Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 6 июня 2017 г. N Ф06-20897/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
27 февраля 2017 г. |
Дело N А55-26901/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 февраля 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Балакиревой Е.М.,
судей Николаевой С.Ю., Романенко С.Ш.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коноваловой Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 6 апелляционные жалобы Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области и Министерства управления финансами Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 16.12.2016 года по делу N А55-26901/2016 (судья Шехмаметьева Е.В),
по иску муниципального образования городской округ Тольятти в лице Мэрии городского округа Тольятти (ИНН 6320001741, ОГРН 1036301078054), г. Тольятти, Самарская область,
к субъекту Российской Федерации Самарская область в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области (ОГРН 1126316005628), г. Самара,
с участием третьих лиц: Правительство Самарской области, Министерство управления финансами Самарской области, г. Самара,
о взыскании убытков,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное образование городского округа Тольятти в лице Мэрии городского округа Тольятти обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Самарской области в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области о взыскании убытков в размере 20 615 000 руб. 00 коп., возникших в результате внеочередного предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда гражданам, признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий в связи с тяжелым заболеванием, входящим в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 г. N 817, во исполнение вступивших в законную силу судебных актов.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16.12.2016 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик и третье лицо - Министерство управления финансами Самарской области обратились в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить полностью, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также на неправильное применение норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов апелляционных жалоб заявители указывают, что законодательством Самарской области не установлены расходные обязательства по финансированию льгот по внеочередному предоставлению жилых помещений инвалидам и семьям, имеющих инвалидов (вставших на учет после 01.01.2015), в связи с этим обязанность Самарской области по возмещению убытков Мэрии городского округа Тольятти отсутствует, поскольку после 01.01.2005 отдельная постановка на учет нуждающихся в жилых помещениях граждан только по причине наличия у них инвалидности не предусмотрена. Постановка на учет таких граждан может осуществляться исключительно на общих основаниях, если они являются малоимущими и нуждающимся в жилых помещениях. Одно только наличие нуждаемости в связи с хроническим заболеванием не дает гражданину оснований для внеочередного обеспечения жильем. Заявитель обращают внимание, что имеется вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции, которым установлено, что органом, обязанным обеспечить жильем семью ребенка инвалида, являются муниципальное образование, а не Самарская область. Кроме этого согласно сведениям Министерства управления финансами Самарской области и информации, Самарская область перечислила дотации и трансферы г.о.Тольятти. Министерства также полагают, что срок исковой давности по заявленным требованиям истцом пропущен.
Истец представил отзыв на апелляционные жалобы, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещалась арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд, руководствуясь пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд установил.
Вступившими в законную силу судебными актами Центрального районного суда города Тольятти Самарской области на Мэрию городского округа Тольятти возложена обязанность предоставить гражданам во внеочередном порядке жилые помещения муниципального жилищного фонда применительно к ст.ст. 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, состоящим после 01.01.2005 на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании Постановления Правительства РФ от 21.12.2004 N 817, в связи с наличием тяжелых хронических заболеваний, включенных в перечень, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378.
Решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 15.04.2013 года мэрию городского округа Тольятти обязали предоставить Валияровой Ксении Сергеевне вне очереди жилое помещение на состав семьи два человека по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья, с учетом права на дополнительную жилую площадь и имеющегося в собственности Валияровой К.С. жилого помещения.
Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 23.04.2014 N 2774-р/5 "О предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях" Валияровой Ксении Сергеевне, на состав семьи 2 человека были предоставлены по договорам социального найма и переданы в собственность по договорам о безвозмездной передаче квартир в собственность N 621 от 24.09.2014 и N 458 от 09.07.2014 -1 комнатная квартира (общая площадь 16,4 кв.м.) по адресу: г. Тольятти, Ленинский проспект, д. 8, кв. 2а и комната (общая площадь 16,5) по адресу: г. Тольятти, Дзержинского, д. 25 корпус 4 комната 816.
Согласно отчетам об оценке рыночной стоимости от 20.01.2016 года рыночная стоимость указанных жилых помещений (1 комн. квартиры и комнаты) составляет 868 000 рублей и 1 223 000 руб.
Решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 21.03.2013 года мэрию городского округа Тольятти обязали предоставить Крылову Дмитрию Николаевичу на состав семьи 1 человек жилое помещение в г. Тольятти вне очереди по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.
Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 25.07.2014 г.N 5556-р/5 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях", Крылову Дмитрию Николаевичу на состав семьи 1 человек была предоставлена по договору социального найма и передана в собственность по договору о безвозмездной передаче квартир в собственность N 235 от 04.02.2015 - 1 комнатная квартира (общая площадь 33,1 кв.м.) по адресу: г. Тольятти, Татищева бульвар, дом 2, квартира N 35.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 20.01.2016 рыночная стоимость данной квартиры составляет 1 685 000 рубль.
Решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 09.12.2013 года мэрию городского округа Тольятти обязали предоставить Кобякову Александру Александровичу на состав семьи 1 человек жилую площадь в г.Тольятти вне очереди по установленной норме, действующей на момент предоставления жилой площади, с учетом имеющегося в собственности жилья
Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 31.07.2014 г. N 5749-р/5 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма" Кобякову Александру Александровичу на состав семьи 1 человек была предоставлена по договору социального найма и передана в собственность по договору о безвозмездной передаче квартир в собственность N22232 от 23.09.2014 - 1 комнату (жилая площадь 13,2 кв.м.) в 3-х комнатной квартире, по адресу: г. Тольятти, ул. Куйбышева, д. 14, кв. 123.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 20.01.2016 рыночная стоимость данной квартиры составляет 763 000 рубль.
Решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 27.06.2012 года мэрию городского округа Тольятти обязали предоставить Болобоновой Светлана Александровне жилое помещение в г.Тольятти вне очереди на состав семьи 3 человека по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья, с учетом имеющейся в собственности у Болобоновой Светланы Александровны жилой площади.
Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 28.03.2014 г. N 2071-р/5 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях" Болобоновой Светлане Александровне на состав семьи 3 человека была предоставлена по договору социального найма и передана в собственность по договору о безвозмездной передаче квартир в собственность N548 от 25.07.2014 - 1 комнатная квартира (общая площадь 32,9 кв.м.) по адресу: г. Тольятти, Татищева бульвар, дом 2, квартира N 34.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 20.01.2016 рыночная стоимость данной квартиры составляет 1 656 000 рубль.
Решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 30.08.2012 года мэрию городского округа Тольятти обязали предоставить Черных Анжеле Николаевне со составом семьи четыре человека во внеочередном порядке.
Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 24.01.2014 N 359-р/5 "О предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях" Черных Анжеле Николаевне на состав семьи пять человек во внеочередном порядке были предоставлены по договорам социального найма и переданы в общую долевую собственность по договорам о безвозмездной передаче квартир в собственность N 9181 от 19.12.2014 и N 217 от 25.03.2014 - комната (общая площадь 9,1) по адресу: г. Тольятти, ул. Победы, д. 14 комната 502 и 1 комнатная квартира (общая площадь 65,9 кв.м.) по адресу: г. Тольятти, ул. Победы, д. 104, кв. 40.
Согласно отчетам об оценке рыночной стоимости от 20.01.2016 года рыночная стоимость указанных жилых помещений (1 комн. квартиры и комнаты) составляет 2 860 000 рублей и 328 000 руб.
Решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 15.02.2013 года мэрию городского округа Тольятти обязали предоставить Мурашко Андрею Николаевичу на состав семьи четыре человека во внеочередном порядке.
Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 06.03.2014 г. N 1433-р/5 "О предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях" Мурашко Андрею Николаевичу на состав семьи четыре человека во внеочередном порядке были предоставлены по договору социального найма и переданы в собственность по договору о безвозмездной передаче квартир в собственность N 22160 от 09.06.2014 - 2 комнатная квартира (общая площадь 50,2 кв.м.) по адресу: г. Тольятти, Академика Скрябина, д. 13 кв.19.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 20.01.2016 рыночная стоимость данной квартиры составляет 1 612 000 рубль.
Решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 27.08.2013 года мэрию городского округа Тольятти обязали предоставить Юринской Татьяне Юрьевне на состав семьи четыре человека во внеочередном порядке.
Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 23.04.2014 г. N 2767-р/5 "О предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях" Юринской Татьяне Юрьевне на состав семьи четыре человека во внеочередном порядке были предоставлены по договору социального найма и переданы в собственность по договору о безвозмездной передаче квартир в общую долевую собственность N 498 от 09.07.2014 - 3 комнатная квартира (общая площадь 64,6 кв.м.) по адресу: г. Тольятти, бульвар Татищева, д. 2 кв.33.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 20.01.2016 рыночная стоимость данной квартиры составляет 2 875 000 руб.
Решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 11.01.2013 года мэрию городского округа Тольятти обязали предоставить Виноградовой Надежде Юрьевне на состав семьи пять человек во внеочередном порядке.
Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 27.12.2013 г. N 8994-р/5 "О предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях" Виноградовой Надежде Юрьевне на состав семьи пять человек во внеочередном порядке была предоставлена по договору социального найма и передана в собственность по договору о безвозмездной передаче квартир N 8937 от 11.03.2014 - 2 комнатная квартира (общая площадь 43 кв.м.) по адресу: г. Тольятти, ул. Победы, д. 58 кв.79.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 20.01.2016 рыночная стоимость данной квартиры составляет 1 816 000 руб.
Решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 31.01.2013 года мэрию городского округа Тольятти обязали предоставить Салиховой Альфие Абдулкадировне на состав семьи четыре человека во внеочередном порядке.
Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 07.05.2014 г. N 3127-р/5 "О предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях" Салиховой Альфие Абдулкадировне на состав семьи четыре человека во внеочередном порядке была предоставлена по договору социального найма и передана в общую долевую собственность по договору о безвозмездной передаче квартир собственность N 8965 от 18.06.2014 - 3 комнатная квартира (общая площадь 64,4 кв.м.) по адресу: г. Тольятти, ул. Голосова, д. 95 кв.145.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 20.01.2016 рыночная стоимость данной квартиры составляет 2 644 000 руб.
Решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 15.02.2013 года мэрию городского округа Тольятти обязали предоставить Брусяниной Ларисе Вячеславовне на состав семьи два человека во внеочередном порядке.
Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 01.04.2014 г. N 2120-р/5 "О предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях" Брусяниной Ларисе Вячеславовне на состав семьи два человека во внеочередном порядке были предоставлены по договорам социального найма и передана в собственность по договору о безвозмездной передаче квартир в собственность N 8972 от 02.06.2014 - 1 комнатная квартира (общая площадь 32,6 кв.м.) по адресу: г. Тольятти, ул. Голосова, д. 95 кв.178 и комната в 4-х комнатной квартире (общая площадь 13,2, в т.ч. жилая площадь 9 кв.м.) по адресу: г. Тольятти, ул. Свердлова, д. 41 кв. 311.
Согласно отчетам об оценке рыночной стоимости от 20.01.2016 рыночная стоимость 1 комнатной квартиры составляет 1 591 000 руб. и комнаты 694 000 руб.
Общая стоимость составляет 20 615 000 руб.
Переданные в социальный найм квартиры являлись собственностью мэрии городского округа Тольятти, но в результате исполнения судебных актов Центрального районного суда города Тольятти Самарской области выбыли из его владения, что подтверждается уведомлениями об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области.
В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что Мэрия городского округа Тольятти выполнила свою обязанность по предоставлению жилых помещений нуждающимся гражданам, однако федеральный орган государственной власти встречную обязанность не выполнил, расходы мэрии на исполнение названных полномочий не компенсировал, в связи с чем бюджету муниципального образования причинены убытки, которые подлежат взысканию с ответчика на основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, дал надлежащую оценку обстоятельства дела, правильно применил нормы материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. В предмет доказывания по спорам о возмещении убытков входят следующие материально-правовые факты: факт противоправного поведения (факт нарушения обязательства); факт наличия убытков (их размер); факт наличия причинно-следственной связи между противоправным поведением и возникшими убытками; факт вины причинителя вреда (убытков).
Согласно статье 17 ФЗ от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 28.2 вышеназванного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, указанных в части первой статьи 28.2 вышеназванного закона.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона Самарской области от 11.06.2006 г. N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей имеющих детей-инвалидов, осуществляется путем предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области на предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан, признанным в соответствии с федеральным законодательством и областным законом нуждающимися в жилых помещениях.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области (далее - органы местного самоуправления) наделяются отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Самарской области, и отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в пунктах 1 - 4 части 2 статьи 2 Закона Самарской области от 11 июля 2006 года N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" (часть 1 статьи 1 Закона Самарской области от 24.10.2006 N 115-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан").
Согласно пункту 1 части 1 статьи 2 Закон Самарской области от 24.10.2006 N 115-ГД органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета.
В силу статьи 19, 49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой они обеспечены финансовыми ресурсами.
Таким образом, в силу статьей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ, статьей 158, 184 Бюджетного кодекса РФ неисполнение субъектом Российской Федерации обязательств по компенсации затрат, произведенных мэрией городского округа Тольятти по предоставлению жилых помещений, повлекло причинение истцу убытков, которые должны быть возмещены.
Частью 5 статьи 2 Закона N 87-ГД, частью 1 статьи 1, пунктом 1 части 1 статьи 2 Закона Самарской области от 24.10.2006 N 115-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также по постановке на учет и учету граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", предусмотрено, что обеспечение жильем граждан, страдающих хроническими заболеваниями, входящими в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, а применительно к порядку представления жилых помещений на условиях социального найма - за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Доводы ответчиков в апелляционной жалобе о пропуске истцом срока исковой давности, отклоняются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Согласно статье 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
По утверждению ответчика, истец узнал о событии, позиционируемом им в качестве нарушения своего права, в дни вступлений в силу решений суда от 2011 г., 2012 г. и 2013 года об обязании мэрии предоставить вне очереди жилые помещения гражданам. Полагает, что момент оценки в денежном выражении в данном случае на срок начала течения исковой давности не влияет.
Однако, сложившейся судебной практикой определено, что по данной категории споров начало течения срока исковой давности следует исчислять со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Поскольку жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма, выбыли из муниципального жилого фонда не ранее даты их передачи по договорам о возмездной передаче и по договорам социального найма, общий срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяемый в спорах о взыскании убытков, на дату подачи искового заявления (25.10.2016 г.) истцом не пропущен.
Доводы ответчиков о неправомерности заявленных требований о взыскании убытков, отклоняются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, исковые требования заявлены в порядке статей 15, 1069, 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации - о взыскании убытков.
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 г. предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст. 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ, п. 5 ч. 1 ст. 55, ст. 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Таким образом, содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 ЖК РФ).
Следовательно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 г., подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Также обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле, вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу в силу ч. 3 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что Мэрия городского округа Тольятти в соответствии с законом и на основании решений федерального суда выполнила свою обязанность по предоставлению жилого помещения вышеуказанным гражданам, однако ответчик встречную обязанность не выполнил, расходы на исполнение названных полномочий не компенсировал.
Установив факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязанностей по финансированию расходов муниципального образования на предоставление жилья, размер понесенных расходов и причинную связь между этими обстоятельствами, суд правомерно удовлетворил исковое требование за счет казны Самарской области.
Исполнение судебных решений не должно ставиться в зависимость от действий тех или иных государственных органов, соответственно, мэрия г. о. Тольятти не могла отказать в предоставлении жилого помещения, предназначенного для исполнения собственных обязательств.
Доказательств выделения финансовых средств в спорные периоды субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005 г., ответчиком в материалы дела не представлено.
Доказательств выплаты взыскиваемой суммы на день судебного разбирательства в арбитражном суде ответчиком не предоставлено. Информация о предоставлении Самарской области субвенций, дотаций и трансферов (таблица N 1, 2) таковыми доказательствами не являются.
Доводы ответчиков о том, что требование к ответчику финансирования обеспечения жилым помещением малоимущего нуждающегося гражданина является нарушением норм Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, согласно которым обеспечение жилыми помещениями данной категории граждан относится к прямой компетенции органов местного самоуправления, отклоняются апелляционным судом и признаются несостоятельными. Поскольку все судебные акты судов общей юрисдикции об обязании Мэрии г.о.Тольятти предоставить жилые помещения, обоснованы обязанностью обеспечения жильем граждан, страдающих хроническими заболеваниями, входящими в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, а не по имущественному признаку.
Довод ответчика в апелляционной жалобе со ссылкой на постановление мэра города Тольятти от 05.10.2005 г. N 141-1/п "Об установлении учетной нормы, нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма размера стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи заявителя (одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории городского округа Тольятти", что мэрия г.о. Тольятти, предоставляя жилье гражданам превысила учетную норму жилья, отклоняется судом, поскольку указанное постановление применяется для постановки на учет малоимущих, нуждающихся в предоставлении жилья, граждан, а не инвалидов.
Кроме этого, в соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, в данном случае при предоставлении вышеуказанным гражданам жилых помещений, нормы указанного закона не нарушены.
Согласно статье 1069 ГК РФ возмещению подлежит вред, причиненный гражданину или юридическому лицу. Таким образом, невыполнение (бездействие) возложенных на субъект Российской Федерации обязанностей по обеспечению жильем инвалидов отдельных категорий граждан привело к возникновению убытков у органа местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, с учетом требований статьи 71 АПК РФ суд, установив невыполнение (бездействие) возложенных на субъект Российской Федерации обязанностей по обеспечению жильем инвалидов отдельных категорий граждан, что привело к возникновению убытков у органа местного самоуправления, правомерно удовлетворил исковые требования.
Иных доводов в обоснование апелляционных жалоб заявители не представили, в связи с этим Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 16.12.2016 года по делу N А55-26901/2016 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Балакирева |
Судьи |
С.Ю. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-26901/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 6 июня 2017 г. N Ф06-20897/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Муниципальное образование городской округ Тольятти в лице мэрии городского округа Тольятти
Ответчик: Самарская область в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области
Третье лицо: Министерство управления финансами Самарской области, Правительство Самарской области