г. Казань |
|
02 августа 2017 г. |
Дело N А55-23299/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 августа 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Карповой В.А., Муравьева С.Ю.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Горбунова Вадима Олеговича
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27.01.2017 (судья Лихачев А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2017 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Юдкин А.А., Семушкин В.С.)
по делу N А55-23299/2016
по заявлению индивидуального предпринимателя Горбунова Вадима Олеговича (ОГРНИП 304631315500040, ИНН 631300187325), г.Самара, о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка и понуждении устранить допущенные нарушения, с участием заинтересованных лиц: администрации городского округа Самара, г.Самара, Департамента градостроительства городского округа Самара, г.Самара, Министерства имущественных отношений Самарской области, г.Самара, Министерства строительства Самарской области, г.Самара,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Горбунов Вадим Олегович (далее - ИП Горбунов В.О., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Департамента градостроительства городского округа Самара (далее - Департамент) от 08.07.2016 N РД-707 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка площадью 30,00 кв.м с кадастровым номером 63:01:0328007:1457, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, п. Мехзавод, квартал 16, в районе жилого дома N9, занимаемого магазином "Цветы"; понуждении Департамента устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Горбунова В.О. путем принятия решения о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка и в двухнедельный срок после его принятия заключить с предпринимателем договор аренды в отношении данного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.01.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ИП Горбунов В.О., не согласившись с принятыми судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения администрации Красноглинского района от 19.09.2001 N 82 между Комитетом по управлению имуществом и ИП Горбуновым В.О. был заключен договор аренды от 30.10.2001 N 010859з, по условиям которого предпринимателю в аренду предоставлен земельный участок площадью 30,00 кв.м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, п. Мехзавод, квартал 16, в районе жилого дома N 9, занимаемый магазином "Цветы".
Вышеуказанный земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет 19.09.2001 с присвоением кадастрового номера 63:01:0328007:1457, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под проектирование и строительство временного магазина "Цветы".
ИП Горбунов В.О. обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) с заявлением от 18.11.2014 о предоставлении в аренду земельного участка площадью 30,00 кв.м с кадастровым номером 63:01:0328007:1457, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, п. Мехзавод, квартал 16, в районе жилого дома N 9, занимаемого магазином "Цветы".
Министерство 04.12.2014 отказало предпринимателю в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08.05.2015 по делу N А55-523/2015, вступившим в законную силу, отказ Министерства в предоставлении в аренду земельного участка признан незаконным. Суд обязал администрацию городского округа Самара устранить нарушения прав и законных интересов ИП Горбунова В.О. путем рассмотрения в установленном порядке его заявления о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка.
Распоряжением Департамента от 08.07.2016 N РД-707 заявителю отказано в предоставлении спорного земельного участка в аренду на основании пунктов 1, 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
ИП Горбунов В.О., полагая, что данное распоряжение противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Как правильно указали суды, порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, в период обращения ИП Горбунова В.О. с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду, регулировался статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 с учетом требований статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации утвержден Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара.
Постановлением Правительства Самарской области от 18.03.2015 N 124 "О признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Самарской области" признано утратившим силу постановление Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", вступившее в силу со дня официального опубликования (опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 20.03.2015).
При этом в соответствии с Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" статьи 28-34 Земельного кодекса Российской Федерации утратили силу с 01.03.2015.
В силу пункта 3 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 01.01.2018.
Как указывалось выше, после утверждения схемы расположения спорного земельного участка и постановки его на государственный кадастровый учет, между Комитетом по управлению имуществом и ИП Горбуновым В.О. был заключен договор аренды от 30.10.2001 N 010859з.
Таким образом, предприниматель уже реализовало свое право на предоставление земельного участка на основании статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Аналогичная позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 18.03.2016 по делу N А55-1812/2014, от 13.09.2016 по делу NА55-22462/2015.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что испрашиваемый заявителем земельный участок не может быть предоставлен в аренду в порядке, предусмотренном статьей 34 земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей до 01.03.2015, постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара".
В силу положений пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01.03.2015, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в случае, если земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 13, 14 или 20 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации случаях при наличии в совокупности следующих условий: заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка; исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, не обладает иное лицо; ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации; на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Таким образом, случаи, при которых допускается заключение нового договора аренды без проведения торгов, предусмотрены пунктом 3 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, а условия реализации такого права - пунктом 4 данной статьи.
Поскольку в рамках настоящего дела установлено отсутствие указанной совокупности условий при которой арендатор земельного участка имеет права на заключение нового договора аренды без проведения торгов, суды пришли к правильному выводу о том, что земельный участок, являющийся предметом такого договора аренды, может быть предоставлен данному лицу по истечении срока действия договора аренды только на торгах, проводимых в форме аукциона.
Кроме того, в силу пункта 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;
Как установлено судами, предполагаемая цель использования земельного участка: занимаемый временным магазином "Цветы", не соответствует основным разрешенным видами использования зоны Ж-3 (среднеэтажная жилая застройка), в которой он расположен, согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, в соответствии с Картой правового зонирования действующих Правил землепользования и застройки в г.Самара, что также является основанием для отказа в предоставлении спорного земельного участка в аренду.
При этом Земельным кодексом Российской Федерации в редакции, действующей с 01.03.2015, предусмотрено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в следующих случаях: размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации (подпункт 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Таким образом, использование испрашиваемого земельного участка для размещения нестационарного торгового объекта может осуществляться без его предоставления на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Однако временный магазин "Цветы", расположенный на спорном земельном участке, не включен в схему размещения нестационарных торговых объектов.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что требования ИП Горбунова В.О. необоснованны и не подлежат удовлетворению.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Самарской области от 27.01.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 27.01.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2017 по делу N А55-23299/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом.
Председательствующий судья |
Р.В. Ананьев |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Таким образом, использование испрашиваемого земельного участка для размещения нестационарного торгового объекта может осуществляться без его предоставления на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
...
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Самарской области от 27.01.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 2 августа 2017 г. N Ф06-23421/17 по делу N А55-23299/2016