г. Казань |
|
12 сентября 2017 г. |
Дело N А57-18805/2016 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Савкиной М.А.,
судей Закировой И.Ш., Баширова Э.Г.
при участии представителя:
комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области - Зацепиной С.А. доверенность от 26.07.2016,
в отсутствие иных лиц участвующих в деле извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ястреб"
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2017 (председательствующий Каплин С.Ю., судьи Землянникова В.В., Комнатная Ю.А.)
по делу N А57-18805/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ястреб" к Комитету охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области, Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации о признании незаконным отказа Комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области в рассмотрении предоставленной заявки на установление квоты добычи охотничьих ресурсов в сообщении от 10.06.2016 N 03-12/1293, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ястреб" (далее - ООО "Ястреб", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным отказа Комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области в рассмотрении предоставленной заявки на установление квоты добычи охотничьих ресурсов в сообщении от 10.06.2016 N 03-12/1293, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов и рассмотреть заявку ООО "Ястреб" на период с 01.08.2016 по 01.08.2017 и установить квоты добычи охотничьих ресурсов для ООО "Ястреб".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 21.03.2017 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2017 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель, не согласившись с принятым по делу постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2017, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить как несоответствующее нормам материального и процессуального права, фактическим обстоятельствам дела, указывая, что оспариваемый судебный акт нарушает права ООО "Ястреб" на занятие охотхозяйственной деятельностью и препятствует осуществлению данной деятельности в будущем, и оставить в силе решение Арбитражного суда Саратовской области от 21.03.2017.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Как видно из материалов дела и судом установлено, ООО "Ястреб" обратилось в Комитет охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области с заявкой на установление квот добычи охотничьих ресурсов в отношении охотничьего угодья "Ястреб" на период с 01.08.2016 до 01.08.2017, на которую 10.06.2016 за N 03-12/1293 последовал отказ, со ссылкой на отсутствие заключенного охотохозяйственного соглашения.
Указанные обстоятельства послужили поводом для оспаривания вышеуказанного отказа.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из самого факта наличия у заявителя договора о предоставлении территории в пользование, включенный непосредственно в долгосрочную лицензию XX от 23.11.2005 N 0418.
Отменяя решение арбитражного суда первой инстанции и признавая данный вывод ошибочным, суд апелляционной инстанции указал, что фактически Арбитражный суд Саратовской области неправильно определил юридически значимые обстоятельства для разрешения настоящего спора и не применил нормы права, подлежащие применению, в частности, не принятие во внимание судом первой инстанции обстоятельств того, что обращаясь в Комитет охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области ООО "Ястреб" преследовало цель не получения разрешения на пользование объектами животного мира, а установления квоты добычи охотничьих ресурсов, при этом основанием для отказа в рассмотрении подобной заявки послужило отсутствие у заявителя охотохозяйственного соглашения.
Суд кассационной инстанции соглашается с данным выводом суда апелляционной инстанции, основанном на правильном применении норм права и установленных по делу обстоятельств.
Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 9 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ, пунктам 4 и 5 Порядка принятия документа об утверждении лимита, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.06.2010 N 228, юридические лица и индивидуальные предприниматели, заключившие охотхозяйственные соглашения, до 15 апреля подают в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, заявку на установление квоты добычи для каждого вида охотничьих ресурсов, которая определяется для каждого вида охотничьих ресурсов в соответствии с заявкой, в пределах установленных нормативов допустимого изъятия на основании данных о численности заявленного вида охотничьих ресурсов.
Пунктом 5 Порядка принятия документа об утверждении лимита, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.06.2010 N 228, предусмотрено, что квота добычи охотничьих ресурсов определяется для каждого вида охотничьих ресурсов в соответствии с заявкой, предоставленной юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, заключившими охотхозяйственные соглашения, в пределах установленных нормативов допустимого изъятия на основании данных о численности заявленного вида охотничьих ресурсов.
Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации до 1 мая направляет материалы, обосновывающие лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов в орган исполнительный власти, уполномоченный проводить государственную экологическую экспертизу. После получения положительного заключения государственной экологической экспертизы, не позднее 15 июня проект лимита добычи на территории субъекта направляется на согласование в Минприроды России. Затем лимит добычи утверждается по согласованию с федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, для осуществления разрешенной в соответствии с лицензией охотничьей деятельности для охотопользователя должна быть установлена квота добычи охотничьих ресурсов, а субъекту Российской Федерации его руководителем устанавливается лимит добычи охотничьих ресурсов в срок не позднее 1 августа текущего года на период до 1 августа следующего года.
Поскольку, исходя из Порядка принятия документа об утверждении лимита, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.06.2010 N 228, нормативно не предусмотрена возможность отказа от рассмотрения заявки на установление квоты добычи охотничьих ресурсов, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод, что отсутствие у ООО "Ястреб" охотохозяйственного соглашения не могло послужить основанием для не рассмотрения заявки на установление квоты добычи охотничьих ресурсов.
Таким образом, суд апелляционной инстанции обоснованно расценил отказ Комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области, выраженный в письме от 10.06.2016 N 03-12/1293, не только как фактический отказ в рассмотрении заявки, но и установлении квоты добычи охотничьих ресурсов для последующего определения лимита добычи охотничьих ресурсов.
Да, действительно, в соответствии с частью 1 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ, право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Вместе с тем часть 3 указанной нормы предусматривает право на заключение охотохозяйственных соглашений в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона, если право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Необходимость заключения охотохозяйственных соглашений обусловлена привлечением инвестиций в охотничье хозяйство для наиболее рационального использования, сохранения, восполнения охотничьих ресурсов, объектов животного мира.
Отсутствие охотохозяйственного соглашения является препятствием для установления квоты добычи охотничьих ресурсов по заявке ООО "Ястреб" на период с 01.08.2016 до 01.08.2017 в отношении охотничьего угодья, находящегося в пользовании этого юридического лица ввиду императивных требований, содержащихся в части 9 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ и пункте 5 Порядка принятия документа об утверждении лимита.
Данные выводы соответствуют позиции Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в определении от 27.05.2015 N 7-АПГ15-5.
Лицо, обладающее лицензией на право долгосрочного пользования животным миром, выданной до вступления в законную силу Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ, заключает охотохозяйственное соглашение с уполномоченным органом в льготном режиме в установленном законом порядке.
Однако, ООО "Ястреб" охотохозяйственное соглашение не заключало.
Указанное обстоятельство послужило препятствием для установления квоты добычи охотничьих ресурсов. При этом не оспаривается само право ООО "Ястреб" на пользование объектами животного мира в виде "охоты", о чем выдана лицензия серии XX от 23.11.2005 N 0418.
В свою очередь, ООО "Ястреб" не обосновало невозможность заключения охотохозяйственного соглашения для определения квот и лимита добычи.
Судом апелляционной инстанции правомерно указано, что выводы суда первой инстанции об обязании Комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области рассмотреть по существу заявку ООО "Ястреб" на установление квоты добычи охотничьих ресурсов на период с 01.08.2016 по 01.08.2017 сделаны без надлежащего исследования обстоятельств спора о возможности установления такой квоты после установления в 2016 году лимита добычи охотничьих ресурсов.
Ограниченность времени подготовки документов об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в субъекта Российской Федерации, возможность продления этих сроков законом не предусмотрена, равно как и возможность утверждения отдельным нормативным правовым актом высшего должностного лица субъекта Российской Федерации лимита добычи охотничьих ресурсов, перечисленных в части 4 статьи 24 ФЗ N 209-ФЗ, за пределами срока, в том числе путем внесения изменений в ранее изданный нормативный правовой акт, установление лимита добычи охотничьих ресурсов на сезон охоты 2016-2017 без учета квоты ООО "Ястреб", истечение срока сезоны охоты в спорный период времени на определенный испрашиваемый вид дичи, следовательно, как правильно указал суд апелляционной инстанции, рассмотрение заявки ООО "Ястреб" об установлении квоты добычи охотничьих ресурсов на период с 01.08.2016 по 01.08.2017 в настоящее время в принципе не представляется возможным.
При таких обстоятельств, основан на материалах дела и нормах права, вывод суда апелляционной инстанции, что ООО "Ястреб" не представило доказательств неправомерного отказа в рассмотрении заявки и установлении квоты добычи охотничьих ресурсов на период с 01.08.2016 по 01.08.2017, а также наличия возможности установления подобной квоты в настоящее время.
Суд кассационной инстанции отклоняет довод заявителя кассационной жалобы о не принятие во внимание судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего спора Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 25.06.2015 N 17-П "По делу о проверке конституционности части 3 статьи 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с запросом Верховного суда Российской Федерации".
В названном Постановлении Конституционного суда Российской Федерации дается толкование интерпретации правового регулирования сроков, на которые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями могут быть заключены без проведения аукциона охотхозяйственные соглашения, которые не относится к предмету заявленного спора и возникших правоотношений сторон.
При таких обстоятельствах постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2017 является законным, правовых оснований для его отмены у суда округа не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2017 по делу N А57-18805/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.А. Савкина |
Судьи |
Э.Г. Баширов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд кассационной инстанции отклоняет довод заявителя кассационной жалобы о не принятие во внимание судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего спора Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 25.06.2015 N 17-П "По делу о проверке конституционности части 3 статьи 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с запросом Верховного суда Российской Федерации".
В названном Постановлении Конституционного суда Российской Федерации дается толкование интерпретации правового регулирования сроков, на которые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями могут быть заключены без проведения аукциона охотхозяйственные соглашения, которые не относится к предмету заявленного спора и возникших правоотношений сторон.
При таких обстоятельствах постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2017 является законным, правовых оснований для его отмены у суда округа не имеется."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12 сентября 2017 г. N Ф06-24259/17 по делу N А57-18805/2016