г. Казань |
|
26 апреля 2017 г. |
Дело N А65-22216/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 апреля 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплёвой М.В.,
судей Карповой В.А., Петрушкина В.А.,
при участии:
истца - Краминой В.Н., лично,
при участии представителей:
истца - Зарипова Р.Р., доверенность от 01.06.2016, Черкашина А.В., доверенность от 26.07.2016,
ответчика - Чикириной Р.Г., доверенность от 20.10.2016 N 15780/кзио-исх,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Краминой Венеры Наилевны
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2016 (председательствующий судья Романенко С.Ш., судьи Балакирева Е.М., Терентьев Е.А.)
по делу N А65-22216/2016
по иску индивидуального предпринимателя Краминой Венеры Наилевны, г. Казань (ОГРНИП 304166030600250, ИНН 166007630652) к муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (ОГРН 1061655000582, ИНН 1655065674) о понуждении к заключению договора аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Крамина Венера Наилевна (далее - Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" (далее - Комитет) об обязании принять решение о предоставлении в аренду земельного участка площадью 10 000 кв. м с кадастровым номером 16:50:270307:0006, расположенный по адресу: г. Казань, Советский район, ул. Белоствольная.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.10.2016 исковые требования удовлетворены, суд обязал Комитет в месячный срок с момента вступления решения в законную силу заключить с Предпринимателем договор аренды указанного земельного участка.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2016 решение суда первой инстанции от 25.10.2016 отменено, в иске отказано.
В кассационной жалобе Предприниматель просит постановление апелляционного суда отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции, мотивируя неправильным применением апелляционным судом норм материального права, указывая, что на основании подпункта 32 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) спорный земельный участок может быть предоставлен Предпринимателю без проведения торгов.
Проверив законность принятых по делу судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании постановления главы администрации города Казани от 15.02.2002 N 181 между Службой земельного кадастра по г. Казани и Предпринимателем был заключен договор аренды от 22.01.2003 N 7317, по условиям которого Предпринимателю предоставлен в аренду земельный участок площадью 1 га, кадастровый номер 16:50:270307:0006, расположенный по адресу: г. Казань, Советский район, ул. Белоствольная (пос. Каратау), сроком до 15.02.2007, для организации фермерского хозяйства по выращиванию кроликов.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.08.2016 по делу N А65-11396/2016 установлено, что по истечении срока действия договора аренды Предприниматель продолжала пользоваться спорным земельным участком при отсутствии возражений со стороны арендодателя, в связи с чем в соответствии с пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор аренды был возобновлен на тех же условиях на неопределенный срок.
Письмом от 09.10.2015 N 15387/КЗИО-исх Комитет в порядке пункта 2 статьи 610 ГК РФ предупредил Предпринимателя о прекращении с ним договорных отношений.
Арбитражный суд по делу N А65-11396/2016 обязал Предпринимателя в месячный срок с момента вступления решения в законную силу передать Комитету по акту приёма-передачи земельный участок площадью 1 га, кадастровый номер 16:50:270307:0006, расположенный по адресу: г. Казань, Советский район, ул. Белоствольная (пос. Каратау). Встречное требование Предпринимателя о понуждении к заключению договора аренды было оставлено судом без рассмотрения в связи с несоблюдением претензионного порядка урегулирования спора.
В рамках настоящего дела Предприниматель, ссылаясь на то, что в силу подпункта 32 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ имеет право на заключение нового договора аренды без проведения торгов, обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями, представив доказательства соблюдения претензионного порядка.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что имеются предусмотренные подпунктами 1-30 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ основания для предоставления спорного земельного участка без проведения торгов, договор аренды которого был заключен без проведения торгов, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для предоставления спорного земельного участка Предпринимателю без проведения торгов.
По общему правилу, закрепленному в статье 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.
Согласно подпункту 32 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка арендатору (за исключением арендаторов земельных участков, указанных в подпункте 31 настоящего пункта), если этот арендатор имеет право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
В силу пунктов 3 и 4 статьи 39.6 ЗК РФ арендатор земельного участка, имеет право на заключение нового договора аренды без проведения торгов при наличии в совокупности следующих условий: заявление о заключении нового договора аренды подано арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора; исключительным правом на приобретение земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо; ранее заключенный договор аренды не был расторгнут с этим арендатором по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса; на момент заключения нового договора аренды имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Таким образом, для заключения нового договора аренды без проведения торгов необходимы основания, предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ.
Подпунктом 15 пункта 2 названной статьи предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ.
Статья 39.18 ЗК РФ регулирует особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Указанная норма предусматривает, что в случае поступления заявления гражданина о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 (подпункты 1 и 2 пункта 1).
Пункт 2 статьи 39.18 ЗК РФ устанавливает требования к извещению.
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (пункт 4).
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка (подпункт 1 пункта 5).
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка (подпункт 1 пункта 7).
Анализ приведенных законоположений позволяет сделать вывод о том, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности без проведения аукциона лицу, обратившемуся в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, при условии, что это лицо является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. Наличие иных граждан, заинтересованных в приобретении прав на указанный объект недвижимости и подавших заявление о намерении участвовать в аукционе, является основанием для проведения такого аукциона, в том числе на право заключения договора аренды земельного участка.
Таким образом, как правильно указано апелляционным судом, статья 39.18 ЗК РФ не исключает проведение торгов вовсе, а лишь предусматривает предоставление земельного участка без проведения торгов при условии предварительного извещения о возможности приобретения земельного участка для указанных целей и отсутствия иных заинтересованных в приобретении такого земельного участка лиц.
Эта процедура направлена на соблюдение баланса прав и законных интересов собственника земельного участка и граждан, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок.
Иных оснований в соответствии с подпунктами 1 - 30 пункта 2 статьи 39.6 для предоставления спорного земельного участка Предпринимателю без проведения торгов не имеется.
Кроме того, судом апелляционной инстанции принято во внимание, что испрашиваемый земельный участок расположен на землях населенных пунктов в территориальной зоне Ж2 (зона индивидуальной и малоэтажной жилой застройки), тогда как в силу статьи 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно статье 60 Градостроительного устава г. Казани организация фермерского хозяйства не входит в разрешенный вид использования зоны Ж2.
При таких обстоятельствах суд апелляционный суд пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для предоставления спорного земельного участка Предпринимателю без проведения торгов.
Доводы заявителя кассационной жалобы об обратном основаны на ошибочном толковании норм права и не могут служить основанием для отмены принятого по делу постановления суда апелляционной инстанции, основанного на материалах дела при правильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2016 по делу N А65-22216/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
М.В. Коноплёва |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Анализ приведенных законоположений позволяет сделать вывод о том, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности без проведения аукциона лицу, обратившемуся в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, при условии, что это лицо является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. Наличие иных граждан, заинтересованных в приобретении прав на указанный объект недвижимости и подавших заявление о намерении участвовать в аукционе, является основанием для проведения такого аукциона, в том числе на право заключения договора аренды земельного участка.
Таким образом, как правильно указано апелляционным судом, статья 39.18 ЗК РФ не исключает проведение торгов вовсе, а лишь предусматривает предоставление земельного участка без проведения торгов при условии предварительного извещения о возможности приобретения земельного участка для указанных целей и отсутствия иных заинтересованных в приобретении такого земельного участка лиц.
Эта процедура направлена на соблюдение баланса прав и законных интересов собственника земельного участка и граждан, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок.
Иных оснований в соответствии с подпунктами 1 - 30 пункта 2 статьи 39.6 для предоставления спорного земельного участка Предпринимателю без проведения торгов не имеется.
Кроме того, судом апелляционной инстанции принято во внимание, что испрашиваемый земельный участок расположен на землях населенных пунктов в территориальной зоне Ж2 (зона индивидуальной и малоэтажной жилой застройки), тогда как в силу статьи 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26 апреля 2017 г. N Ф06-19461/17 по делу N А65-22216/2016