г. Казань |
|
08 августа 2018 г. |
Дело N А55-24590/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Нагимуллина И.Р.,
судей Нафиковой Р.А., Галиуллина Э.Р.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Гильмутдиновой Д.Х.,
при участии в судебном заседании в Арбитражном суде Уральского округа:
представителя истца - Ширшовой А.О. (доверенность от 24.05.2018 N 141/4/07-5972),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, г. Екатеринбург,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19.12.2017 (судья Каленникова О.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2018 (председательствующий судья Пышкина Н.Ю., судьи: Балакирева Е.М., Николаева С.Ю.)
по делу N А55-24590/2017
по исковому заявлению федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, г. Екатеринбург, к муниципальному бюджетному учреждению культуры городского округа Самара "Централизованная система детских библиотек", г. Самара, о взыскании 340 230 руб. 39 коп. долга, 1 778 254 руб. 88 коп. пеней, при участии третьего лица - Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Управление имущественных отношений Минобороны России) обратилось в Арбитражный суд Самаркой области с исковым заявлением о взыскании с муниципального бюджетного учреждения культуры городского округа Самара "Централизованная система детских библиотек" 2 118 485 руб. 27 коп., в том числе 340 230 руб. 39 коп. задолженности по арендной плате по договору аренды от 13.04.1995 N 1271, 1 778 254 руб. 88 коп. пени.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 17.10.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечен Департамент управления имуществом городского округа Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.12.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2018, в удовлетворении исковых требований отказано. С Управления имущественных отношений Минобороны России в доход бюджета Российской Федерации взыскана государственная пошлина в размере 33 592 руб.
В кассационной жалобе Управление имущественных отношений Минобороны России просит отменить судебные акты, полагая их незаконными и необоснованными.
В обоснование жалобы указывается, что Управление имущественных отношений Минобороны России являлось законным правообладателем имущества до передачи этого имущества по акту от 17.02.2016, и ранее этой даты право муниципальной собственности у муниципального образования не возникло и возникнуть не могло.
Полномочия собственника в отношении спорного имущества до момента его передачи в муниципальную собственность осуществляло Министерство обороны Российской Федерации, которое не привлечено судом к участию в деле.
От муниципального бюджетного учреждения культуры городского округа Самара "Централизованная система детских библиотек" поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с нахождением его представителя в лечебном учреждении.
Данное ходатайство судом отклонено, как не подтвержденное соответствующими доказательствами.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Управления имущественных отношений Минобороны России, Арбитражный суд Поволжского округа для удовлетворения жалобы оснований не находит.
Судом установлено и следует из материалов дела, 13.04.1995 между Комитетом по управлению имуществом Самарской области, балансодержателем ДУ-1 КЭЧ Самарского района и Централизованной системой детских библиотек заключен договор аренды N 1271 нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Самара, ул. Стара Загора, д. 141.
Между Департаментом управления государственным имуществом администрации Самарской области, Самарской КЭЧ района и ЦМСДБ - филиалом N 3 (детская библиотека) 27.02.2003 заключено дополнительное соглашение N 5257.
В связи с реорганизацией в форме присоединения Управление имущественных отношений Минобороны России с 22.08.2011 является правопреемником ФГУ "Самарская квартирно-эксплуатационная часть района".
В соответствии с приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 21.02.2014 N 150 "О передаче объекта недвижимого имущества в собственность городского округа Самара" (с учетом изменений, внесенных приказом от 15.09.2015 N 893) акт приема-передачи объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Стара Загора, д. 141, согласован передающей и принимающей стороной, утвержден Департаментом имущественных отношений Министерством обороны Российской Федерации 17.02.2016.
Истцом направлена ответчику претензия о погашении задолженности, которая по арендной плате за период с 01.01.2010 до 17.02.2016 составляет 340 230 руб. 39 коп. По расчету истца сумма пени по состоянию на 31.08.2017 составила 1 778 254 руб. 88 коп.
Данная претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, в связи с чем истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, являются муниципальной собственностью.
С целью реализации вышеуказанного постановления Верховного Совета Российской Федерации и освобождения учреждения Министерства обороны Российской Федерации - Самарской квартирно-эксплуатационной части района Приволжско-Уральского военного округа от несвойственных ему функций по содержанию объектов социально-культурной сферы и жилищно-коммунального хозяйства, а также в соответствии с положением "Об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента от 18.03.1992 N 114-рп, главой г. Самары было издано постановление от 07.09.1998 N 361а "Об утверждении перечня объектов жилищно-коммунального хозяйства, являющихся федеральной собственностью и находящихся на балансе Самарской квартирно-эксплуатационной части района Приволжско-Уральского военного округа, принимаемых в муниципальную собственность г. Самары".
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 28.09.2005 N 1521-р "О передаче в муниципальную собственность г. Самары объектов Самарской квартирно-эксплуатационной части района, расположенных в г. Самаре" (далее - Распоряжение N 1521-р) было принято предложение администрации г. Самары и Минэкономразвития России, согласованное с Минобороны России и Правительством Самарской области, о передаче в муниципальную собственность г. Самары находящихся в федеральной собственности объектов Самарской квартирно-эксплуатационной части района, расположенных в г. Самаре, согласно Приложению.
В Перечне передаваемых в муниципальную собственность г. Самары, находящихся в федеральной собственности, объектов Самарской квартирно-эксплуатационной части района (Приложение к Распоряжению N 1521-р), расположенных в г. Самаре, значится в том числе жилой дом по адресу: г. Самара, ул. Стара Загора, д. 141, без каких-либо изъятий (исключений), следовательно, является основанием возникновения права муниципальной собственности на спорное нежилое помещение.
Следовательно, ФГУ "Самарская КЭЧ" Министерства обороны Российской Федерации утратило права на распоряжение вышеуказанным имуществом, в связи с чем объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: г. Самара, ул. Стара Загора, д. 141, а также права и обязанности арендодателя по договору аренды от 13.04.1995 N 1271 не могли быть переданы при реорганизации ФГУ "Самарская КЭЧ" своему правопреемнику - Управлению имущественных отношений Минобороны России и закреплены за ним на праве оперативного управления.
Суд также установил, что истец не обладает правом оперативного управления или хозяйственного ведения на объект имущества, находящийся по адресу: г. Самара, ул. Стара Загора, д. 141, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 02.11.2017 N 63/01/2017-224777 об отсутствии записи о правообладателе и виде зарегистрированного права.
Учитывая, что Управление имущественных отношений Минобороны России не является собственником спорного нежилого помещения, зарегистрированное право оперативного управления на которое у истца также отсутствует, суд пришел к обоснованному выводу о том, что оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
Кроме того, право муниципальной собственности с 28.09.2005 на нежилое помещение общей площадью 951,20 кв. м по адресу: г. Самара, ул. Стара Загора, д. 141 установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 01.10.2015 по делу N А55-9372/2015.
Приказом заместителя министра обороны Российской Федерации от 21.02.2014 и актом приема-передачи от 17.02.2016 впоследствии и было произведено оформление передачи объекта недвижимости.
Судами рассмотрены доводы заявителя жалобы о том, что нежилые помещения в жилых домах, предназначенные для торговых, бытовых и иных нужд непромышленного характера не входили в состав жилищного фонда; согласно распоряжению N 217-р и Приложения N 2 к нему нежилые помещения подлежат передаче в муниципальную собственность как отдельные объекты, и мотивированно отклонены.
Помимо этого, суд первой инстанции с учетом заявленного ответчиком ходатайства о пропуске срока исковой давности установил, что срок исковой давности по требованию о взыскании с ответчика задолженности по договору аренды за период с 01.01.2010 по 01.02.2014 истек, что в соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований за указанный период.
Довод заявителя жалобы о том, что полномочия собственника в отношении спорного имущества до момента его передачи в муниципальную собственность осуществляло Министерство обороны Российской Федерации, которое не привлечено судом к участию в деле, не является основанием в отмене судебных актов.
В случае если лица, не привлеченные к участию в деле, полагают, что судебными актами по настоящему делу затронуты их права и законные интересы, они вправе обжаловать эти судебные акты в установленном законом порядке.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 287-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 19.12.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2018 по делу N А55-24590/2017 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Р. Нагимуллин |
Судьи |
Р.А. Нафикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 28.09.2005 N 1521-р "О передаче в муниципальную собственность г. Самары объектов Самарской квартирно-эксплуатационной части района, расположенных в г. Самаре" (далее - Распоряжение N 1521-р) было принято предложение администрации г. Самары и Минэкономразвития России, согласованное с Минобороны России и Правительством Самарской области, о передаче в муниципальную собственность г. Самары находящихся в федеральной собственности объектов Самарской квартирно-эксплуатационной части района, расположенных в г. Самаре, согласно Приложению.
В Перечне передаваемых в муниципальную собственность г. Самары, находящихся в федеральной собственности, объектов Самарской квартирно-эксплуатационной части района (Приложение к Распоряжению N 1521-р), расположенных в г. Самаре, значится в том числе жилой дом по адресу: г. Самара, ул. Стара Загора, д. 141, без каких-либо изъятий (исключений), следовательно, является основанием возникновения права муниципальной собственности на спорное нежилое помещение.
...
Помимо этого, суд первой инстанции с учетом заявленного ответчиком ходатайства о пропуске срока исковой давности установил, что срок исковой давности по требованию о взыскании с ответчика задолженности по договору аренды за период с 01.01.2010 по 01.02.2014 истек, что в соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований за указанный период."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 8 августа 2018 г. N Ф06-35727/18 по делу N А55-24590/2017