г. Казань |
|
16 октября 2017 г. |
Дело N А57-26836/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Петрушкина В.А., Карповой В.А.,
при участии представителей:
Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала Пензенского лесничества Министерства обороны Российской Федерации - Ивакина Е.В. (доверенностей от 09.01.2017 N 4/25-17, от 13.01.2017 N 21)
общества с ограниченной ответственностью "Охотничье экскурсионное предприятие "Артемида" - Самойловой О.И. (доверенность от 29.11.2016),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала Пензенского лесничества Министерства обороны Российской Федерации,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 25.04.2017 (судья Заграничный И.М.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2017 (председательствующий судья Жаткина С.А., судей Антонова О.И., Волкова Т.В.)
по делу N А57-26836/2016
по исковому заявлению Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва, Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, г. Екатеринбург, к обществу с ограниченной ответственностью "Охотничье экскурсионное предприятие "Артемида" (ИНН 6441011906, ОГРН 1026401677224), г. Саратов, Комитету охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области, г. Саратов, Министерству природных ресурсов и экологии Саратовской области, г. Саратов, о признании недействительным охотхозяйственного соглашения, понуждении демонтировать строения и сооружения,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "УЛХиП"), Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО") обратились в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Охотничье экскурсионное предприятие "Артемида" (далее - ООО "Артемида", общество), Комитету охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области (далее - Комитет), Министерству лесного хозяйства Саратовской области, переименованному в Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области (далее - Минприроды Саратовской области) о признании недействительным пункта 2.1.2 охотхозяйственного соглашения от 06.11.2012 N 01-01- 48/18 в части предоставления ООО "Артемида" права на добычу охотничьих ресурсов в границах угодья "Куликовское"; понуждении общества, Комитета и Минприроды Саратовской области изложить пункт 2.1.2 охотхозяйственного соглашения от 06.11.2012 N 01-01-48/18 в редакции, исключающей из границ территории охотничьего угодья "Куликовское" земельный участок с кадастровым номером 64:08:100109:1; понуждении ООО "Артемида" демонтировать все строения и сооружения, предназначенные для охотхозяйственнной деятельности, с территории земель Министерства обороны Российской Федерации (далее - МО РФ).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 25.04.2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2017, исковые требования удовлетворены частично. Суд обязал ООО "Артемида" демонтировать строения и сооружения, предназначенные для охотхозяйственнной деятельности, с территории земельного участка с кадастровым номером 64:08:100109:1, расположенного в границах квартала 122 выдел 12, квартала 126 выдел 21, квартала 128 выдел 24, квартала 129 выдел 8. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
ФГКУ "УЛХиП", не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Представитель ФГКУ "УЛХиП", явившийся в судебное заседание, доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал.
Представитель ООО "Артемида", явившийся в судебное заседание, с кассационной жалобой не согласился, просил оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Артемида" выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира от 22.12.2008 серии САР N 000006 сроком действия с 22.12.2008 по 22.12.2033.
В порядке переоформления права пользования охотничьими угодьями на основании части 3 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", между Комитетом, Минприроды Саратовской области и ООО "Артемида" заключено охотхозяйственное соглашение от 06.11.2012 N 1-01-48/18, по условиям которого обществу на срок 49 лет предоставлено право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий согласно настоящему соглашению, а также в аренду предоставлены расположенные в границах охотничьего угодья лесные участки общей площадью 1668 га.
На основании охотхозяйственного соглашения от 06.11.2012 N 1-01-48/18, между Минприроды Саратовской области (арендодатель) и ООО "Артемида" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 22.02.2013 N 106/О, по условиям которого обществу в аренду сроком на 49 лет предоставлен лесной участок площадью 1668 га по адресу: Саратовская область, Вольский район, Вольское лесничество, Первомайское участковое лесничество, в границах определенных на кадастровой карте (плане) лесного участка, являющегося неотъемлемой частью настоящего договора.
Договор аренды лесного участка от 22.02.2013 N 106/О зарегистрирован в установленном законом порядке, о чем 17.05.2013 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации.
Постановлением Нижневолжского крайисполкма от 21.09.1932 N IV-1235 1/72 земли площадью 11 206,27 га, на которых расположен полигон Шиханы, и распоряжением Совета Министров РСФСР от 18.10.1973 N 1717-рс земли площадью 4537,6 га, в том числе полигон Лягоши, были переданы Приволжскому военному округу.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 N 135 "О закреплении лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти, по вопросам обороны", МО РФ по акту на передачу (приемку) лесов от 05.10.1998 переданы леса общей площадью 15 922 га для использования в целях обеспечения нужд обороны.
Часть вышеуказанного земельного участка площадью 45 151 000 кв. м поставлена на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 64:08:100109:1, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Данный земельный участок на праве собственности принадлежит Российской Федерации, входит в состав Причернавского участкового лесничества МО РФ - филиал ФГКУ "УЛХиП" Пензенского лесничества МО РФ, на нем расположен филиал авиационного полигона 1 категории "Мишенное поле Вольский" Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков.
В результате обхода границ Причернавского участкового лесничества, в квартале 122 выдел 12, квартале 126 выделе 21, квартале 127 выделе 14 и в квартале 129 выделе 8, обнаружены установленные подкормочные площадки и вышки для отстрела животных.
Согласно картографической схеме ФГКУ "УЛХиП" земельный участок с лесным массивом с квартала 122 по квартал 149, предоставленный в пользование обществу, расположен в границах Причернавского участкового лесничества МО РФ.
ФГКУ "УЛХиП", полагая, что земельный участок с кадастровым номером 64:08:100109:1 в нарушение статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации незаконно включен в состав охотничьих угодий без получения согласия МО РФ, а также указывая, что в границах спорного земельного участка обществом в нарушение действующего законодательства размещены подкормочные площадки и вышки для отстрела животных, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что в отношении спорного земельного участка установлена запретная зона, в которой в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов выполняющих задачи в области обороны", запрещается строительство объектов капитального строительства, принимая во внимание, что ООО "Артемида" в нарушение требований действующего законодательства на данном земельном участке размещены подкормочные площадки и вышки для отстрела животных, руководствуясь статьями 304, 305, Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 60, пунктом 2 статьи 62, пунктами 2 и 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 45 постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", пришли к обоснованному выводу о том, что требования истца в указанной части подлежат удовлетворению.
В данной части судебные акты не обжалуются.
Отказывая в удовлетворении требований в части признания недействительным пункта 2.1.2 охотхозяйственного соглашения от 06.11.2012 N 01-01- 48/18 в части предоставления обществу права на добычу охотничьих ресурсов в границах угодья "Куликовское"; понуждении ООО "Артемида", Комитета и Минприроды Саратовской области изложить пункт 2.1.2 охотхозяйственного соглашения от 06.11.2012 N 01-01-48/18 в редакции, исключающей из границ территории охотничьего угодья "Куликовское" земельный участок с кадастровым номером 64:08:100109:1, суды первой и апелляционной инстанций, исходили из того, что право пользования ООО "Артемида" охотничьими угодьями, в который включен и спорный земельный участок, возникло на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира от 22.12.2008 серии САР N 000006.
В силу части 1 статьи 36 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" в редакции, действовавшей до 01.04.2010, предоставление животного мира на территории Российской Федерации в пользование российским и иностранным юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства осуществлялось в порядке, установленном данным Законом, а также гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации.
Долгосрочную лицензию на пользование животным миром выдавал специально уполномоченный государственный орган субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на основании решений высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 36 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире").
В связи с принятием Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" часть 2 статьи 36 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" утратила силу с 01.04.2010.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, при исполнении ими условий таких лицензий вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений на срок сорок девять лет (часть 3 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
По смыслу указанных положений они предусматривали особенности правового регулирования в сфере охотничьего хозяйства в переходный период, в течение которого, начиная с момента вступления в силу Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ, то есть с 01.04.2010, должна быть обеспечена разумная преемственность между установленными им предписаниями и правилами занятия охотой и охотхозяйственной деятельностью, содержавшимися в Федеральном законе от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире".
Наряду с этим пользователям животным миром в целях охоты была предоставлена возможность по собственному выбору либо продолжить осуществление своего права в соответствии с долгосрочной лицензией, либо в установленном порядке заключить без проведения аукциона охотхозяйственное соглашение с соблюдением предусмотренных законом условий.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2015 N 17-П отмечено, что такое правовое регулирование, будучи ориентированным на сохранение права пользования животным миром в отношении охотничьих ресурсов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, у которых оно возникло на основании долгосрочных лицензий до 01.04.2010, посредством предоставления им возможности по своему выбору продолжить осуществление охотхозяйственной деятельности на основании имеющейся лицензии либо без проведения аукциона заключить охотхозяйственное соглашение, не выходит за пределы дискреционных полномочий федерального законодателя и как таковое согласуется с вытекающим из статей 1 (часть 1), 2, 15 (часть 2), 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципом поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему правовых норм, надлежащее гарантирование правового положения субъектов длящихся правоотношений, предоставление им адекватных временных и иных возможностей для адаптации к изменившимся нормативным условиям приобретения и реализации соответствующих прав и свобод.
С учетом же того, что конституционный принцип поддержания доверия граждан (их объединений) к закону и действиям государства предполагает, помимо прочего, что при изменении условий приобретения какого-либо права законодателем будут учитываться сформировавшиеся на основе ранее действовавшего правового регулирования законные ожидания (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20.04.2010 N 9-П), заключение без проведения аукциона охотхозяйственных соглашений субъектами, занимавшимися охотхозяйственной деятельностью на основании выданных до 01.04.2010 долгосрочных лицензий, на срок от двадцати до сорока девяти лет не лишено, по крайней мере в отношении российских юридических лиц, и определенных конституционно значимых предпосылок, поскольку, получая долгосрочную лицензию, они правомерно могли рассчитывать на то, что после окончания срока ее действия в силу части 3 статьи 36 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" будут иметь возможность приоритетного продления права пользования животным миром в охотхозяйственных целях на конкретной территории (акватории).
При этом в пункте 5.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2015 N 17-П специально отмечено, что в целях обеспечения стабильности правоотношений в области охотхозяйственной деятельности, а также соблюдения баланса законных интересов субъектов данных правоотношений, право занятия охотхозяйственной деятельностью, возникшее у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в силу полученных долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов, прекращению по основаниям, предусмотренным частью 9 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ, не подлежит.
Таким образом, Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ сохранил право пользования животным миром, возникшее у лицензиатов на основании ранее выданных долгосрочных лицензий, в течение срока их действия. Предоставленная этим лицам возможность заключить охотхозяйственные соглашения реализуется по усмотрению лицензиатов в льготном порядке - без проведения аукциона на право заключения такого соглашения.
Согласно пункту 5 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент заключения оспариваемого соглашения, исполнительные органы государственной власти, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут передавать отдельные земельные участки из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования.
В соответствии с пунктом 5.1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации допускается включать земельные участки, указанные в пункте 5 данной статьи, в границы охотничьих угодий с согласия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности.
Вместе с тем оспариваемое охотхозяйственное соглашение от 06.11.2012 N 1-01-48/18 заключено в порядке реализации обществом предоставленного законом права на переоформление ранее возникших правоотношений, основанных на долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира от 22.12.2008 серии САР N 000006, и необходимость получения согласия МО РФ во исполнение новых требований законодательства, предусмотренных пунктом 5.1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации, в такой ситуации отсутствовала.
В ином случае, реализация охотпользователем указанного права в отношении ранее предоставленных ему участков охотничьих угодий была бы необоснованно ограничена, притом, что статьей 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ прямо предоставлена возможность продлить право пользования животным миром, возникшее у лицензиата на основании ранее выданных долгосрочных лицензий в границах охотничьих угодий, предоставленных ранее, вплоть до окончания срока ее действия.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии оснований считать оспариваемое соглашение недействительным.
Аналогичная позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Дальневосточного округа от 28.07.2017 по делу N А51-4531/2016, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.09.2017 по делу N А56-11312/2016, от 03.04.2017 по делу N А56-6613/2016, от 06.03.2017 по делу N А56-19178/2016.
Довод кассационной жалобы о том, что спорный земельный участок отнесен к запретной зоне, не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно пункту 7 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства могут устанавливаться запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
Порядок установления указанных зон и использования в их границах земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405, вступившим в силу с 15.05.2014, утверждено Положение об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны (далее - постановление Правительства РФ от 05.05.2014 N 405).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка площадью 45 151 000 кв.м с кадастровым номером 64:08:100109:0001 в отношении его части площадью 25 560 027,48 кв.м установлено ограничение права, предусмотренное статьей 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 12 постановления Правительства РФ от 05.05.2014 N 405, в виде запретной зоны.
Между тем, как указывалось выше, оспариваемое охотхозяйственное соглашение заключено 06.11.2012.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Таким образом, поскольку на момент заключения охотхозяйственное соглашение от 06.11.2012 N 1-01-48/18 ограничения в использовании земельного участка установлено не было, у судов отсутствовали основания для признания его в оспариваемой части недействительным по основаниям ничтожности и применении последствий недействительности сделки.
При этом судебная коллегия считает необходимым отметить, что в соответствии с абзацем 4 пункта 2 постановления Правительства РФ от 05.05.2014 N 405 "запретная зона" - территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с настоящим Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта.
Согласно пункту 12 постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 N 405 на территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества.
В пределах запретной зоны не допускается устройство стрельбищ и тиров, стрельба из всех видов оружия, а также использование взрывных устройств и пиротехнических средств.
На территории запретной зоны имеются ограничения по их использованию, в том числе не допускается стрельба из всех видов оружия, однако данное обстоятельство не является основанием для признания недействительным охотхозяйственного соглашения от 06.11.2012 N 1-01-48/18 в части спорного земельного участка, а лишь ограничивает пользователя в объеме прав ведения хозяйственной и иной деятельности на таком земельном участке.
Согласно приказу ООО "Артемида" от 16.01.2017 N 02-17, представленному на обозрение в суде кассационной инстанции, кварталы 122-126, 17-131, 132-173, 138-144, 145-149, находящиеся на территории запретной зоны, отнесены обществом к зоне покоя и воспроизводства охотничьих ресурсов, а также прекращена выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов в любительских и спортивных целях на указанном земельном участке.
Таким образом, на спорном земельном участке охотничьей деятельности не ведется, разрешений на добычу ресурсов не выдается, доказательств обратного в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Саратовской области от 25.04.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 25.04.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2017 по делу N А57-26836/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом.
Председательствующий судья |
Р.В. Ананьев |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Таким образом, поскольку на момент заключения охотхозяйственное соглашение от 06.11.2012 N 1-01-48/18 ограничения в использовании земельного участка установлено не было, у судов отсутствовали основания для признания его в оспариваемой части недействительным по основаниям ничтожности и применении последствий недействительности сделки.
При этом судебная коллегия считает необходимым отметить, что в соответствии с абзацем 4 пункта 2 постановления Правительства РФ от 05.05.2014 N 405 "запретная зона" - территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с настоящим Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта.
Согласно пункту 12 постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 N 405 на территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества.
...
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Саратовской области от 25.04.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16 октября 2017 г. N Ф06-24814/17 по делу N А57-26836/2016