Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 29 сентября 2017 г. N Ф06-24726/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
28 июня 2017 г. |
Дело N А06-70/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июня 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Волковой Т. В.,
судей Антоновой О. И., Жаткиной С. А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Самойловой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства строительства и коммунального хозяйства по Астраханской области,
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 18 апреля 2017 года по делу N А06-70/2017 (судья С.В. Богатыренко),
по исковому заявлению Администрации муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области" (ОГРН 1023000804243, ИНН 3013000518)
к Министерству строительства и коммунального хозяйства по Астраханской области (ОГРН 1053000014660, ИНН 3015068399)
третье лицо - Министерство финансов Астраханской области,
о взыскании убытков,
при участии в судебном заседании:
- от Администрации муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области" представитель Мащалкина Любовь Владимировна по доверенности от 09.02.2017, выданной сроком до 31.12.2017,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилась Администрации муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области" (далее, истец) с иском, уточнённым в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Астраханской области в лице Министерства строительства и коммунального хозяйства по Астраханской области (далее, ответчик) о взыскании убытков в размере 500 000 руб., неустойки в размере 32 770 руб. 83 коп. за счет средств казны Астраханской области.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 18 апреля 2017 года иск удовлетворен в полном объеме.
Ответчик, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Заявитель считает, что предоставление субсидий на софинансирование расходных обязательств органов местного самоуправления на решение вопросов местного значение является правом субъекта Российской Федерации.
Также заявитель ссылается на истечение срока действия соглашения 31 декабря 2015 года и в связи с этим обязательства по перечислению субсидии прекращены.
Кроме того, заявитель указывает, что взыскание межбюджетных трансфертов из бюджетов различных уровней бюджетной системы в судебном порядке не предусмотрено нормами Бюджетного кодекса РФ.
В судебном заседании, установлено, что в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд от Министерства финансов Астраханской области поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя. Ходатайство удовлетворено судом.
От третьего лица Министерства финансов Астраханской области в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором лицо поддержало доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчика, просят решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
От истца в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он возражает против доводов жалобы, считает обжалуемое решение законным и обоснованным, а жалобу - не подлежащую удовлетворению.
В судебном заседании представитель истца поддержал свою правовую позицию, изложенную в отзыве, дал пояснения суду.
Представители ответчика и третьего лица в судебное заседание не явились. О месте и времени судебного заседания указанные лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно отчету о публикации информации о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным апелляционным судом в информационно-телекоммуникационной сети Интернет за пятнадцать дней до начала судебного заседания.
Согласно пункту 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 АПК РФ, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 Кодекса.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав письменные материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, 03 марта 2015 года между Министерством строительства и дорожного хозяйства Астраханской области (далее - Минстрой АО) и муниципальным образованием "Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области (далее - "ЗАТО Знаменск"), в соответствии с Порядком предоставления субсидий из бюджета Астраханской области муниципальным образованием Астраханской области реализации государственной программы "Развитие дорожного хозяйства Астраханской области", в соответствии с утвержденным Постановлением Правительства Астраханской области от 05.03.2005 N 11-П Порядком предоставления субсидий из бюджета Астраханской области муниципальным образованиям Астраханской области в рамках реализации государственной программы "Развитие дорожного хозяйства Астраханской области", заключено Соглашение N04-01/06-1 о направлении в 2015 году из бюджета Астраханской области субсидий муниципальному образованию ЗАТО Знаменск в рамках реализации государственной программы "Развитие дорожного хозяйства Астраханской области" (далее - соглашение).
Данным соглашением определен порядок предоставления бюджету МО ЗАТО Знаменск субсидий из бюджета Астраханской области на софинансирование в рамках реализации государственной программы "Развитие дорожного хозяйства Астраханской области" за счет средств Астраханской области включенных.
Согласно п. 1.2 соглашения Минстрой АО с учетом дополнительного соглашения от 15.07.2015 регистрационный N 04-01/06-1, в соответствии с Законом Астраханской области от 15.12.2014 N 81/2014-03 "О бюджете Астраханской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов" и Порядком, направляет субсидию в размере 1 509 713 (один миллион пятьсот девять тысяч семьсот тринадцать) рублей 72 копейки в доход бюджета МО "Город Астрахань".
Получателем средств бюджета Астраханской области в силу п. 1.3. является Администрации муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области.
В соответствии с п. 2.1.2. соглашения, Минстрой АО принял на себя обязательства в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов, определенных в бюджете Астраханской области на 2015 год, перечислить в доход бюджета Получателя в течение 15 рабочих дней со дня поступления денежных средств на лицевой счет Минстроя в соответствии с утвержденной сводной бюджетной росписью в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных законом Астраханской области о бюджете Астраханской области на текущий финансовый год и плановый период с учетом полученной заявки о потребности в средствах бюджета Астраханской области от Получателя.
Согласно п. 2.1.3. соглашения, Минстрой АО, в соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ), обеспечивает соблюдение Получателем условий, целей и порядка предоставления субсидии.
В свою очередь, получатель субсидий принял на себя обязательства с учетом дополнительного соглашения N 1 от 15.07.2015 (регистрационный N 04-01/06-1) по софинансированию мероприятий государственной программы из бюджета Получателя в размере 10 832 539,38 руб. ( десять миллионов восемьсот тридцать два пятьсот тридцать девять рублей 38 копеек).
Пунктом 1.5 соглашения утвержден перечень объектов с указанием объемов финансирования.
Всего в рамках настоящего соглашения подрядными организациями по муниципальному контракту выполнены работы на сумму 5 355 333,44 рублей, что подтверждается справками о стоимости выполненных работ из которых:
- средства бюджета Астраханской области составляют 500 000 рубля;
- средства местного бюджета составляют 4 855.333,44 рублей.
Необходимая отчетная документация, предусмотренная Соглашением, а также информация о выполнении Получателем обязательств на сумму 5 355 333,44 рублей представлялись своевременно.
Администрацией МО "Закрытое административно-территориального образования Знаменск Астраханской области во исполнение принятых на себя обязательств по соглашению, за счет средств местного бюджета, в 2015 году на спорные объекты профинансировано 4 855 333,44 рублей, т.е истцом исполнены свои собственные расходные обязательства.
Минстроем в рамках настоящего соглашения субсидию в сумме 500 000 руб. ЗАТО Знаменск не перечислило.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Волгоградской области от 18.08.2016 по делу А12-10845/2016 с Администрации муниципального образования "Закрытое административно-территориального образования Знаменск Астраханской области" за счет средств казны муниципального образования "Закрытое административно-территориального образования Знаменск Астраханской области" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Энергомонтаж" взысканы 500 000 руб. основного долга, неустойка в сумме 32 770 руб. 83 коп, расходы на оплату услуг представителя в сумме 20 000 руб.
Арбитражным судом Волгоградской области выдан исполнительный лист ФС013286519 от 09.11.2016, который предъявлен взыскателем на исполнение в Управление финансового казначейства по Астраханской области.
По платежным поручениям от 09.12.2014 N 415724 - Управление финансового казначейства по Астраханской области в лице финансового управления администрации ЗАТО Знаменск за счет казны на основании исполнительного листа серии ФС013286519 от 09.11.2016 перечислил в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Энергомонтаж" 500 000 руб.; от 09.12..2016 г. N 415721 - неустойку в сумме 32 770 руб. 83 коп.; от 08.12..2016 г. N 411187 - неустойку в сумме 20 000 руб. 00 коп..
В соответствии с п. 6.2. соглашения, соглашение вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами и действует до полного исполнения обязательств, но не позднее 31 декабря 2015 года.
В соответствии с п. 4 соглашения, стороны принимают все меры к разрешению спорных вопросов путем переговоров и служебной переписки.
В связи с неисполнением принятых обязательств ответчиком, в адрес Минстроя была направлена претензия о необходимости перечисления субсидии, в том числе в размере 1 509 713, 72 рублей в срок до 01.01.2016 года.
25 февраля 2016 года Минстрой АО отказал в удовлетворении претензии, указав, что в 2015 году из средств дорожного фонда Минстрою АО профинансировано 52,2% лимитов бюджетных ассигнований, в МО ЗАТО Знаменск в соответствии с заключенными Соглашениями субсидии были перечислены не в полном объеме от заявленной потребности. В связи с завершением финансового года, действие Соглашения закончено 31.12.2015 года.
Поскольку в добровольном порядке ответчик не произвел оплату образовавшейся задолженности, истец обратился за защитой своего нарушенного права в суд первой инстанции.
Судебная коллегия, проанализировав доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, считает указанные доводы подлежащими отклонению на основании следующего.
Согласно абзацу второму пункта 1, пункту 2 статьи 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзацах втором и пятом пункта 1 указанной статьи, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Исходя из определений в статье 6 БК РФ и на основании положений статьи 139 БК РФ, Закона Астраханской области от 15.12.2014 N 8I/2014-O3 "О бюджете Астраханской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", условиям Соглашения N 04-01/06-1 от 03.03.2015 г. с учетом дополнительного соглашения N1 от 15.07.2015 регистрационный N04-01/06-1, между Минстроем АО и МО "Город Астрахань" возникли бюджетные, расходные и публичные обязательства.
По общему правилу статьи 5 БК РФ, Закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года (если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и, или законом/решением о бюджете).
В соответствии с пунктом 1 статьи 242 БК РФ, операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи.
Таким образом, суд первой инстанции правильно определил, что обязательства по перечислению субсидии должны были быть исполнены до 31 декабря 2015 года.
Согласно статье 135 Бюджетного кодекса Российской Федерации из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам могут быть предоставлены субсидии.
Судом установлено, что в рамках соглашения, взятые на себя обязательства Администрация МО "Город Астрахань" исполнила надлежащим образом.
Размер субсидии, невыделенной в бюджет города по соглашению, ответчиком не оспаривается.
Доказательства поступлений в адрес истца субсидии из бюджета Астраханской области в объеме, предусмотренном соглашением, в материалах дела отсутствуют.
Пунктом 1 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Нормы бюджетного законодательства не исключают регулирование отношений, предусматривающих бюджетное финансирование, нормами гражданского законодательства, если эти отношения основаны на договорах (соглашениях) и вытекающих из них расходных обязательствах.
По мнению судебной коллегии, спорное соглашение и действующее законодательство не содержат положения, позволяющие ответчику приостановить выплату субсидии либо отказать в ее выплате.
Кроме того субсидии имеют целевое назначение и не могут быть использованы органами местного самоуправления на иные цели.
По общему правилу статьи 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года (если иное не предусмотрено настоящим кодексом и, или законом/решением о бюджете).
В соответствии с пунктом 1 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи.
В пункте 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляется, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Из Конституции Российской Федерации (статьи 1 (часть 1), 4 (часть 2), 15 (части 1 и 2), 66 (части 1 и 2), 76 (части 1, 2 и 5)), а именно из закрепленных в ней требований единства финансовой политики и финансового регулирования, установления правовых основ единого рынка, единства экономического пространства, получивших развитие в федеральных законах, вытекает, что функционирование бюджетной системы Российской Федерации имеет целью гарантирование основ конституционного строя, финансовое обеспечение прав и свобод человека и гражданина, что, в свою очередь, предопределяет конституционные требования к надлежащей регламентации бюджетно-правового статуса субъектов Российской Федерации и муниципальных образований как участников бюджетных отношений, в том числе - по обслуживанию счетов бюджетов.
Бюджетное обязательство по выплате субсидии не может быть прекращено в одностороннем порядке со ссылкой на отсутствие бюджетного финансирования (или на превышение расходов над доходами бюджета в соответствующем финансовом году).
Следовательно, указание в самом соглашении об его действие до 31 декабря текущего финансового года само по себе не влечет прекращение обязательства ответчика по перечислению в бюджет истца причитающейся субсидии
При указанных обстоятельствах и содержащихся в деле доказательствах судебная коллегия приходит к выводу, что не может быть также прекращено уже возникшее расходное бюджетное обязательство принятием впоследствии нормативного акта, отменяющего действие ранее принятого нормативного акта, в соответствии с которым возникло расходное обязательство в связи, с чем исковые требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
По мнению судебной коллегии, доводы заявителя апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции как противоречащие представленным в материалы дела доказательствам и установленным судом первой инстанции обстоятельствам так как по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 18 апреля 2017 года по делу N А06-70/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т. В. Волкова |
Судьи |
О. И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-70/2017
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 29 сентября 2017 г. N Ф06-24726/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Администрация муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области
Ответчик: Министерство строительства и коммунального хозяйства по Астраханской области
Третье лицо: Министерство финансов Астраханской области