 г. |
Дело N А55-15334/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Желаевой М.З.,
судей Сабирова М.М., Топорова А.В.,
при участии представителя:
истца - Вадченко А.В., доверенность от 22.12.2016 N 99-19/1,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, г. Самара,
и кассационную жалобу Министерства управления финансами Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 12.09.2016 (судья Шехмаметьева Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2016 (председательствующий судья Балакирева Е.М., судьи Николаева С.Ю., Терентьев Е.А.)
по делу N А55-15334/2016
по исковому заявлению муниципального образования городской округ Тольятти в лице Мэрии городского округа Тольятти, г. Тольятти (ОГРН 1036301078054) к субъекту Российской Федерации Самарская область в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, г. Самара (ОГРН 1126316005628) о взыскании убытков,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства управления финансами Самарской области, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Самарской области от 12.09.2016 удовлетворены исковые требования муниципального образования мэрия городского округа Тольятти (далее - Мэрия) к субъекту Российской Федерации Самарская область в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее - Минсоцдемографии Самарской области) о взыскании убытков в размере 8 714 000 руб., возникших в результате внеочередного предоставления жилых помещений гражданам-инвалидам по решению суда.
Решение суда мотивировано следующими обстоятельствами: решениями суда общей юрисдикции на Мэрию возложена обязанность по внеочередному предоставлению жилых помещений, осуществление полномочий муниципальным образованием предусмотрено при предоставлении субвенций из областного бюджета, предоставление жилых помещений отнесено к расходным обязательствам субъекта федерации, главным распорядителем средств областного бюджета в данном случае является Минсоцдемографии Самарской области.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2016 решение Арбитражного суда Самарской области от 12.09.2016 оставлено без изменения.
Названные судебные акты обжалованы в Арбитражный суд Поволжского округа Минсоцдемографии Самарской области (ответчик) и Министерством управления финансами Самарской области (третье лицо)
В кассационных жалобах заявители ставят вопрос об отмене названных судебных актов, указывая на нарушение своих прав, законных интересов, в результате неправильного применения и толкования норм права, на не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам.
Заявители указывают, что законодательством Самарской области не установлены расходные обязательства по финансированию льгот по внеочередному предоставлению жилых помещений инвалидам и семьям, имеющих инвалидов (вставших на учет после 01.01.2015), в связи с чем обязанность Самарской области по возмещению убытков Мэрии отсутствует. После 01.01.2005 отдельная постановка на учет нуждающихся в жилых помещениях граждан только по причине наличия у них инвалидности не предусмотрена. Постановка на учет таких граждан может осуществляться исключительно на общих основаниях: если они являются малоимущими и нуждающимся в жилых помещениях. Между тем наличие нуждаемости в связи с хроническим заболеванием не дает гражданину оснований для внеочередного обеспечения жильем. По мнению заявителей, Мэрия обращаясь с иском о взыскании убытков, обжалует уже имеющееся решение суда общей юрисдикции, которым установлено, что органом, обязанным обеспечить жильем семью ребенка инвалида, являются муниципальное образование, а не Самарская область. Кроме того, Минсоцдемографии Самарской области считает, что срок исковой давности по заявленным требованиям истцом пропущен.
Минсоцдемографии Самарской области просит прекратить производство по делу либо принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Министерство управления финансами Самарской области просит в удовлетворении исковых требований к Самарской области отказать.
Проверив законность обжалованных по делу судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационных жалоб и отзыва на них, заслушав представителя Мэрии, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Из представленных в материалы дела доказательств усматривается следующее.
Вступившими в законную силу судебными актами Центрального районного суда города Тольятти Самарской области на Мэрию возложена обязанность предоставить гражданам во внеочередном порядке жилые помещения муниципального жилищного фонда применительно к статьям 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, состоящим после 01.01.2005 на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании Постановления Правительства РФ от 21.12.2004 N 817, в связи с наличием тяжелых хронических заболеваний, включенных в перечень, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378.
Решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 18.06.2012 по гражданскому делу N 2-2927/2012 на Мэрию возложена обязанность по предоставлению Мишановой Ирине Петровне вне очереди на состав семьи четыре человека жилого помещения в г. Тольятти по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья, с учетом имеющегося у нее и членов ее семьи жилого помещения.
Мэрией по договорам социального найма от 20.08.2013 N 46А-2013, от 20.08.2013 N 47А-2013, от 20.08.2013 N 48А-2013, от 20.08.2013 N 49А -2013 Мишановой Ирине Петровне на состав семьи четыре человека предоставлены 4 комнаты, общей площадью 47,8 кв.м., по адресу: г. Тольятти, ул. Ушакова, д. 64, комнаты N 513, 514, 515, 516.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 20.01.2016 года рыночная стоимость данных жилых помещений составляет 1 981 000 руб.
Решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 07.09.2012 по гражданскому делу N 2-4004/2012 на Мэрию возложена обязанность по предоставлению Вольман Эдуарду Францевичу вне очереди на состав семьи три человека жилого помещения в г. Тольятти по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.
Мэрией по договору от 25.11.2013 N 12951 о безвозмездной передачи квартир в собственность Вольман Эдуарду Францевичу на состав семьи три человека предоставлена двухкомнатная квартира, общей площадью 49,1 кв.м., по адресу: г. Тольятти, бульвар Татищева, д. 2, кв. 39.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 20.01.2016 рыночная стоимость данной квартиры составляет 1 859 000 руб.
Решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 24.12.2012 по гражданскому делу N 2-5839/2012 на Мэрию возложена обязанность по предоставлению Черных Маргарите Михайловне, 26.10.1937 г/р, вне очереди на состав семьи один человек жилого помещения в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Мэрией по договору от 10.11.2014 N 22266 о безвозмездной передачи квартир в собственность Черных Маргарите Михайловне предоставлена однокомнатная квартира, по адресу: г. Тольятти, Майский проезд, д. 1, кв. 48.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 20.01.2016 рыночная стоимость данной квартиры составляет 1 510 000 руб.
Решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 15.11.2012 по гражданскому делу N 2-4948/2011 на Мэрию возложена обязанность по предоставлению Ситкалиевой Надежде Сарсеньевне вне очереди на состав семьи три человека жилого помещения в г. Тольятти по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилой площади.
Мэрией по договорам социального найма от 06.09.2013 N 52А-2013, от 06.09.2013 N 53А-2013, от 06.09.2013 N 51А-2013, от 06.09.2013 N 55А-2013 Ситкалиевой Надежде Сарсеньевне на состав семьи три человека 4 комнаты, общей площадью 47,7 кв.м., по адресу: г. Тольятти, ул. Ушакова, д. 64, комнаты N 509, 510, 511, 512.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 20.01.2016 рыночная стоимость данных жилых помещений составляет 1 985 000 руб.
Решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 18.10.2012 по гражданскому делу N 2-4494/2012 на Мэрию возложена обязанность по предоставлению Федоровой Раисе Николаевне вне очереди на состав семьи два человека жилого помещения в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Мэрией в обоснование иска представлен договор социального найма жилого помещения от 17.09.2013 о выделении Федоровой Раисе Николаевне на состав семьи два человека однокомнатной квартиры, жилой площадью 30,8 кв.м., по адресу: г. Тольятти, ул. Белорусская, д. 23, кв. 25.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 20.01.2016 рыночная стоимость данной квартиры составляет 1 380 000 руб.
Названные жилые помещения подлежали предоставлению гражданам во исполнение судебных решений, на основании распоряжений заместителя мэра городского округа Тольятти.
Общая стоимость жилья определена в сумме 8 714 000 руб.
Наличие у Самарской области в лице Минсоцдемографии Самарской области обязанности по компенсации указанных расходов послужило основанием для обращения Мэрии в суд с требованием о возмещении убытков.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанции руководствовались положениями закона N 181-ФЗ, статьями 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 49, 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, нормами бюджетного законодательства, пришли к выводу о том, что заявленные убытки подлежат компенсации за счет средств федерального бюджета, поскольку право граждан данной категории на получение бесплатного жилья предусмотрено федеральным законодательством.
Основой правового регулирования общественных отношений, возникающих по поводу обеспечения жильем инвалидов, и в связи с этим - распределения и использования централизованных денежных фондов государства и муниципальных образований, является Конституция Российской Федерации, из положений которой вытекает необходимость надлежащего финансового обеспечения соответствующих полномочий публичной власти: по смыслу статьи 7, подпунктов "в" и "з" статьи 71, части 3 статьи 75, пункта "а" части 1 статьи 114, статьи 132 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления должны при принятии нормативных правовых актов руководствоваться принципом наиболее полного финансирования публично-правовых обязательств, вытекающих из необходимости реализации общегосударственных гарантий прав и свобод, закрепленных непосредственно Конституцией Российской Федерации, в частности, частью 1 статьи 39, частью 3 статьи 40.
Согласно подпункту 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Специальное регулирование обеспечения инвалидов жилыми помещениями, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, предусмотрено положениями статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В отношении инвалидов, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.01.2005, указанной статьей предусмотрено обеспечение жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
При этом в преамбуле названного выше закона определено, что предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном статьей 51 названного Кодекса, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
В целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60, 61 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В соответствии со статьями 84, 85 Бюджетного кодекса и подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Закона об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ ответственность по возмещению денежных средств правомерно возложена судом на казну субъекта Российской Федерации в лице Минсоцдемографии Самарской области, так как реализация полномочий по обеспечению жилым помещением инвалида является обязанностью органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
При предъявлении требований о возмещении убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать нарушение своего права, наличие причинной связи между нарушением права и убытками, а также размер убытков.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статьи 1069, 1071 Гражданского кодекса).
Судом установлено, что Мэрия, предоставив по решению суда общей юрисдикции жилые помещения из муниципального жилищного фонда, исполнила возложенную на нее государственную функцию, в то время как федеральный орган государственной власти свою обязанность не выполнил, расходы истца на исполнение государственных полномочий не компенсировал.
Предоставление жилого помещения в бессрочное владение и пользование лишает муниципальное образование права свободного распоряжения указанным объектом и свидетельствует о наличии у него убытков.
Иное толкование заявителем положений гражданского и жилищного законодательств не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Довод заявителей кассационных жалоб о том, что гражданин Вольфман Э.Ф. и гражданка Черных М.М. встали на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, до 01.01.2005, в связи с чем расходные обязательства возникли у Российской Федерации, а не у субъекта Российской Федерации, в силу Закона о социальной защите инвалидов, подлежит отклонению.
В силу статьи 28.2 Закона о социальной защите инвалидов Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов, в том числе обеспечение жилыми помещениями нуждающихся, вставших на учет до 01.01.2005.
При этом следует отметить, что согласно решениям Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области судом установлено, что право на льготное получение жилья у Вольфмана Э.Ф. подтверждено выпиской из протокола от 22.03.2012 ВК N 54; у Черных М.М. подтверждено справкой от 26.06.2012 ВКN 109.
Довод о превышении норм предоставления площади жилых помещений по договору социального найма, подлежит отклонению.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
В соответствии с частью шестой статьи 17 Закона N 181-ФЗ инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В рассматриваемом случае решениями Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области установлено, что в указанных семьях имеются инвалиды, страдающие заболеваниями, входящими в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378.
Заявленный довод Минсоцдемографии Самарской области о пропуске срока исковой давности, обоснованно признан судом не состоятельным.
Согласно статье 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В соответствии с пунктом 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Суд, приняв во внимание, что жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма, выбыли из муниципального жилого фонда не ранее даты принятия распоряжений о предоставлении жилья, пришел к правомерному выводу, что общий срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяемый в спорах о взыскании убытков, на дату подачи искового заявления (24.06.2016) истцом не пропущен.
Между тем, при рассмотрении настоящего спора судами первой и апелляционной инстанций не учтено следующее.
О наличии воли на выбытие квартиры из владения публично-правового образования могут свидетельствовать действия, направленные на передачу владения иному лицу, в частности, действия уполномоченного органа публично-правового образования по предоставлению жилого помещения по договору социального найма, а также последующему заключению договора передачи жилья в собственность гражданина, даже если для этого отсутствовали законные основания, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документов для регистрации перехода права собственности.
В материалы дела филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области представлено уведомление об отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 09.03.2016 N 63/061/700/2016-1452, в соответствии с которым за объектом недвижимого имущества (квартира по адресу: Самарская обл., г. Тольятти, ул. Белорусская, д. 23, кв. 25) отсутствуют зарегистрированные права на объект недвижимого имущества ( л.д.65, том 1).
Факт выбытия жилого помещения из фактического владения муниципалитета не подтвержден иными доказательствами на дату подачи иска.
Договор социального найма от 17.09.2013 N ц-2013 предусматривает обязанность по передаче жилого помещения по акту, который должен в числе обязательный условий содержать дату его составления ( пункты 4,5 договора).
Названный договор считается расторгнутым со дня выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства ( пункт 10 договора).
При отсутствии акта приема-передачи квартиры, доказательств пользования жилым помещением данной семьей нельзя признать подтвержденной сумму убытков, заявленную ко взысканию Мэрией на дату подачи иска.
Таким образом, истцом не доказано, что он ограничен в праве распоряжения этой квартирой, поскольку она не обременена жилищными правами граждан и, соответственно в данном случае не установлена совокупность оснований, необходимая для применения деликтной ответственности.
Достаточных доказательств наличия у истца убытков в размере 1 380 000 (один миллион триста восемьдесят тысяч) руб. 00 коп. - стоимость квартиры (по адресу: Самарская обл., г. Тольятти, ул. Белорусская, д. 23, кв. 25) не представлено в материалы дела.
В этой связи вынесенные судами двух инстанций решение и постановление нельзя признать верными в указанной части.
Согласно части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но судами неправильно применена норма права.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 12.09.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2016 по делу N А55-15334/2016 отменить в части взыскания суммы 1 380 000 (один миллион триста восемьдесят тысяч) руб. 00 коп. В удовлетворении исковых требований в указанной части отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Самарской области от 12.09.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2016 по настоящему делу оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
М.З. Желаева |
Судьи |
М.М. Сабиров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В соответствии с пунктом 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Суд, приняв во внимание, что жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма, выбыли из муниципального жилого фонда не ранее даты принятия распоряжений о предоставлении жилья, пришел к правомерному выводу, что общий срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяемый в спорах о взыскании убытков, на дату подачи искового заявления (24.06.2016) истцом не пропущен."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16 марта 2017 г. N Ф06-17664/17 по делу N А55-15334/2016