г. Казань |
|
20 марта 2017 г. |
Дело N А12-4805/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Егоровой М.В., Мухаметшина Р.Р.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Иванова Евгения Владимировича
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22.09.2016 (судья Наумова М.Ю.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2016 (председательствующий судья Веряскина С.Г., судьи Александрова Л.Б., Луговской Н.В.)
по делу N А12-4805/2016
по заявлению Иванова Евгения Владимировича (Волгоградская область, г. Михайловка) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (г. Волгоград,), третье лицо: акционерное общество "Газпром газораспределение Волгоград" (г. Волгоград, ОГРН 1023402971514, ИНН 3443013847), о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Иванов Евгений Владимирович (далее - Иванов Е.В., заявитель) обратился в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - УФАС по Волгоградской области, Управление, антимонопольный орган) от 10.12.2015 по делу N 15-01-10-04/788.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено акционерное общество "Газпром газораспределение Волгоград".
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 22.09.2016, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Иванов Е.В. просит решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22.09.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2016 отменить как принятые с нарушением норм материального права.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыв на кассационную жалобу, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, гражданин Иванов Е.В. обратился в УФАС по Волгоградской области с жалобой на действия ОАО "Газпром газораспределение Волгоград" в уклонении от выдачи технических условий на подключение объекта капитального строительства (домовладения по адресу г. Михайловка ул. Ватутина д. 57) к сети газораспределения.
Антимонопольным органом по результатам рассмотрения дела N 1501-10-04/788о принято решение о признании АО "Газпром газораспределение Волгоград" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) путем злоупотребления доминирующим положением в результате нарушении пункта 15 Правил от 30.12.2013 N 1314. В части уклонения АО "Газпром газораспределение Волгоград" от выдачи технических условий на подключение объекта капитального строительства к сети газораспределения, принадлежащего Иванову Е.В., нарушений антимонопольного законодательства не установлено.
Управление учитывало отсутствие уличных сетей, построенных с учетом утвержденной схемы газоснабжения зоны перспективной застройки; отметило, что заявителю сообщено о необходимости обращения в адрес администрации муниципального образования г. Михайловка в целях организации работы по газоснабжению поселения.
Иванов Е.В., считая выводы антимонопольного органа необоснованными, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходили из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральным законодательством или судебными актами (пункт 5).
Для квалификации действий по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции должны быть доказаны как совершение хозяйствующим субъектом запрещенных действий, влекущих негативные последствия для конкуренции либо ущемление прав иных лиц, так и доминирующее положение указанного субъекта на соответствующем рынке.
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (часть 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции).
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" транспортировка газа по трубопроводам отнесена к сферам деятельности субъектов естественных монополий.
Исходя из положений статьи 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" система газоснабжения - это имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа; газораспределительная система - это имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям.
Согласно пункту 2 Правил "подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения" - совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения; "заявитель" - юридическое или физическое лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить или осуществляющее на нем строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения или подключение (технологическое присоединение) построенного на своем земельном участке объекта капитального строительства к сети газораспределения; "исполнитель" - газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства.
Заявитель в целях определения технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения направляет исполнителю запрос о предоставлении технических условий. Указанный запрос может быть направлен в электронной форме. Заявитель, не располагающий сведениями об организации, выдающей технические условия, обращается в орган местного самоуправления с запросом об организации, выдающей технические условия. Орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня получения запроса об организации, выдающей технические условия, обязан предоставить сведения о соответствующей организации с указанием ее наименования и местонахождения, определяемых на основании схем газоснабжения и газификации субъекта Российской Федерации и (или) поселения, а также на основании программ газификации, утверждаемых уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 6 Правил).
Согласно пункту 13 Правил при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7-8 Правил, в полном объеме исполнитель в течение 14 дней со дня получения запроса о предоставлении технических условий обязан определить и предоставить заявителю технические условия либо мотивированный отказ в выдаче технических условий.
Из пункта 14 Правил усматривается, что основанием для отказа в выдаче технических условий является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя, за исключением случаев, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрено установление платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, с учетом финансирования мероприятий, связанных с ликвидацией дефицита пропускной способности существующих сетей газораспределения, необходимой для осуществления подключения (технологического присоединения), без согласия заявителей, а также когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах исполнителя или иных инвестиционных программах в текущем календарном году.
В случае предоставления мотивированного отказа в выдаче технических условий исполнитель также предоставляет имеющуюся в его распоряжении информацию о примерных сроках появления технической возможности подключения объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя в результате реализации собственных, а также финансируемых за счет сторонних источников, включая бюджетные, мероприятий либо сообщает об отсутствии такой информации (пункт 15 Правил).
Согласно пункту 4.1 СНиП 42-01.2002 "Газораспределительные системы" проектирование и строительство новых, реконструкцию и развитие действующих газораспределительных систем осуществляют в соответствии со схемами газоснабжения, разработанными в составе федеральной, межрегиональных и региональных программ газификации субъектов Российской Федерации в целях обеспечения предусматриваемого этими программами уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций.
Статьей 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) определены общие положения о документах территориального планирования.
Согласно части 1 указанной статьи территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии с частью 1 статьи 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.
Согласно статье 19 ГрК РФ схема территориального планирования муниципального района содержит сведения о электро- и газоснабжении поселений.
Судами установлено, что домовладение Иванова Е.В. расположено на территории перспективной зоны застройки, газоснабжение которой должно осуществляться на основании утвержденной администрацией муниципального образования схемой газоснабжения с учетом наличия уличных газораспределительных сетей.
Газопровод, проложенный в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой газоснабжения территории поселения, к которому возможно подключение домовладения Иванова Е.В., по улице Ватутина г. Михайловка Волгоградской области отсутствует
В этой связи филиал АО "Газпром газораспределение Волгоград" в г. Михайловке возвратил Иванову Е.В. заявление и указал на необходимость обращения в адрес администрации муниципального образования г. Михайловка в целях организации работы по газоснабжению поселения.
Согласно постановлению Правительства Волгоградской области от 10.02.2014 N 64-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Газификация Волгоградской области" на 2014-2017 годы" газификация Волгоградской области осуществляется с 2006 года на основании Генеральной схемы газоснабжения и газификации Волгоградской области.
Статьями 14, 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" регламентированы вопросы местного значения для поселений и муниципальных районов (муниципальных образований), к ним в том числе отнесены - организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Таким образом, как верно отметили суды, именно орган местного самоуправления муниципального образования, с учетом возложенной функции по организации газоснабжения, должен разрабатывать и утверждать схемы газоснабжения территории поселения.
В этой связи суды предыдущих инстанций обоснованно поддержали вывод антимонопольного органа о том, что в действиях АО "Газпром газораспределение Волгоград" отсутствуют признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для удовлетворения жалобы и отмены принятых по данному делу судебных актов у кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22.09.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2016 по делу N А12-4805/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 19 ГрК РФ схема территориального планирования муниципального района содержит сведения о электро- и газоснабжении поселений.
...
Статьями 14, 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" регламентированы вопросы местного значения для поселений и муниципальных районов (муниципальных образований), к ним в том числе отнесены - организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Таким образом, как верно отметили суды, именно орган местного самоуправления муниципального образования, с учетом возложенной функции по организации газоснабжения, должен разрабатывать и утверждать схемы газоснабжения территории поселения.
В этой связи суды предыдущих инстанций обоснованно поддержали вывод антимонопольного органа о том, что в действиях АО "Газпром газораспределение Волгоград" отсутствуют признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20 марта 2017 г. N Ф06-17819/17 по делу N А12-4805/2016
Хронология рассмотрения дела:
20.03.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-17819/17
29.11.2016 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-11697/16
22.09.2016 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-4805/16
11.07.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-11196/16
27.05.2016 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-4841/16
21.03.2016 Определение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-4805/16