г. Казань |
|
06 июня 2017 г. |
Дело N А55-26901/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июня 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Желаевой М.З.,
судей Сабирова М.М., Топорова А.В.,
при участии представителя:
истца - Вадченко А.В., доверенность от 22.03.2017 N 2222/1,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области
и кассационную жалобу Министерства управления финансами Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 16.12.2016 (судья Шехмаметьева Е.В) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2017 (председательствующий судья Балакирева Е.М., судьи Николаева С.Ю., Романенко С.Ш.)
по делу N А55-26901/2016
по исковому заявлению муниципального образования городской округ Тольятти в лице мэрии городского округа Тольятти (ОГРН 1036301078054) к Самарской области в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области (ОГРН 1126316005628) о взыскании денежных средств,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Правительства Самарской области; Министерства управления финансами Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное образование городского округа Тольятти в лице мэрии городского округа Тольятти (далее - истец, Мэрии) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Самарской области в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее - ответчик, Министерство) о взыскании убытков в размере 20 615 000 руб. 00 коп., возникших в результате внеочередного предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в связи с тяжелыми заболеваниями, входящими в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 N 817.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16.12.2016 удовлетворены исковые требования.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2017 решение Арбитражного суда Самарской области от 16.12.2016 оставлено без изменения.
Ответчик и Министерство управления финансами Самарской области, не согласившись с выводами судебных инстанций, обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят отменить принятые по делу судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационных жалоб и отзыва на них, заслушав представителя истца, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии правовых оснований для их отмены или изменения.
При рассмотрении настоящего спора суд руководствовался статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса, положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 16.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьей 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области", частью 1 статьи 1, пунктом 1 части 1 статьи 2 Закона Самарской области от 24.10.2006 N 115-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также по постановке на учет и учету граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", частью 3 статьи 52, частью 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и исходили из того, что затраты, связанные с обеспечением жильем инвалидов и их семей, вставших на учет после 01.01.2005, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Из представленных в материалы дела доказательств усматривается, что наличие у истца убытков обусловлено решениями суда общей юрисдикции по искам нуждающихся лиц.
На основании решений Центрального районного суда города Тольятти Самарской области по гражданским делам: 2-3085/2012 (решение от 27.06.2012), 2-3689/2012 (решение от 30.08.2012), 2-19/2013 (решение от 11.01.2013), 2-345/2013 (решение от 31.01.2013), 2-352/2013 (решение от 15.02.2013), 2-685/2015 (решение от 15.02.2013), 2-1368/2013 (решение от 21.03.2013), 2-1584/2013 (решение от 15.04.2013), 2-3744/2013 (решение от 27.08.2013), 2-5697/2013 (решение от 09.12.2013) Мэрией на основании распоряжений были предоставлены жилые помещения семьям применительно к статьям 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, состоящим после 01.01.2005 на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с наличием тяжелых хронических заболеваний, включенных в перечень, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378.
Согласно отчетам об оценке рыночной стоимости общая стоимость переданного жилья составила - 20 615 000 руб.
В результате исполнения судебных актов суда общей юрисдикции, переданные квартиры (по договорам социального найма) - являющиеся собственностью Мэрии, выбыли из владения истца, что подтверждается уведомлениями об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области.
Суд, установив факт ненадлежащего исполнения Министерством обязанностей по финансированию расходов муниципального образования по предоставлению жилья, размер понесенных расходов и причинную связь между этими обстоятельствами, учитывая отсутствие доказательств выделения финансовых средств в спорные периоды органу местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, обоснованно пришел к выводу об удовлетворении иска за счет казны Самарской области в лице Министерства (статьи 6, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Выводы судов соответствуют правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации возмещению подлежит вред, причиненный гражданину или юридическому лицу.
Исполнение судебных решений не должно ставиться в зависимость от действий тех или иных государственных органов, соответственно у Мэрии отсутствовали основания для отказа в предоставлении жилого помещения, предназначенного для исполнения собственных обязательств.
Из решений суда общей юрисдикции следует, что заявители обращались в суд не как малоимущие, нуждающиеся граждане, а как опекуны лица, являющегося инвалидом и страдающего заболеванием, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378.
Доводы со ссылкой на постановление мэра города Тольятти от 05.10.2005 N 141-1/п "Об установлении учетной нормы, нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма размера стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи заявителя (одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории городского округа Тольятти" о том, что Мэрия, предоставляя жилье гражданам, превысила учетную норму жилья, обоснованно отклонена судом, поскольку указанное постановление применяется для постановки на учет малоимущих, нуждающихся в предоставлении жилья, граждан, а не инвалидов.
Кроме этого, в соответствии с частью 3 статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов предусмотрено, что инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Доводы о пропуске истцом срока исковой давности отклонены судом правомерно, так как по данной категории споров начало течения срока исковой давности следует исчислять со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Материалами дела подтверждено, что жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма, выбыли из муниципального жилого фонда не ранее даты их передачи по договорам о возмездной передаче и по договорам социального найма.
Общий срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяемый в спорах о взыскании убытков, на дату подачи искового заявления (25.10.2016) истцом не пропущен.
Судом на основании полного и всестороннего исследования содержащихся в материалах дела документов, установлены имеющие значение для дела обстоятельства, полно, всесторонне и объективно исследованы доказательства в их совокупности и взаимной связи, с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, исходя из положений статей 65, 67, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и сделаны правильные выводы, основанные на правильном применении норм материального и процессуального права.
Приведенные доводы кассационных жалоб не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств, имеющихся в деле доказательств, в связи с чем подлежат отклонению судом кассационной инстанции.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 16.12.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2017 по делу N А55-26901/2016 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
М.З. Желаева |
Судьи |
М.М. Сабиров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы со ссылкой на постановление мэра города Тольятти от 05.10.2005 N 141-1/п "Об установлении учетной нормы, нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма размера стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи заявителя (одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории городского округа Тольятти" о том, что Мэрия, предоставляя жилье гражданам, превысила учетную норму жилья, обоснованно отклонена судом, поскольку указанное постановление применяется для постановки на учет малоимущих, нуждающихся в предоставлении жилья, граждан, а не инвалидов.
Кроме этого, в соответствии с частью 3 статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов предусмотрено, что инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
...
Общий срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяемый в спорах о взыскании убытков, на дату подачи искового заявления (25.10.2016) истцом не пропущен."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 6 июня 2017 г. N Ф06-20897/17 по делу N А55-26901/2016