г. Казань |
|
16 ноября 2017 г. |
Дело N А12-7658/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В.,
при участии представителя:
заявителя - Климовой А.Е. (доверенность от 10.01.2016),
в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского поселения г. Дубовка
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22.05.2017 (судья Стрельникова Н.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2017 (председательствующий судья Смирников А.В., судьи Землянникова В.В., Кузьмичев С.А.)
по делу N А12-7658/2017
по заявлению индивидуального предпринимателя Молоканова Сергея Викторовича (Волгоградская область, г. Дубовка) к администрации городского поселения г. Дубовка (ОГРН 1053455071878, ИНН 3405011207), о признании незаконными действий администрации городского поселения г. Дубовка Волгоградской области, выразившиеся в отказе, оформленном письмом от 07.12.2016 N 1761, во включении в реестр муниципальных маршрутов регулярных пассажирских перевозок, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (ОГРН 1023403460596, ИНН 3444051210),
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Молоканов Сергей Викторович (далее - ИП Молоканов С.В., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконными действий администрации городского поселения г. Дубовка Волгоградской области (далее - администрация, орган местного самоуправления), выразившиеся в отказе во включении в реестр муниципальных маршрутов регулярных пассажирских перевозок на территории городского поселения г. Дубовка Волгоградской области, утвержденный постановлением главы администрации городского поселения г. Дубовка Волгоградской области от 24.12.2015 N 494 "Об утверждении реестра муниципальных маршрутов регулярных пассажирских перевозок на территории городского поселения г. Дубовка" (далее - Реестр маршрутов), сведений о маршрутах N 1 "г. Дубовка КТФ - ХПП" и N 3 "г. Дубовка пос. Восточный - Школа N 2", обязании администрации включить в Реестр указанные сведения.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 22.05.2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2017, заявленные требования предпринимателя удовлетворены. Оспариваемые действия администрации признаны незаконными.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, администрация обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит принятые по делу судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение. Администрация указала, что маршрут N 3 "г. Дубовка пос. Восточный - Школа N 2" не был включен в Реестр маршрутов, поскольку перевозки по нему предпринимателем не осуществлялись, им обслуживался маршрут N 3 "Дубовка пос. Восточный-ХПП", за исключением остановочного пункта "ХПП", полностью повторяющий маршрут N 3 "г. Дубовка пос. Восточный - Школа N 2". Более того, как отметила администрация, предпринимателем фактически не осуществлялись и перевозки по маршруту N 1 "Дубовка КТФ-ХПП".
В предоставленном отзыве на кассационную жалобу предприниматель, полагая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. По мнению предпринимателя, предоставленные им сведения о вышеназванных маршрутах необоснованно не включены в Реестр маршрутов, оспариваемый отказ администрации не соответствует нормам действующего законодательства, кроме того, нарушает права и охраняемые законом интересы предпринимателя.
Более подробно свои возражения на кассационную жалобу предприниматель изложил в судебном заседании.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, выслушав пояснения явившегося в судебное заседание представителя участвующего в деле лица, судебная коллегия установила следующее.
Как следует из материалов дела, Федеральной службой по надзору в сфере транспорта ИП Молоканову С.В. выдана лицензия от 19.09.2013 N АСС-34-035146 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.
Предприниматель имеет согласованные с администрацией городского поселения г. Дубовка Волгоградской области и действующие паспорта автобусных маршрутов N 66 "г. Дубовка ДЗВК - НРБ", N 1 "г. Дубовка КТФ - ХПП", N 3 "г. Дубовка пос. Восточный - Школа N 2", N 3 "г. Дубовка п. Восточный - ХПП".
31.07.2015 ИП Молоканов С.В. представил в администрацию документы для включения в Реестр маршрутов регулярных перевозок маршрутов N 66 "г. Дубовка ДЗВК - ЦРБ", N 1 "г. Дубовка КТФ - ХПП", N 3 "г. Дубовка пос. Восточный - Школа N 2", N 3 "г. Дубовка п. Восточный - ХПП" (далее - маршруты).
24.12.2015 администрацией принято постановление N 494 "Об утверждении реестра муниципальных маршрутов регулярных пассажирских перевозок на территории городского поселения г. Дубовка", из приложения N 1 к которому следует, что в Реестр маршрутов не были внесены записи об указанных маршрутах.
Данное постановление вступило в силу 11.01.2016, опубликовано в бюллетене муниципальных правовых актов городского поселения г. Дубовка, размещено на официальном сайте администрации.
По причине неполучения в установленный законом срок от администрации письменного мотивированного отказа о том, что послужило основанием к невнесению в Реестр записи о вышеупомянутых маршрутах, предприниматель обратился в арбитражный суд.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Волгоградской области от 02.11.2016 по делу N А12-38489/2016 бездействие органа местного самоуправления по нерассмотрению заявления ИП Молоканова С.В. о включении в Реестр маршрутов сведений о данных маршрутах признано незаконным, на администрацию возложена обязанность в установленные законом сроки рассмотреть заявление ИП Молоканова С.В. от 31.07.2015 и принять решение в порядке, установленном статьей 39 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).
Письмом от 07.12.2016 N 1761 администрация сообщила предпринимателю, что сведения о маршрутах N 1 "г. Дубовка КТФ - ХПП" и N 3 "г. Дубовка пос. Восточный - Школа N 2" не включены в Реестр по причине проведенного мониторинга действующих регулярных маршрутов общего пользования, по результатам которого установлено, что действующих маршрутов для перевозки граждан по г. Дубовка достаточно, вследствие чего 23.08.2016 принято постановление N 354 "Об утверждении документа планирования регулярных перевозок на муниципальных автобусных маршрутах общего пользования городского поселения г. Дубовка", которым увеличение количества маршрутов в г. Дубовка не предусмотрено.
Полагая, что действия администрации, выразившиеся в отказе во включении в Реестр сведений о маршрутах N 1 "г. Дубовка КТФ - ХПП" и N 3 "г. Дубовка пос. Восточный - Школа N 2", являются незаконными, нарушают права и охраняемые законом интересы, предприниматель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды нижестоящих инстанций исходили из незаконности оспариваемых действий администрации и нарушения прав и законных интересов предпринимателя.
Суд кассационной инстанции соглашается с данным выводом судов, основанном на правильном применении норм права, в силу следующего.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Законом N 220-ФЗ.
Муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными со дня включения предусмотренных пунктами 1-10 части 1 статьи 26 Закона N 220-ФЗ сведений о данных маршрутах соответственно в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок, реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок или изменения таких сведений в этих реестрах.
Согласно статье 25 Закона N 220-ФЗ ведение реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок осуществляется установившими данные маршруты уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо органом местного самоуправления.
Ведение реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, установившим данные маршруты.
Статьей 39 Закона N 220-ФЗ регулируется порядок организации деятельности уполномоченных органов в вопросах соблюдения процедуры оформления необходимых документов, подтверждающих право перевозчиков на осуществление перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Суды, проанализировав положения указанной статьи, сделали правильный вывод о том, что заинтересованные юридические лица и индивидуальные предприниматели направляют в уполномоченные органы сведения о маршрутах лишь при условии осуществления ими регулярных перевозок пассажиров по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, ИП Молоканов С.В. имеет согласованные с администрацией и действующие паспорта автобусных маршрутов N 1 "г. Дубовка КТФ - ХПП" N 3 "г. Дубовка пос. Восточный - Школа N 2", по которым предприниматель осуществлял регулярные пассажирские перевозки, в том числе на протяжении 2015 года.
Данное обстоятельство подтверждается путевыми листами автобусов предпринимателя на автобусном маршруте N 1 "г. Дубовка КТФ - ХПП", оформленными за период с июня по август 2015 года на автобусном маршруте N 3 "г. Дубовка пос. Восточный - Школа N 2" - за период с июня по август 2015 года, а также журналом учета предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров с 29.03.2015 по 03.07.2015, журналом учета предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров с 04.07.2015 по 06.10.2015, журналом контроля технического состояния при выпуске и возвращении автомобиля с линии за июнь- сентябрь 2015 года.
До вступления в силу Правил организации обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на автобусных маршрутах городского поселения г. Дубовка, утвержденных постановлением администрации городского поселения г. Дубовка от 14.11.2014 N 436, заключение договора между перевозчиком и организатором перевозок (заказчиком) не являлось обязательным условием осуществления перевозок, а предусматривалось как возможное в установленных законом случаях.
Реализация вопроса местного значения, касающегося осуществления перевозок пассажиров на территории г. Дубовки осуществлялась на основании постановления администрации от 03.12.2008 N 382, которое не содержало условия об организации маршрутов только по результату отбора.
Пунктом 5.1 Правил, утвержденных постановлением от 03.12.2008 N 382, предусматривалось, что перевозки пассажиров на автобусных маршрутах осуществляются в соответствии с нормативными актами Российской Федерации, Волгоградской области, городского поселения г. Дубовка, а также на основании договоров, заключаемых между организатором перевозчиком, в соответствии с действующим законодательством.
Между тем, Правилами организации обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на автобусных маршрутах городского поселения г. Дубовка, утвержденных постановлением администрации от 14.11.2014 N 436, предусматривается обязательное заключение договора для осуществления перевозок. Так, пункт 2.4 Правил организации обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на автобусных маршрутах городского поселения г. Дубовка устанавливает запрет на осуществление перевозок без заключения договора.
При этом, как обоснованно указали суды, Правила организации обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на автобусных маршрутах городского поселения г. Дубовка не содержат порядка заключения договоров на уже действующих маршрутах или же распространение установленного разделами 2, 3 порядка на заключение таких договоров.
Постановление главы администрации Волгоградской области от 25.12.2001 N 1138 "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на автобусных маршрутах в Волгоградской области" (утратило силу в связи с изданием постановления главы администрации Волгоградской области от 05.06.2006 N 663) предусматривало, что перевозки пассажиров на автобусных маршрутах осуществляются в соответствии с правовыми актами Российской Федерации и Волгоградской области, а также на основании договоров, заключаемых между заказчиком и перевозчиком в соответствии с действующим законодательством.
Как установлено судами, на момент открытия автобусного маршрута N 3 "п. Восточный - школа N 2" (23.03.2005) полномочиями по утверждению маршрутной документации и в том числе паспорта маршрута, номера маршрута на территории Волгоградской области на основании Закона Волгоградской области от 17.04.2000 N 391-ОД "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом на территории Волгоградской области" обладало Управление транспорта и коммуникаций администрации Волгоградской области.
Закон Волгоградской области от 17.04.2000 N 391-ОД утратил силу в связи с принятием Закона Волгоградской области от 29.12.2007 N 1616-ОД, вступившего в силу со дня его официального опубликования (16.01.2008).
Информация об организованных Управлением транспорта и коммуникаций администрации Волгоградской области маршрутах передавалась администрации городского поселения г. Дубовка при разграничении полномочий.
Пунктом 2.1 правил, утвержденных постановлением от 03.12.2008 N 382, было предусмотрено, что утверждение автобусных маршрутов производится решением организатора транспортного обслуживания в целях обеспечения исполнения функций по организации транспортного обслуживания населения.
Решение об утверждении маршрута принимается в форме постановления организатора с внесением маршрута в соответствующий реестр и утверждением маршрутной документации. При этом обязанности по ведению реестра автобусных маршрутов лежат на администрации городского поселения г. Дубовка.
Суды нижестоящих инстанций, исследовав и оценив фактические обстоятельства, представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, доводы и возражения сторон в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями Закона N 220-ФЗ и, установив, что отсутствие информации о маршруте в реестре автобусных маршрутов городского поселения г. Дубовка не влияет на законность открытия маршрута и не может быть основанием для его закрытия, приостановления движения по маршруту, пришли к выводу, что невнесение администрацией сведений об автобусном маршруте N 1 "г. Дубовка КТФ - ХПП" и N 3 "г. Дубовка пос. Восточный - Школа N 2" в соответствующий реестр не должно вменяться в вину предпринимателю, осуществляющему деятельность в соответствии с требованиями закона и имеющему надлежащим образом оформленные документы на маршрут.
Кроме того, как верно отмечено судами, органом местного самоуправления не предоставлено доказательств, подтверждающих доводы о том, что маршрут N 1 "г. Дубовка КТФ - ХПП" исключен по обращению предпринимателя из Реестра маршрутов.
Администрацией также не предоставлено доказательств наличия оснований для отказа во включения в реестр указанных маршрутов.
При таких обстоятельствах судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций и считает, что сведения, предоставленные предпринимателем о вышеуказанных маршрутах, необоснованно не включены в реестр муниципальных маршрутов регулярных пассажирских перевозок на территории городского поселения г. Дубовка Волгоградской области.
Суд кассационной инстанции проверил доводы, изложенные в кассационной жалобе, в полном объеме и отклоняет их, поскольку они не опровергают выводы судов, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, которые в силу статьи 286 АПК РФ не входят в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения норм процессуального права, являющиеся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22.05.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2017 по делу N А12-7658/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды нижестоящих инстанций, исследовав и оценив фактические обстоятельства, представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, доводы и возражения сторон в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями Закона N 220-ФЗ и, установив, что отсутствие информации о маршруте в реестре автобусных маршрутов городского поселения г. Дубовка не влияет на законность открытия маршрута и не может быть основанием для его закрытия, приостановления движения по маршруту, пришли к выводу, что невнесение администрацией сведений об автобусном маршруте N 1 "г. Дубовка КТФ - ХПП" и N 3 "г. Дубовка пос. Восточный - Школа N 2" в соответствующий реестр не должно вменяться в вину предпринимателю, осуществляющему деятельность в соответствии с требованиями закона и имеющему надлежащим образом оформленные документы на маршрут."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16 ноября 2017 г. N Ф06-26766/17 по делу N А12-7658/2017