г. Казань |
|
07 апреля 2017 г. |
Дело N А57-13851/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 апреля 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Махмутовой Г.Н., Филимонова С.А.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 17.10.2016 (судья Игнатьев Д.Ю.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2016 (председательствующий судья Лыткина О.В., судьи Клочкова Н.А., Телегина Т.Н.)
по делу N А57-13851/2015
по иску общества с ограниченной ответственностью "Прогресс", г. Саратов (ОГРН 1146450006559, ИНН 6450084273) к администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов (ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003) об обязании произвести капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Комитета по управлению имуществом г. Саратова, г. Саратов, Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, муниципального учреждения "Дирекции единого заказчика по Ленинскому району города Саратова", г. Саратов, администрации Ленинского района г. Саратова, г. Саратов, товарищества собственников жилья "Дружба 2005", г. Саратов,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Прогресс" (далее - ООО "Прогресс", истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация МО "г. Саратов", ответчик), об обязании ответчика за счет средств казны МО "г. Саратов" в течение 4-х месяцев с момента вступления в законную силу судебного акта произвести капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных по следующим адресам:
- г. Саратов, ул. Ламповая, д. 1: капитальный ремонт отмостки на сумму 187 842 руб. согласно локальной смете N 1 судебной строительно-технической экспертизы от 30.05.2016, капитальный ремонт системы центрального отопления на сумму 585 124 руб. согласно локальной смете N 2 судебной строительно-технической экспертизы от 30.05.2016, капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения на сумму 98 416 руб. согласно локальной смете N 3 судебной строительно-технической экспертизы от 30.05.2016, капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы водоотведения (системы канализации ХВС) на сумму 135 003 руб. согласно локальной смете N 4 судебной строительно-технической экспертизы от 30.05.2016, капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы электроснабжения на сумму 285 072 руб. согласно локальной смете N 5 судебной строительно-технической экспертизы от 30.05.2016;
- г. Саратов, ул. Ламповая, д. 4А: капитальный ремонт отмостки на сумму 341 021 руб. согласно локальной смете N 6 судебной строительно-технической экспертизы от 30.05.2016, капитальный ремонт системы центрального отопления на сумму 811 521 руб. согласно локальной смете N 7 судебной строительно-технической экспертизы от 30.05.2016, капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы горячего водоснабжения на сумму 184 229 руб. согласно локальной смете N 8 судебной строительно-технической экспертизы от 30.05.2016, капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения на сумму 178 224 руб. согласно локальной смете N 9 судебной строительно-технической экспертизы от 30.05.2016, капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы водоотведения (системы канализации ХВС) на сумму 198517 руб. согласно локальной смете N 10 судебной строительно-технической экспертизы от 30.05.2016, капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы электроснабжения на сумму 539 088 руб. согласно локальной смете N 11 судебной строительно-технической экспертизы от 30.05.2016;
- г. Саратов, пр. Строителей, д. 13: капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы центрального отопления на сумму 861 869 руб. согласно локальной смете N 12 судебной строительно-технической экспертизы от 30.05.2016, капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы горячего водоснабжения на сумму 197 198 руб. согласно локальной смете N 13 судебной строительно-технической экспертизы от 30.05.2016, капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения на сумму 191 391 руб. согласно локальной смете N 14 судебной строительно-технической экспертизы от 30.05.2016, капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы водоотведения (системы канализации ХВС) на сумму 381 173 руб. согласно локальной смете N 15 судебной строительно-технической экспертизы от 30.05.2016, капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы электроснабжения на сумму 837 136 руб. согласно локальной смете N 16 судебной строительно-технической экспертизы от 30.05.2016;
- г. Саратов, ул. Студеная, д. 3А: капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы горячего водоснабжения на сумму 469 533 руб. согласно локальной смете N 17 судебной строительно-технической экспертизы от 30.05.2016, капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения на сумму 454 545 руб. согласно локальной смете N 18 судебной строительно-технической экспертизы от 30.05.2016, капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы водоотведения (системы канализации ХВС) на сумму 754 393 руб. согласно локальной смете N 19 судебной строительно-технической экспертизы от 30.05.2016.
Делам присвоены следующие номера: N А57-13855/2015, А57-13854/2015, А57-13852/2015, А57-13851/2015.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 10.09.2015 дела N А57-13854/2015, А57-13852/2015, А57-13855/2015, А57-13851/2015 объединены в одно производство с присвоением номера N А57-13851/2015.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 17.10.2016, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2016, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Комитет по финансам администрации МО "г. Саратов" и администрация МО "г. Саратов" обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят их отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Указывают, что иск заявлен к ненадлежащему ответчику, поскольку согласно договорам социального найма жилых помещений наймодателем выступает МО "г. Саратов" в лице администрации Ленинского района МО "г. Саратов"; управляющей компании не предоставлено право представлять интересы собственников в суде, у администрации отсутствует право на проведение капитального ремонта в связи с введением с 01.03.2005 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), возлагающего обязанность по содержание общего имущества многоквартирного дома на собственников помещений; в материалах дела отсутствуют доказательства, что на момент приватизации многоквартирные дома требовали капитального ремонта, заключение судебной экспертизы не является допустимым доказательством по делу, истцом пропущен срок исковой давности.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 АПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия считает их не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, 12.03.2005 решением общего собрания собственников помещений объединения многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. 2-ая Прокатная, 21, 21А, 23, 25, 27, 29, 31, ул. Шехурдина, 42, 44, 46, 48, 52, 54, 56, 58, 60, 60А, 62, 62А, 64, ул. Бульварная, 3, 4, 4А, 5, 7, 10, 12, 14, 16, ул. Ламповая, 1, 3, 3А, 4, 4А, 5, 6, ул. Студеная, 3, 3А, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 15, 17, 1-ый Студеный проезд, 4, 6, 8, 2-ой Студеный проезд, 3, 5, 3-ий Студеный проезд, 2, 4, 6, пр. Строителей, 3, 5А, 7, 9, 11, 13, 13А, ул. Осенняя, 4А, 6А создано ТСЖ "Дружба 2005". 29.04.2005 в ЕГРЮЛ была внесена запись о государственной регистрации юридического лица.
Согласно пункту 1.4 Устава ТСЖ "Дружба 2005" товарищество является некоммерческой организацией, основной целью деятельности которой является совместное управление собственниками помещений недвижимого имущества в объединении многоквартирных домов, обеспечение эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Согласно акту приема-передачи технической документации для обеспечения управления, эксплуатации, владения, пользования и распоряжения общим имуществом многоквартирных жилых домов ТСЖ "Дружба 2005" от МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова" от 01.08.2005 МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова" передает ТСЖ "Дружба" общее имущество жилого фонда (в том числе жилых домов по адресам в г. Саратове по ул. Ламповая, д. 1, ул. Студеная, д. 3А, пр. Строителей, д. 13, ул. Ламповая, д. 4А) со всем внутридомовым оборудованием (лифты и оборудование к ним), внутридомовые электрические, водопроводные, канализационные, тепловые и газовые сети, запорная арматура, кабели, антенны и инженерное оборудование.
Согласно пункту 2 названного акта ТСЖ "Дружба 2005" принимает на себя функции по управлению общим имуществом объединения многоквартирных жилых домов, указанных в пункте 1, с момента подписания акта.
Решением общего собрания учредителей (ТСЖ "Дружба 2005", ТСЖ "Возрождение", ТСЖ "Ударник") от 04.07.2005 создан Союз товариществ собственников жилья "Прогресс" (далее - СТСЖ "Прогресс"). 12.07.2005 в ЕГРЮЛ была внесена запись о государственной регистрации юридического лица.
Согласно договору управления от 01.08.2005 N 4 ТСЖ "Дружба 2005" передает сроком на 10 лет в управление СТСЖ "Прогресс" все объекты общего имущества жилищного фонда (в том числе жилых домов по адресам в г. Саратове по ул. Ламповая, д. 1, ул. Студеная, д. 3А, пр. Строителей, д. 13, ул. Ламповая, д. 4А) согласно приложению N 1, а СТСЖ "Прогресс" принимает в управление все объекты общего имущества жилищного фонда, находящегося в общей долевой собственности членов ТСЖ "Дружба 2005" для организации и обеспечения эффективной эксплуатации, обслуживания и ремонта этого имущества.
На основании дополнительного соглашения от 01.11.2010 данный договор управления расторгнут с 01.05.2011.
Согласно договору управления от 01.05.2011 N 1 ТСЖ "Дружба 2005" поручает, а ООО "СТСЖ Прогресс" принимает на себя обязательства совершать от имени и за счет ТСЖ все необходимые юридические и фактические действия, направленные на выполнение работ по управлению, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе жилых домов по ул. Ламповая, д. 1, ул. Студеная, д. 3А, пр. Строителей, д. 13, ул. Ламповая, д. 4А), по обеспечению жителей домов коммунальными услугами, а также осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом.
На основании дополнительного соглашения от 01.09.2014 данный договор управления расторгнут с 01.09.2014.
Согласно договору управления от 01.09.2014 N 2 ТСЖ "Дружба 2005" поручает, а ООО "Прогресс" принимает на себя обязательства совершать от имени и за счет ТСЖ все необходимые юридические и фактические действия, направленные на выполнение работ по управлению, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе жилых домов в г. Саратова по ул. Ламповая, д. 1, ул. Студеная, д. 3А, пр. Строителей, д. 13, ул. Ламповая, д. 4А) по обеспечению жителей домов коммунальными услугами, а также осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом.
Жилой дом N 1 по ул. Ламповая был построен в 1961 году, наймодателем жилых помещений до их передачи была администрация МО "г. Саратов".
Собственником жилых помещений, расположенных в указанном доме, являлась администрация г. Саратова (в настоящее время - администрация МО "г. Саратов") и в период владения жилищным фондом получала от нанимателей плату за жилье через обслуживающие организации.
С момента принятия Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон о приватизации жилищного фонда) и до передачи оставшейся части муниципальных квартир прошла приватизация части квартир гражданами, проживающими в данном доме.
Так, в соответствии с договором от 04.12.2013 N 6937-13 на приватизацию жилого помещения собственник - администрация МО "г. Саратов" согласно Закону о приватизации жилищного фонда безвозмездно передает, а граждане Маркелова Т.Г., Маркелов К.А., Егоров И.П. принимают в долевую собственность квартиру, находящуюся по адресу: г. Саратов, ул. Ламповая, д. 1, кв. 38.
Передаваемое жилье граждане занимали на условиях договора социального найма жилого помещения. Право собственности по данному договору зарегистрировано 13.02.2014.
Жилой дом N 3А по ул. Студеная был построен в 1984 году, наймодателем жилых помещений до их передачи была администрация МО "г. Саратов".
Собственником жилых помещений, расположенных в указанном доме, являлась администрация г. Саратова (в настоящее время - администрация МО "г. Саратов") и в период владения жилищным фондом получала от нанимателей плату за жилье через обслуживающие организации и обязана была содержать помещения и осуществлять ремонт.
С момента принятия Закона о приватизации жилищного фонда и до передачи оставшейся части муниципальных квартир прошла приватизация части квартир гражданами, проживающими в данном доме.
Так, в соответствии с договором от 27.02.2013 N 3449-13 на приватизацию жилого помещения собственник - администрация МО "г. Саратов" согласно Закону о приватизации жилищного фонда безвозмездно передает, а Маляева Т.В. принимает в долевую собственность квартиру, находящуюся по адресу: г. Саратов, ул. Студеная, д. 3А, кв. 71.
Передаваемое жилье Маляева Т.В. занимала на условиях договора социального найма жилого помещения. Право собственности по данному договору зарегистрировано 21.03.2013.
Жилой дом N 4А по ул. Ламповая был построен в 1966 году, наймодателем жилых помещений до их передачи была администрация МО "г. Саратов".
Собственником жилых помещений, расположенных в указанном доме, являлась администрация г. Саратова (в настоящее время - администрация МО "г. Саратов") и в период владения жилищным фондом получала от нанимателей плату за жилье через обслуживающие организации и обязана была содержать помещения и осуществлять ремонт.
С момента принятия Закона о приватизации жилищного фонда и до передачи оставшейся части муниципальных квартир прошла приватизация части квартир гражданами, проживающими в данном доме.
Так, в соответствии с договором от 25.06.2013 N 5939-13 на приватизацию жилого помещения собственник - администрация МО "г. Саратов" согласно Закону о приватизации жилищного фонда безвозмездно передает, а граждане Алешкина О.Ю., Трясца Е.А., Трясца И.А. принимают в долевую собственность квартиру, находящуюся по адресу: г. Саратов, ул. Ламповая, д. 4А, кв. 34.
Передаваемое жилье граждане занимали на условиях договора социального найма жилого помещения. Право собственности по данному договору зарегистрировано 15.07.2013.
Жилой дом N 13 по пр. Строителей был построен в 1976 году, наймодателем жилых помещений до их передачи была администрация МО "г. Саратов".
Собственником жилых помещений, расположенных в указанном доме, являлась администрация г. Саратова (в настоящее время - администрация МО "г. Саратов") и в период владения жилищным фондом получала от нанимателей плату за жилье через обслуживающие организации.
С момента принятия Закона о приватизации жилищного фонда и до передачи оставшейся части муниципальных квартир прошла приватизация части квартир гражданами, проживающими в данном доме.
Так, в соответствии с договором от 12.02.2013 N 3123-13 на приватизацию жилого помещения собственник - администрация МО "г. Саратов" согласно Закону о приватизации жилищного фонда безвозмездно передает, а граждане Игнатов А.А., Игнатов Д.А. принимают в долевую собственность квартиру, находящуюся по адресу: г. Саратов, пр. Строителей, д. 13, кв. 21.
Передаваемое жилье граждане занимали на условиях договора социального найма жилого помещения. Право собственности по данному договору зарегистрировано 06.03.2013.
Считая, что наймодатель несет обязательства по капитальному ремонту, как жилых помещений, так и общего имущества в многоквартирном доме до момента исполнения обязательства, поскольку на момент приватизации дома требовали капитального ремонта, истец обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования и отклоняя довод администрации МО "г. Саратов", о том, что она является ненадлежащим ответчиком, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа (далее - Закон N 131-ФЗ).
Статья 37 данного закона предусматривает, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Как указал в своем Определении Конституционный суд Российской Федерации от 01.03.2012 N 389-О-О, определяя в Законе о приватизации жилищного фонда основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, федеральный законодатель, руководствуясь принципами социального государства и поддержания доверия граждан к действиям публичной власти, в целях обеспечения дополнительных гарантий права на приватизацию для граждан, занимающих жилые помещения в домах, требующих капитального ремонта, предусмотрел сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда (статья 16).
Это законоположение, как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, направлено на защиту имущественных и жилищных прав названной категории граждан (Определения от 19.10.2010 N 1334-О-О и от 14.07.2011 N 886-О-О).
Применительно к муниципальным образованиям в лице органов местного самоуправления это законоположение не предопределяет конкретные формы, способы и сроки его исполнения, а, будучи одним из общих принципов осуществления приватизации, в системе действующего законодательства предполагает возможность его конкретизации в муниципальных правовых актах с учетом специфических местных условий для установления наиболее оптимального механизма достижения заложенной в нем цели на основе баланса интересов местного сообщества в целом и группы собственников жилых помещений (часть 3 статьи 51 Закона N 131-ФЗ).
Норма статьи 6 Закона о приватизации жилищного фонда является специальной нормой, поскольку в соответствии с нею осуществляется приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах особой категории - требующих капитального ремонта.
Из нее следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя и не исполненная им на момент приватизации, сохраняется до исполнения им данного обязательства.
Согласно договорам на приватизацию жилого помещения, представленным в материалы дела, собственник, т.е. администрация МО "г. Саратов" в соответствии с Законом о приватизации жилого фонда безвозмездно передает, а граждане принимают в собственность квартиру, жилое помещение, находящееся в данном доме.
Передаваемое жилье граждане занимают на условиях социального найма, на основании договора социального найма жилого помещения.
Таким образом, правомерен вывод судов, что надлежащим ответчиком по делу является именно администрация МО "г. Саратов", как собственник спорных многоквартирных домов.
Как следует из статьи 2 и пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", потребность в капитальном ремонте - это необходимость проведения работ (отнесенных указанным Федеральным законом к видам работ по капитальному ремонту) по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме для приведения многоквартирного жилого дома в технически исправное состояние.
К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов относятся: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, в том числе с установкой приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа); 2) ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонта лифтовых шахт; 3) ремонт крыш; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах; 5) утепление и ремонт фасадов.
В соответствии с пунктом 5.7 Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения ВСН 58-88(р), утвержденного Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312, действующим в части, не противоречащей ЖК РФ, определение стоимости капитального ремонта зданий (объектов) должно осуществляться на основе сметных или договорных цен.
Договорная цена каждого объекта ремонта должна определяться на основе сметы, составляемой по установленным соответственно для капитального ремонта ценам, нормам, тарифам и расценкам с учетом научно-технического уровня, эффективности, качества, сроков выполнения работ и других факторов.
Необходимость проведения капитального ремонта в жилом доме по адресу: г. Саратов, пр. Строителей, д. 13, в том числе на день приватизации подтверждается дефектной ведомостью от 02.08.2005 N 1 с приложением, актами первичного осмотра жилого дома от 14.05.2011, 02.04.2015.
Необходимость проведения капитального ремонта в жилом доме по адресу: г. Саратов, ул. Ламповая, д. 4А в том числе на день приватизации квартир подтверждается дефектной ведомостью от 02.08.2005 N 1 с приложением, актами первичного осмотра жилого дома от 14.05.2011, 02.04.2015.
Необходимость проведения капитального ремонта в жилом доме по адресу: г. Саратов, ул. Студеная, д. 3А в том числе на день приватизации квартир подтверждается дефектной ведомостью N 1 от 02.08.2005 с приложением, актами первичного осмотра жилого дома от 14.05.2011, 02.04.2015.
Необходимость проведения капитального ремонта в жилом доме по адресу: г. Саратов, ул. Ламповая, д. 1 в том числе на день приватизации квартир подтверждается дефектной ведомостью от 02.08.2005 N 1 с приложением, актами первичного осмотра жилого дома от 14.05.2011, 02.04.2015.
При рассмотрении спора судом по ходатайству истца была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой было поручено экспертам ООО "Центр судебных экспертиз" Сидоренко А.С., Рулевой И.В., Тонину М.С.
Согласно выводам экспертного заключения на момент приватизации многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: ул. Ламповая, д. 1, на 04.12.2013, нуждался и нуждается на момент производства экспертизы с учетом актов осмотра от 14.05.2011, 02.04.2015 в капитальном ремонте следующих конструктивных элементов здания и инженерных систем: отмостки; системы центрального отопления; системы ХВС; системы водоотведения (системы канализации ХВС); системы электроснабжения.
Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: ул. Ламповая, д. 4А, на 25.12.2013, нуждался и нуждается на момент производства экспертизы с учетом актов осмотра от 14.05.2011, 02.04.2015 в капитальном ремонте следующих конструктивных элементов здания и инженерных систем: отмостки; системы центрального отопления; системы ГВС; системы ХВС; системы водоотведения (системы канализации ХВС); системы электроснабжения.
Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: пр. Строителей, д. 13, на 12.02.2013 нуждался и нуждается на момент производства экспертизы с учетом актов осмотра от 14.05.2011, 02.04.2015 в капитальном ремонте следующих конструктивных элементов здания и инженерных систем: системы центрального отопления; системы ГВС; системы ХВС; системы водоотведения (системы канализации ХВС); системы электроснабжения.
Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: ул. Студеная, д. 3А, на 27.02.2013 нуждался и нуждается на момент производства экспертизы с учетом актов осмотра от 14.05.2011, 02.04.2015 в капитальном ремонте следующих конструктивных элементов здания и инженерных систем: системы ГВС; системы ХВС; системы водоотведения (системы канализации ХВС).
Стоимость работ по капитальному ремонту в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресам:
1. г. Саратов, ул. Ламповая, д. 1, составляет 1 291 457 руб., объем и виды восстановительных работ указаны в локальных сметах N 1-5 (приложение N 2-6) в том числе: на капитальный ремонт отмостки - 187 842 руб., на капитальный ремонт системы центрального отопления - 585 124 руб., на капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы ХВС - 98 416 руб., на капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы водоотведения (системы канализации ХВС) -135 003 руб., на капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы электроснабжения - 285 072 руб.
2. г. Саратов, ул. Ламповая, д. 4А, составляет 2 252 600 руб., объем и виды восстановительных работ указаны в локальных сметах N 6-11 (приложение N 7-12), в том числе: на капитальный ремонт отмостки - 341 021 руб., на капитальный ремонт системы центрального отопления - 811 521 руб., на капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы ГВС -184 229 руб., на капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы ХВС -178 224 руб., на капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы водоотведения (системы канализации ХВС) - 198 517 руб., на капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы электроснабжения - 539 088 руб.
3. г. Саратов, пр. Строителей, д. 13, составляет 2 468 767 руб., объем и виды восстановительных работ указаны в локальных сметах N 12-16 (приложение N 13-17), в том числе: на капитальный ремонт системы центрального отопления - 861 869 руб., на капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы ГВС - 197 198 руб., на капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы ХВС - 191 391 руб., на капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы водоотведения (системы канализации ХВС) - 381 173 руб., на капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы электроснабжения - 837 136 руб.
4. г. Саратов, ул. Студеная, д. 3А, составляет 1 678 471 руб., объем и виды восстановительных работ указаны в локальных сметах N 17-19 (приложение N 18-20) в том числе: на капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы ГВС - 469 533 руб., на капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы ХВС - 454 545 руб., на капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы водоотведения (системы канализации ХВС) - 754 393 руб.
Сроки выполнения строительно-монтажных работ по капитальному ремонту многоквартирного дома зависит от решений, принятых в проектно-сметной документации.
В силу части 3 статьи 86 АПК РФ заключение эксперта является одним из доказательств, исследуемых наряду с другими доказательствами по делу.
Судом первой инстанции установлено, что в дефектных ведомостях, актах первичного осмотра жилых домов отражены дефекты, которые установлены и экспертами при осмотре объектов исследования.
Данные дефекты образовались до 02.08.2005. Доказательств того, что бывший собственник жилого дома - наймодатель исполнил свою обязанность по производству капитального ремонта с момента постройки многоквартирных жилых домов, в материалы дела не представлено.
Согласно статье 676 ГК РФ, устанавливающей обязанности наймодателя жилого помещения по надлежащей эксплуатации жилого дома, Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1099, утративших силу с 23.05.2006, Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, определяющим порядок предоставления и оплаты услуг, права и обязанности потребителей, права, обязанности и ответственность исполнителей, в том числе по эксплуатации, сохранности и содержанию жилищного фонда, обязанность по обслуживанию и ремонту жилого дома была возложена на государственные жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные организации, обслуживающие этот дом.
Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII ЖК РФ.
Из смысла приведенных выше норм права, а также общих нормативных положений об исполнении обязательств, следует, что при неисполнении или ненадлежащем исполнении ранее возникших обязательств за организацией, обязанной выполнить капитальный ремонт многоквартирного дома, такая обязанность сохраняется до ее исполнения.
Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в статье 210 ГК РФ.
Учитывая указанные нормы права, суд первой инстанции пришел к выводу, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.
Согласно статье 15 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах социальной защиты населения", действующих на момент возникновения спорных правоотношений, плата за капитальный ремонт жилищного фонда включалась в структуру платежей граждан, проживающих в домах, относящихся к жилищному фонду, независимо от форм собственности.
Доводы заявителей жалоб о том, что суд ссылается на утратившие силу акты, несостоятельны, поскольку указанные законодательные акты действовали в момент возникновения спорных правоотношений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 681 ГК РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.
Из вышеприведенных положений следует, что в случае если при приватизации хотя бы одной квартиры многоквартирный дом нуждался в капитальном ремонте, бывший наймодатель обязан произвести капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Как установлено судами, указанные в актах осмотра жилых домов работы в соответствии с пунктом 4 Примерного перечня работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда - приложение N 8 к постановлению Госстроя России от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" - относятся именно к капитальному ремонту.
Доказательств проведения капитального ремонта спорных домов ответчиком не представлено.
Объем необходимых для проведения капитального ремонта работ спорных многоквартирных домов, а также их стоимость определены в экспертном заключении от 27.05.2016.
Стоимость работ ответчиком и третьими лицами не оспорена.
С учетом изложенного заявленные требования обоснованно удовлетворены судом.
Доводы о том, что истец не вправе обращаться в суд с данным исковым требованием, так как это право принадлежит лицам, приватизировавшим жилые помещения, обоснованно отклонен судами.
Право ООО "Прогресс" от имени и в интересах собственников без доверенности либо от своего имени с правом привлечения третьих лиц подавать исковые заявления в суд закреплено в протоколе общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 15.02.2015, в договоре управления многоквартирным домом, заключенном между истцом и ТСЖ "Дружба 2005".
Доводы о пропуске истцом срока исковой давности также обоснованно отклонены.
Согласно статье 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В силу статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Согласно пункту 1 статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
За дату начала отсчета срока исковой давности ответчиком принята дата первой приватизации жилого помещения в спорном доме.
Как указано в пункте 2 статьи 200 ГК РФ, по обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, срок исковой давности начинает течь со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется срок для исполнения такого требования, исчисление срока исковой давности начинается по окончании срока, предоставляемого для исполнения такого требования.
При этом срок исковой давности, во всяком случае, не может превышать десять лет со дня возникновения обязательства.
Таким образом, правомерен вывод судов, что определение начала течения срока исковой давности датой первой приватизации не основано на нормах действующего законодательства Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, приватизация жилых помещений в данных домах продолжается по настоящее время. Указанные жилые дома нуждаются в капитальном ремонте и до настоящего времени в полном объеме не отремонтированы.
Исковые требования основаны, в том числе, на договорах приватизации.
По делу N А57-13851/2015 истец обратился в суд 10.06.2015 с исковым заявлением на основании договора приватизации от 04.12.2013 N 6937-13 (государственная регистрация осуществлена 13.02.2014). Срок исковой давности по данному исковому заявлению истекает 13.02.2017, т.е. спустя три года после приватизации жилого помещения.
По делу N А57-13852/2015 истец обратился в суд 10.06.2015 с исковым заявлением на основании договора приватизации от 27.02.2013 N 3449-13 (государственная регистрация осуществлена 21.03.2013). Срок исковой давности по данному исковому заявлению истекает 21.03.2016, т.е. спустя три года после приватизации жилого помещения.
По делу N А57-13855/2015 истец обратился в суд 10.06.2015 с исковым заявлением на основании договора приватизации от 25.06.2013 N 5939-13 (государственная регистрация осуществлена 15.07.2013). Срок исковой давности по данному исковому заявлению истекает 15.07.2016, т.е. спустя три года после приватизации жилого помещения.
По делу N А57-13854/2015 истец обратился в суд 10.06.2015 с исковым заявлением на основании договора приватизации от 12.02.2013 N 3123-13 (государственная регистрация осуществлена 06.03.2013). Срок исковой давности по данному исковому заявлению истекает 06.03.2016, т.е. спустя три года после приватизации жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов, что истцом срок исковой давности по заявленным требованиям не пропущен.
Заявителями не представлено также доказательств наличия противоречий в проведенной экспертизе или необоснованности выводов экспертов.
Несогласие стороны спора с заключением экспертизы и выводами суда, сделанными по результатам рассмотрения дела, не является основанием для отмены или изменения принятого по делу судебного акта.
Таким образом, исковые требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции в полном объеме, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Приведенные в кассационных жалобах доводы были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Саратовской области от 17.10.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2016 приняты при правильном применении норм права, содержащиеся в них выводы не противоречат имеющимся в деле доказательствам.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 17.10.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2016 по делу N А57-13851/2015 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Г.Н. Махмутова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
...
Как указано в пункте 2 статьи 200 ГК РФ, по обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, срок исковой давности начинает течь со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется срок для исполнения такого требования, исчисление срока исковой давности начинается по окончании срока, предоставляемого для исполнения такого требования.
...
Приведенные в кассационных жалобах доводы были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Саратовской области от 17.10.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2016 приняты при правильном применении норм права, содержащиеся в них выводы не противоречат имеющимся в деле доказательствам."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 7 апреля 2017 г. N Ф06-18791/17 по делу N А57-13851/2015