г. Казань |
|
24 марта 2017 г. |
Дело N А65-12802/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 марта 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Савкиной М.А.,
судей Баширова Э.Г., Мосунова С.В.,
при участи представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Соя Кулаево" - Насырова Р.Р., доверенность от 09.01.2017,
министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан - Яруллиной Э.Р., доверенность от 04.04.2016 N 17-84/42,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Соя Кулаево"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.09.2016 (судья Хасанов А.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2016 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Драгоценнова И.С., Семушкин В.С.)
по делу N А65-12802/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Соя Кулаево" Республика к министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, к управлению сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан в Пестречинском муниципальном районе, при участии третьего лица: министерство финансов Республики Татарстан, о признании незаконным бездействия в предоставлении субсидий на основании порядка предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в 2016 году, об обязании ответчиков устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Соя Кулаево" путем выплаты субсидии на возмещение части затрат на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в 2016 году в размере 715 043,00 рублей.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Соя Кулаево" (далее - заявитель, ООО "Соя Кулаево", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, управлению Сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан в Пестречинском муниципальном районе (далее - административный орган) о признании незаконным бездействия в предоставлении субсидий на основании порядка предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в 2016 году, об обязании ответчиков устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Соя Кулаево" путем выплаты субсидии на возмещение части затрат на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в 2016 году в размере 715 043,00 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство финансов Республики Татарстан (
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.09.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2016, в удовлетворении требований заявителя отказано.
ООО "Соя Кулаево", не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить как несоответствующие нормам материального и процессуального права, фактическим обстоятельствам дела и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования в полном объеме.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что он обращался с заявлением о предоставлении субсидий за счет средств регионального, а не федерального бюджета на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в 2016 году, поэтому данная процедура регулируется постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14.03.2016 N 138, которое не содержит ограничений на представление субсидий сельхозпроизводителям, находящемся в процедуре банкротства.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов в силу следующего.
Как следует из материалов дела, заявитель на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 14.03.2016 N 138, которым утвержден Порядок предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в 2016 году обратился 21.03.2016 в министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан с заявлением о предоставлении субсидий за счет средств регионального бюджета на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в 2016 году, на которое поступил отказ со ссылкой, что указанные субсидии не предоставляются сельхозпроизводителям, находящимся в процедуре банкротства.
Посчитав, что имело место быть бездействие в предоставлении субсидий, нарушающее права и законные интересы ООО "Соя Кулаево", заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции исходили из соответствия действий административных органов в экономической сфере, его основным целям и задачам, которые не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Суд кассационной инстанции соглашается с данным выводом судов основанном на правильном применении норм права в силу следующего
Руководствуюсь положениями пункта 3, подпункта "в" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 N 1370 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, пункта 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 N 1370 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока", статьями 5, 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Закон о развитии сельского хозяйства), статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций указали, что государственные меры поддержки должны быть направлены на повышение эффективности использования как средств федерального, так и средств бюджета Республики Татарстан.
Приказом Минсельхозпрода Республики Татарстан от 15.01.2016 N 1/2-пр "Об утверждении Порядков предоставления субсидий за счет средств, поступающих из федерального бюджета на государственную поддержку агропромышленного комплекса Республики Татарстан на 2016 год" утвержден Порядок предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в 2016 году (далее - Порядок предоставления субсидий на переработку молока).
Данный нормативный правовой акт зарегистрирован в министерстве юстиции Республики Татарстан 24.03.2016 N 3246, опубликован на официальном сайте правовой информации Министерства юстиции Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.rn 29.03.2016.
Согласно абзацу 2 пункта 4 Порядка предоставления субсидий на переработку молока субсидии не предоставляются сельхозпроизводителям, в отношении которых арбитражным судом возбуждено производство по делу о банкротстве.
При этом предельные объемы денежных средств, предусмотренные в Законе Республики Татарстан "О бюджете Республики Татарстан на 2016 год" для исполнения бюджетных обязательств Республики Татарстан по предоставлению субсидии на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в 2016 году находятся в неразрывной связи с предельными объемами денежных средств предусмотренных в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2016 год" и должны расходоваться на условиях софинансирования.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, доводы и возражения сторон, и установив ООО "Соя Кулаево" признано решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.10.2014 несостоятельным (банкротом), в отношении него введено конкурсное производство, а также принимая во внимание обстоятельство того, что в случае предоставления субсидии организациям, находящимся в процедуре банкротства должностные лица, министерства сельского хозяйства и продовольствия Республки Татарстан несут соответствующую ответственность, предусмотренную статьями 15.15.3, 15.15.5 КоАП РФ, основан на материалах дела и нормах права вывод судебных инстанций, что предоставление субсидии Обществу не соответствует ни целям, ни условиям предоставления субсидии.
Ссылка заявителя кассационной жалобы о том, что указанное в отказе о предоставлении субсидии основание не подпадает под пункт 10 Порядка предоставления субсидий, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14.03.2016 N 138, обоснованно не принято во внимание судебными инстанциями, поскольку региональные правовые нормы не должны противоречить законодательству, имеющему большую юридическую силу, а Порядком предоставления субсидий на переработку молока, закреплен прямой запрет на предоставление субсидии сельхозпроизводителям, в отношении которых арбитражным судом возбуждено производство по делу о банкротстве.
Более того, в часть 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в 2016 году внесены изменения и во исполнение указанных в измененной редакции принято постановление Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 N 887 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг". В подпункте "е" пункта 4 Требований предусмотрено, что получатели субсидий не должны находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неверном толковании положений действующего законодательства, свидетельствуют о его несогласии с той оценкой, которую суды дали фактическим обстоятельствам, являлись предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую оценку, вновь заявлены в суде кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.09.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2016 по делу N А65-12802/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Соя Кулаево" в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в размере 1500 рублей.
Выдачу исполнительного листа поручить Арбитражному суду Республики Татарстан в соответствии со статьей 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.А. Савкина |
Судьи |
Э.Г. Баширов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неверном толковании положений действующего законодательства, свидетельствуют о его несогласии с той оценкой, которую суды дали фактическим обстоятельствам, являлись предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую оценку, вновь заявлены в суде кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа"
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24 марта 2017 г. N Ф06-17929/17 по делу N А65-12802/2016