г. Казань |
|
22 июня 2017 г. |
Дело N А12-47806/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Ананьева Р.В., Коноплевой М.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Югтелеком"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18.11.2016 (судья Пономарев А.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2017 (председательствующий судья Смирников А.В., судьи Землянникова В.В., Кузьмичев С.А.)
по делу N А12-47806/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Югтелеком" (ОГРН 1103444000274, ИНН 3444174646) к администрации Волгограда (ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139) о признании недействительным решения об отказе в предоставлении земельного участка, заинтересованные лица: Департамент земельных ресурсов администрации Волгограда (ОГРН 1043400321744, ИНН 3444114679), Департамент по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда (ОГРН 1023403447374, ИНН 3444052045),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Югтелеком" (далее - ООО "Югтелеком", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании незаконным решения Департамента земельных ресурсов администрации Волгограда (далее - Департамент) от 22.06.2016 N 11750 об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Волгоград, Краснооктябрьский район, ул. Менделеева (учетный N 2-2-58), обязании Департамента совершить действие по подготовке и проведению торгов на право заключения договора аренды земельного участка ориентировочной площадью 1260 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, Краснооктябрьский район, ул. Менделеева (учетный N 2-2-58).
Решением суда первой инстанции от 15.11.2016, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, общество обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru в порядке, предусмотренном статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 22.05.2014 ООО "Югтелеком" обратилось в Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 31 260 кв. м, примыкающего с северо-восточной стороны к земельному участку по адресу: г. Волгоград, ул. Менделеева, 242, кадастровый номер 34:34:020002:8 для целей, не связанных со строительством.
Письмом от 17.07.2014 N 21-22/19929 Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области сообщило ООО "Югтелеком" о подготовке информационного сообщения о намерении предоставить в аренду земельный участок (учетный N 2-2-58) ориентировочной площадью 1260 кв. м, расположенный по адресу: г. Волгоград, ул. Менделеева, для организации площадки для открытого хранения стройматериалов, в средствах массовой информации: на сайте www.volganet.ru в разделе "Новости", в газете "Волгоградская правда".
Письмом от 19.11.2015 N 22171 Департамент уведомил ООО "Югтелеком" о невозможности проведения аукциона по продаже права аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Волгоград, Краснооктябрьский район, ул. Менделеева (учетный N 2-2-58), ввиду нахождения данного земельного участка в границах территории общего пользования.
24 ноября 2015 года общество обратилось в Департамент с заявлением об отмене решения об отказе в предоставлении земельного участка расположенного по адресу: г. Волгоград, Краснооктябрьский район, ул. Менделеева (учетный N 2-2-58), либо предоставлении аргументированного ответа об отказе с приложением выкопировки градостроительного плана территории с нанесенными красными линиями, из которого неоспоримо будет следовать, что испрашиваемый земельный участок находится в границах земель общего пользования.
Письмом от 18.12.2015 N 25132 Департамент сообщил ООО "Югтелеком", что территория, на которой предполагается организация площадки для хранения стройматериалов, правами третьих лиц не обременена и находится на землях общего пользования.
В соответствии с подпунктом 18 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности не может быть предметом аукциона, если такой участок является участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территорий общего пользования.
18 мая 2016 года ООО "Югтелеком" повторно обратилось в Департамент с заявлением об отмене решения об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Волгоград, Краснооктябрьский район, ул. Менделеева (учетный N 2-2-58), проведении аукциона по продаже права аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Волгоград, Краснооктябрьский район, ул. Менделеева (учетный N 2-2-58) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Письмом от 22.06.2016 N 11750 Департамент сообщил обществу, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории, не обеспеченной градостроительной документацией, утвержденная документация по планировке территории отсутствует, по указанной территории не определены границы застройки и не установлены красные линии, данная территория является землями общего пользования.
Заявитель, полагая, что отказ, изложенный в письме от 22.06.2016 N 11750, нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Принимая во внимание положения пунктов 11, 12 статьи 1, пункта 11 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 31, пункта 9 статьи 85, статьи 98 Земельного кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, согласно Генеральному плану Волгограда, утвержденному решением Волгоградской городской Думы от 29.06.2007 N 47/1112, спорный земельный участок расположен в границах территории общего пользования, в зоне озелененных территорий рекреационного назначения, утвержденная документация по планировке территории отсутствует, указанный земельный участок не сформирован, не поставлен на кадастровый учет, не может являться предметом аукциона, в связи с чем оспариваемое решение Департамента соответствуют законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя, и отказали в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с выводами судов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
До 01.03.2015 порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, был определен в статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
С 01.03.2015 изменился порядок предоставления земельных участков в аренду; случаи, при которых допускается заключение договора аренды без проведения торгов, предусмотрены статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации; порядок подготовки и организации торгов на право заключения договора аренды предусмотрен статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации. Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, осуществляется по новым правилам на торгах.
В соответствии с пунктом 3 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ) в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 01.01.2018.
Пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 01.03.2015) было установлено, орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В силу пункта 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта, испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (пункт 6 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что схема расположения спорного земельного участка, находящегося по адресу: г. Волгоград, ул. им. Менделеева, ориентировочной площадью 1260 кв. м, утверждена Департаментом 02.07.2014, в связи с чем суды пришли к правильному выводы о том, что к спорным правоотношениям подлежит применению статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В связи с указанным ООО "Югтелеком" при обращении с заявлением о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, обязано было выполнить действия, предусмотренные пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации: обеспечить за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета данного земельного участка.
Суды установили, материалами дела подтверждается, что Обществом указанная обязанность не выполнена: спорный земельный участок не сформирован, на кадастровый учет не поставлен.
Кроме этого, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, испрашиваемый земельный участок по ул. Менделеева (учетный N 2-2-58) расположен на территории общего пользования за границами красных линий, формирующих элементы планировочной структуры (кварталы; микрорайоны), расположен в зоне озелененных территорий рекреационного назначения, то есть, предназначен для отдыха граждан и туризма, нахождение земельного участка в указанной зоне исключает возможность размещения на нем площадки для хранения стройматериалов для использования в предпринимательской деятельности заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации под земельными участками общего пользования понимаются не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Из пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что территория общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, относятся к землям общего пользования.
Исходя из пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, названные выше объекты, перечень которых не является закрытым, представляют собой территории общего пользования; в их состав входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки либо земли, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного доступа на них и использования имеющихся на этих участках и землях объектов в пределах, допускаемых законом, иными правовыми актами и собственником соответствующего земельного участка.
Пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет красные линии как линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Из системного толкования положений пункта 6 статьи 23, пункта 2 статьи 34, пункта 2 статьи 42, пункта 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии, как существующие, так и планируемые (изменяемые, вновь образуемые), обозначаются красными линиями, которые, в свою очередь, отображаются и закрепляются в градостроительной документации, в частности в документах территориального планирования (схемы территориального планирования, карты планируемого размещения объектов, генеральные планы), в документах градостроительного зонирования (правила землепользования и застройки), в документации по планированию территории (проекты планировки территории, проекты линевания территорий, градостроительные планы). Данные документы носят нормативный характер и являются обязательными, в том числе для уполномоченных органов при решении вопроса по распоряжению земельными участками.
При этом перечень градостроительной документации не является исчерпывающим. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления могут устанавливаться иные виды градостроительной документации в зависимости от особенностей региональных и местных условий (пункт 2.4 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29.10.2002 N 150).
Градостроительным кодексом Российской Федерации предусмотрена необходимость подготовки градостроительной документации, в том числе и по планировке территории с указанием красных линий, обозначающих существующие, планируемые границы территорий общего пользования. Однако если такая документация еще не подготовлена и не утверждена в порядке, установленном названным кодексом, при определении статуса земельного участка как участка, отнесенного к землям общего пользования, следует руководствоваться определением таких земель, приведенным в статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, градостроительной документацией, на основании которой спорная территория была застроена, целями отвода конкретного участка и учитывать его фактическое использование.
При этом статус земель общего пользования не может быть поставлен в зависимость от содержания градостроительной документации, которой обозначаются красные линии (пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статья 262 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В данном конкретном случае судами установлено, что градостроительными документами, в частности, выкопировкой из Генерального плана Волгограда, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 29.06.2007 N 47/1112, подтверждается отнесение испрашиваемого земельного участка к территориям общего пользования, расположение его в зоне озелененных территорий рекреационного назначения, где запрещается любая деятельность, не соответствующая его целевому назначению.
Этим документом правомерно руководствовались суды при разрешении спора о правовом режиме земельного участка.
Установив, что спорный земельный участок не мог быть предоставлен Обществу с целью организации площадки для хранения стройматериалов с учетом зонирования территории, суды пришли к выводу о том, что Департамент обоснованно отказал Обществу в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, оспариваемое решение Департамента соответствуют действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Приведенные в кассационной жалобе доводы Общества о том, что спорный земельный участок не является участком земель общего пользования, поскольку не доказано его расположение на территории общего пользования, был проверен судами и признан противоречащим установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Доводы жалобы о необходимости применения к правоотношениям сторон положений статей 30, 38, 38.1, 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым обязанность по формированию земельного участка и постановки его на кадастровый учет лежит на администрации города Волгограда, являются ошибочными, поскольку выполнение работ по формированию земельного участка и постановки его на кадастровый учет согласно указанным нормам возложена на администрацию города Волгограда исключительно в отношении земельных участков, предоставляемых с торгов для целей, связанных со строительством. К данному спору указанные нормы не применимы.
По существу доводы заявителя кассационной жалобы сводятся к переоценке выводов суда о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, и доказательствах, их подтверждающих, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18.11.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2017 по делу N А12-47806/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Градостроительным кодексом Российской Федерации предусмотрена необходимость подготовки градостроительной документации, в том числе и по планировке территории с указанием красных линий, обозначающих существующие, планируемые границы территорий общего пользования. Однако если такая документация еще не подготовлена и не утверждена в порядке, установленном названным кодексом, при определении статуса земельного участка как участка, отнесенного к землям общего пользования, следует руководствоваться определением таких земель, приведенным в статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, градостроительной документацией, на основании которой спорная территория была застроена, целями отвода конкретного участка и учитывать его фактическое использование.
При этом статус земель общего пользования не может быть поставлен в зависимость от содержания градостроительной документации, которой обозначаются красные линии (пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статья 262 Гражданского кодекса Российской Федерации).
...
Доводы жалобы о необходимости применения к правоотношениям сторон положений статей 30, 38, 38.1, 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым обязанность по формированию земельного участка и постановки его на кадастровый учет лежит на администрации города Волгограда, являются ошибочными, поскольку выполнение работ по формированию земельного участка и постановки его на кадастровый учет согласно указанным нормам возложена на администрацию города Волгограда исключительно в отношении земельных участков, предоставляемых с торгов для целей, связанных со строительством. К данному спору указанные нормы не применимы."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22 июня 2017 г. N Ф06-20807/17 по делу N А12-47806/2016