г. Казань |
|
13 апреля 2017 г. |
Дело N А55-11525/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 апреля 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Егоровой М.В., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Комовой Е.В., доверенность от 01.01.2017 N 36, Рахманова А.В., доверенность от 01.01.2017 N 30,
ответчика - Зыкиной Н.М., доверенность от 11.01.2017 N 03-04-07/190, Ергашева А.Х., доверенность от 15.12.2016 N 01-08-17/15635,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Самарской таможни
на решение Арбитражного суда Самарской области от 16.09.2016 (судья Матюхина Т.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2016 (председательствующий судья Корнилов А.Б., судьи Бажан П.В., Сергеева Н.В.)
по делу N А55-11525/2016
по заявлению Акционерного общества "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" к Самарской таможне о признании незаконным бездействия и обязании,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" (далее - АО "Новокуйбышевская нефтехимическая компания", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Самарской таможни (далее - Самарская таможня, таможенный орган) по невозврату излишне уплаченных пошлин в размере 5 456 142 руб. 62 коп. и обязании возвратить излишне уплаченную таможенную пошлину в указанном размере.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16.09.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2016, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Самарская таможня обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Самарской области от 16.09.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2016 по делу N А55-11525/2016 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при участии представителей Комовой Е.В. (доверенность от 01.01.2017 N 36), Рахманова А.В. (доверенность от 01.01.2017 N 30), Шакуровой Г.В. (доверенность от 24.03.2017 N 01-08-20/3660), Павловой М.В. (доверенность от 24.03.2017 N 01-08-20/3661) в судебном заседании объявлялся перерыв с 30.03.2017 до 11 часов 00 минут 06.04.2017.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыв на кассационную жалобу, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, АО "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" в период с 22.04.2013 по 22.06.2015 было произведено таможенное оформление экспортных поставок товара - жидкие продукты пиролиза марки Е-3 и марки Е-5 (далее - товары) по декларациям на товары (далее ДТ) N N :
10412063/140613/0001502, 10412063/231013/0002560, 10412063/060214/0000223, 10412063/190314/0000528, 10412063/080414/0000657, 10412063/020514/0000809, 10412063/180614/0001155, 10412063/160514/0000910, 10412063/200514/0000942, 10412063/290514/0001014, 10412063/080714/0001302, 10412063/080714/0001306, 10412063/120914/0001760, 10412063/201114/0002203, 10412063/111214/0002366, 10412063/310115/0000216, 10412063/110215/0000305, 10412060/270513/0007004, 10412063/230114/0000139, 10412063/060314/0000438, 10412063/020414/0000624, 10412063/170414/0000721, 10412063/140614/0001122, 10412063/080514/0000846, 10412063/160514/0000913, 10412063/200514/0000938, 10412063/110614/0001103, 10412063/170614/0001147, 10412063/240714/0001436, 10412060/061014/0013901, 10412063/291114/0002275, 10412063/171214/0002407, 10412063/050215/0000261, 10412063/180215/0000361, 10412060/140513/0006262, 10412060/220713/0009912, 10412063/240114/0000140, 10412063/120314/0000487, 10412063/110414/0000684, 10412063/230414/0000764, 10412063/060514/0000837, 10412063/090514/0000860, 10412063/200514/0000936, 10412063/180614/0001158, 10412063/120614/0001115, 10412063/180614/0001153, 10412063/310714/0001479, 10412063/191114/0002193, 10412063/101214/0002345, 10412063/290115/0000190, 10412063/100215/0000303, 10412063/210215/0000386, 10412063/260215/0000424, 10412063/170315/0000610, 10412063/230415/0000891, 10412063/290515/0001135, 10412063/180815/0001393, 10412063/181214/0002417, 10412063/140315/0000585, 10412063/190315/0000628, 10412063/240515/0001091, 10412063/180615/0001201, 10412063/260615/0001232, 10412063/271214/0002483, 10412063/140315/0000587, 10412063/240315/0000675, 10412063/290515/0001131, 10412063/180615/0001204, 10412063/180815/0001395, 10412063/250815/0001436, 10412063/190216/0000114 с указанием классификационного кода 2707 50 100 0 Единой товарной номенклатуры внешне-экономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ЕТН ВЭД ЕАЭС) и уплатой вывозных таможенных пошлин в размере 2%, 3.75% и 5% от таможенной стоимости товаров.
Затем общество обратилось в Самарскую таможню с заявлениями от 23.11.2015 N 0213/2971, от 24.11.2015 N 0213/2972, от 25.11.2015 NN 69/1797, 69/1811, 69/1809, от 26.11.2015 N 69/1808, от 27.11.2015 NN 69/1802, 69/1803, 69/1804, 69/1805, 69/1806, 69/1807, 69/1821 о корректировке классификационного кода ЕТН ВЭД ЕАЭС в таможенных декларациях с 2707 50 100 0 на 2707 50 900 0 (для прочих целей).
Полагая, что ошибочное указание кода классификации товара 2707 50 100 0 по ЕТН ВЭД ЕАЭС привело к излишней уплате таможенных пошлин в размере 5 456 142 руб. 62 коп., общество обратилось в Самарскую таможню с заявлением от 18.03.2016 (сопроводительное письмо от 21.03.2016 N 02-13/795) о возврате данных сумм таможенных пошлин.
Самарская таможня письмом от 15.04.2016 N 03-01-09/4681 сообщила, что решение о возврате излишне уплаченных таможенных платежей не принято в связи с проведением проверки документов и сведений после выпуска товаров по вопросу правильности классификации указанного в обращении товара в соответствии с приказом ФТС России от 25.08.2009 N 1560 "Об утверждении порядка проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и/или транспортных средств".
Считая бездействие таможенного органа незаконным, АО "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования общества, признав их законными и обоснованными.
В соответствии со статьей 99 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.
Пунктом 2 статьи 191 ТК ТС внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, которые определяются решением Комиссии таможенного союза.
Порядок внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров, установлен решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 (далее - Порядок).
Согласно абзацу 2 подпункта "а" пункта 11 Порядка, внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров возможны при выявлении недостоверных сведений о классификации товаров, о стране происхождения товаров, о соблюдении условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей, а также об иных сведениях, в том числе влекущих за собой изменение размера исчисленных и (или) подлежащих уплате таможенных, иных платежей.
В соответствии с пунктами 12, 13, 14 раздела IV Порядка внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров по инициативе декларанта возможно путем подачи обращения в таможенный орган в произвольной форме с предоставлением документов, подтверждающих вносимые изменения и (или)дополнения.
В соответствии со статьями 89 и 90 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров. Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов. Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза.
Согласно статье 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).
Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В силу положений части 2 статьи 147 во взаимосвязи с частью 4 статьи 122 Закона N 311-ФЗ к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов юридическими лицами, зарегистрированными на территории Российской Федерации, прилагаться установленный перечень документов.
К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:
1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;
4) документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 настоящего Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;
5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;
6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.
Как установлено судами, заявителем были представлены предусмотренные вышеприведенной нормой документы.
Судами приняты во внимание пояснения заявителя о том, что спорные товары производятся обществом в соответствии с ТУ 2451-178-72042240-2006 с изм. 1-3 "Жидкие продукты пиролиза. Фракции 35-230°С и 35-270°С." и являются товарами, получаемыми при пиролизе углеводородных газов, бензинов, дизельных фракций и их смесей в качестве побочного продукта. Фракции применяют в качестве сырья для получения моторного топлива, растворителей в соответствии с требованиями НТД для каждого вида продукции, а также для получения ароматических углеводородов (ТУ 2451-178-72042240-2006 с изм. 1-3).
Приемо-сдаточные испытания задекларированных товаров проводились в аккредитованной испытательной лаборатории заявителя, компетентность которой подтверждена аттестатом аккредитации испытательной лаборатории от 23.12.2008 N РОСС RU.0001.515720.
Согласно заключению ЗАО "Петролеум Аналистс" (Saybolt) от 18.12.2015 N 378/2015, от 18.12.2015 N 377/2015, товары отнесены к товарной позиции ТН ВЭД ЕАЭС 2707 50 900 0.
Кроме того, согласно предварительным решениям Центральной энергетической таможни от 19.07.2013 N RU/10006/13/0012, N RU/10006/13/0013 к товарам "Жидкие продукты пиролиза, фракции 35-230°С и 35-270°С, марка Е-3, производимые ЗАО "Нефтехимия" по ТУ 2451-178-72042240-2006 с изм. 1,2,3" и "Жидкие продукты пиролиза, фракции 35-230°С и 35-270°С, марка Е-5, производимые ЗАО "Нефтехимия" по ТУ 2451-178-72042240-2006 с изм. 1,2,3" применяется код классификации по ЕТН ВЭД ЕАЭС - 2707 50 900 0.
Таким образом, при декларировании товара необходимо производить указание классификационного кода по ЕТН ВЭД ЕАЭС- 2707 50 900 0 (для прочих целей); в отношении данного классификационного кода применяется нулевая ставка вывозной таможенной пошлины.
В этой связи ошибочное указание заявителем кода классификации товара повлекло излишнюю уплату таможенных пошлин в размере 5 456 142 руб. 62 коп. Факт уплаты таможенных платежей в данной сумме подтвержден платежными поручениями и не оспаривается таможней.
Суды признали, что АО "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" соблюдены все требования, установленные действующим таможенным законодательством к форме и срокам обращения к таможенному органу - подано заявление о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин от 21.03.2016 N 02-13/795, а также заявления о корректировке таможенных деклараций.
Доводы Самарской таможни о непредставлении со стороны АО "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" документов, подтверждающих обоснованность возврата излишне уплаченных таможенных пошлин (в том числе по запросам таможенных органов) отклонены судами со ссылками на доказательства ошибочного указания кода:
- протоколы испытания товара и паспортами качества, проведенными и составленными на основании методик, установленных ТУ-2451-178-72042240-2006 с изм. 1-3 п. 5.6, ГОСТ 2706.1, ГОСТ 3900, ГОСТ 2177, ГОСТ 2477;
- письма контрагентов Vitol S.A. от 05.05.2016 N 1-05/05/2015, Cophaspec от 10.05.2016 N б/н, Linkpower Limited от 19.04.2016 N б/н, Tintrade от 12.04.2016 N б/н, Trade commodity от 13.04.2016 N 1304, подтверждающие область применения и целевое назначение декларируемого товара, подтверждается ТУ-2451-178-72042240-2006 с изм. 1-3 п. 5.6;
- заключения ЗАО "Петролеум Аналистс (Saybolt) от 18.12.2015 N 377/2015, от 18.12.2015 N 378/2015 проведенные на идентичные товары "Жидкие продукты пиролиза марки Е-3, Е-5", для определения процентного содержания ароматических углеводородов по методу EN 15553 и однозначного отнесения Товаров к товарной позиции 2707 ТН ВЭД ЕАЭСКачественные характеристики декларированного товара;
- предварительные решения Центральной энергетической таможни от 19.07.2013 N RLV10006/13/0012, N RU/10006/13/0013 к товарам "Жидкие продукты пиролиза, фракции 35-230°С и 35-270°С, марка Е-3, производимые ЗАО "Нефтехимия" по ТУ 2451-178-72042240-2006 с изм. 1,2,3" и "Жидкие продукты пиролиза, фракции 35-230°С и 35-270°С, марка Е-5, производимые ЗАО "Нефтехимия" по ТУ 2451-178-72042240-2006 с изм. 1,2,3" согласно которым к указанному товару применяется код классификации по ЕТН ВЭД ЕАЭС - 2707 50 9000;
- декларации на товар N 10006110/041215/0019186, N 10006110/041215/0019201, N 10006110/170316/0004603, N 10006110/300316/0005376 согласно которым декларируемый товар по ТУ 2451-178-72042240-2006 относятся таможенными органами к товару необлагаемому таможенной пошлиной.
Согласно пояснениям АО "Новокуйбышевская нефтехимическая компания", не опровергнутым Самарской таможней, технологический процесс производства декларированного продукта, а также его компонентный состав (качественные характеристики) не изменялись и производились в соответствии с ТУ-2451-178-72042240-2006 с изм. 1-3 п. 5.6.
Проверяя довод таможни о включении в расчет излишне уплаченных таможенных пошлин 8-ми временных деклараций на товар, суды отклонили его, установив, что в расчет излишне уплаченной суммы таможенных пошлин включены лишь постоянные таможенные декларации.
В соответствии с частью 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.
Принимая во внимание, что законодательством Российской Федерации о таможенном деле не установлен иной срок возврата таможенных платежей в связи с обращением декларанта об изменении сведений, отраженных в декларации на товары, судам следует исходить из того, что заявление о возврате должно быть исполнено таможенным органом не позднее предусмотренного частью 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ срока, составляющего один месяц с момента подачи заявления (пункт 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства").
Из изложенного следует, что таможня должна рассмотреть заявление о внесении изменений в декларацию на товары и возврате таможенных платежей в течение одного месяца со дня подачи такого заявления и представления всех необходимых документов.
Поскольку Самарской таможней в установленный частью 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ месячный срок заявление общества не было рассмотрено, решение о возврате излишне уплаченных таможенных платежей не принято, суды правомерно признали бездействие таможни незаконным и в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя возложили на таможню обязанность возвратить обществу излишне уплаченные таможенные платежи.
При этом судами установлено, что основания, препятствующие возврату излишне уплаченных таможенных платежей, предусмотренные пунктом 12 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, у таможенного органа отсутствовали.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
Доводы кассационной жалобы являлись обоснованием позиции таможенного органа в ходе рассмотрения заявления по существу судом первой инстанции, а также при рассмотрении апелляционной жалобы и получили надлежащую правовую оценку. Основания для переоценки выводов судов, подтвержденных соответствующими доказательствами, в силу требований статьи 286, части 2 статьи 287 АПК РФ у кассационной коллегии отсутствуют.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых решения и постановления, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 16.09.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2016 по делу N А55-11525/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принимая во внимание, что законодательством Российской Федерации о таможенном деле не установлен иной срок возврата таможенных платежей в связи с обращением декларанта об изменении сведений, отраженных в декларации на товары, судам следует исходить из того, что заявление о возврате должно быть исполнено таможенным органом не позднее предусмотренного частью 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ срока, составляющего один месяц с момента подачи заявления (пункт 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства").
...
Поскольку Самарской таможней в установленный частью 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ месячный срок заявление общества не было рассмотрено, решение о возврате излишне уплаченных таможенных платежей не принято, суды правомерно признали бездействие таможни незаконным и в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя возложили на таможню обязанность возвратить обществу излишне уплаченные таможенные платежи.
При этом судами установлено, что основания, препятствующие возврату излишне уплаченных таможенных платежей, предусмотренные пунктом 12 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, у таможенного органа отсутствовали."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13 апреля 2017 г. N Ф06-19050/17 по делу N А55-11525/2016
Хронология рассмотрения дела:
27.02.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-969/18
13.04.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-19050/17
07.12.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-15704/16
16.09.2016 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-11525/16