г. Казань |
|
14 июня 2017 г. |
Дело N А65-21517/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июня 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Мухаметшина Р.Р., Хабибуллина Л.Ф.
при участии представителей:
акционерного общества "Транснефть-Прикамье" - Тихоновой Л.С. (доверенность от 28.12.2016),
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - Яфизова А.А. (доверенность от 30.12.2016),
в отсутствие:
общества с ограниченной ответственностью "СтройКом" - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.12.2016 (судья Ситдиков Б.Ш.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2017 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Юдкин А.А., Семушкин В.С.)
по делу N А65-21517/2016
по заявлению акционерного общества "Транснефть-Прикамье" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан при участии третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "СтройКом" о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 09.08.2016 по делу N Т04-217/2016, предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 09.08.2016 N ПК-04/12335 о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Транснефть-Прикамье" (далее - заявитель, общество, АО "Транснефть-Прикамье") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - управление, антимонопольный орган, УФАС России по Республике Татарстан), при участии третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "СтройКом" (далее - третье лицо, ООО "СтройКом"), о признании недействительным решения УФАС России по Республике Татарстан от 09.08.2016 по делу N Т04-217/2016; о признании недействительным предписания УФАС России по Республике Татарстан от 09.08.2016 N ПК-04/12335 о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.12.2016 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2017 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.12.2016 оставлено без изменения.
Управление, не согласившись с вынесенными судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить.
Представитель управления в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель общества в судебном заседании отклонил доводы, изложенные в кассационной жалобе, по основаниям, изложенным в отзыве.
ООО "СтройКом" в судебное заседание своего представителя не направило, о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без его участия.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителей общества, управления, проверив в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов судов имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "СтройКом" обратилось в УФАС России по Республике Татарстан с жалобой, в которой указало на неправомерность действий заказчика - АО "Транснефть-Прикамье" при проведении открытого аукциона N 31603843504 на предмет "Выполнение обследования фундаментов насосных агрегатов".
В ходе рассмотрения вышеуказанной жалобы антимонопольным органом установлено следующее.
Извещение о проведении открытого аукциона N 31603843504 на предмет "Выполнение обследования фундаментов насосных агрегатов", на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru.
Заказчик - Акционерное общество "Транснефть-Прикамье".
Форма торгов - открытый аукцион.
Дата окончания приема заявок - 22.07.2016 в 10:00
Дата и время проведения аукциона - 22.08.2016 в 14:30
ООО "СтройКом" в жалобе указало на следующие нарушения 1) по мнению заявителя, заказчиком установлено неправомерное требование о наличии предлагаемой участниками закупки продукции в реестре основных видов продукции, закупаемой ООО "АК"Транснефть"; 2) по мнению заявителя, заказчиком было установлено неправомерное требование о предоставлении в составе заявки на участие в аукционе гарантии страховой компании, согласованной заказчиком, для страхования рисков, предусмотренных условиями договора; 3) по мнению заявителя, извещение о закупке противоречит само себе в части установления размера задатка; 4)по мнению заявителя, заказчиком не указано, в каком виде и по какому адресу предоставлять откорректированную часть заявки; 5) по мнению заявителя, заказчиком установлено неправомерное требование о наличии у участника закупки лицензии на осуществление деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности.
Жалоба рассматривалась УФАС России по Республике Татарстан в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции), по правилам которой антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключения договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссия УФАС России по Республике Татарстан в ходе рассмотрения дела установила следующее: пунктом 2.14.3 Инструкции участника закупки предусмотрена возможность принятия решения о проведении процедур пошагового понижения при осуществлении конкурентной закупки с учетом документации о закупке. Приглашения к участию в процедуре пошагового понижения направляются конкурсной комиссией заказчика участникам закупки, заявки которых допущены к участию в закупке.
При этом участник, снизивший цену договора в процессе проведения процедуры пошагового понижения, обязан в течение 2 рабочих дней предоставить заказчику заявку, откорректированную в части цены контракта.
Однако, при этом заказчиком не установлен порядок предоставления откорректированных частей заявок.
Комиссией УФАС России по Республике Татарстан сделан вывод о том, что порядок подачи откорректированных заявок аналогичен порядку подачи первоначальных заявок на участии в аукционе. Таким образом, участник закупки должен предоставить заявку в аналогичном объеме в срок меньший, чем предусмотрено для первоначальной заявки. При этом заказчик не поясняет правовые последствия непредставления в срок откорректированной части заявки.
Таким образом, участник закупки может подать откорректированную заявку позже установленного срока и у заказчика сохраняется обязанность принять и рассмотреть данную заявку, а участник может продолжить участие в процедуре закупки, что ставит участников закупки в неравное положение, поскольку такой участник закупки может участвовать в процедуре наравне с добросовестно подавшими откорректированные части заявок.
Комиссией УФАС России по Республике Татарстан признаны частично обоснованными доводы ООО "СтройКом".
Изложенные обстоятельства явились основанием для принятия ответчиком решения от 09.08.2016 по делу N Т04-217/2016, которым жалоба ООО "СтройКом" на действия заказчика - АО "Транснефть-Прикамье" при проведении открытого аукциона N 31603843504 на предмет "Выполнение обследования фундаментов насосных агрегатов" признана частично обоснованной.
Заказчик - АО "Транснефть-Прикамье" признан нарушившим требования часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
На основании указанного решения ответчиком в адрес АО "Транснефть- Прикамье" 09.08.2016 выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, для чего Организатору торгов - АО "Транснефть-Прикамье" предписано:
1.Устранить выявленные Комиссией нарушения норм действующего законодательства, для чего:
- внести изменения в документацию о закупке;
- отменить протоколы, составленные в ходе проведения закупочной процедуры;
- провести процедуру закупки повторно, в случае необходимости.
Заявитель, полагая, что решение и предписание антимонопольного органа противоречат закону и нарушают его права, обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суды предыдущих инстанций правомерно руководствовались следующим.
В соответствии со статьей 1 Закона о защите конкуренции указанный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. Его целями являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции Настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" положение о закупке должно содержать требование о закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки положения.
Судами установлено, что заявитель оспариваемым решением антимонопольного органа признан нарушившим требования часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Из оспариваемого решения следует, что заказчиком не установлен порядок предоставления откорректированных частей заявок, а также не предусмотрены правовые последствия непредставления в срок откорректированной части заявки.
Процедура пошагового понижения (собственно аукциона) регламентирована пунктами 7.11-7.11.5 Положения о закупке товаров, работ, услуг АО "Транснефть -Прикамье" (далее - Положение о закупке).
Согласно пункту 7.11.3 Положения о закупке, победителем аукциона признается участник закупки, первый предложивший наиболее низкую цену договора или первым выразивший согласие с наиболее низкой ценой договора, предложенной конкурсной комиссией.
Согласно пункту 2.14.3 Инструкции Участника закупки (субъект малого или среднего предпринимательства) по подготовке заявки на участие в аукционе на выполнение работ оказание услуг по строительству, реконструкции, техническому перевооружению, капитальному и текущему ремонту, ремонтно-эксплуатационным нуждам объектов АО "Транснефть - Прикамье" организатор закупки имеет право принять решение о проведении процедур пошагового понижения при осуществлении конкурентной закупки с учетом документации о закупке и определяет минимальный размер шага понижения. Конкурсная комиссия направляет приглашения к участию в процедуре пошагового понижения Участникам закупки, заявки которых допущены к участию в закупке, с указанием даты, времени, места проведения процедуры и размера минимального шага понижения.
В пункте 23 "Прочая информация" Извещения о закупке установлено, что выбор победителя осуществляется на процедуре пошагового понижения стоимости оферт среди допущенных к закупке участников по наиболее низкой предложенной цене.
Пунктом 2.14.6 Инструкции предусмотрена обязанность участника закупки, снизившего цену договора (цену лота) в ходе процедуры пошагового понижения, в течение 2 рабочих дней после проведения процедуры пошагового понижения представить откорректированную в части цены договора (цены лота) заявку на участие в закупке. Место приема конвертов с заявками на участие в закупке установлено в п.15 Извещения о закупке.
В соответствии с пунктом 7.10.5 Положения о закупке конкурсная комиссия вправе отстранить участника закупки от дальнейшего участия в закупке на любом этапе проведения закупки вплоть до заключения договора в случае непредоставления участником закупки в течение 2 рабочих дней после проведения процедуры пошагового понижения откорректированной в части цены договора (цены лота) / окончательных единичных расценок товаров, работ, услуг заявки на участие в закупке.
Аналогичное положение содержится в пункте 2.12.3 Инструкции.
Таким образом, суды предыдущих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что заказчиком был предусмотрен порядок предоставления откорректированных частей заявок, а также правовые последствия непредставления в срок откорректированной части заявки в соответствующей документации.
Как верно указали суды, оспариваемое решение антимонопольного органа не содержится описания ни одного из обстоятельств, которые свидетельствовали бы о наличии признаков перечисленных в части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Вопреки пункту 3.3 части 3 статьи 41 Закона о защите конкуренции оспариваемое решение антимонопольного органа не содержит в мотивировочной части доказательств, подтверждающих выводы антимонопольного органа о нарушении Закона о защите конкуренции.
При этом антимонопольный орган не представил доказательств того, что при проведении открытого аукциона осуществлены какие-либо действия, которые привели к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, которые бы указывали на нарушение АО "Транснефть-Прикамье" части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о незаконности обжалуемого решения антимонопольного органа.
Доводы кассационной жалобы антимонопольного органа являлись предметом исследования судов предыдущих инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке выводов судов предыдущих инстанций, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого по делу судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.12.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2017 по делу N А65-21517/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Егорова |
Судьи |
Р.Р. Мухаметшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено, что заявитель оспариваемым решением антимонопольного органа признан нарушившим требования часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
...
Как верно указали суды, оспариваемое решение антимонопольного органа не содержится описания ни одного из обстоятельств, которые свидетельствовали бы о наличии признаков перечисленных в части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Вопреки пункту 3.3 части 3 статьи 41 Закона о защите конкуренции оспариваемое решение антимонопольного органа не содержит в мотивировочной части доказательств, подтверждающих выводы антимонопольного органа о нарушении Закона о защите конкуренции.
При этом антимонопольный орган не представил доказательств того, что при проведении открытого аукциона осуществлены какие-либо действия, которые привели к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, которые бы указывали на нарушение АО "Транснефть-Прикамье" части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14 июня 2017 г. N Ф06-20831/17 по делу N А65-21517/2016