г. Казань |
|
24 мая 2017 г. |
Дело N А57-6066/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширов Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЮКОЛА-нефть"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 21.11.2016 (судья Огнищева Ю.П.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2017 (председательствующий судья Каплин С.Ю., судьи Комнатная Ю.А., Шараев С.Ю.)
по делу N А57-6066/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЮКОЛА-нефть" (ОГРН 1027709008722, ИНН 7709385280) о признании решений филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области от 29.12.2015 N Ф64/001/2015-39019 о приостановлении осуществления кадастрового учета и от 11.02.2016 N Ф64/001/2016-10414 об отказе в снятии приостановления незаконными; об обязании филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области осуществить кадастровый учет сооружения - скважины N 2 Андреевского месторождения на основе предоставленных документов, заинтересованные лица: филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области; Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области; публичное акционерное общество "Богородскнефть"; администрация Духовницкого муниципального района Саратовской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЮКОЛА-нефть" (далее - ООО "ЮКОЛА-нефть", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконными решений филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области (далее - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области, орган кадастрового учета) от 29.12.2015 N Ф64/001/2015-39019 о приостановлении осуществления кадастрового учета и от 11.02.2016 N Ф64/001/2016-10414 об отказе в снятии приостановления; об обязании органа кадастрового учета осуществить кадастровый учет сооружения - скважины N 2 Андреевского месторождения на основе предоставленных документов.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 21.11.2016, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования в части признания незаконными оспариваемых решений филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области удовлетворить. Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, отсутствие постановки на кадастровый учет, несвоевременный кадастровый учет сооружения препятствует регистрации права собственности, что создает обществу препятствия в осуществлении хозяйственной деятельности.
В предоставленном отзыве на кассационную жалобу публичное акционерное общество "Богородскнефть" (далее - ПАО "Богородскнефть") просит удовлетворить требования ООО "ЮКОЛА-нефть", обжалуемые судебные акты отменить. ПАО "Богородскнефть" указало на несоответствие оспариваемых решений филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области нормам действующего законодательства, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако явку своих представителей в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 АПК РФ, суд счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ООО "ЮКОЛА-нефть" осуществляет добычу нефти в пределах Андреевского месторождения нефти на основании лицензии N СРТ 15563 НЭ от 17.05.2013.
17.11.2015 ПАО "Богородскнефть" (арендодатель) и ООО "ЮКОЛА-нефть" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 23-11/1А, по условиям которого обществу в аренду для размещения разведочной скважины N 2 Андреевского нефтяного месторождения предоставлен земельный участок площадью 2,25 га с кадастровым номером 64:11:080201:313 из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Саратовская область, Духовницкий район, Брыковское муниципальное образование, 5,6 км северо-восточнее с. Никольское.
28.12.2015 в орган кадастрового учета подано заявление N 30-2853842 о постановке на государственный кадастровый учёт объекта недвижимости с приложением технического плана сооружения от 28.12.2015, подготовленного кадастровым инженером Путилиным В.В.
29.12.2015 филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области принято решение о приостановлении до 29.03.2016 осуществления государственного кадастрового учета N Ф64/001/2015-39019 в связи с тем, что необходимые для государственного кадастрового учета документы по форме и (либо) содержанию не соответствуют требованиям Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) (пункт 5 части 2 статьи 26 Закона о кадастре).
При проверке дополнительно поступивших документов в целях устранения оснований приостановления по решению от 29.12.2015 N Ф64/001/2015-39019 выявлено, что представленные документы не устраняют причину приостановления, в связи с чем 11.02.2016 органом кадастрового учета принято решение об отказе в снятии приостановления.
Общество, полагая, что данные решения противоречат действующему законодательству и нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды нижестоящих инстанций исходили из отсутствия доказательств, свидетельствующих о нарушении оспариваемыми решениями органа кадастрового учета прав и законных интересов общества.
Судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с правовой позицией судов ввиду следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
Согласно пункту 1 статьи 23 Закона о кадастре постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
Орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона (пункт 5 части 2 статьи 26 Закона о кадастре), отказывает в осуществлении кадастрового учета, если истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении (пункт 6 части 2 статьи 27 Закона о кадастре).
Как следует из материалов дела, причиной приостановления осуществления кадастрового учета послужило несоответствие вида спорного объекта недвижимого имущества (нефтяной скважины) целевому назначению и разрешенному использованию земельного участка, подготовка технического плана не на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а на основании проектной документации, а также, как пояснил представитель регистрирующего органа в ходе судебного разбирательства, иные недостатки технического характера в документах, представленных с заявлением.
Поскольку причины приостановления не были устранены 11.02.2016 филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области было принято решение об отказе в снятии приостановления N Ф64/001/2016-10414.
11.03.2016 в связи с выявлением ошибок в представленных данных кадастровый инженер Путилин В.В. отозвал свое заявление.
25.03.2016 на основании пункта 37 Приказа Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости" рассмотрение заявления было прекращено.
Пунктом 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 99 "О некоторых вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя.
Однако обществом не представлено доказательств создания оспариваемыми решениями каких-либо препятствий для осуществления им своей предпринимательской деятельности.
Сам факт приостановления процедуры кадастрового учета, в том числе в связи с недостатками кадастрового плана, и последующее прекращение этой процедуры в связи с отзывом заявления, не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов общества, так как заявление кадастрового инженера не было рассмотрено по причинам, не зависящим от органа кадастрового учета, и как такового отказа в осуществлении кадастрового учета в данном случае органом кадастрового учета не принималось.
Кроме того, оспариваемые решения органа кадастрового учета не препятствуют заявителю обратиться в орган кадастрового учета с соблюдением порядка, установленного для предоставления заявителем документов для осуществления кадастрового учета, в том числе для обращения с заявлением по установленной форме с представлением документов, на необходимость которых указано в Законе о кадастре.
Судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты приняты при правильном применении норм материального права, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для их отмены не имеется.
Доводы заявителя кассационной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судебными инстанциями при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебных актов либо опровергали выводы суда первой и апелляционной инстанций, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 21.11.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2017 по делу N А57-6066/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 99 "О некоторых вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя.
...
Сам факт приостановления процедуры кадастрового учета, в том числе в связи с недостатками кадастрового плана, и последующее прекращение этой процедуры в связи с отзывом заявления, не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов общества, так как заявление кадастрового инженера не было рассмотрено по причинам, не зависящим от органа кадастрового учета, и как такового отказа в осуществлении кадастрового учета в данном случае органом кадастрового учета не принималось.
Кроме того, оспариваемые решения органа кадастрового учета не препятствуют заявителю обратиться в орган кадастрового учета с соблюдением порядка, установленного для предоставления заявителем документов для осуществления кадастрового учета, в том числе для обращения с заявлением по установленной форме с представлением документов, на необходимость которых указано в Законе о кадастре."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24 мая 2017 г. N Ф06-20672/17 по делу N А57-6066/2016