г. Казань |
|
23 ноября 2017 г. |
Дело N А12-71334/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мосунова С.В.,
судей Закировой И.Ш., Савкиной М.А.,
при участии представителя:
заявителя - Иванова И.Г., лично по паспорту,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Иванова Ивана Геннадиевича
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22.03.2017 (судья Середа Н.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2017 (председательствующий судья Землянникова В.В., судьи Комнатная Ю.А., Кузьмичев С.А.)
по делу N А12-71334/2016
по заявлению индивидуального предпринимателя Иванова Ивана Геннадиевича (ОГРНИП 311344333200063, ИНН 344309038297, г. Волгоград) к Администрации Волгограда (ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139, г. Волгоград), Департаменту экономического развития администрации Волгограда (ОГРН 1143443004913, ИНН 3444212362, г. Волгоград), Администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда (ОГРН 1033400170286, ИНН 3442026353, г. Волгоград) о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Иванов Иван Геннадиевич (далее - ИП Иванов И.Г., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Администрации Волгограда, Департаменту экономического развития администрации Волгограда (далее - Департамент), Администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда, с учетом уточнений, о признании незаконным бездействия Администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда, Администрации Волгограда, Департамента экономического развития администрации Волгограда, выразившегося в не рассмотрении по существу заявления и не направлении ответа по результатам рассмотрения заявления от 19.08.2016 о включении принадлежащего ему нестационарного торгового объекта (далее - НТО), расположенного по адресу: г. Волгоград, пересечение ул. Еременко и ул. Пельше (на расстоянии более 24 м. от кафе), в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ).
В порядке восстановления нарушенного права заявитель просил обязать ответчиков рассмотреть по существу его заявление от 19.08.2016 и направить ответ по результатам его рассмотрения.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 22.03.2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2017, ИП Иванову И.Г. отказано в удовлетворении заявленных требований.
Предприниматель обратился с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение.
Отзывы на кассационную жалобу в суд не представлены.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако явку своих представителей (кроме заявителя) в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителя заявителя, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, находит основания для их частичной отмены.
Как следует из материалов дела, ИП Иванов И.Г. 19.08.2016 обратился в Администрацию Краснооктябрьского района Волгограда с заявлением о включении в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы (далее - Схема) места размещения своего НТО по адресу: г. Волгоград, пересечение ул. Еременко и ул. Пельше (на расстоянии более 24 м. от кафе), (номер 3.552 в схеме на 2012-2016 гг.).
Письмом Администрации Краснооктябрьского района Волгограда от 16.09.2016 ИП Иванов И.Г. уведомлен, что его заявление направлено на согласование в межведомственную комиссию по формированию Схемы.
Не получив ответ об окончательно принятом решении по заявлению, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, основываясь на том, что приказ Комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 04.02.2016 N 14-ОД, а также утвержденный им Порядок разработки и утверждения Схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области не возлагают на администрацию Краснооктябрьского района Волгограда, Департамент, администрацию Волгограда обязанность направлять в адрес заявителя мотивированные ответы по вопросу включения в Схему размещения нестационарных объектов.
Суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона N 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. Согласно части 1 статьи 12 Закона N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, действующей с 01.03.2015, размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статья 10 Закона N 381-ФЗ).
Согласно пункту 2.4. Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области, утвержденного Приказом Комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 04.02.2016 N 14-ОД, разработка схемы осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления или его структурным подразделением с учетом предложений органов государственной власти, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и граждан. Для организации работы по разработке схемы или внесению в нее изменений уполномоченный орган местного самоуправления создает межведомственную комиссию. Состав и порядок деятельности комиссии устанавливается нормативным правовым актом органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
Судами установлено, что во исполнение поданного предпринимателем заявления, Администрацией Краснооктябрьского района г. Волгограда обращение направлено для согласования в структурные подразделения Администрации Волгограда.
С учетом положений пунктов 2.7, 2.8 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области, утвержденного Приказом Комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 04.02.2016 N 4-ОД, пунктов 3, 4 Постановления Администрации г. Волгограда от 29.06.2016 N 974, окончательным решением по обращению предпринимателя могло быть одно из решений ответчика: о направлении или не направлении в уполномоченный орган проекта Схемы с указанием места размещения, содержащего в обращении заявителя.
Однако, в адрес предпринимателя ответ с указанной выше информацией дан не был.
О результатах рассмотрения заявления предпринимателя, о принятых администрацией указанных мерах Администрация Краснооктябрьского района Волгограда заявителю в нарушение части 1 статьи 10 Закона N 59-ФЗ не сообщила.
Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Суд кассационной инстанции признает ошибочным выводы судов первой инстанции об отсутствии у Администрации Краснооктябрьского района Волгограда обязанности направлять заявителю мотивированные ответы по вопросу включения в схему размещения нестационарных объектов в соответствии приказом комитета промышленности и торговли Волгоградской обл. от 04.02.2016 N 14-ОД.
Обязанность Администрации Краснооктябрьского района Волгограда как лица, в адрес которого поступило обращение, направить письменный ответ на обращение предпринимателя предусмотрена частью 1 статьи 10 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ.
С учетом изложенного, судебные акты в данной части не могут быть признаны законными и подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об удовлетворении требований заявителя в соответствующей части.
Решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной в части отказа в удовлетворении требований ИП Иванова И.Г., заявленных к Департаменту, Администрации Волгограда, суд кассационной инстанции считает законным, подлежащим оставлению без изменения.
Поскольку письменное обращение ИП Иванов И.Г. в Департамент, Администрацию Волгограда не направлял, у данных лиц обязанность информировать заявителя о результатах рассмотрения обращения в порядке и сроки, установленные Законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ, отсутствует.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Поскольку все имеющие существенное значение для правильного разрешения спора обстоятельства в данном случае установлены судами, необходимость дополнительного исследования обстоятельств дела не требуется, суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287 и частями 1, 2 статьи 288 АПК РФ считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять в части новый судебный акт о признании незаконным бездействия Администрации Краснооктябрьского района г.Волгоград.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22.03.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2017 по делу N А12-71334/2016 отменить в части признании незаконным бездействия Администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда. В этой части принять новый судебный акт.
Признать незаконным бездействие Администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда, выразившегося в не рассмотрении по существу заявления и не направлении ответа по результатам рассмотрения заявления от 19.08.2016 о включении принадлежащего индивидуальному предпринимателю Иванову Ивану Геннадиевичу нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: г. Волгоград, пересечение ул. Еременко и ул. Пельше (на расстоянии более 24-м от кафе), в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы в порядке и сроки, установленные Федеральным законом N 59 от 02.05.2006 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Обязать Администрацию Краснооктябрьского района г. Волгограда рассмотреть по существу заявление индивидуального предпринимателя Иванова Ивана Геннадиевича от 19.08.2016 и направить ответ по результатам его рассмотрения.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
С.В. Мосунов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статья 10 Закона N 381-ФЗ).
...
О результатах рассмотрения заявления предпринимателя, о принятых администрацией указанных мерах Администрация Краснооктябрьского района Волгограда заявителю в нарушение части 1 статьи 10 Закона N 59-ФЗ не сообщила.
...
Обязанность Администрации Краснооктябрьского района Волгограда как лица, в адрес которого поступило обращение, направить письменный ответ на обращение предпринимателя предусмотрена частью 1 статьи 10 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ.
...
Поскольку письменное обращение ИП Иванов И.Г. в Департамент, Администрацию Волгограда не направлял, у данных лиц обязанность информировать заявителя о результатах рассмотрения обращения в порядке и сроки, установленные Законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ, отсутствует."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23 ноября 2017 г. N Ф06-25502/17 по делу N А12-71334/2016