г. Казань |
|
22 ноября 2017 г. |
Дело N А12-10601/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Мосунова С.В., Савкиной М.А.,
при участии представителя:
заявителя - Латышева А.В. (доверенность от 29.06.2017, N 57),
в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2017 (председательствующий судья Луговской Н.В., судьи Луговской Н.В., Акимова М.А., Грабко О.В.)
по делу N А12-10601/2017
по заявлению закрытого акционерного общества "Газпром химволокно" (ИНН 3435981384, ОГРН 1023402006430) к Нижне-Волжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Волгоград, об оспаривании постановления о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Газпром химволокно" (далее - ЗАО "Газпром химволокно", общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным постановления Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление Ростехнадзора, административный орган) по делу об административном правонарушении от 22.03.2017 N 13/15-17 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и (в зависимости от установления судом факта наличия общих и специальных оснований незаконности обжалуемого постановления) решении вопроса либо об освобождении вышеуказанного юридического лица от административной ответственности (с объявлением замечания либо без такового - в случае прекращения производства по делу в части всех или отдельных эпизодов выявленных нарушений), либо об изменении административного наказания путем назначения его в размере 100 000 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 23.06.2017 по делу N А12-10601/2017 обжалуемое постановление административного органа изменено в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 руб. на наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2017 решение суда первой инстанции отменено в части. В отмененной части принят новый судебный акт, которым пункт N 1 постановления административного органа от 22.03.2017 N 13/15-17 признан недействительным и отменен. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенным судебным актом суда апелляционной инстанции, административный орган обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению заявителя кассационной жалобы, обществу в связи с изменением видов деятельности для продолжения осуществления лицензированного вида деятельности требуется переоформление лицензии.
В предоставленном отзыве на кассационную жалобу общество, полагая обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Общество отметило, что административный орган исходит из ошибочного толкования норм материального права. Так, Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ) был признан утратившим силу, однако наименование лицензируемого вида деятельности сохранилось (пункт 12 части 1 статьи 12), ввиду чего законом подтверждалась как действительность лицензий на указанный вид деятельности, выданных до вступления нового Федерального закона в силу, в том числе имевшейся у общества лицензии от 08.06.2009 N ВП-39-001379 (часть 3 статьи 22), так и отсутствие оснований для переоформления таких лицензий (часть 4 статьи 22).
Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 20.11.2017, в соответствии с пунктом 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена судьи Баширова Э.Г на судью Закирову И.Ш.
Представитель заявителя, явившийся в судебное заседание, с кассационной жалобой не согласился, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения явившегося в судебное заседание представителя участвующего в деле лица, судебная коллегия установила следующее.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 13.02.2017 N 654/13-рп в период с 20.02.2017 по 03.03.2017 Управлением Ростехнадзора была проведена плановая выездная проверка в отношении ЗАО "Газпром химволокно" с целью исполнения ежегодного сводного плана проверок субъектов предпринимательства, утв. Генеральной прокуратурой Российской Федерации на 2017 год.
В ходе проведенной проверки административным органом выявлены нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта ЗАО "Газпром химволокно".
Данные нарушения нашли свое подробное изложение в акте проверки административного органа от 03.03.2017 N 654/13-рп/А.
По данному факту Управлением Ростехнадзора составлен протокол об административном правонарушении от 10.03.2017 N 13/15-17 и вынесено постановление от 22.03.2017 N 13/15-17 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований общества, исходил из наличия в действиях последнего состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, при этом, учитывая, что назначенный обществу штраф не соответствует тяжести совершенного правонарушения и не обеспечивает достижение целей административного наказания, снизил размер подлежащего взысканию административного штрафа с 200 000 руб. до 100 000 руб.
Суд апелляционной инстанции не согласился с позицией суда первой инстанции в части пункта 1 оспариваемого постановления ввиду неправильного применения судом первой инстанции норм материального права и пришел к выводу о признании недействительным и отмене указанного пункта постановления административного органа, при этом указал, что поскольку вид деятельности общества остался неизменным, то в соответствии с пунктом 5 статьи 10 Федерального закона от 04.03.2013 N 22 - ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 22-ФЗ) лицензия считается действующей и не подлежит переоформлению.
Судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с правовой позицией суда апелляционной инстанции ввиду следующего.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определяет Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
В пункте 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее Закон N 116-ФЗ), в том числе, установлено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено судами, ЗАО "Газпром химволокно" получило бессрочную лицензию 08.06.2009 N ВП-39-001379 в период действия Федерального закона N 128-ФЗ от 08.08.2001 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128).
Согласно подпункту 28 пункта 1 статьи 17 указанного Закона в качестве вида деятельности, на осуществление которого требуется лицензия, указан вид деятельности - эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов.
Перечень работ и услуг, выполняемых при эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов на момент получения обществом лицензии определялся приложением N 1 к Закону N 116 -ФЗ.
Данный перечень работ и услуг оставался неизменным до 01.07.2013 года.
02.11.2011 Закон N 128 - ФЗ утратил силу в связи с принятием Закона N 99-ФЗ, вступившего в силу 03.11.2011 (по истечении 180 дней после дня официального опубликования (опубликован в "Российской газете" - 06.05.2011).
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 12 Закона N 99 вид деятельности, на который оформлялась обществом лицензия, не изменился - эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов.
Согласно пункту 3 статьи 22 Закона N 99 - ФЗ лицензии на указанные в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона виды деятельности, которые предоставлены, и срок которых не истек до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют бессрочно.
Федеральным законом от 14.10.2014 N 307-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 307-ФЗ) внесены изменения в Закон N 99-ФЗ, вступившие в законную силу 15.11.2014, статья 22 дополнена частью 6.1, из содержания которой следует, что в случае изменения наименования вида деятельности, на который выдана лицензия, соответствующая лицензия должна быть переоформлена.
Также Федеральным законом от 04.03.2013 N 22-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" внесены изменения в статью 12 Закона N 99-ФЗ, вступившие в законную силу 01.07.2013, согласно новой редакции статьи 12 лицензированию подлежит эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
При этом согласно пункту 5 статьи 10 Закона N 22-ФЗ предоставленные до 01.07.2013 лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов и лицензии на эксплуатацию химически опасных производственных объектов сохраняют свое действие и предоставляют их лицензиатам право осуществлять эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности в соответствии с перечнем выполняемых работ, указанным в таких лицензиях. К таким лицензиям применяются положения законодательства, регулирующие лицензирование деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
Таким образом, поскольку общество получило лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов в 2009 году, то есть до вступления в законную силу (01.07.2013) изменений, внесенных в статью 12 Закона N 99-ФЗ, и перечень выполняемых им работ не изменился, то в силу пункта 5 статьи 10 Закона N 22-ФЗ у общества отсутствует обязанность по переоформлению ранее выданной лицензии в силу прямого указания закона.
Доказательств обратного административным органом не представлено.
Кроме того, в Законе N 99-ФЗ, а также в Положении о лицензировании деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 N 492 "О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности", не содержится ни конкретно установленного срока переоформления, ни установленного порядка переоформления лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов при изменении наименования вида лицензируемой деятельности.
Учитывая вышеизложенное, а также, принимая во внимание, что возложение административным органом на общество обязанности переоформить лицензию, в то время как у ЗАО "Газпром химволокно" имеется действующая, не аннулированная, лицензия, в которой перечень выполняемых работ не изменился, а на законодательном уровне изменилось только наименование вида лицензируемой деятельности, является нарушением законных прав и интересов общества, поскольку лицензия от 08.06.2009 N ВП-39-001379 сохранила свое действие после 01.07.2013 и обществу разрешена эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о незаконности пункта 1 оспариваемого предписания.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на часть 6.1 статьи 22 Закона N 99-ФЗ отклоняется судебной коллегией, поскольку данная норма, введенная Законом N 307-ФЗ, вступила в силу 15.11.2014, и, следовательно, не может распространять свое действие на уже действующую бессрочную лицензию, иное из содержания положений Закона N 22-ФЗ и Закона N 307-ФЗ не усматривается.
Ссылка административного органа на конкретные судебные акты не подтверждает отсутствия единообразной практики, поскольку они приняты по обстоятельствам, не являющимся тождественными по настоящему спору. Более того, дело N А12-11264/2017 не может рассматриваться в качестве судебного прецедента по аналогичному спору, поскольку в Арбитражном суде Поволжского округа данное дело еще не рассмотрено (рассмотрение кассационной жалобы назначено на 30.11.2017 на 11 часов 30 минут), что также свидетельствует об ошибочности довода административного органа о факте сформировавшейся судебной практики Арбитражного суда Поволжского округа.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции и считает, что они основаны на полном и всестороннем исследовании фактических обстоятельств дела.
Нарушений судом апелляционной инстанций норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, являющихся самостоятельными основаниями для отмены принятого судебного акта, по настоящему делу судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2017 по делу N А12-10601/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Ш. Закирова |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральным законом от 14.10.2014 N 307-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 307-ФЗ) внесены изменения в Закон N 99-ФЗ, вступившие в законную силу 15.11.2014, статья 22 дополнена частью 6.1, из содержания которой следует, что в случае изменения наименования вида деятельности, на который выдана лицензия, соответствующая лицензия должна быть переоформлена.
Также Федеральным законом от 04.03.2013 N 22-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" внесены изменения в статью 12 Закона N 99-ФЗ, вступившие в законную силу 01.07.2013, согласно новой редакции статьи 12 лицензированию подлежит эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
При этом согласно пункту 5 статьи 10 Закона N 22-ФЗ предоставленные до 01.07.2013 лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов и лицензии на эксплуатацию химически опасных производственных объектов сохраняют свое действие и предоставляют их лицензиатам право осуществлять эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности в соответствии с перечнем выполняемых работ, указанным в таких лицензиях. К таким лицензиям применяются положения законодательства, регулирующие лицензирование деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
Таким образом, поскольку общество получило лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов в 2009 году, то есть до вступления в законную силу (01.07.2013) изменений, внесенных в статью 12 Закона N 99-ФЗ, и перечень выполняемых им работ не изменился, то в силу пункта 5 статьи 10 Закона N 22-ФЗ у общества отсутствует обязанность по переоформлению ранее выданной лицензии в силу прямого указания закона.
Доказательств обратного административным органом не представлено.
Кроме того, в Законе N 99-ФЗ, а также в Положении о лицензировании деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 N 492 "О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности", не содержится ни конкретно установленного срока переоформления, ни установленного порядка переоформления лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов при изменении наименования вида лицензируемой деятельности.
...
Ссылка заявителя кассационной жалобы на часть 6.1 статьи 22 Закона N 99-ФЗ отклоняется судебной коллегией, поскольку данная норма, введенная Законом N 307-ФЗ, вступила в силу 15.11.2014, и, следовательно, не может распространять свое действие на уже действующую бессрочную лицензию, иное из содержания положений Закона N 22-ФЗ и Закона N 307-ФЗ не усматривается."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22 ноября 2017 г. N Ф06-26653/17 по делу N А12-10601/2017
Хронология рассмотрения дела:
29.01.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-15463/17
25.12.2017 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-29295/17
22.11.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-26653/17
09.11.2017 Определение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-13556/17
08.08.2017 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8504/17
23.06.2017 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-10601/17