г. Казань |
|
16 октября 2017 г. |
Дело N А57-23898/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Егоровой М.В., Логинова О.В.,
при участии представителей:
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области - Мараковой М.В., доверенность от 01.09.2016 N 04-17/115, Кудрявцевой Н.С., доверенность от 27.09.2017 N 04-17/037, Галаниной С.В., доверенность от 15.02.2017 N 04-17/008,
Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области - Мараковой М.В., доверенность от 05.10.2017 N 05-19/68,
в отсутствие:
заявителя - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Каскад"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 16.03.2017 (судья Бобунова Е.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2017 (председательствующий судья Кузьмичев С.А., судьи Комнатная Ю.А., Смирников А.В.)
по делу N А57-23898/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Каскад", г. Саратов (ОГРН 1146450008088, ИНН 6452112409), о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области от 29.06.2016 N 16/08 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, заинтересованное лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области, г. Саратов, Управление федеральной налоговой службы по Саратовской области, г. Саратов,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Каскад" (далее - ООО "Каскад", общество) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 8 по Саратовской области, инспекция, налоговый орган) от 29.06.2016 N 16/08 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
К участию в деле в качестве заинтересованного лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области (далее - УФНС России по Саратовской области, Управление).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 16.03.2017 по делу N А57-23898/2016, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2017, в удовлетворении требований обществу отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе ООО "Каскад" просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещен.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 8 по Саратовской области проведена выездная налоговая проверка ООО "Каскад", по результатам которой составлен акт от 20.02.2016 N 3/10 и вынесено решение от 29.06.2016 N 16/08.
Данным решением налогоплательщику доначислены налог на прибыль организаций в размере 9 519 846 руб. 06 коп., налог на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 6 926 713 руб. 10 коп., налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в размере 3 185 500 руб., пени в общей сумме 2 819 506 руб. 23 коп., штрафные санкции по пункту 1 статьи 122, статье 123, статье 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в общей сумме 3 979 311 руб. 94 коп.
Решением УФНС России по Саратовской области от 16.09.2016 жалоба налогоплательщика удовлетворена в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Кодекса в виде штрафа в размере 620 290 руб. 89 коп. за неуплату налога на прибыль организаций за 1 квартал 2015 года, в остальной части решение утверждено.
Считая решения налоговых органов незаконными, общество обратилось в суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, руководствовались следующим.
На основании пункта 1 статьи 82 Кодекса налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В силу статьи 87 Кодекса налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Целью налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
В пункте 1 статьи 93.1 Кодекса установлено, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию). Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 23 Кодекса установлено, что налогоплательщики обязаны выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 31 Кодекса предусмотрено, что налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.
Данные права реализуются налоговыми органами в порядке, предусмотренном статьями 88, 89 и 93 Кодекса, и им корреспондирует обязанность налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента, установленная подпунктами 6 и 7 пункта 1 статьи 23 Кодекса, по представлению указанных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов.
При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном статьей 93 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 93 Кодекса установлено, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.
Таким образом, обязанность обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, возложена на налогоплательщика. При этом налоговый орган имеет право истребовать необходимые для проверки документы.
Как установлено судами и следует из материалов выездной налоговой проверки, налоговым органом выставлялись требования о представлении документов (от 28.05.2015 N 1, от 27.07.2015 N 2; от 31.07.2015 N 3; от 30.09.2015 N 10-20/82397; от 16.10.2015 N 10-20/83227; от 08.12.2015 N 10-20/85612), которые были направлены налоговым органом по адресу местонахождения ООО "Каскад" и адресу регистрации ликвидатора Хрисанова С.А., однако запрашиваемые документы ООО "Каскад" не представлены, явка в налоговый орган не обеспечена.
Инспекцией проведены мероприятия, направленные на определение аналогичных налогоплательщиков с основным видом деятельности - оптовая торговля зерном. Определить суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет с использованием данных об иных аналогичных налогоплательщиках, инспекции не представилось возможным по причине отсутствия аналогичных налогоплательщиков с учетом критериев отраслевой принадлежности, конкретного вида деятельности, размера доходов и расходов за один и тот же период деятельности, численности производственного персонала, применяемой системы налогообложения, а также других факторов, влияющих на формирование налоговой базы по соответствующим налогам.
В инспекцию от заявителя 15.06.2016 поступило письмо об учете при оформлении результатов проверки в случае расчета налога в соответствии со статьей 31 Кодекса информацию об аналогичных налогоплательщиках - ООО "Конгресс и КО", ООО "Август-07", ООО "Интермакс".
Информация по указанным налогоплательщикам инспекцией не использована по причине ее представления за пределами выездной налоговой проверки и после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.
Согласно материалам проверки, для проведения осмотра территории помещения, документов, предметов в целях выяснения обстоятельств, имеющих значения для полноты проверки, сотрудниками инспекции осуществлялся выезд по адресу местонахождения ООО "Каскад", о чем составлен протокол осмотра. При осмотре по юридическому адресу ООО "Каскад" не обнаружено. По истечении более двух месяцев руководителем ООО "Каскад" документы, необходимые для проведения выездной налоговой проверки, не представлены.
Таким образом, материалами проверки подтверждается, что в нарушение пункта 12 статьи 89 Кодекса налогоплательщиком не обеспечена возможность должностным лицам налогового органа, проводящим выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, что в соответствии подпунктом 7 пункта 1 статьи 31 Кодекса явилось основанием для применения расчетного метода проведения налоговой проверки.
В соответствии со статьей 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные налоговые вычеты. Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) и соответствующих статье 169 Кодекса.
В силу положений статей 146, 169, 171, 172 Кодекса для получения налогового вычета необходима совокупность следующих условий: наличие счетов-фактур, документов, подтверждающих принятие указанных товаров (работ, услуг) на учет, а также строгое соответствие выставленных счетов-фактур требованиям пунктов 5, 6 статьи 169 Кодекса.
При соблюдении указанных требований налогового законодательства налогоплательщик вправе претендовать на получение налогового вычета при исчислении НДС.
В пунктах 1 и 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" разъяснено, что представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах в целях получения налоговой выгоды, является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы; налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Поскольку обществом не представлены в инспекцию первичные учетные документы, право на использование налоговых вычетов по НДС, заявленных в налоговых декларациях проверяемого периода, им не подтверждено.
12.04.2016, после окончания выездной налоговой проверки и составления акта по результатам выездной налоговой проверки, ООО "Каскад" были представлены в инспекцию копии документов, подписанные ликвидатором ООО "Каскад" Хрисановым С.А., инспекцией вынесено решение от 18.04.2016 N 7/10 о продлении срока рассмотрения материалов выездной налоговой проверки и решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля от 18.04.2016 N 3/10 в срок до 18.05.2016.
Инспекцией с целью определения реальности хозяйственных операций по взаимоотношениям с вышеуказанными контрагентами назначено проведение дополнительных мероприятий налогового контроля, в рамках которых установлено, что ООО "Юпитер", ООО "Караван", ООО "Кристалл" являются мигрирующими организациями, организациям присвоены критерии рисков, не имеют в собственности имущества, земельных участков, транспортных средств; сотрудниками данных организаций согласно справкам 2-НДФЛ являются одни и те же лица; ООО "Юпитер", ООО "Караван", ООО "Кристалл" не представили документы по взаимоотношениям с проверяемой организацией в рамках истребования документов в соответствии со статьей 93.1 Кодекса.
При анализе расчетных счетов данных организаций установлен транзитный характер перечисления денежных средств, отсутствие платежей, свидетельствующих о ведении реальной финансово-хозяйственной деятельности, факты "обналичивания" денежных средств. Кроме того, установлены факты несоответствия закупаемой и реализуемой продукции.
По результатам оценки в совокупности и взаимосвязи доказательств, представленных сторонами при рассмотрении дела, судами сделан вывод о создании обществом формального документооборота с использованием реквизитов ООО "Караван", ООО "Юпитер", ООО "Кристалл" и о том, что представленные ООО "Каскад" документы не подтверждают реальность хозяйственных операций заявителя с перечисленными юридическими лицами.
Данное обстоятельство обязывало инспекцию применить положения подпункта 7 пункта 1 статьи 31 Кодекса и определить размер налоговых обязательств налогоплательщика исходя из особенностей его деятельности и сведений, полученных из документов, находящихся в распоряжении инспекции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 207 Кодекса налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся резидентами Российской Федерации.
Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиком от источников в Российской Федерации и (или) источников за пределами Российской Федерации (пункт 1 статьи 209 Кодекса).
Исходя из пункта 1 статьи 210 Кодекса, при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло.
Статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать реквизиты, указанные в данной статье.
В ходе выездной налоговой проверки ООО "Каскад" по результатам анализа выписок банка о движении денежных средств по расчетному счету общества налоговым органом установлено, что в проверяемом периоде Хрисановым С.А. систематически производилось снятие наличных денежных средств с расчетного счета общества на общую сумму 24 500 000 руб. Документы, подтверждающие расходование указанной суммы по целевому назначению при проведении налоговой проверки не представлены. ООО "Каскад" после ознакомления с содержанием акта выездной налоговой проверки представлены авансовые отчеты без первичных учетных документов, в том числе без документов, подтверждающих как оплату товарно-материальных ценностей, так и их оприходование.
Документами, подтверждающими материальные затраты подотчетного физического лица, могут служить товарные чеки, накладные с приложением кассовых чеков или квитанции к приходным ордерам, подтверждающие оплату данного товара (работы, услуги).
Обществом не представлены документы, подтверждающие расходование принятых под отчет физическим лицом наличных денежных средств в целях осуществления хозяйственной деятельности общества.
В подтверждение расходования принятых под отчет физическим лицом наличных денежных средств заявителем представлены копии авансовых отчетов, кассовых ордеров, кассовых книг без каких-либо первичных бухгалтерских документов, подтверждающих закупку продукции за наличный расчет.
Не являются объектом обложения НДФЛ денежные суммы, выданные работникам организации под отчет для приобретения товарно-материальных ценностей, при условии, что работники документально подтвердили понесенные расходы, а товарно-материальные ценности приняты организацией на учет.
Как следует из материалов выездной налоговой проверки, оприходование (принятие на учет) наличных денежных средств в кассу ООО "Каскад", снятых с расчетного счета ООО "Каскад", не подтверждено. Из бухгалтерской отчетности, представленной ООО "Каскад" за 2014 год сумма запасов составила 12 000 руб., что свидетельствует о том, что товар у ООО "Юпитер" и ООО "Караван" не приобретался и не был оприходован.
Анализ расчетных счетов контрагентов, произведенный налоговым органом в ходе проведения выездной налоговой проверки показал отсутствие пополнения расчетных счетов контрагентов наличными денежными средствами.
ООО "Каскад" в подтверждение осуществления расчета с поставщиками наличными денежными средствами в материалы арбитражного дела не представлены ни контрольно-кассовые чеки ООО "Караван", ООО "Юпитер", ни кассовые документы, свидетельствующие о получении контрагентами наличных денежных средств от заявителя. Контрольно-кассовая техника ООО "Караван" и ООО "Юпитер" в налоговом органе не регистрировалась.
Анализ движения по расчетным счетам организаций-контрагентов ООО "Караван", ООО "Юпитер" также показал отсутствие закупки товара, который согласно представленным заявителем документам был впоследствии реализован ООО "Каскад".
Суды учли вышеизложенное и признали верным вывод инспекции о том, что ООО "Каскад" не представлено доказательств в подтверждение своих доводов, а установленные инспекцией обстоятельства свидетельствуют лишь о создании формального документооборота с использованием реквизитов не осуществляющих реальной хозяйственной деятельности юридических лиц, единственной целью которого является получение необоснованной налоговой выгоды.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, и представленным доказательствам и основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. Поэтому у кассационного суда, учитывая предусмотренные статьей 286 АПК РФ пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки указанных выводов суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 16.03.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2017 по делу N А57-23898/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиком от источников в Российской Федерации и (или) источников за пределами Российской Федерации (пункт 1 статьи 209 Кодекса).
Исходя из пункта 1 статьи 210 Кодекса, при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло.
Статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать реквизиты, указанные в данной статье."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16 октября 2017 г. N Ф06-25563/17 по делу N А57-23898/2016