г. Казань |
|
29 сентября 2017 г. |
Дело N А06-70/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Вильданова Р.А.,
судей Желаевой М.З., Мельниковой Н.Ю.,
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом,
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 18.04.2017 (судья Богатыренко С.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2017 (председательствующий судья Волкова Т. В., судьи Антонова О.И., Жаткина С.А.)
по делу N А06-70/2017
по исковому заявлению Администрации муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области" к Министерству строительства и коммунального хозяйства по Астраханской области, третье лицо - Министерство финансов Астраханской области, о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
Администрации муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области" (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Астраханской области с иском к Астраханской области в лице Министерства строительства и коммунального хозяйства по Астраханской области (далее - ответчик, Министерство) о взыскании убытков в размере 500 000 руб., неустойки в размере 32 770 руб. 83 коп. за счет средств казны Астраханской области (с учетом уточнения исковых требований).
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 18.04.2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2017, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами неправомерно не учтено, что срок действия соглашения истек 31.12.2015, и в связи с этим обязательства по перечислению субсидии прекращены; возможность взыскания межбюджетных трансфертов из бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ в судебном порядке действующим бюджетным законодательством не предусмотрена.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, 03.03.2015 между Министерством строительства и дорожного хозяйства Астраханской области (далее - Министерство) и муниципальным образованием "Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области (далее - "ЗАТО Знаменск") в соответствии с утвержденным Постановлением Правительства Астраханской области от 05.03.2005 N 11 -П Порядком предоставления субсидий из бюджета Астраханской области муниципальным образованиям Астраханской области в рамках реализации государственной программы "Развитие дорожного хозяйства Астраханской области" заключено Соглашение N04-01/06-1 о направлении в 2015 году из бюджета Астраханской области субсидий муниципальному образованию ЗАТО Знаменск в рамках реализации государственной программы "Развитие дорожного хозяйства Астраханской области" (далее - соглашение).
В силу пункта 1.2 соглашения Министерство с учетом дополнительного соглашения от 15.07.2015 регистрационный N 04 -01/06 -1, направляет субсидию в размере 1 509 713 руб. 72 коп. в доход бюджета МО "Город Астрахань".
Согласно пункту 1.3. соглашения получателем средств бюджета Астраханской области является Администрации муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области".
Министерство в силу пункта 2.1.2. соглашения приняло на себя обязательство в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов, определенных в бюджете Астраханской области на 2015 год, перечислить субсидию в доход бюджета Получателя в течение 15 рабочих дней со дня поступления денежных средств на лицевой счет Министерства.
Согласно пункту 2.1.3. соглашения Министерство в соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ), обеспечивает соблюдение Получателем условий, целей и порядка предоставления субсидии.
Получатель субсидий принял на себя обязательства с учетом дополнительного соглашения от 15.07.2015 N 1 (регистрационный N 04 -01/06-1) по софинансированию мероприятий государственной программы из бюджета Получателя в размере 10 832 539 руб. 38 коп.
Подрядными организациями в рамках настоящего соглашения по муниципальному контракту выполнены работы на сумму 5 355 333 руб. 44 коп, что подтверждается справками о стоимости выполненных работ, из которых:
- средства бюджета Астраханской области составляют 500 000 руб.;
- средства местного бюджета составляют 4 855 333 руб. 44 коп.
Необходимая отчетная документация, предусмотренная Соглашением, а также информация о выполнении Получателем обязательств на сумму 5 355 333 руб. 44 коп. представлялись своевременно.
Во исполнение принятых на себя по соглашению обязательств Администрацией за счет средств местного бюджета в 2015 году на спорные объекты профинансировано 4 855 333 руб. 44 коп., то есть истцом исполнены свои собственные расходные обязательства.
Министерство в рамках настоящего соглашения субсидию в сумме 500 000 руб. ЗАТО Знаменск не перечислило.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Волгоградской области от 18.08.2016 по делу А12-10845/2016 с Администрации муниципального образования "Закрытое административно-территориального образования Знаменск Астраханской области" за счет средств казны муниципального образования "Закрытое административно-территориального образования Знаменск Астраханской области" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Энергомонтаж" взысканы 500 000 руб. основного долга, неустойка в сумме 32 770 руб. 83 коп, расходы на оплату услуг представителя в сумме 20 000 руб.
Арбитражным судом Волгоградской области выдан исполнительный лист ФС013286519 от 09.11.2016, который предъявлен взыскателем на исполнение в Управление финансового казначейства по Астраханской области.
По платежным поручениям от 09.12.2014 N 415724 - Управление финансового казначейства по Астраханской области в лице финансового управления администрации ЗАТО Знаменск за счет казны на основании исполнительного листа серии ФС013286519 от 09.11.2016 перечислил в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Энергомонтаж" 500 000 руб.; от 09.12..2016 N 415721 - неустойку в сумме 32 770 руб. 83 коп.; от 08.12..2016 N 411187 - неустойку в сумме 20 000 руб. 00 коп.
Ответчиком в связи с неисполнением принятых обязательств в адрес Министерства была направлена претензия о необходимости перечисления субсидии, в том числе в размере 1 509 713 руб. 72 коп. в срок до 01.01.2016.
Министерство 25.02.2016 отказало в удовлетворении претензии, указав, что в 2015 году из средств дорожного фонда профинансировано 52,2% лимитов бюджетных ассигнований, в МО ЗАТО Знаменск в соответствии с заключенными Соглашениями субсидии были перечислены не в полном объеме от заявленной потребности. В связи с завершением финансового года действие Соглашения закончено 31.12.2015.
Отказ в удовлетворении претензии послужил основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Разрешая возникший спор, судебные инстанции руководствовались положениями статей 6, 139 БК РФ, Законом Астраханской области от 15.12.2014 N 8I/2014 -O3 "О бюджете Астраханской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", и исходили из следующего.
Согласно абзацу второму пункта 1, пункту 2 статьи 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и(или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзацах втором и пятом пункта 1 указанной статьи, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования, дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
По общему правилу статьи 5 БК РФ, Закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года (если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и, или законом/решением о бюджете).
В соответствии с пунктом 1 статьи 242 БК РФ, операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи.
На основании изложенного, обязательства по перечислению субсидии должны были быть исполнены до 31 декабря 2015 года.
Статьей 135 БК Российской Федерации предусмотрена возможность предоставления субсидии из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам.
Администрация исполнила надлежащим образом взятые на себя по соглашению обязательства.
В материалах дела отсутствуют доказательства поступлений в адрес истца субсидии из бюджета Астраханской области в объеме, предусмотренном соглашением,
Пунктом 1 статьи 139 БК РФ предусмотрено, что под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Нормы бюджетного законодательства не исключают регулирование отношений, предусматривающих бюджетное финансирование, нормами гражданского законодательства, если эти отношения основаны на договорах (соглашениях) и вытекающих из них расходных обязательствах.
Спорное соглашение и действующее законодательство не содержат положения, позволяющие ответчику приостановить выплату субсидии либо отказать в ее выплате.
Субсидии имеют целевое назначение и не могут быть использованы органами местного самоуправления на иные цели.
По общему правилу статьи 5 БК РФ, закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года (если иное не предусмотрено настоящим кодексом и, или законом/решением о бюджете).
Пунктом 1 статьи 242 БК РФ предусмотрено, что операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи.
Бюджетное обязательство по выплате субсидии не может быть прекращено в одностороннем порядке со ссылкой на отсутствие бюджетного финансирования (или на превышение расходов над доходами бюджета в соответствующем финансовом году).
Указание в соглашении о его действии до 31 декабря текущего финансового года само по себе не влечет прекращение обязательства ответчика по перечислению в бюджет истца причитающейся субсидии.
Таким образом, суды пришли к выводу о том, что не может быть прекращено уже возникшее расходное бюджетное обязательство принятием впоследствии нормативного акта, отменяющего действие ранее принятого нормативного акта, в соответствии с которым возникло расходное обязательство.
Суд кассационной инстанции считает указанные выводы судов не противоречащими фактическим обстоятельствам дела и примененным нормам права.
Доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом исследования и получили надлежащую правовую оценку, они не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о нарушении норм права, а выражают лишь несогласие с оценкой доказательств, что в силу статьи 286 АПК РФ, определяющей пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не может являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не выявлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 18.04.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2017 по делу N А06-70/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Р.А. Вильданов |
Судьи |
М.З. Желаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 242 БК РФ, операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи.
...
Статьей 135 БК Российской Федерации предусмотрена возможность предоставления субсидии из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам.
...
Пунктом 1 статьи 139 БК РФ предусмотрено, что под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
...
По общему правилу статьи 5 БК РФ, закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года (если иное не предусмотрено настоящим кодексом и, или законом/решением о бюджете).
Пунктом 1 статьи 242 БК РФ предусмотрено, что операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29 сентября 2017 г. N Ф06-24726/17 по делу N А06-70/2017