г. Казань |
|
03 апреля 2017 г. |
Дело N А57-8971/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 апреля 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Арукаевой И.В., Тюриной Н.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" и администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов",
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 28.11.2016 (судья Медникова М.Е.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2017 (председательствующий судья Камерилова В.А., судьи Телегина Т.Н., Цуцкова М.Г.)
по делу N А57-8971/2015
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Прогресс" (ОГРН 1146450006559) к администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1036405000280) об обязании произвести за счет средств бюджета капитальный ремонт многоквартирных жилых домов. Третьи лица: Комитет по управлению имуществом г. Саратова, Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", муниципальное учреждение ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова, администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", товарищество собственников жилья "Возрождение",
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Прогресс" (далее - ООО "Прогресс", истец) с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация, ответчик) об обязании за счет средств бюджета произвести капитальный ремонт общего имущества многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: 1) г. Саратов, ул. Мира, д. 17 Г:
- капитальный ремонт отмостки на сумму 159 694 руб. согласно локальной смете N 1 судебной строительно-технической экспертизы (заключение эксперта N 177/2016) от 03.11.2016;
- капитальный ремонт системы центрального отопления на сумму 797 845 руб. согласно локальной смете N 2 судебной строительно-технической экспертизы (заключение эксперта N 177/2016) от 03.11.2016;
- капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы горячего водоснабжения на сумму 268 271 руб. согласно локальной смете N 3 судебной строительно-технической экспертизы (заключение эксперта N 177/2016) от 03.11.2016;
- капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения на сумму 170 922 руб. согласно локальной смете N 4 судебной строительно-технической экспертизы (заключение эксперта N 177/2016 от 03.11.2016;
- капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы водоотведения (системы канализации ХВС) на сумму 170 256 руб. согласно локальной смете N 5 судебной строительно-технической экспертизы (заключение эксперта N 177/2016) от 03.11.2016;
- капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы электроснабжения на сумму 1 071 801 руб. согласно локальной смете N 6 судебной строительно- технической экспертизы (заключение эксперта N 177/2016) от 03.11.2016, всего по дому на сумму - 2 638 789 руб.;
2) г. Саратов, ул. Мира, д. 29:
-капитальный ремонт системы центрального отопления на сумму 1 785 669 руб. согласно локальной смете N 7 судебной строительно-технической экспертизы (заключение эксперта N 177/2016) от 03.11.201;
- капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы горячего водоснабжения на сумму 752 294 руб. согласно локальной смете N 8 судебной строительно-технической экспертизы (заключение эксперта N 177/2016) от 03.11.2016;
- капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения на сумму 751 961 руб. согласно локальной смете N 9 судебной строительно-технической экспертизы (заключение эксперта N 177/2016) от 03.11.2016;
- капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы водоотведения (системы канализации ХВС) на сумму 644 818 руб. согласно локальной смете N 10 судебной строительно-технической экспертизы (заключение эксперта N 177/2016) от 03.11.2016;
- капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы электроснабжения на сумму 1 228 225 руб. согласно локальной смете N 11 судебной строительно- технической экспертизы (заключение эксперта N 177/2016) от 03.11.2016;
- капитальный ремонт лифтового хозяйства (два лифта, расположенные в 4-м и 5-м подъездах) на сумму 2 735 272 руб. согласно локальной смете N 12 судебной строительно-технической экспертизы (заключение эксперта N 177/2016) от 03.11.2016, всего по дому на сумму - 7 898 239 руб.;
3) г. Саратов, ул. Мира, д. 21 А:
- капитальный ремонт отмостки на сумму 333 854 руб. согласно локальной смете N 13 судебной строительно-технической экспертизы (заключение эксперта N 177/2016) от 03.11.2016;
- капитальный ремонт системы центрального отопления на сумму 984 428 руб. согласно локальной смете N 14 судебной строительно-технической экспертизы (заключение эксперта N 177/2016) от 03.11.2016;
- капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы горячего водоснабжения на сумму 260 694 руб. согласно локальной смете N 15 судебной строительно-технической экспертизы (заключение эксперта N 177/2016) от 03.11.2016;
- капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения на сумму 260 694 руб. согласно локальной смете N 16 судебной строительно-технической экспертизы (заключение эксперта N 177/2016) от 03.11.2016;
- капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы водоотведения (системы канализации ХВС) на сумму 380 063 руб. согласно локальной смете N 17 судебной строительно-технической экспертизы (заключение эксперта N 177/2016) от 03.11.2016;
- капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы электроснабжения на сумму 530 239 руб. согласно локальной смете N 18 судебной строительно-технической экспертизы (заключение эксперта N 177/2016) от 03.11.2016, всего по дому на сумму - 2 749 972 руб.;
4) г. Саратов, ул. Мира, д. 27:
- капитальный ремонт системы центрального отопления на сумму 880 016 руб. согласно локальной смете N 19 судебной строительно-технической экспертизы (заключение эксперта N 177/2016) от 03.11.2016;
- капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы горячего водоснабжения на сумму 245 761 руб. согласно локальной смете N 20 судебной строительно-технической экспертизы (заключение эксперта N 177/2016) от 03.11.2016,
- капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения на сумму 1 440 422 руб. согласно локальной смете N 21 судебной строительно-технической экспертизы (заключение эксперта N 177/2016) от 03.11.2016,
- капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы водоотведения (системы канализации ХВС) на сумму 432 026 руб. согласно локальной смете N 22 судебной строительно-технической экспертизы (заключение эксперта N 177/2016) от 03.11.2016, всего по дому на сумму - 1 698 225 руб.;
5) г. Саратов, ул. Мира, д. 25А:
- капитальный ремонт системы центрального отопления на сумму 1 508 363 руб. согласно локальной смете N 23 судебной строительно-технической экспертизы (заключение эксперта N 177/2016) от 03.11.2016;
- капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы горячего водоснабжения на сумму 170 634 руб. согласно локальной смете N 24 судебной строительно-технической экспертизы (заключение эксперта N 177/2016) от 03.11.2016;
- капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения на сумму 170 634 руб. согласно локальной смете N 25 судебной строительно-технической экспертизы (заключение эксперта N 177/2016) от 03.11.2016,
- капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы водоотведения (системы канализации ХВС) на сумму 317 388 руб. согласно локальной смете N 26 судебной строительно-технической экспертизы (заключение эксперта N 177/2016) от 03.11.2016, всего по дому на сумму - 2 167 019 руб.;
6) г. Саратов, ул. Мира, д. 17В:
- капитальный ремонт отмостки на сумму 91 205 руб. согласно локальной смете N 27 судебной строительно-технической экспертизы (заключение эксперта N 177/2016) от 03.11.2016;
- капитальный ремонт системы центрального отопления на сумму 831 789 руб. согласно локальной смете N 28 судебной строительно-технической экспертизы (заключение эксперта N 177/2016) от 03.11.2016;
- капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы горячего водоснабжения на сумму 219 972 руб. согласно локальной смете N 29 судебной строительно-технической экспертизы (заключение эксперта N 177/2016) от 03.11.2016;
- капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения на сумму 219 972 руб. согласно локальной смете N 30 судебной строительно-технической экспертизы (заключение эксперта N 177/2016) от 03.11.2016;
- капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы водоотведения (системы канализации ХВС) на сумму 272 436 руб. согласно локальной смете N 31 судебной строительно-технической экспертизы (заключение эксперта N 177/2016) от 03.11.2016;
- капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы электроснабжения на сумму 1 093 971 руб. согласно локальной смете N 32 судебной строительно-технической экспертизы (заключение эксперта N 177/2016) от 03.11.2016, всего по дому на сумму - 2 729 345 руб.;
7) г. Саратов, ул. Мира, д. 17Б:
- капитальный ремонт отмостки на сумму 136 954 руб. согласно локальной смете N 33 судебной строительно-технической экспертизы (заключение эксперта N 177/2016) от 03.11.2016;
- капитальный ремонт системы центральною отопления на сумму 677 606 руб. согласно локальной смете N 34 судебной строительно-технической экспертизы (заключение эксперта N 177/2016) от 03.11.2016;
- капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы горячего водоснабжения на сумму 155 023 руб. согласно локальной смете N 35 судебной строительно-технической экспертизы (заключение эксперта N 177/2016) от 03.11.2016;
- капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения на сумму 130 438 руб. согласно локальной смете N 36 судебной строительно-технической экспертизы (заключение эксперта N 177/2016) от 03.11.2016;
- капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы водоотведения (системы канализации ХВС) на сумму 207 478 руб. согласно локальной смете N 37 судебной строительно-технической экспертизы (заключение эксперта N 177/2016) от 03.11.2016;
- капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы электроснабжения на сумму 1 482 972 руб. согласно локальной смете N 38 судебной строительно-технической экспертизы (заключение эксперта N 177/2016) от 03.11.2016, всего по дому на сумму - 2 790 471 руб.;
8) г. Саратов, ул. Мира, д. 30А:
- капитальный ремонт отмостки на сумму 216 руб. согласно локальной смете N 39 судебной строительно-технической экспертизы (заключение эксперта N 177/2016) от 03.11.2016;
- капитальный ремонт системы центрального отопления на сумму 797 845 руб. согласно локальной смете N 40 судебной строительно-технической экспертизы (заключение эксперта N 177/2016) от 03.11.2016;
- капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы горячего водоснабжения на сумму 268 271 руб. согласно локальной смете N 41 судебной строительно-технической экспертизы (заключение эксперта N 177/2016) от 03.11.2016;
- капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения на сумму 170 922 руб. согласно локальной смете N 42 судебной строительно-технической экспертизы (заключение эксперта N 177/2016) от 03.11.2016;
- капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы водоотведения (системы канализации ХВС) на сумму 170 256 руб. согласно локальной смете N 43 судебной строительно-технической экспертизы (заключение эксперта N 177/2016) от 03.11.2016;
- капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы электроснабжения на сумму 1 071 801 руб. согласно локальной смете N 44 судебной строительно-технической экспертизы (заключение эксперта N 177/2016) от 03.11.2016, всего по дому на сумму - 2 643 556 руб.
Всего работ по указанным домам на общую сумму 25 315 616 руб. А также просит принять отказ от иска в части срока выполнения работ - 4 месяца, производство по делу в указанной части прекратить.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 28.11.2016, оставленного без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2017 по делу N А57-8971/2015 производство по указанному делу в части исковых требований об обязании муниципального образования "Город Саратов" в лице администрации МО "Город Саратов" провести капитальный ремонт в течение 4 месяцев с момента вступления в законную силу судебного акта прекращено. Исковые требования удовлетворены в полном объеме. С муниципального образования "Город Саратов" в лице администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Прогресс" взысканы судебные издержки, связанные с проведением судебной экспертизы в сумме 200 000 руб.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" и администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят решение Арбитражного суда Саратовской области от 28.11.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2017 по делу N А57-8971/2015 отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование кассационных жалоб заявители ссылаются на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа, представителей в суд не направили.
Согласно части 3 статьи 284 АПК РФ неявка извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалуемых судебных актов, на основании статьи 286 АПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 28.02.2005 решением общего собрания собственников помещений объединения многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. Мира, 15, 15а, 17, 17а, 17б, 17в, 17г, 19, 19а, 20, 20а, 20б, 20в, 21, 21а, 23, 23а, 25, 25а, 27, 29, 30, 30а, 30б, Молодежный проезд, д. 3, ул. Международная, д. 20, 20а, 28а, 30, 40, ул. Гвардейская, д. 1а, 3, 3а, 9, 9а, создано товарищество собственников жилья "Возрождение" (далее - ТСЖ "Возрождение).
Согласно акту приема-передачи технической документации для обеспечения управления, эксплуатации, владения, пользования и распоряжения общим имуществом многоквартирных жилых домов товариществу собственников жилья "Возрождение" от МУ "Дирекция единого заказчика по Ленинскому району г. Саратова" от 01.08.2005 Муниципальное учреждение "Дирекция единого заказчика по Ленинскому району г. Саратова" передало ТСЖ "Возрождение" общее имущество жилого фонда (в том числе жилых домов по адресу: г. Саратов, ул. Мира, 17 Г; г. Саратов, ул. Мира, 29; г. Саратов, ул. Мира, 21 А; г. Саратов, ул. Мира, 27; г. Саратов, ул. Мира, 25 А; г. Саратов, ул. Мира, 17 В; г. Саратов, ул. Мира, 17 Б; г. Саратов, ул. Мира, 30 А), со всем, без исключения внутридомовым оборудованием (лифты и оборудование к ним), внутридомовые электрические, водопроводные, канализационные, тепловые и газовые сети, запорная арматура, кабели, антенны и инженерное оборудование.
В дефектной ведомости от 02.08.2005 N 3 подписанной ТСЖ "Возрождение" и МУ "Дирекция единого заказчика по Ленинскому району г. Саратова", указана стоимость восстановительных работ по данным жилым домам. В приложении к дефектной ведомости от 02.08.2005 N 3 указаны строительные конструкции и инженерные коммуникации, которые нуждались в капитальном ремонте.
04 июля 2005 года решением общего собрания учредителей (ТСЖ "Дружба 2005", ТСЖ "Возрождение", ТСЖ "Ударник") создан Союз товариществ собственников жилья "Прогресс".
Согласно договору управления от 01.08.2005 N 3 ТСЖ "Возрождение" передает сроком на 10 лет в управление СТСЖ "Прогресс" все объекты общего имущества жилищного фонда (в том числе жилого дома по адресу: г. Саратов, ул. Мира, 17 Г; г. Саратов, ул. Мира, 29; г. Саратов, ул. Мира, 21 А; г. Саратов, ул. Мира, 27; г. Саратов, ул. Мира, 25 А; г. Саратов, ул. Мира, 17 В; г. Саратов, ул. Мира, 17 Б; г. Саратов, ул. Мира, 30 А) согласно приложению N 1, а СТСЖ "Прогресс" принимает в управление все объекты общего имущества жилищного фонда, находящегося в общей долевой собственности членов ТСЖ "Возрождение" для организации и обеспечения эффективной эксплуатации, обслуживания и ремонта данного имущества.
На основании дополнительного соглашения от 01.11.2010 по взаимному соглашению сторон данный договор управления был расторгнут с 01.05.2011.
Согласно договору управления от 01.05.2011 N 3 ТСЖ "Возрождение" поручает, а ООО "СТСЖ Прогресс" принимает на себя обязательства совершать от имени и за счет ТСЖ все необходимые юридические и фактические действия, направленные на выполнение работ по управлению, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе жилого дома по адресу: г. Саратов, ул. Мира, 17 Г; г. Саратов, ул. Мира, 29; г. Саратов, ул. Мира, 21 А; г. Саратов, ул. Мира, 27; г. Саратов, ул. Мира, 25 А; г. Саратов, ул. Мира, 17 В; г. Саратов, ул. Мира, 17 Б; г. Саратов, ул. Мира, 30 А) по обеспечению жителей домов коммунальными услугами, а также осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом.
На основании дополнительного соглашения от 01.09.2014 по взаимному соглашению сторон данный договор управления был расторгнут с 01.09.2014.
Согласно договору управления от 01.09.2014 N 3 ТСЖ "Возрождение" поручает, а ООО "Прогресс" принимает на себя обязательства совершать от имени и за счет ТСЖ все необходимые юридические и фактические действия, направленные на выполнение работ по управлению, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе жилого дома по адресу: г. Саратов, ул. Мира, 17 Г; г. Саратов, ул. Мира, 29; г. Саратов, ул. Мира, 21 А; г. Саратов, ул. Мира, 27; г. Саратов, ул. Мира, 25 А; г. Саратов, ул. Мира, 17 В; г. Саратов, ул. Мира, 17 Б; г. Саратов, ул. Мира, 30 А,), по обеспечению жителей домов коммунальными услугами, а также осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом.
При проведении управляющей организацией после ее избрания первичного осмотра жилых домов по адресу: г. Саратов, ул. Мира, 17 Г; г. Саратов, ул. Мира, 29; г. Саратов, ул. Мира, 21 А; г. Саратов, ул. Мира, 27; г. Саратов, ул. Мира, 25 А; г. Саратов, ул. Мира, 17 В; г. Саратов, ул. Мира, 17 Б; г. Саратов, ул. Мира, 30 А, закрепленном актами от 14.05.2011, 03.02.2015, 05.02.2015, 11.02.2015, 30.03.2015 было выявлено неудовлетворительное состояние конструкций указанных жилых домов.
До принятия собственниками спорного многоквартирных домов по адресу: г. Саратов, ул. Мира, 17 Г; г. Саратов, ул. Мира, 29; г. Саратов, ул. Мира, 21 А; г. Саратов, ул. Мира, 27; г. Саратов, ул. Мира, 25 А; г. Саратов, ул. Мира, 17 В; г. Саратов, ул. Мира, 17 Б; г. Саратов, ул. Мира, 30 А решения о выборе способа управления управляющей организацией данные многоквартирные жилые дома находились в муниципальной собственности и на балансе муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика по Ленинскому району г. Саратова".
Полагая, что обязанность по выполнению работ по капитальному ремонту спорных домов лежит на МО "Город Саратов", истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Разрешая исковые требования, суды первой и апелляционной инстанции, правомерно руководствуясь положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 131-ФЗ), Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьями 210, 676, 681 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), указав, что необходимость проведения капитального ремонта на день приватизации квартир и до настоящего времени подтверждается имеющимися в деле актами осмотров, а также заключением экспертов, правомерно удовлетворили заявленные требования.
Согласно статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Как указал в своем Определении Конституционный суд Российской Федерации от 01.03.2012 N 389-О-О, определяя в Законе Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, федеральный законодатель, руководствуясь принципами социального государства и поддержания доверия граждан к действиям публичной власти, в целях обеспечения дополнительных гарантий права на приватизацию для граждан, занимающих жилые помещения в домах, требующих капитального ремонта, предусмотрел сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда (статья 16).
Это законоположение, как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, направлено на защиту имущественных и жилищных прав названной категории граждан (Определения от 19.10.2010 N 1334-О-О и от 14.07.2011 N 886-О-О).
Применительно к муниципальным образованиям в лице органов местного самоуправления это законоположение не предопределяет конкретные формы, способы и сроки его исполнения, а, будучи одним из общих принципов осуществления приватизации, в системе действующего законодательства предполагает возможность его конкретизации в муниципальных правовых актах с учетом специфических местных условий для установления наиболее оптимального механизма достижения заложенной в нем цели на основе баланса интересов местного сообщества в целом и группы собственников жилых помещений (часть 3 статьи 51 ФЗ N 131-ФЗ).
Норма статьи 6 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон о приватизации) является специальной нормой, поскольку в соответствии с нею осуществляется приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах особой категории - требующих капитального ремонта.
Из норм данного закона следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя и не исполненная им на момент приватизации, сохраняется до исполнения им данного обязательства.
Жилой дом по адресу: г. Саратов, ул. Мира, 17 Б был построен в 1980 году, наймодателем жилых помещений до их передачи была администрация муниципального образования "Город Саратов". Собственником жилых помещений, расположенных в настоящем доме, являлась администрация г. Саратова (в настоящее время - администрация муниципального образования "Город Саратов") и в период владения жилищным фондом получало от нанимателей плату за жилье через обслуживающие организации и обязано было содержать и осуществлять ремонт. С момента принятия Закона о приватизации и до передачи оставшейся части муниципальных квартир прошла приватизация части квартир гражданами, проживающими в данном доме.
Так, в соответствии с договором от 03.03.2014 N 340-14 на приватизацию жилого помещения, собственник - администрация муниципального образования "Город Саратов" согласно Закону о приватизации безвозмездно передает, а граждане Маркина Л.В., Маркин А.В. принимают в долевую собственность квартиру, находящуюся по адресу: г. Саратов, ул. Мира, д. N 17б, кв. 46. Передаваемое жилье граждане занимают на условиях договора социального найма жилого помещения. Право собственности по данному договору зарегистрировано 26.03.2014.
Жилой дом по адресу: г. Саратов, ул. Мира, 17 В был построен в 1978 году, наймодателем жилых помещений до их передачи была администрация муниципального образования "Город Саратов". Собственником жилых помещений, расположенных в настоящем доме, являлась администрация г. Саратова (в настоящее время - администрация муниципального образования "Город Саратов") и в период владения жилищным фондом получало от нанимателей плату за жилье через обслуживающие организации и обязано было содержать и осуществлять ремонт. С момента принятия Закона о приватизации и до передачи оставшейся части муниципальных квартир прошла приватизация части квартир гражданами, проживающими в данном доме.
Так, в соответствии с договором от 12.12.2014 N 2044-14 на приватизацию жилого помещения, собственник - администрация муниципального образования "Город Саратов" согласно Закону о приватизации безвозмездно передает, а граждане Козловская Д.Е., Хитрова Г.В., Донская В.С. принимают в долевую собственность квартиру, находящуюся по адресу: г. Саратов, ул. Мира, д. 17 В, кв. 47. Передаваемое жилье граждане занимают на условиях договора социального найма жилого помещения. Право собственности по данному договору зарегистрировано 29.12.2014.
Жилой дом по адресу: г. Саратов, ул. Мира, 17 Г был построен в 1979 году, наймодателем жилых помещений до их передачи была администрация муниципального образования "Город Саратов". Собственником жилых помещений, расположенных в настоящем доме, являлась администрация г. Саратова (в настоящее время - администрация муниципального образования "Город Саратов") и в период владения жилищным фондом получало от нанимателей плату за жилье через обслуживающие организации и обязано было содержать и осуществлять ремонт. С момента принятия Закона о приватизации и до передачи оставшейся части муниципальных квартир прошла приватизация части квартир гражданами, проживающими в данном доме.
Так, в соответствии с договором от 22.10.2013 N 6745-13 на приватизацию жилого помещения собственник - администрация муниципального образования "Город Саратов" согласно Закону о приватизации безвозмездно передает, а граждане Новосадова Т.А., Новосадова А.С. принимают в долевую собственность квартиру, находящуюся по адресу: г. Саратов, ул. Мира, д. N 17 Г, кв. 2. Передаваемое жилье гражданин занимает на условиях договора социального найма жилого помещения. Право собственности зарегистрировано 13.11.2013.
Жилой дом по адресу: г. Саратов, ул. Мира, 21 А был построен в 1972 году, наймодателем жилых помещений до их передачи была администрация муниципального образования "Город Саратов". Собственником жилых помещений, расположенных в настоящем доме, являлась администрация г. Саратова (в настоящее время - администрация муниципального образования "Город Саратов") и в период владения жилищным фондом получало от нанимателей плату за жилье через обслуживающие организации и обязано было содержать и осуществлять ремонт. С момента принятия Закона о приватизации и до передачи оставшейся части муниципальных квартир прошла приватизация части квартир гражданами, проживающими в данном доме.
Так, в соответствии с договором от 23.12.2014 N 2146-14 на приватизацию жилого помещения собственник - администрация муниципального образования "Город Саратов" согласно Закону о приватизации безвозмездно передает, а граждане Игнашенков С.Н., Неклюдова М.С. принимают в долевую собственность квартиру, находящуюся по адресу: г. Саратов, ул. Мира, д. N21а, кв. 1. Передаваемое жилье гражданин занимает на условиях договора социального найма жилого помещения. Право собственности по данному договору зарегистрировано 30.12.2014.
Жилой дом по адресу: г. Саратов, ул. Мира, 25А был построен в 1977 году, наймодателем жилых помещений до их передачи была администрация муниципального образования "Город Саратов". Собственником жилых помещений, расположенных в настоящем доме, являлась администрация г. Саратова (в настоящее время - администрация муниципального образования "Город Саратов") и в период владения жилищным фондом получало от нанимателей плату за жилье через обслуживающие организации и обязано было содержать и осуществлять ремонт. С момента принятия Закона о приватизации и до передачи оставшейся части муниципальных квартир прошла приватизация части квартир гражданами, проживающими в данном доме.
Так, в соответствии с договором от 03.03.2015 N 2990-15 на приватизацию жилого помещения собственник - администрация муниципального образования "Город Саратов" согласно Закону о приватизации безвозмездно передает, а гражданка Мещерина Н.М. принимает в частную собственность квартиру, находящуюся по адресу: г. Саратов, ул. Мира, д. N 25а, кв. 8. Передаваемое жилье гражданин занимает на условиях договора социального найма жилого помещения. Право собственности по данному договору зарегистрировано 19.03.2015.
Жилой дом по адресу: г. Саратов, ул. Мира, 27 был построен в 1971 году, наймодателем жилых помещений до их передачи была администрация муниципального образования "Город Саратов". Собственником жилых помещений, расположенных в настоящем доме, являлась администрация г. Саратова (в настоящее время - администрация муниципального образования "Город Саратов") и в период владения жилищным фондом получало от нанимателей плату за жилье через обслуживающие организации и обязано было содержать и осуществлять ремонт. С момента принятия Закона о приватизации и до передачи оставшейся части муниципальных квартир прошла приватизация части квартир гражданами, проживающими в данном доме.
Так, в соответствии с договором от 14.07.2014 N 978-14 на приватизацию жилого помещения собственник - администрация муниципального образования "Город Саратов" согласно Закону о приватизации безвозмездно передает, а гражданин Никифоров Н.И. принимает в частную собственность квартиру, находящуюся по адресу: г. Саратов, ул. Мира, д. N 27, кв. 5. Передаваемое жилье гражданин занимает на условиях договора социального найма жилого помещения. Право собственности зарегистрировано 29.07.2014.
Жилой дом по адресу: г. Саратов, ул. Мира, 29 был построен в 1983 году, наймодателем жилых помещений до их передачи была администрация муниципального образования "Город Саратов". Собственником жилых помещений, расположенных в настоящем доме, являлась администрация г. Саратова (в настоящее время - администрация муниципального образования "Город Саратов") и в период владения жилищным фондом получало от нанимателей плату за жилье через обслуживающие организации и обязано было содержать и осуществлять ремонт. С момента принятия Закона о приватизации и до передачи оставшейся части муниципальных квартир прошла приватизация части квартир гражданами, проживающими в данном доме.
Так, в соответствии с договором от 18.04.2013 N 5097-13 на приватизацию жилого помещения собственник - администрация муниципального образования "Город Саратов" согласно Закону о приватизации безвозмездно передает, а граждане Ланченко А.Г., Лагнченко Г.С., Исаева Е.Г., Ланченко Е.О. принимают в долевую собственность квартиру, находящуюся по адресу: г. Саратов, ул. Мира, д. 29, кв. 130. Передаваемое жилье гражданин занимает на условиях договора социального найма жилого помещения.
Жилой дом по адресу: г. Саратов, ул. Мира, 30а был построен в 1975 году, наймодателем жилых помещений до их передачи была администрация муниципального образования "Город Саратов". Собственником жилых помещений, расположенных в настоящем доме, являлась администрация г. Саратова (в настоящее время - администрация муниципального образования "Город Саратов") и в период владения жилищным фондом получало от нанимателей плату за жилье через обслуживающие организации и обязано было содержать и осуществлять ремонт. С момента принятия Закона о приватизации и до передачи оставшейся части муниципальных квартир прошла приватизация части квартир гражданами, проживающими в данном доме.
Так, в соответствии с договором от 17.02.2014 N 261-14 на приватизацию жилого помещения собственник - администрация муниципального образования "Город Саратов" согласно Закону "О приватизации жилого фонда в Российской Федерации" безвозмездно передает, а граждане Мохначев А.О., Мохначева А.О., Мохначева Е.В.. принимают в долевую собственность квартиру, находящуюся по адресу: г. Саратов, ул. Мира, д. N 30а, кв. 1. Передаваемое жилье гражданин занимает на условиях договора социального найма жилого помещения. Право собственности по данному договору зарегистрировано 17.03.2014.
В соответствии с имеющимися в материалах дела договорами на приватизацию жилых помещений собственник - администрация МО "Город Саратов" согласно Закону о приватизации безвозмездно передает, а граждане принимают в собственность квартиры, жилые помещения, находящееся в жилых домах по адресу: г. Саратов, ул. Мира, 17 Г; г. Саратов, ул. Мира, 29; г. Саратов, ул. Мира, 21 А; г. Саратов, ул. Мира, 27; г. Саратов, ул. Мира, 25 А; г. Саратов, ул. Мира, 17 В; г. Саратов, ул. Мира, 17 Б; г. Саратов, ул. Мира, 30 А. Передаваемое жилье граждане занимали на основании договоров социального найма жилого помещения.
В силу статьи 2 и пункта 3 статьи 15 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" от 21.07.2007 N 185-ФЗ потребность в капитальном ремонте - это необходимость проведения работ (отнесенных указанным Федеральным законом к видам работ по капитальному ремонту) по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме для приведения многоквартирного жилого дома в технически исправное состояние.
К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов относятся: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, в том числе с установкой приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа); ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонта лифтовых шахт; ремонт крыш; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах; утепление и ремонт фасадов.
Согласно дефектной ведомости от 02.08.2005 N 3, актам первичного осмотра жилых домов на момент приватизации гражданами жилых помещений требовался капитальный ремонт общего имущества спорных многоквартирных домов.
В соответствии с пунктом 5.7 Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения ВСН 58-88 (р), утвержденного приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312, действующим в части, не противоречащей Жилищному кодексу Российской Федерации, определение стоимости капитального ремонта зданий (объектов) должно осуществляться на основе сметных или договорных цен. Договорная цена каждого объекта ремонта должна определяться на основе сметы, составляемой по установленным соответственно для капитального ремонта ценам, нормам, тарифам и расценкам с учетом научно-технического уровня, эффективности, качества, сроков выполнения работ и других факторов.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 25.07.2016 была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено общества с ограниченной ответственностью "РосЭкспертиза" экспертам Коновалову И.А., Шипитько И.А.
На разрешение экспертов поставлены следующие вопросы:
1. Нуждался и нуждается ли многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Мира, 17Г на 22.10.2013 в капитальном ремонте, исходя из актов осмотра 14.05.2011, от 11.02.2015, а так же на момент проведения экспертизы?
2. Нуждался и нуждается ли многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Мира, 29 на 18.04.2013 в капитальном ремонте, исходя из актов осмотра от 14.05.2011, от 11.02.2015, а так же на момент проведения экспертизы?
3. Нуждался и нуждается ли многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Мира, 21А на 23.12.2014 в капитальном ремонте, исходя из актов осмотра от 14.05.2011, от 03.02.2015, а так же на момент проведения экспертизы?
4. Нуждался и нуждается ли многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Мира, 27 на 14.07.2014 в капитальном ремонте, исходя из актов осмотра от 14.05.2011, от 03.02.2015, а так же на момент проведения экспертизы?
5. Нуждался и нуждается ли многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Мира, 25А на 03.03.2015 в капитальном ремонте, исходя из актов осмотра от 14.05.2011, от 30.03.2015, а так же на момент проведения экспертизы?
6. Нуждался и нуждается ли многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Мира, 17В на 12.12.2014 в капитальном ремонте, исходя из актов осмотра от 14.05.2011, от 05.02.2015, а так же на момент проведения экспертизы?
7. Нуждался и нуждается ли многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Мира, 17Б на 03.03.2014 в капитальном ремонте, исходя из актов осмотра от 14.05.2011, от 05.02.2015, а так же на момент проведения экспертизы?
8. Нуждался и нуждается ли многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Мира, 30А на 17.02.2014 в капитальном ремонте, исходя из актов осмотра от 14.05.2011, от 03.02.2015, а так же на момент проведения экспертизы?
9. Каков объем, виды и стоимость восстановительных работ по капитальному ремонту, необходимы для устранения дефектов многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам:
10. Каков объем, виды и стоимость восстановительных работ по капитальному ремонту, необходимы для устранения дефектов многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Мира, 17Г на 22.10.2013, согласно актам осмотра от 14.05.2011, от 11.02.2015 и в текущих ценах на момент проведения экспертизы?
11. Каков объем, виды и стоимость восстановительных работ по капитальному ремонту, необходимы для устранения дефектов многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Мира, д. 29, согласно актам осмотра от 14.05.2011, от 11.02.2015 и в текущих ценах на момент проведения экспертизы?
12. Каков объем, виды и стоимость восстановительных работ по капитальному ремонту, необходимы для устранения дефектов многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Мира, д. 21А, согласно актам осмотра от 14.05.2011, от 03.02.2015 и в текущих ценах на момент проведения экспертизы?
13. Каков объем, виды и стоимость восстановительных работ по капитальному ремонту, необходимы для устранения дефектов многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Мира, д. 27, согласно актам осмотра от 14.05.2011, от 03.02.2015 и в текущих ценах на момент проведения экспертизы?
14. Каков объем, виды и стоимость восстановительных работ по капитальному ремонту, необходимы для устранения дефектов многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Мира, д. 25А, согласно актов осмотра от 14.05.2011, от 30.03.2015 и в текущих ценах на момент проведения экспертизы?
15. Каков объем, виды и стоимость восстановительных работ по капитальному ремонту, необходимы для устранения дефектов многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Мира, д. 17В, согласно актам осмотра от 14.05.2011, от 05.02.2015 и в текущих ценах на момент проведения экспертизы?
16. Каков объем, виды и стоимость восстановительных работ по капитальному ремонту, необходимы для устранения дефектов многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Мира, д. 17Б, согласно актам осмотра от 14.05.2011, от 05.02.2015 и в текущих ценах на момент проведения экспертизы?
17. Каков объем, виды и стоимость восстановительных работ по капитальному ремонту, необходимы для устранения дефектов многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Мира, д. 30А, согласно актам осмотра от 14.05.2011, от 03.02.2015 и в текущих ценах на момент проведения экспертизы?
18. Каковы возможные сроки проведения работ по капитальному ремонту для устранения выявленных дефектов капитального характера?
Из заключения эксперта следует, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Мира, д. 17Г, на 22.10.2013, а также на момент производства экспертизы нуждался и нуждается в капитальном ремонте исходя из актов осмотра от 14.05.2011 и 11.02.2015 следующих инженерных систем и конструктивных элементов: 1) отмостка вокруг здания; 2) система центрального отопления; 3) система ГВС; 4) система ХВС; 5) система канализации ХВС; 6) электрохозяйство.
Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Мира, д. 29, на 18.04.2013, а также на момент производства экспертизы нуждался и нуждается в капитальном ремонте исходя из актов осмотра от 14.05.2011 и 11.02.2015 следующих инженерных систем и конструктивных элементов: 1) система центрального отопления; 2) система ГВС; 3) система ХВС; 4) система канализации ХВС; 5) электрохозяйство; 6) лифтовое хозяйство (два лифта, расположенные в 4-м и 5-м подъездах).
Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Мира, д. 21 А, на 23.12.2014, а также на момент производства экспертизы нуждался и нуждается в капитальном ремонте исходя из актов осмотра от 14.05.2011 и 03.02.2015 следующих инженерных систем и конструктивных элементов: 1) отмостка вокруг здания; 2) система центрального отопления; 3) система ГВС; 4) система ХВС; 5) система канализации ХВС; 6) электрохозяйство.
Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Мира, д. 27, на 14.07.2014, а также на момент производства экспертизы нуждался и нуждается в капитальном ремонте исходя из актов осмотра от 14.05.2011 и 03.02.2015 следующих инженерных систем и конструктивных элементов: 1) система центрального отопления; 2) система ГВС; 3) система ХВС; 4) система канализации ХВС.
Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Мира, д. 25А, на 03.03.2015, а также на момент производства экспертизы нуждался и нуждается в капитальном ремонте исходя из актов осмотра от 14.05.2011 и 30.03.2015 следующих инженерных систем и конструктивных элементов: 1) система центрального отопления; 2) система ГВС; 3) система ХВС; 4) система канализации ХВС.
Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Мира, д. 17В, на 12.12.2014, а также на момент производства экспертизы нуждался и нуждается в капитальном ремонте исходя из актов осмотра от 14.05.2011 и 05.02.2015 следующих инженерных систем и конструктивных элементов: 1) отмостка вокруг здания; 2) система центрального отопления; 3) система ГВС; 4) система ХВС; 5) система канализации ХВС; 6) электрохозяйство.
Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Мира, д. 17Б, на 03.03.2014, а также на момент производства экспертизы нуждался и нуждается в капитальном ремонте исходя из актов осмотра от 14.05.2011 и 05.02.2015 следующих инженерных систем и конструктивных элементов: 1) отмостка вокруг здания; 2) система центрального отопления; 3) система ГВС; 4) система ХВС; 5) система канализации ХВС; 6) электрохозяйство.
Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Мир а, д. 30А, на 17.02.2014, а также на момент производства экспертизы нуждался и нуждается в капитальном ремонте исходя из актов осмотра от 14.05.2011 и 03.02.2015 следующих инженерных систем и конструктивных элементов: 1) отмостка вокруг здания; 2) система центрального отопления; 3) система ГВС; 4) система ХВС; 5) система канализации ХВС; 6) электрохозяйство.
Стоимость работ по капитальному ремонту в текущих ценах на момент проведения экспертизы в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Саратов, ул. Мира, д. 17Г, составляет 2 638 789 руб. Объем и виды восстановительных работ указаны в локальных сметах N 1, 2, 3, 4, 5, 6 (приложение N 1, 2, 3, 4, 5, 6) в том числе: 1) на капитальный ремонт отмостки - 159 694 руб.; 2) на капитальный ремонт системы центрального отопления - 797 845 руб.; 3) на капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы ГВС - 268 271 руб.; 4) на капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы ХВС - 170 922 руб.; 5) на капитальный ремонт внутридомовой инженер ной системы водоотведения (системы канализации ХВС) - 170 256 руб.; 6) на капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы электроснабжения - 1 071 801 руб.
Стоимость работ по капитальному ремонту в текущих ценах на момент проведения экспертизы в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Саратов, ул. Мира, д. 29, составляет 7 898 239 руб. Объем и виды восстановительных работ указаны в локальных сметах N 7, 8, 9, 10, 11, 12 (приложение N 7, 8, 9, 10, 11, 12) в том числе: 1) на капитальный ремонт системы центрального отопления - 1 785 669 руб.; 2) на капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы ГВС - 752 294 руб.; 3) на капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы ХВС - 751 961 руб.; 4) на капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы водоотведения (системы канализации ХВС) - 644 818 руб.; 5) на капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы электроснабжения - 1 228 225 руб.; 6) на капитальный ремонт лифтового хозяйства (два лифта, расположенные в 4 -м и 5-м подъездах) - 2 735 272 руб.
Стоимость работ по капитальному ремонту в текущих ценах на момент проведения экспертизы в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Саратов, ул. Мира, д. 21 А, составляет 2 749 972 руб. Объем и виды восстановительных работ указаны в локальных сметах N 13, 14, 15, 16, 17, 18 (приложение N 13, 14, 15, 16, 17, 18) в том числе: 1) на капитальный ремонт отмостки - 333 854 руб.; 2) на капитальный ремонт системы центрального отопления - 984 428 руб.; 3) на капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы ГВС - 260 694 руб.; 4) на капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы ХВС - 260 694 руб.; 5) на капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы водоотведения (системы канализации ХВС) - 380 063 руб.; 6) на капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы электроснабжения - 530 239 руб.
Стоимость работ по капитальному ремонту в текущих ценах на момент проведения экспертизы в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Саратов, ул. Мира, д. 27, составляет 1 698 225 руб. Объем и виды восстановительных работ указаны в локальных сметах N 19, 20, 21, 22 (приложение N 19, 20, 21, 22) в том числе: 1) на капитальный ремонт системы центрального отопления - 880 016 руб.; 2) на капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы ГВС - 245 761 руб.; 3) на капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы ХВС - 140 422 руб.; 4) на капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы водоотведения (системы канализации ХВС) - 432 026 руб.
Стоимость работ по капитальному ремонту в текущих ценах на момент проведения экспертизы в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Саратов, ул. Мира, д. 25А, составляет 2 167 019 руб. Объем и виды восстановительных работ указаны в локальных сметах N 23, 24, 25, 26 (приложение N 23, 24, 25, 26) в том числе: 1) на капитальный ремонт системы центрального отопления - 1 508 363 руб.; 2) на капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы ГВС - 170 634 руб.; 3) на капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы ХВС - 170 634 руб.; 4) на капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы водоотведения (системы канализации ХВС) - 317 388 руб.
Стоимость работ по капитальному ремонту в текущих ценах на момент проведения экспертизы в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Саратов, ул. Мира, д. 17 В, составляет 2 729 345 руб. Объем и виды восстановительных работ указаны в локальных сметах N 27, 28, 29, 30, 31, 32 (приложение N 27, 28, 29, 30, 31, 32) в том числе: 1) на капитальный ремонт отмостки - 91 205 руб.; 2) на капитальный ремонт системы центрального отопления - 831 789 руб.; 3) на капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы ГВС - 219 972 руб.; 4) на капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы ХВС - 219 972 руб.; 5) на капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы водоотведения (системы канализации ХВС) - 272 436 руб.; 6) на капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы электроснабжения - 1 093 971 руб.
Стоимость работ по капитальному ремонту в текущих ценах на момент проведения экспертизы в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Саратов, ул. Мира, д. 17Б, составляет 2 790 471 руб. Объем и виды восстановительных работ указаны в локальных сметах N 33, 34, 35, 36, 37, 38 (приложение N 33, 34, 35, 36, 37, 38) в том числе: 1) на капитальный ремонт отмостки - 136 954 руб.; 2) на капитальный ремонт системы центрального отопления - 677 606 руб.; 3) на капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы ГВС - 155 023 руб.; 4) на капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы ХВС - 130 438 руб.; 5) на капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы водоотведения (системы канализации ХВС) - 207 478 руб.; 6) на капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы электроснабжения - 1 482 972 руб.
Стоимость работ по капитальному ремонту в текущих ценах на момент проведения экспертизы в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Саратов, ул. Мира, д. 30А, составляет 2 643 556 руб. Объем и виды восстановительных работ указаны в локальных сметах N 39, 40, 41, 42, 43, 44 (приложение N 39, 40, 41, 42, 43, 44) в том числе: 1) на капитальный ремонт отмостки - 216 647 руб.; 2) на капитальный ремонт системы центрального отопления - 1 177 068 руб.; 3) на капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы ГВС - 197 550 руб.; 4) на капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы ХВС - 141 989 руб.; 5) на капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы водоотведения (системы канализации ХВС) - 380 063 руб.; 6) на капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы электроснабжения - 530 239 руб.
Сторонами по делу не опровергнуты изложенные в экспертном заключении выводы, как и не представлены соответствующие доказательства недостоверности проведенной судебной экспертизы вследствие неполноты исследованных материалов и сделанных выводов или по иным основаниям, также не доказано, что спорные работы относятся к текущим.
Согласно статье 676 ГК РФ, устанавливающей обязанности наймодателя жилого помещения по надлежащей эксплуатации жилого дома, Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1099, утративших силу с 23 мая 2006 года, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, определяющих порядок предоставления и оплаты услуг, права и обязанности потребителей, права, обязанность и ответственность исполнителей, в том числе по эксплуатации, сохранности и содержанию жилищного фонда, обязанность по обслуживанию и ремонту жилого дома была возложена на государственные жилищно- эксплуатационные и ремонтно-строительные организации, обслуживающие этот дом.
В силу пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела III Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из смысла приведенных выше норм права, а также общих положений закона об исполнении обязательств, следует, что при неисполнении или ненадлежащем исполнении ранее возникших обязательств за организацией, обязанной выполнить капитальный ремонт многоквартирного дома, такая обязанность сохраняется до ее исполнения.
Согласно статьи 210 ГК РФ собственник обязан нести бремя содержания принадлежащего ему имущества и оплачивать коммунальные услуги.
Исходя из вышеизложенного, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу, что обязанность по производству капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства. При этом данная обязанность сохраняется, как перед гражданами, приватизировавшими жилые помещения до передачи дома в управление, так и перед гражданами, являвшимися на момент передачи дома в управление нанимателями жилых помещений в объеме обязательств, установленных законом применительно к договору социального найма.
Согласно статьи 15 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах социальной защиты населения", действующих на момент возникновения спорных правоотношений, плата за капитальный ремонт жилищного фонда включалась в структуру платежей граждан, проживающих в домах, относящихся к жилищному фонду, независимо от форм собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 681 ГК РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.
В соответствии со статьей 676 ГК РФ наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.
Из вышеприведенных положений следует, что в случае, если при приватизации хотя бы одной квартиры многоквартирный дом нуждался в капитальном ремонте, бывший наймодатель обязан произвести капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
При этом, как верно указано судами, если обязательство не исполняется должником в добровольном порядке, кредитор вправе обратиться с требованием о понуждении к исполнению обязательства в суд.
Материалами дела подтверждено, что указанные в актах осмотра жилого дома работы относятся именно к капитальному ремонту. Стоимость и объем, необходимых для проведения капитального ремонта, работ многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Саратов, ул. Мира, 17 Г; г. Саратов, ул. Мира, 29; г. Саратов, ул. Мира, 21 А; г. Саратов, ул. Мира, 27; г. Саратов, ул. Мира, 25 А; г. Саратов, ул. Мира, 17 В; г. Саратов, ул. Мира, 17 Б; г. Саратов, ул. Мира, 30 А, определены в экспертном заключении, ответчиком и третьими лицами не оспорены.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что истец не вправе обращаться в суд с данным исковым требованием, так как данное право принадлежит лицам, приватизировавшим жилые помещения в данном доме, был предметом рассмотрения и надлежащей оценки суда апелляционной инстанции и правомерно отклонен в связи с тем, что право ООО "Прогресс" от имени и в интересах собственников без доверенности либо от своего имени с правом привлечения третьих лиц подавать исковые заявления в суд закреплено в протоколе общего собрания собственников помещений многоквартирных домов, договоре управления.
Довод заявителей о пропуске истцом срока исковой давности также правомерно признан судами необоснованным.
Позиция заявителей жалоб противоречит положениям статей 195, 200 ГК РФ, статье 208 ГК РФ с учетом правоприменительных положений, изложенных в пункте 49 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Исходя из вышеизложенного, исковые требования правомерно удовлетворены в полном объеме.
Аналогичный подход содержится в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.02.2017 N 306-ЭС16-21008.
Таким образом, при рассмотрении дела и вынесении обжалуемого судебного акта судами были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка.
Выводы, сделанные судами, основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Согласно положениям статей 168, 268 АПК РФ полномочиями по оценке и переоценке фактических обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств наделены суды первой и апелляционной инстанций.
Компетенция суда кассационной инстанции определена статьями 286, 287 АПК РФ, согласно которым суд кассационной инстанции проверяет правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов о применении норм права установленным обстоятельствам и доказательствам, имеющимся в деле.
Несогласие заявителей с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судом доказательств не является основанием для отмены принятых судебных актов в суде кассационной инстанции.
В силу части 1 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, подлежат отклонению, поскольку были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанции, фактически направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, не влияют на законность принятых судебных актов.
Иная оценка заявителями кассационных жалоб установленных судами фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной судами при рассмотрении дела судебной ошибки.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 28.11.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2017 по делу N А57-8971/2015 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
И.В. Арукаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статьи 15 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах социальной защиты населения", действующих на момент возникновения спорных правоотношений, плата за капитальный ремонт жилищного фонда включалась в структуру платежей граждан, проживающих в домах, относящихся к жилищному фонду, независимо от форм собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 681 ГК РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.
В соответствии со статьей 676 ГК РФ наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.
...
Позиция заявителей жалоб противоречит положениям статей 195, 200 ГК РФ, статье 208 ГК РФ с учетом правоприменительных положений, изложенных в пункте 49 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 3 апреля 2017 г. N Ф06-18728/17 по делу N А57-8971/2015
Хронология рассмотрения дела:
28.10.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-66626/20
07.08.2020 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3947/20
03.04.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-18728/17
18.01.2017 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-14394/16
28.11.2016 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-8971/15