г. Казань |
|
23 июня 2017 г. |
Дело N А12-43938/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Вильданова Р.А.,
судей Хакимова И.А., Желаевой М.З.,
при участии:
ответчика - Корсикова И.Б., лично, паспорт, Миновича А.А., доверенность от 20.09.2016,
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главы крестьянского фермерского хозяйства Корсикова Игоря Борисовича
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25.10.2016 (судья Лаврик Н.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2017 (председательствующий судья Волкова Т.В., судьи Антонова О.И., Никитин А.Ю.)
по делу N А12-43938/2016
по исковому заявлению Комитета сельского хозяйства Волгоградской области (ИНН 3444049941) к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского фермерского хозяйства Корсикову Игорю Борисовичу (ИНН 340300287615), с участием в качестве третьего лица: Контрольно -счетной палаты Волгоградской области (ИНН 3444065566), о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Комитет сельского хозяйства Волгоградской области (далее Комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Корсикову Игорю Борисовичу (далее предприниматель, ответчик) о взыскании средств гранта в размере 7 000 000 руб., полученных по соглашению от 10.09.2014 "О предоставлении грантов на развитие семейных животноводческих ферм".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 25.10.2016, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2017, иск удовлетворен.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Корсиков И.Б. обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, истцом в материалы дела не представлены доказательства нецелевого использования ответчиком бюджетных средств и/или представления недостоверных сведений, а также доказательства направления истцом в адрес ответчика соответствующего предложения о расторжении соглашения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, в целях реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, государственной программы Волгоградской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" на 2014 - 2020 годы" постановлением Правительства Волгоградской области от 25.09.2012 N 407-п утверждён "Порядок предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм" (далее Порядок N 407-п).
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка N 407-п главным распорядителем средств областного бюджета, направленных на предоставление грантов на развитие семейных животноводческих ферм, является министерство сельского хозяйства Волгоградской области (ныне Комитет сельского хозяйства).
Согласно пункту 1.4 Порядка N 407-п грант предоставляется главам крестьянских (фермерских) хозяйств за счет средств областного бюджета и (или) за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета на развитие семейных животноводческих ферм. Грант выделяется главе крестьянского (фермерского) хозяйства только один раз. (пункт 2.1)
В разделе 3 Порядка N 407-п предусмотрены требования к главе крестьянского (фермерского) хозяйства, подавшему документы на получение гранта.
В пункте 7.4. Порядка N 407-п указано, что грант подлежит возврату в областной бюджет в следующих размерах: при выявлении факта нарушения требований, предусмотренных Порядком, - в полном объеме; при выявлении факта представления получателем гранта недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных им для получения гранта, - в полном объеме; при выявлении факта нецелевого использования полученного гранта (части средств гранта) - в размере суммы, использованной не по целевому назначению. Получатели гранта обязаны произвести возврат полученных средств в областной бюджет в месячный срок со дня получения письменного уведомления министерства
Судами установлено, что 10.09.2014 предпринимателем и Министерством сельского хозяйства Волгоградской области (далее Министерство) заключено соглашение "О предоставлении грантов на развитие семейных животноводческих ферм", по условиям которого Министерство предоставляет сельхозтоваропроизводителю денежные средства в виде гранта на развитие семейной животноводческой фермы в размере 7 000 000 руб. путем перечисления на его расчётный счёт, открытый в кредитной организации, а сельхозтоваропроизводитель принимает указанные денежные средства и использует их для реализации проекта по развитию семейной животноводческой фермы в соответствии с целями, условиями и в порядке, установленных соглашением.
Грант предоставляется на безвозвратной и безмездной основе на условиях долевого софинансирования из средств областного и (или) федерального бюджета и подлежит возврату в соответствующие бюджеты в случаях, предусмотренных действующим законодательством и соглашением.
В пункте 2.3.1 соглашения от 10.09.2014 закреплена обязанность сельхозтоваропроизводителя использования гранта исключительно по целевому назначению в соответствии с планом расходов. В плане расходов (приложение N 1 к соглашению) предусмотрено, что на создание и развитие семейной мясной фермы (далее СМФ) подлежат расходу средства в размере 11 700 000 руб., из которых 7 000 000 руб. средства гранта и 4 700 000 руб. собственные средства сельхозтоваропроизводителя.
Платежным поручением от 24.09.2014 N 205105 подтверждается факт получения ответчиком гранта в сумме 7 000 000 руб.
Предприниматель должен был исполнить взятые на себя обязательства по созданию и развитию семейной мясной фермы до 24.03.2016.
Актами от 21.12.2015 N 20, от 16.02.2016 N 47, от 24.03.2016 N 74, а также отчетом КСП "О результатах проверки эффективности и результативности использования бюджетных средств, направленных на предоставление грантов на развитие семенных животноводческих ферм в рамках государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы" за 2015 год, анализе результативности предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм в 2013-2014 годах" установлено, что на момент получения гранта предпринимателем представлены недостоверные сведения о наличии денежных средств в размере не менее 40% от затрат, указанных в представленном плане расходов. Также выявлено, что предприниматель не соблюдал правило о процентном соотношении при оплате стоимости приобретаемого крупного рогатого скота (далее КРС), что подтверждено последним письмом от 24.03.2016.
Полагая, что предпринимателем нарушены условия предоставления гранта, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая возникший спор, судебные инстанции руководствовались положениями статей 28, 38, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и исходили из следующего.
Как следует из содержания Порядка N 407-п, условий соглашения от 10.09.2014, условием предоставления ответчику гранта в размере 7 000 000 руб. являлось создание семейной животноводческой фермы в виде строительства нового здания фермы для функционирования совместно с имеющимися у предпринимателя на момент подачи заявки зданием птичника и зданием корпуса родительского цеха.
Соглашением от 10.09.2014 предприниматель обязался закончить реконструкцию фермы и приобрести 140 голов КРС до января 2016 года.
В ходе дополнительной проверки 02.09.2016 совместно с представителями Комитета, Администрации Городищенского муниципального района в присутствии предпринимателя установлено, что строительство фермы не завершено, отсутствуют подводы водоснабжения, электроэнергии, нет кормушек, отсутствуют боковые заграждения (ворота, стены), строительные работы с 24.03.2016 не производились.
Осмотром поголовья КРС в х. Песчанка Иловлинского района Волгоградской области установлено поголовье в количестве 155 голов, тогда как по соглашению у предпринимателя в 2015 году должно быть 200 голов, а в 2016 году 360 голов КРС.
24 марта 2016 года в отношении предпринимателя составлен протокол об административном нарушении, а вступившим в законную силу постановлением мирового судьи судебного участка N 124 Городищенского района Волгоградской области от 21.07.2016 предприниматель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой установлена административная ответственность за нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления.
В Письме Минфина России от 28.04.2016 302-10-06/24775 указано, что установленная Бюджетным кодексом Российской Федерации необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, направлена, прежде всего, на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению. Данная мера обеспечивает восстановление прав и соблюдение законных интересов публично-правового образования, предоставившего бюджетные средства получателю субсидии на определенных нормативными правовыми актами и (или) соглашениями (договорами) условиях. Обязанность по восстановлению права публично-правового образования, нарушенного в результате действия (бездействия) получателя субсидии, ответственностью не является. Возврат субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, и наложение административного штрафа на нарушителя указанных условий в соответствии со статьей 15.15.5 КоАП имеют различную правовую природу и двойным наказанием не являются.
Таким образом, суды пришли к выводу о том, что ответчиком нарушены условия соглашения на предоставление средств гранта, выразившиеся в невыполнении календарного плана реализации бизнес -проекта по созданию молочной фермы; отсутствии численности коров, заявленной предпринимателем в документах, представленных при решении вопроса о получении спорных денежных средств гранта.
Суд кассационной инстанции считает указанные выводы судов не противоречащими фактическим обстоятельствам дела и примененным нормам права.
Доводы заявителя кассационной жалобы о недоказанности использования выделенных средств не по целевому назначению и иные являлись предметом исследования судов и получили надлежащую правовую оценку, они не опровергают их судов и не свидетельствуют о нарушении норм права, а направлены на переоценку исследованных судами доказательств, что в силу статьи 286 АПК РФ, определяющей пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не входит в полномочия окружного суда.
Оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не выявлено.
В связи с рассмотрением настоящей кассационной жалобы с Главы крестьянского фермерского хозяйства Корсикова Игоря Борисовича подлежит взысканию государственная пошлина, поскольку при подаче жалобы судом была предоставлена отсрочка по ее уплате.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25.10.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2017 по делу N А12-43938/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Главы крестьянского фермерского хозяйства Корсикова Игоря Борисовича в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 рублей по кассационной жалобе.
Арбитражному суду Волгоградской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Р.А. Вильданов |
Судьи |
И.А. Хакимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В Письме Минфина России от 28.04.2016 302-10-06/24775 указано, что установленная Бюджетным кодексом Российской Федерации необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, направлена, прежде всего, на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению. Данная мера обеспечивает восстановление прав и соблюдение законных интересов публично-правового образования, предоставившего бюджетные средства получателю субсидии на определенных нормативными правовыми актами и (или) соглашениями (договорами) условиях. Обязанность по восстановлению права публично-правового образования, нарушенного в результате действия (бездействия) получателя субсидии, ответственностью не является. Возврат субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, и наложение административного штрафа на нарушителя указанных условий в соответствии со статьей 15.15.5 КоАП имеют различную правовую природу и двойным наказанием не являются."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23 июня 2017 г. N Ф06-22109/17 по делу N А12-43938/2016
Хронология рассмотрения дела:
23.06.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-22109/17
06.03.2017 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-705/17
15.12.2016 Определение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-14219/16
25.10.2016 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-43938/16