г. Казань |
|
20 марта 2017 г. |
Дело N А57-5634/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Ольховикова А.Н., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Саратовнефтедобыча" - Якушева А.О. (доверенность от 11.04.2016),
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области - Сметаниной И.А. (доверенность от 09.03.2017),
Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области - Сметаниной И.А. (доверенность от 01.02.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 09.12.2016 (судья Землянникова В.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2016 (председательствующий судья Смирников А.В., судьи Комнатная Ю.А., Цуцкова М.Г.)
по делу N А57-5634/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Саратовнефтедобыча" (ОГРН 1056405472738, ИНН 6454077100) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Саратовской области о признании недействительным ненормативного акта,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Саратовнефтедобыча" (далее - ООО "Саратовнефтедобыча", общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области (далее - Межрайонной ИФНС России N 8 по Саратовской области, налоговый орган, инспекция) от 16.12.2015 N 33/10 о доначислении ООО "Саратовнефтедобыча" налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) за 2014 год в размере 2 231 587 руб., начислении пени, привлечении к налоговой ответственности по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неполную уплату НДПИ.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 09.12.2016 требования налогоплательщика удовлетворены. Суд признал недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 8 по Саратовской области от 16.12.2015 N 33/10.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2016 решение Арбитражного суда Саратовской области от 09.12.2016 оставлено без изменения.
Налоговый орган не согласился с указанными судебными актами и обратился с кассационной жалобой, в который просит их отменить по основаниям, указанным в жалобе.
Представитель инспекции и Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель общества в судебном заседании отклонил кассационную жалобу.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов судов имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов и установлено судами, инспекцией проведена выездная налоговая проверка ООО "Саратовнефтедобыча" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2012 по 21.05.2015, по результатам которой составлен акт от 02.11.2015 N 28/10.
16.12.2015 по результатам рассмотрения акта и других материалов выездной налоговой проверки инспекцией принято решение N 33/10 о привлечении общества к виде штрафа в сумме 446 317 руб. Кроме того, данным решением обществу предложено уплатить НДПИ за 2, 3 кварталы 2014 года в сумме 2 231 587 руб., пени в сумме 298 396,35 руб.
Не согласившись с вынесенным налоговым органом решением, общество обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области (далее - УФНС России по Саратовской области, управление).
Решением управления от 25.01.2016 решение Межрайонной ИФНС России N 8 по Саратовской области от 16.12.2015 оставлено без изменения, апелляционная жалоба налогоплательщика - без удовлетворения.
Общество, полагая, что решение налогового органа является незаконным, нарушает права и законные интересы хозяйствующего субъекта, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования общества, суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 334 НК РФ налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 342 НК РФ (редакция от 30.09.2013) если иное не установлено пунктом 1 статьи 342 НК РФ, налогообложение НДПИ производится по налоговой ставке 493 рубля (на период с 1 января по 31 декабря 2014 года включительно), 530 рублей (на период с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно), 559 рублей (на период с 1 января 2016 года) за 1 тонну добытой нефти обессоленной, обезвоженной и стабилизированной. При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), на коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр (Кв), на коэффициент, характеризующий величину запасов конкретного участка недр (Кз), на коэффициент, характеризующий степень сложности добычи нефти (Кд) и на коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретной залежи углеводородного сырья (Кдв). Коэффициенты Кц, Кв, и Кз определяются в порядке, установленном соответственно пунктами 3, 4 и 5 статьи 342 НК РФ. Коэффициенты Кд и Кдв определяются в соответствии со статьей 342.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Порядок определения налогоплательщиком коэффициента Кз установлен пунктом 5 статьи 342 НК РФ (введен Федеральным законом от 21.07.2011 N 258-ФЗ).
В случае, если величина начальных извлекаемых запасов нефти (Vз) по конкретному участку недр меньше 5 млн. тонн и степень выработанности запасов (Свз) конкретного участка недр, определяемая в порядке, установленном настоящим пунктом, меньше или равна 0,05, коэффициент Кз рассчитывается по формуле: Кз = 0,125 х Vз + 0,375, где Vз - начальные извлекаемые запасы нефти в млн. тонн с точностью до третьего знака после запятой, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти (за исключением списания запасов добытой нефти и потерь при добыче) и определяемые как сумма запасов категорий А, В, С1 и С2 по конкретному участку недр по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного в году, предшествующем году налогового периода (абзацы 1-4 пункта 5 статьи 342 НК РФ).
Абзацем 5 пункта 5 статьи 342 НК РФ установлено, что степень выработанности запасов конкретного участка недр (Свз), лицензия на право пользования которым предоставлена до 1 января 2012 года, определяется по состоянию на 1 января 2012 года на основании данных государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного в 2011 году, как частное от деления суммы накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (N) на начальные извлекаемые запасы нефти (Vз) конкретного участка недр.
Согласно абзацу 8 пункта 5 статьи 342 НК РФ в случае, если определенные в порядке, установленном настоящим пунктом, величина начальных извлекаемых запасов (Vз) конкретного участка недр превышает или равна 5 млн. тонн и (или) степень выработанности запасов (Свз) конкретного участка недр превышает 0,05, коэффициент Кз принимается равным 1.
Из приведенных норм закона следует, что используемая при расчете коэффициента Кз величина степени выработанности запасов (Свз) определяется исключительно на основании данных государственного баланса запасов полезных ископаемых.
Согласно статье 31 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" государственный баланс запасов полезных ископаемых ведется с целью учета состояния минерально-сырьевой базы. Он должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых, которая утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса осуществляются в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с органами государственного горного надзора.
Пунктом 10 Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списании с государственного баланса, утвержденного приказом Минприроды России от 06.09.2012 N 265 "Об утверждении Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списании с государственного баланса", установлено, что основанием для постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс являются заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, утверждаемые Роснедрами.
Как установили суды предыдущих инстанций, основанием для принятия налоговым органом оспариваемого решения явился вывод о неправомерном применении обществом в спорных налоговых периодах коэффициента Кз, равного 0,5088, поскольку при определении степени выработанности запасов (Свз) налогоплательщиком необоснованно применены данные о начальных извлекаемых запасах нефти (Vз), содержащиеся в выписке из государственного баланса полезных ископаемых на 01.01.2012, утвержденные в 2011 году (1 752 000 тонны), значение степени выработанности запасов (Свз) 0,012 (1,2%) неверно.
По мнению инспекции, при определении степени выработанности запасов (Свз) применению подлежали данные о начальных извлекаемых запасах нефти (Vз), содержащиеся в выписке из государственного баланса полезных ископаемых на 01.01.2011, утвержденные в 2011 году (58 000 тонн), степень выработанности запасов (Свз) составляет 0,387 (38,7%), в связи с чем основания для применении коэффициента Кз менее 1 отсутствуют.
Судами установлено, что "Саратовнефтедобыча" выдана лицензия от 26.07.2006 серия СРТ 01090 НЭ сроком действия до 25.07.2026 на добычу углеводородного сырья в пределах Калининского участка в Советском районе Саратовской области.
Согласно государственному балансу запасов полезных ископаемых на 01.01.2012 следует, что по состоянию на 01.01.2011 разведанные запасы нефти составляли 36 000 тонн, накопленная добыча составляла 22 500 тонн.
По результатам доразведки в 2011 году по состоянию на 01.01.2012 разведанные запасы нефти увеличились на 1 471 000 тонн.
Протоколом заседания Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых от 28.10.2011 N 2604-дсп утверждены запасы нефти по спорному месторождению в количестве 1 752 000 тонны.
Таким образом, по состоянию на дату определения степени выработанности запасов конкретного участка недр (Свз) начальные извлекаемые запасы нефти (Vз), согласно данным государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного в 2011 году, составляли 1 752 000 тонн.
Поскольку степень выработанности запасов конкретного участка недр (Свз) составила 0,012, то есть не превысила 0,05, обществом обоснованно применен коэффициент Кз, равный 0,5088, рассчитанный по формуле, приведенной в пункте 5 статьи 342 НК РФ.
Как верно указали суды, налоговый орган не имел правовых оснований, в соответствии производить расчет степени выработанности запасов конкретного участка недр (Свз), исходя из сведений, полученных на 01.01.2011 года.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 8 по Саратовской области от 16.12.2015 N 33/10 о доначислении ООО "Саратовнефтедобыча" НДПИ за 2014 год в размере 2 231 587 руб., начислении пени, привлечении к налоговой ответственности по статье 122 НК РФ за неполную уплату НДПИ.
Положенные в основу кассационной жалобы доводы налогового органа не опровергают обстоятельств, установленных судами предыдущих инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятых судебных актов.
Переоценка установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств в кассационной инстанции недопустима в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ.
Нормы права при разрешении спора применены судами правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 09.12.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2016 по делу N А57-5634/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Егорова |
Судьи |
А.Н. Ольховиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 10 Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списании с государственного баланса, утвержденного приказом Минприроды России от 06.09.2012 N 265 "Об утверждении Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списании с государственного баланса", установлено, что основанием для постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс являются заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, утверждаемые Роснедрами.
...
Поскольку степень выработанности запасов конкретного участка недр (Свз) составила 0,012, то есть не превысила 0,05, обществом обоснованно применен коэффициент Кз, равный 0,5088, рассчитанный по формуле, приведенной в пункте 5 статьи 342 НК РФ.
Как верно указали суды, налоговый орган не имел правовых оснований, в соответствии производить расчет степени выработанности запасов конкретного участка недр (Свз), исходя из сведений, полученных на 01.01.2011 года.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 8 по Саратовской области от 16.12.2015 N 33/10 о доначислении ООО "Саратовнефтедобыча" НДПИ за 2014 год в размере 2 231 587 руб., начислении пени, привлечении к налоговой ответственности по статье 122 НК РФ за неполную уплату НДПИ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20 марта 2017 г. N Ф06-18264/17 по делу N А57-5634/2016