г. Казань |
|
27 июля 2017 г. |
Дело N А49-14178/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Петрушкина В.А., Коноплёвой М.В.,
при участии представителей:
истца (администрации Пригородного сельсовета Сердобского района Пензенской области) - Никитцовой Т.И. (доверенность от 30.01.2017 N 1),
ответчика (Комитета местного самоуправления Пригородного сельсовета Сердобского района Пензенской области) - Никитцовой Т.И. (доверенность от 22.12.2016 N 1),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле - извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Сердобска
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 16.01.2017 (судья Гук Н.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2017 (председательствующий судья Балакирева Е.М., судьи Пышкина Н.Ю., Романенко С.Ш.)
по делу N А49-14178/2016
по исковому заявлению первого заместителя прокурора Пензенской области, г. Пенза, в интересах муниципального образования Пригородный сельсовет Сердобского района Пензенской области в лице администрации Пригородного сельсовета Сердобского района Пензенской области, Пензенская область, Сердобский район, с. Пригородное (ОГРН 1115805000849; ИНН 5805011653), к собранию представителей города Сердобска, Пензенская область, Сердобский район, г. Сердобск (ОГРН 1065805021260; ИНН 5805009118), администрации города Сердобска, Пензенская область, Сердобский район, г. Сердобск (ОГРН 1065805021446; ИНН 5805009157), муниципальному казенному учреждению "Похоронная служба" города Сердобска Сердобского района, Пензенская область, Сердобский район, г. Сердобск (ОГРН 1095805001082; ИНН 5805010410), Комитету местного самоуправления Пригородного сельсовета Сердобского района Пензенской области, Пензенская область, Сердобский район, с. Пригородное, третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области, г. Пенза, о признании сделок недействительными и применении последствий недействительности ничтожных сделок,
УСТАНОВИЛ:
первый заместитель прокурора Пензенской области обратился в Арбитражный суд Пензенской области с иском в интересах муниципального образования Пригородный сельсовет Сердобского района Пензенской области в лице администрации Пригородного сельсовета Сердобского района Пензенской области к собранию представителей города Сердобска, администрации города Сердобска, муниципальному казенному учреждению "Похоронная служба" города Сердобска Сердобского района (далее - МКУ "Похоронная служба" г. Сердобска), Комитету местного самоуправления Пригородного сельсовета Сердобского района Пензенской области о признании недействительной сделки по передаче муниципального имущества - земельного участка с разрешенным использованием: для целей размещения муниципального кладбища, общей площадью 80 000 кв.м, расположенного по адресу: Пензенская область, Сердобский район, с. Пригородное, примерно 300 м по направлению на юг, с кадастровым номером 58:25:240101:494, из собственности муниципального образования Пригородный сельсовет Сердобского района Пензенской области в собственность муниципального образования городское поселение город Сердобск Сердобского района Пензенской области, оформленной решением Комитета местного самоуправления Пригородного сельсовета от 23.06.2014 N 253-101/1, решением собрания представителей города Сердобска от 25.07.2014 N 179-19/3 и актом приема-передачи земельного участка от 25.07.2014; о признании недействительной сделки по передаче администрацией г. Сердобска Сердобского района Пензенской области в постоянное (бессрочное) пользование МКУ "Похоронная служба" г. Сердобска земельного участка с разрешенным использованием: для целей размещения муниципального кладбища, общей площадью 80 000 кв.м, расположенного по адресу: Пензенская область, Сердобский район, с. Пригородное, примерно 300 м. по направлению на юг, с кадастровым номером 58:25:240101:494, оформленной постановлением администрации г. Сердобска Сердобского района Пензенской области от 03.09.2014 N 343 "О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование МКУ "Похоронная служба" и применении последствий недействительности ничтожных сделок, обязав собрание представителей города Сердобска и МКУ "Похоронная служба" г. Сердобска возвратить земельный участок муниципальному образованию Пригородный сельсовет Сердобского района Пензенской области. Требования заявлены на основании статей 166, 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 16.01.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2017, исковые требования удовлетворены.
Администрация города Сердобска обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить, мотивируя неправильным применением судами норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель администрации Пригородного сельсовета Сердобского района Пензенской области и Комитета местного самоуправления Пригородного сельсовета Сердобского района Пензенской области, считая доводы жалобы несостоятельными, просила обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, муниципальному образованию Пригородный сельсовет Сердобского района Пензенской области на праве собственности принадлежал земельный участок, категория земель: земли, промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для целей размещения муниципального кладбища, общей площадью 80 000 кв.м, расположенный по адресу: Пензенская область, Сердобский район, с. Пригородное, примерно в 300 м по направлению на юг, кадастровый номер 58:25:240101:494.
Право собственности за муниципальным образованием Пригородный сельсовет Сердобского района Пензенской области зарегистрировано в установленном законом порядке 15.04.2008, о чем в ЕГРП сделана запись регистрации N 58-58-33/003/2008-670 (т. 1 л.д. 108).
23 июня 2014 г. администрация г. Сердобска Сердобского района Пензенской области обратилась к администрации Пригородного сельсовета Сердобского района Пензенской области с просьбой о передаче в муниципальную собственность города Сердобска указанного земельного участка, ссылаясь на то, что посещение действующего кладбища муниципального образования г. Сердобск для основной массы горожан является неудобным и недоступным (т. 1 л.д. 116).
Решением Комитета местного самоуправления Пригородного сельсовета Сердобского района Пензенской области от 23.06.2014 N 253-101/1 земельный участок с кадастровым номером 58:25:240101:494 передан из собственности муниципального образования Пригородного сельсовета Сердобского района Пензенской области в собственность муниципального образования городское поселение город Сердобск Сердобского района Пензенской области (т. 1 л.д. 109-110).
Решением Собрания представителей города Сердобска Сердобского района Пензенской области от 25.07.2014 N 179-19/3 земельный участок с кадастровым номером 58:25:240101:494 принят в собственность муниципального образования городское поселение город Сердобск Сердобского района Пензенской области (т. 1 л.д. 112-113).
Передача земельного участка из собственности одного муниципального образования в собственность другого муниципального образования оформлена актом приема-передачи имущества от 25.07.2014 (т. 1 л.д. 114).
Право муниципальной собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за муниципальным образованием городское поселение город Сердобск Сердобского района Пензенской области 11.08.2014, о чем в ЕГРП сделана запись регистрации N 58-58-33/007/2014-552 (т. 1 л.д. 115).
Постановлением администрации г. Сердобска Сердобского района Пензенской области от 03.09.2014 N 343 земельный участок с кадастровым номером 58:25:240101:494 предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование МКУ "Похоронная служба" (т. 1 л.д. 117).
Право постоянного (бессрочного) пользования зарегистрировано за МКУ "Похоронная служба" 09.10.2014, о чем в ЕГРП сделана запись регистрации N 58-58-33/008/2014-612 (т. 1 л.д. 118).
Ссылаясь на то, что сделка между муниципальным образованием Пригородный сельсовет Сердобского района Пензенской области и муниципальным образованием городское поселение город Сердобск Сердобского района Пензенской области по безвозмездной передаче земельного участка, находящегося в собственности одного муниципального образования в муниципальную собственность другого муниципального образования, противоречит части 5 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), первый заместитель прокурора Пензенской области обратился в Арбитражный суд Пензенской области с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно пунктам 74, 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума N 25), также ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц.
Применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды.
В силу части 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 2 пункта 74 постановления Пленума N 25 договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.
В соответствии с частью 1 статьи 1 ЗК РФ при регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель.
Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (часть 3 статьи 3 ЗК РФ).
Земельным кодексом Российской Федерации установлен специальный режим муниципальной собственности на земельные участки, предусматривающий исчерпывающий перечень случаев, при которых земельный участок, находящийся в собственности одного муниципального образования, может быть безвозмездно передан в собственность другого муниципального образования, следовательно, к спорным правоотношения подлежат применению нормы Земельного кодекса Российской Федерации, а не статьями 218, 572 и 576 ГК РФ.
Основания возникновения муниципальной собственности на землю, а также перечень исключений, при которых возможна безвозмездная передача земельного участка, находящегося в муниципальной собственности одного муниципального образования, в муниципальную собственность другого муниципального образования, содержатся в статье 19 ЗК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
Согласно части 5 статьи 19 ЗК РФ (в редакции от 23.12.2013, действовавшей на момент передачи земельного участка) земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности одного муниципального образования, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность другого муниципального образования в целях их предоставления гражданам бесплатно в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса.
По правилам пункта 2 статьи 28 ЗК РФ (действовавшего до 01.03.2015) предоставление земельных участков в собственность граждан может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, до 01.03.2015 земельный участок, находящийся в муниципальной собственности одного муниципального образования мог быть передан безвозмездно в муниципальную собственность другого муниципального образования только с целью последующего предоставления такого земельного участка в собственность бесплатно определенной категории граждан.
То есть конечной целью безвозмездной передачи муниципального земельного участка является преобразование публичной формы собственности на землю в частную собственность граждан без взимания платы.
Иные случаи безвозмездной передачи земельного участка, находящегося в собственности одного муниципального образования, в собственность другого муниципального образования земельным законодательством не предусмотрены.
С 01.03.2015 нормативное регулирование безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности одного муниципального образования в муниципальную собственность другого муниципального образования не изменилось. Расширился лишь круг лиц, которым такие земельные участки могут быть переданы в собственность бесплатно.
Согласно части 5 статьи 19 ЗК РФ (в редакции от 23.06.2014) земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности одного муниципального образования, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность другого муниципального образования в целях их предоставления отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в соответствии с подпунктами 6 и 7 статьи 39.5 ЗК РФ.
Наличие названных обстоятельств судами не установлено.
Из кадастровой выписки на спорный земельный участок следует, что земельный участок с кадастровым номером 58:25:240101:494 расположен на территории села Пригородное Сердобского района Пензенской области и имеет установленное разрешенное использование - для целей размещения муниципального кладбища (т. 1 л.д. 136-137).
Спорный земельный участок после его передачи в муниципальную собственность г. Сердобска, предоставлен в безвозмездное (бессрочное) пользование МКУ "Похоронная служба" для размещения муниципального кладбища и до настоящего времени находится в пользовании МКУ "Похоронная служба".
Подпунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) также установлено, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения.
При этом из положений части 3 статьи 17 и части 1 статьи 2 Закона N 131-ФЗ следует, что решение вопросов местного значения осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Между тем, как следует из материалов дела и установлено судами, в рамках реализации указанных требований законодательства администрацией Пригородного сельсовета Сердобского района Пензенской области в период с 2010 по 2013 годы за счет бюджетных средств в размере более 700 тыс. рублей были приняты меры по созданию нового места захоронения в границах земельного участка с кадастровым номером 58:32:240101:494, так как действующее и находящееся внутри села кладбище с. Пригородное Сердобского района Пензенской области с 2007 года не имеет свободных мест для захоронения (т. 1 л.д. 110, 119-120).
Несмотря на отсутствие действующего общественного кладбища в с. Пригородное, которое отвечало бы нормам законодательства о погребении и похоронном деле, спорный земельный участок был безвозмездно передан из собственности муниципального образования Пригородный сельсовет Сердобского района Пензенской области в собственность муниципального образования городское поселение город Сердобск для размещения муниципального кладбища города Сердобска.
Суд также указал, что специальным законодательством, в частности положениями Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" так же не предусмотрена возможность безвозмездной передачи земельного участка, находящегося в собственности одного муниципального образования, в собственность другого муниципального образования для целей размещения муниципального кладбища.
С учетом установленных по делу обстоятельств суд пришел к обоснованному выводу о том, что сделка по передаче муниципального имущества - земельного участка с разрешенным использованием: для целей размещения муниципального кладбища, общей площадью 80 000 кв.м, расположенного по адресу: Пензенская область, Сердобский район, с. Пригородное, примерно 300 м по направлению на юг, с кадастровым номером 58:25:240101:494, из собственности муниципального образования Пригородный сельсовет Сердобского района Пензенской области в собственность муниципального образования городское поселение город Сердобск Сердобского района Пензенской области, оформленная решением Комитета местного самоуправления Пригородного сельсовета от 23.06.2014 N 253-101/1, решением Собрания представителей города Сердобска от 25.07.2014 N 179-19/3 и актом приема-передачи земельного участка от 25.07.2014, противоречит существу законодательного регулирования земельных отношений в части распоряжения муниципальной собственностью на землю (частям 1 и 5 статьи 19 ЗК РФ), а также нарушает публичные интересы. А именно: нарушает права муниципального образования Пригородный сельский совет Сердобского района Пензенской области как собственника муниципального имущества, создает препятствия для реализации его органами местного самоуправления полномочий по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, а также нарушает права жителей данного муниципального образования на гарантии, связанные с погребением умерших. Что справедливо позволило признать спорные сделки недействительными на основании статьи 168 ГК РФ и применить в соответствии с пунктом 2 статьи 167 указанного Кодекса последствия недействительности этой сделки в виде возврата спорного земельного участка с кадастровым номером 58:25:240101:494 муниципальному образованию Пригородный сельсовет Сердобского района Пензенской области.
Суд правильно указал, что поскольку сделка по безвозмездной передаче земельного участка с кадастровым номером 58:25:240101:494 в собственность муниципального образования г. Сердобск является недействительной, следовательно, последующая сделка по предоставлению спорного земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование МКУ "Похоронная служба", оформленная постановлением администрации г. Сердобска от 03.09.2014 N 343, также является недействительной в силу ничтожности.
Апелляционный суд с выводами суда первой инстанции согласился, возражения ответчиков относительно необходимости применения к спорным правоотношениям положений статьи 218 ГК РФ, предусматривающей в качестве основания возникновения права собственности на имущество приобретение его по договору дарения, а также положений статьи 572 ГК РФ (дарение), отклонил, основываясь на представленных в материалы дела документах.
Несогласие заявителей с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судами доказательств не является основанием для отмены судебных актов в соответствии с положениями главы 35 АПК РФ.
Все доводы администрации муниципального района, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, по существу направлены на переоценку доказательств и сделанных на их основании выводов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (части 1, 3 статьи 286 АПК РФ).
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 16.01.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2017 по делу N А49-14178/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Ф. Фатхутдинова |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С учетом установленных по делу обстоятельств суд пришел к обоснованному выводу о том, что сделка по передаче муниципального имущества - земельного участка с разрешенным использованием: для целей размещения муниципального кладбища, общей площадью 80 000 кв.м, расположенного по адресу: Пензенская область, Сердобский район, с. Пригородное, примерно 300 м по направлению на юг, с кадастровым номером 58:25:240101:494, из собственности муниципального образования Пригородный сельсовет Сердобского района Пензенской области в собственность муниципального образования городское поселение город Сердобск Сердобского района Пензенской области, оформленная решением Комитета местного самоуправления Пригородного сельсовета от 23.06.2014 N 253-101/1, решением Собрания представителей города Сердобска от 25.07.2014 N 179-19/3 и актом приема-передачи земельного участка от 25.07.2014, противоречит существу законодательного регулирования земельных отношений в части распоряжения муниципальной собственностью на землю (частям 1 и 5 статьи 19 ЗК РФ), а также нарушает публичные интересы. А именно: нарушает права муниципального образования Пригородный сельский совет Сердобского района Пензенской области как собственника муниципального имущества, создает препятствия для реализации его органами местного самоуправления полномочий по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, а также нарушает права жителей данного муниципального образования на гарантии, связанные с погребением умерших. Что справедливо позволило признать спорные сделки недействительными на основании статьи 168 ГК РФ и применить в соответствии с пунктом 2 статьи 167 указанного Кодекса последствия недействительности этой сделки в виде возврата спорного земельного участка с кадастровым номером 58:25:240101:494 муниципальному образованию Пригородный сельсовет Сердобского района Пензенской области.
...
Апелляционный суд с выводами суда первой инстанции согласился, возражения ответчиков относительно необходимости применения к спорным правоотношениям положений статьи 218 ГК РФ, предусматривающей в качестве основания возникновения права собственности на имущество приобретение его по договору дарения, а также положений статьи 572 ГК РФ (дарение), отклонил, основываясь на представленных в материалы дела документах."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27 июля 2017 г. N Ф06-23002/17 по делу N А49-14178/2016