Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 20 марта 2017 г. N Ф06-18264/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
15 ноября 2016 г. |
Дело N А57-5634/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 ноября 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Комнатной Ю.А., Цуцковой М.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горячко Р.В.,
при участии в судебном заседании представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области Мочаловой Т.В., действующей на основании доверенности от 23.06.2016 N 04-17/100, представителей общества с ограниченной ответственностью "Саратовнефтедобыча" Якушева А.О., действующего на основании доверенности от 11.04.2016 N 2/2016, Семенова С.В., действующего на основании доверенности от 11.05.2016, ликвидатора общества с ограниченной ответственностью "Саратовнефтедобыча" П. Радочак, представителя Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области Мочаловой Т.В., действующей на основании доверенности от 27.06.2016 N 05-17/71,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 09 сентября 2016 года по делу N А57-5634/2016 (судья Землянникова В. В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Саратовнефтедобыча" (410031, г. Саратов, ул. им. Челюскинцев, д. 68, ОГРН 1056405472738, ИНН 6454077100),
заинтересованные лица: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области (410010, г.Саратов, ул.Бирюзова, д.7 А, ОГРН 1046405041913, ИНН 6452907236), Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области (410028, г. Саратов, ул. Рабочая, д. 24, ОГРН 1046415400338, ИНН 6454071860),
о признании недействительным ненормативного акта,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Саратовнефтедобыча" (далее - ООО "Саратовнефтедобыча", общество, заявитель, налогоплательщик) с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области (далее - Межрайонной ИФНС России N 8 по Саратовской области, налоговый орган, инспекция) от 16.12.2015 N 33/10 о доначислении ООО "Саратовнефтедобыча" налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) за 2014 год в размере 2 231 587 руб., начислении пени, привлечении к налоговой ответственности по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату НДПИ.
Решением суда первой инстанции от 09 сентября 2016 года требования налогоплательщика удовлетворены. Суд признал недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 8 по Саратовской области N 33/10 от 16.12.2015.
Кроме того, с инспекции в пользу общества взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Межрайонная ИФНС России N 8 по Саратовской области не согласилась с принятым судебным актом и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований общества.
ООО "Саратовнефтедобыча" представило письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области (далее - УФНС России по Саратовской области, Управление) в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления налогоплательщика.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, письменных возражения и отзыва, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка ООО "Саратовнефтедобыча" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2012 по 21.05.2015, по результатам которой составлен акт от 02.11.2015 N 28/10.
16.12.2015 по результатам рассмотрения акта и других материалов выездной налоговой проверки инспекцией принято решение N 33/10 о привлечении общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату НДПИ за 2, 3 кварталы 2014 года в виде штрафа в сумме 446 317 руб. Кроме того, данным решением обществу предложено уплатить НДПИ за 2, 3 кварталы 2014 года в сумме 2 231 587 руб., пени в сумме 298 396,35 руб.
Не согласившись с вынесенным налоговым органом решением, ООО "Саратовнефтедобыча" обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган - УФНС России по Саратовской области.
Решением Управления от 25.01.2016 решение Межрайонной ИФНС России N 8 по Саратовской области от 16.12.2015 оставлено без изменения, апелляционная жалоба налогоплательщика - без удовлетворения.
Общество, полагая, что решение налогового органа является незаконным, нарушает права и законные интересы хозяйствующего субъекта, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о правомерном применении обществом при расчете НДПИ за 2, 3 кварталы 2014 года коэффициента, характеризующего величину запасов конкретного участка недр (далее - коэффициент Кз), равного 0,5088, в связи с чем удовлетворил заявленные требования налогоплательщика.
Суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения в силу следующего.
Из материалов дела следует, что "Саратовнефтедобыча" выдана лицензия серия СРТ 01090 НЭ от 26.07.2006 сроком действия до 25.07.2026 на добычу углеводородного сырья в пределах Калининского участка в Советском районе Саратовской области.
При исчислении НДПИ за апрель-сентябрь 2014 года общество применяло коэффициент Кз менее 1, равный 0,5088.
В соответствии с пунктом 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (редакция от 30.09.2013) если иное не установлено пунктом 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, налогообложение НДПИ производится по налоговой ставке 493 рубля (на период с 1 января по 31 декабря 2014 года включительно), 530 рублей (на период с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно), 559 рублей (на период с 1 января 2016 года) за 1 тонну добытой нефти обессоленной, обезвоженной и стабилизированной. При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), на коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр (Кв), на коэффициент, характеризующий величину запасов конкретного участка недр (Кз), на коэффициент, характеризующий степень сложности добычи нефти (Кд) и на коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретной залежи углеводородного сырья (Кдв). Коэффициенты Кц, Кв, и Кз определяются в порядке, установленном соответственно пунктами 3, 4 и 5 н статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации. Коэффициенты Кд и Кдв определяются в соответствии со статьей 342.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Порядок определения налогоплательщиком коэффициента Кз установлен пунктом 5 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 21.07.2011 N 258-ФЗ).
В случае, если величина начальных извлекаемых запасов нефти (Vз) по конкретному участку недр меньше 5 млн. тонн и степень выработанности запасов (Свз) конкретного участка недр, определяемая в порядке, установленном настоящим пунктом, меньше или равна 0,05, коэффициент Кз рассчитывается по формуле: Кз = 0,125 х Vз + 0,375, где Vз - начальные извлекаемые запасы нефти в млн. тонн с точностью до третьего знака после запятой, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти (за исключением списания запасов добытой нефти и потерь при добыче) и определяемые как сумма запасов категорий А, В, С1 и С2 по конкретному участку недр по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного в году, предшествующем году налогового периода (абзацы 1-4 пункта 5 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации).
Абзацем 5 пункта 5 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что степень выработанности запасов конкретного участка недр (Свз), лицензия на право пользования которым предоставлена до 1 января 2012 года, определяется по состоянию на 1 января 2012 года на основании данных государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного в 2011 году, как частное от деления суммы накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (N) на начальные извлекаемые запасы нефти (Vз) конкретного участка недр.
В случае, если запасы нефти поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых в году, предшествующем году налогового периода, или в году налогового периода, сумма накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (N) и начальные извлекаемые запасы нефти (Vз) для применения коэффициента Кз определяются налогоплательщиком самостоятельно на основании заключения государственной экспертизы запасов нефти, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленном порядке ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых, и после утверждения государственного баланса запасов полезных ископаемых уточняются в порядке, установленном настоящим пунктом (абзац 7 пункта 5 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу 8 пункта 5 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если определенные в порядке, установленном настоящим пунктом, величина начальных извлекаемых запасов (Vз) конкретного участка недр превышает или равна 5 млн. тонн и (или) степень выработанности запасов (Свз) конкретного участка недр превышает 0,05, коэффициент Кз принимается равным 1.
Из приведенных норм закона следует, что используемая при расчете коэффициента Кз величина степени выработанности запасов (Свз) определяется исключительно на основании данных государственного баланса запасов полезных ископаемых.
Межрайонная ИФНС России N 8 по Саратовской области в ходе выездной налоговой проверки пришла к выводу о неправомерном применении обществом в спорных налоговых периодах коэффициента Кз, равного 0,5088, поскольку при определении степени выработанности запасов (Свз) налогоплательщиком необоснованно применены данные о начальных извлекаемых запасах нефти (Vз), содержащиеся в выписке из государственного баланса полезных ископаемых на 01.01.2012, утвержденные в 2011 году (1 752 000 тонны), значение степени выработанности запасов (Свз) 0,012 (1,2%) неверно.
По мнению инспекции, при определении степени выработанности запасов (Свз) применению подлежали данные о начальных извлекаемых запасах нефти (Vз), содержащиеся в выписке из Государственного баланса полезных ископаемых на 01.01.2011, утвержденные в 2011 году (58 000 тонн), степень выработанности запасов (Свз) составляет 0,387 (38,7%), в связи с чем основания для применении коэффициента Кз менее 1 отсутствуют.
Суд первой инстанции признал доводы налогового органа ошибочными.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
Согласно статье 31 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" государственный баланс запасов полезных ископаемых ведется с целью учета состояния минерально-сырьевой базы. Он должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых, которая утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса осуществляются в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с органами государственного горного надзора.
Пунктом 10 Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списании с государственного баланса, утвержденного приказом Минприроды России от 06.09.2012 N 265, установлено, что основанием для постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс являются заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, утверждаемые Роснедрами.
Из представленного в материалы дела государственного баланса запасов полезных ископаемых на 01.01.2012 следует, что по состоянию на 01.01.2011 разведанные запасы нефти составляли 36 000 тонн, накопленная добыча составляла 22 500 тонн (т. 3, л.д. 8)
По результатам доразведки в 2011 году по состоянию на 01.01.2012 разведанные запасы нефти увеличились на 1 471 000 тонн.
Протоколом заседания Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых от 28.10.2011 N 2604-дсп утверждены запасы нефти по спорному месторождению в количестве 1 752 000 тонны.
Таким образом, по состоянию на дату определения степени выработанности запасов конкретного участка недр (Свз) начальные извлекаемые запасы нефти (Vз), согласно данным государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного в 2011 году, составляли 1 752 000 тонн.
Поскольку степень выработанности запасов конкретного участка недр (Свз) составила 0,012, то есть не превысила 0,05, обществом обоснованно применен коэффициент Кз, равный 0,5088, рассчитанный по формуле, приведенной в пункте 5 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные налогоплательщиком требования и признал решение Межрайонной ИФНС России N 8 по Саратовской области от 16.12.2015 N 33/10 недействительным.
В апелляционной жалобе налоговый орган настаивает на том, что согласно данным государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного в 2011 году, начальные запасы нефти Калининского лицензионного участка составляли 58 000 тонн: 36 000 тонн (извлекаемые запасы) + 22 000 тонн (накопленная добыча). Степень выработанности запасов конкретного участка недр (Свз) составила 0,3739 (22 000/58 000), в связи с чем при расчете НДПИ в 2, 3 кварталах 2014 года подлежал применению коэффициент Кз равный 1.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод, поскольку он был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получил надлежащую правовую оценку.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у апелляционной коллегии не имеется.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы Межрайонной ИФНС России N 8 по Саратовской области не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 09 сентября 2016 года по делу N А57-5634/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-5634/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 20 марта 2017 г. N Ф06-18264/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО ликвидируемое "Саратовнефтедобыча"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N8 по Саратовской области
Третье лицо: УФНС по Саратовской области