г. Самара |
|
09 декабря 2016 г. |
А65-12802/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 декабря 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Соя Кулаево"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 сентября 2016 года по делу N А65-12802/2016 (судья Хасанов А.Р.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Соя Кулаево", Республика Татарстан, Пестречинский район, с. Кулаево,
к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
к Управлению Сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан в Пестречинском муниципальном районе, Республика Татарстан, Пестречинский муниципальный район, с. Пестрецы,
при участии третьего лица: Министерство финансов Республики Татарстан, г. Казань,
о признании незаконным бездействия в предоставлении субсидий на основании Порядка предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в 2016 году, об обязании ответчиков устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Соя Кулаево" путем выплаты субсидии на возмещение части затрат на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в 2016 году в размере 715 043,00 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Соя Кулаево" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, Управлению Сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан в Пестречинском муниципальном районе (далее - ответчики) о признании незаконным бездействия в предоставлении субсидий на основании Порядка предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в 2016 году, об обязании ответчиков устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Соя Кулаево" путем выплаты субсидии на возмещение части затрат на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в 2016 году в размере 715 043,00 рублей.
Определением суда от 23.08.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Республики Татарстан (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 сентября 2016 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 сентября 2016 года по делу N А65-12802/2016 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований общества в полном объеме. Податель жалобы указывает, что он обращался с заявлением о предоставлении субсидий за счет средств регионального, а не федерального бюджета на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в 2016 году. Как указывает Общество, процедура предоставления субсидий за счет средств регионального регулируется Порядком предоставления субсидий, утвержденным Постановлением Кабинета Министров РТ от 14 марта 2016 г. N 138. Указанный Порядок не содержит ограничений на представление субсидий сельхозпроизводителям в отношении которых арбитражным судом возбуждено производство по делу о банкротстве. Общество указывает на необоснованность вывода суда первой инстанции о том, что предоставление субсидии обществу, находящемуся в процедуре банкротства, не соответствует ни целям, ни условиям предоставления субсидии. Также Общество ссылаясь на документы, приложенные к жалобе, указывает на неправомерность выводов суда первой инстанции о том, что заявитель не соответствует понятию сельскохозяйственного товаропроизводителя, а также об отсутствии у Миннебаева Х.Х. полномочий на подачу заявления о предоставлении субсидии. К жалобе приложен, в том числе Отчет об отраслевых показателях деятельности организаций агропромышленного комплекса за 2015 год, доверенность от 01.01.2016 на Миннебаева Х.Х..
В материалы дела поступили возражения Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан на апелляционную жалобу заявителя, в которых Министерство просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 сентября 2016 года по делу N А65-12802/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, заявитель обратился 21.03.2016 в Министерство сельского хозяйства и продовольствия РТ с заявлением о предоставлении субсидий за счет средств регионального бюджета на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в 2016 году.
Указанное заявление подано на основании Постановления Кабинета Министров РТ от 14 марта 2016 г. N 138, которым утвержден Порядок предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в 2016 году.
Посчитав, что имело место быть бездействие в предоставлении субсидий, нарушающее права и законные интересы общества, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный акт, действия (бездействие) государственного органа могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данные ненормативный акт, действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
Судом первой инстанции было установлено, что в отношении ООО "Соя Кулаево" введено конкурсное производство.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 года N 1370 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, которыми предусмотрено, что указанные субсидии предоставляются бюджету субъекта Российской Федерации при наличии нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок и условия предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации сельскохозяйственным товаропроизводителям средств на возмещение части затрат на 1 килограмм молока, источником финансового обеспечения которых является субсидия, включающего перечень документов, необходимых для получения указанных средств, а также сроки их рассмотрения (пункт 3, подпункт "в" пункта 4).
В целях поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей Республики Татарстан постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14.03.2016 N 138 утвержден порядок предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в 2016 году.
В соответствии с пунктом 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2012 года N 1370 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока", обязательным условием является софинансирование из бюджета субъекта, которое в соответствии с Распоряжением Министерства сельского хозяйства России от 18.01.2016 N 7-р "Об утверждении уровней софинансирования из федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации на 2016 год". Таким образом, за счет средств федерального бюджета должно возмещаться 70 процентов затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей, а за счет Республики Татарстан - 30 процентов.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее Федеральный закон N 264) государственная поддержка развития сельского хозяйства, устойчивого развития сельских территорий осуществляется в том числе по обеспечению производства продукции животноводства.
В силу ст. 5 Федерального закона N 264 государственная аграрная политика представляет собой составную часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Под устойчивым развитием сельских территорий понимается их стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель.
Согласно ст. 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Исходя из смысла указанных законов, нормативных правовых актов государственные меры поддержки должны быть направлены на повышение эффективности использования как средств федерального, так и средств бюджета Республики Татарстан.
Приказом Минсельхозпрода РТ от 15.01.2016 N 1/2-пр "Об утверждении Порядков предоставления субсидий за счет средств, поступающих из федерального бюджета на государственную поддержку агропромышленного комплекса Республики Татарстан на 2016 год" утвержден Порядок предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в 2016 году (далее Порядок предоставления субсидий на переработку молока).
Данный нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Татарстан 24 марта 2016 года за N 3246, опубликован на официальном сайте правовой информации Министерства юстиции Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.rn 29 марта 2016 года.
Согласно абзацу второму пункта 4 Порядка предоставления субсидий на переработку молока субсидии не предоставляются сельхозтоваропроизводителям, в отношении которых арбитражным судом возбуждено производство по делу о банкротстве.
В материалы дела заявителем представлен ответ ответчика-2 - объяснительная, согласно которому заявителем поданы заявления о предоставлении субсидий на возмещение части затрат на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного молока из федерального и республиканского бюджета в 2016 году.
Согласно данному ответу причиной отказа в выделении субсидии стало то, что ООО "Соя Кулаево" признано решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 7 октября 2014 года несостоятельным (банкротом).
Кроме того, незаконности бездействия Министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ также не усматривается ввиду наличия отказа в предоставлении субсидии на возмещение части затрат на 1 кг реализованного молока в 2016 году (письмо УСХиП от 21.03.2016 N 53).
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что предоставление субсидии обществу, находящемуся в процедуре банкротства, не соответствует ни целям, ни условиям предоставления субсидии, нарушает принцип эффективности использования бюджетных средств, поскольку главная задача конкурсного управляющего направление денежных средств на расчеты с кредиторами, а не на развитие производства животноводческой продукции, что не соответствует целям предоставления субсидии. В случае же предоставления субсидии организациям, находящимся в процедуре банкротства должностные лица, Министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ несут соответствующую ответственность, предусмотренную ст.ст. 15.15.3, 15.15.5 КоАП РФ.
Предельные объемы денежных средств, предусмотренные в Законе Республики Татарстан "О бюджете Республики Татарстан на 2016 год" для исполнения бюджетных обязательств Республики Татарстан по предоставлению субсидии на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в 2016 году находятся в неразрывной связи с предельными объемами денежных средств предусмотренных в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2016 год" и должны расходоваться на условиях софинансирования.
Довод заявителя о том, что указанное в отказе о предоставлении субсидии основание не подпадает под п. 10 Порядка, суд первой инстанции правомерно признал несостоятельным, поскольку согласно указанному выше Порядку предоставления субсидий закреплен прямой запрет на предоставление субсидии сельхозтоваропроизводителям, в отношении которых арбитражным судом возбуждено производство по делу о банкротстве.
Неуказание такого обстоятельства в качестве основания отказа в п. 10 Порядка не может означать право заявителя на предоставление такой субсидии.
В противном случае предоставление такой субсидии, несмотря на нахождение заявителя в стадии банкротства, повлечет прямое нарушение положений Порядка.
Региональные правовые нормы не должны противоречить законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Оценивая обстоятельства дела. судом сделан обоснованный вывод об отсутствии оснований для предоставления судсидии.
Судом также признан обоснованным довод третьего лица о том, что заявление от 04.03.2016 (вх. от 21.03.2016) подписано директором ООО "Соя Кулаево" - Миннебаевым Х.Х.
Между тем, в силу ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника).
Таким образом, обращение о предоставлении субсидии подписано неуполномоченным лицом.
Оценивая довод апелляционной жалобы заявителя о наличии у Миннебаева Х.Х полномочий на подачу заявления о предоставлении субсидии, оценивая содержание доверенности от 01.01.2016., выданной конкурсным управляющим Крапивиным В.Л. Миннебаеву Х.Х., суд апелляционной инстанции делает вывод, что представление заявителем названной доверенности от 01.01..2016 указанный выше вывод суда первой инстанции не опровергает.
В отношении доводов апелляционной жалобы о необоснованности позиции ответчика и выводов суда первой инстанции о том, что предоставление субсидии обществу, находящемуся в процедуре банкротства, не соответствует ни целям, ни условиям предоставления субсидии, суд апелляционной инстанции полагает, что выводы суда первой инстанции в данной части также являются правомерными, соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Более того, в часть 3 ст.78 Бюджетного кодекса РФ в 2016 году внесены изменения и во исполнение положений части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ в измененной редакции принято Постановление Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 N 887 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг". В п.п. "е" п.4 Требований предусмотрено, что получатели субсидий не должны находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства.
Все остальные доводы жалобы не влияют на изложенную выше оценку судом обстоятельств настоящего дела.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, не установлено.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
В силу предоставления подателю апелляционной жалобы отсрочки уплаты государственной пошлины за обращение в суд апелляционной инстанции, и отказа в удовлетворении апелляционной жалобы, с подателя апелляционной жалобы в доход федерального бюджета следует взыскать государственную пошлину за обращение в суд апелляционной инстанции в полном объеме в размере 1 500 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 сентября 2016 года по делу N А65-12802/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Соя Кулаево" (ОГРН 1041645601458, ИНН 1633009154), Республика Татарстан, Пестречинский район, с. Кулаево, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей 00 копеек.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-12802/2016
Истец: ООО "Соя Кулаево", г.Набережные Челны
Ответчик: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, г.казань, Управление сельского хозяйства и продовольствия Министерства сельского хозяйства и продольствия РТ в Пестречинском муниципальном районе РТ, с. Пестрецы
Третье лицо: Министерство финансов РТ