г. Саратов |
|
28 июня 2017 г. |
Дело N А12-71334/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 26.06.2017 года.
Полный текст постановления изготовлен - 28.06.2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Саниной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Иванова Ивана Геннадиевича
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22 марта 2017 года по делу N А12-71334/2016 (судья Середа Н.Н.)
по заявлению Индивидуального предпринимателя Иванова Ивана Геннадиевича (ОГРНИП 311344333200063, ИНН 344309038297, г. Волгоград)
к Администрации Волгограда (ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139, г. Волгоград), Департаменту экономического развития администрации Волгограда (ОГРН 1143443004913, ИНН 3444212362, г. Волгоград), Администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда (ОГРН 1033400170286, ИНН 3442026353, г. Волгоград)
о признании незаконным бездействия.
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Иванов Иван Геннадиевич (далее - ИП Иванов И.Г., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Администрации Волгограда, Департаменту экономического развития администрации Волгограда (далее - Департамент), Администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда, с учетом уточнений, о признании незаконным бездействия Администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда, Администрации Волгограда, Департамента экономического развития администрации Волгограда, выразившегося в не рассмотрении по существу заявления и не направлении ответа по результатам рассмотрения заявления от 19.08.2016 г. о включении принадлежащего ему места размещения нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: г. Волгоград, пересечение ул. Еременко и ул. Пельше (на расстоянии более 24 м. от кафе), в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы в порядке и сроки, установленные Федеральным законом N 59 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В порядке восстановления нарушенного права заявитель просил обязать ответчиков рассмотреть по существу его заявление от 19.08.2016 г. и направить ответ по результатам его рассмотрения.
Решением от 22 марта 2017 года Арбитражный суд Волгоградской области отказал ИП Иванову И.Г. в удовлетворении заявленных требований.
ИП Иванов И.Г. не согласился с решением суда первой инстанции и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новый судебный акт.
Участники процесса извещены о времени и месте судебного заседания, что подтверждается почтовыми уведомлениями N N 410031 12 62150 4, 410031 12 62149 8, 410031 12 62148 1, 410031 12 62147 4, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 31.05.2017, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ИП Иванов И.Г. 19.08.2016 года обратился в Администрацию Дзержинского района Волгограда с заявлением о включении в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы (далее Схема) места размещения по адресу: г. Волгоград, пересечение ул. Еременко и ул. Пельше (на расстоянии более 24 м. от кафе), (номер 3.552 в схеме на 2012-2016 г.г.) (т. 1 л.д.15).
Письмом Администрации Краснооктябрьского района Волгограда от 16.09.2016 года ИП Иванов И.Г. уведомлен, что его заявление направлено на согласование в межведомственную комиссию по формированию схемы (т. 1 л.д.16).
Не получив ответ об окончательно принятом решении по заявлению, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчиками не нарушены положения Федерального закона от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", пункта 3.9 Положения о межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда, утвержденного Постановлением администрации Волгограда от 29.06.2016 N 974.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц.
Такое заявление может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса, пункт 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
По смыслу статей 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Заявитель по смыслу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое бездействие не нарушает положения Федерального закона от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ) и пункт 3.9 Положения о межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда, утвержденного Постановлением администрации Волгограда от 29.06.2016 N 974 в силу следующего.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона N 59-ФЗ, гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
Согласно части 1 статьи 9 указанного Закона обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В соответствии со статьей 10 Закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Согласно статье 12 Закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Как следует из материалов дела, заявление Иванова И.Г. от 19.08.2016 г. поступило в Администрацию Краснооктябрьского района Волгоград, которой оно было адресовано, и в этот же день зарегистрировано. Ответ на заявление дан также указанной Администрацией 16.09.2016 года, т.е. в срок, установленный статьей 12 Федерального закона N 59-ФЗ (т. 1 л.д. 15, 16).
При этом, как верно указал суд первой инстанции, ни в Администрацию Волгограда, ни в Департамент экономического развития администрации Волгограда, ИП Иванов И.Г. с самостоятельными заявлениями не обращался, что не оспаривалось представителем заявителя в судебном заседании.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в отсутствие поступивших к ним обращений предпринимателя, ответчики не могли нарушить положения Федерального закона N 59-ФЗ.
Из материалов дела также следует, что Администрацией Краснооктябрьского района Волгограда заявление предпринимателя рассмотрено в соответствии с Порядком разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области, утвержденного Приказом Комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 04.02.2016 N 14-ОД.
Пункт 1.1. Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области устанавливает процедуру разработки, утверждения и изменения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных объектов, осуществляющих торговую деятельность на территории муниципальных образований Волгоградской области, и направлен на формирование единых правил размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области.
Согласно пункту 1.3. Порядка, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов. Схема на территории городского округа разрабатывается и утверждается уполномоченным органом местного самоуправления городского округа, определенным в соответствии с уставом городского округа. Схема на территории муниципального района разрабатывается и утверждается уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района, определенным в соответствии с уставом муниципального района.
В соответствии с пунктом 31 части 7 статьи 39 Устава города-героя Волгограда (принят постановлением Волгоградского горсовета народных депутатов от 29.06.2005 N 20/362) к полномочиям Администрации Волгограда относятся разработка и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда.
Пункт 1.3. Порядка предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на территории Волгограда и типовой формы договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории Волгограда, утвержденного Решением Волгоградской городской Думы от 25.05.2016 N 44/1303 (действовало на момент возникновения спорных правоотношений), также устанавливает, что размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда, утверждаемой постановлением администрации Волгограда.
Согласно пункту 2.4. Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области, утвержденного Приказом Комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 04.02.2016 N 14-ОД, разработка схемы осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления или его структурным подразделением с учетом предложений органов государственной власти, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и граждан. Для организации работы по разработке схемы или внесению в нее изменений уполномоченный орган местного самоуправления создает межведомственную комиссию. Состав и порядок деятельности комиссии устанавливается нормативным правовым актом органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, хозяйствующие субъекты и граждане, заинтересованные в разработке схемы, могут направлять в уполномоченный орган свои предложения относительно мест размещения нестационарных торговых объектов, что предусмотрено пунктом 2.7. Порядка.
В соответствии с пунктом 2.8. Порядка уполномоченный орган в течение 30 календарных дней со дня истечения срока, указанного в пункте 2.7 настоящего Порядка, с учетом предложений заинтересованных лиц, разрабатывает проект схемы и осуществляет его согласование с органами местного самоуправления (их структурными подразделениями), уполномоченными: в области градостроительной деятельности; в области земельных отношений; в области организации благоустройства; в области обеспечения благоприятной окружающей среды; в области предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения; в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения; в области организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; в области торговли.
Срок согласования проекта схемы согласно пункту 2.10 Порядка составляет не более 14 календарных дней с даты поступления в каждый из органов (структурных подразделений), указанных в пунктах 2.8 и 2.9 настоящего Порядка.
Уполномоченный орган в соответствии с пунктом 2.11 Порядка в течение 5 рабочих дней со дня истечения срока для согласования проекта схемы, указанного в пункте 2.10 настоящего Порядка, направляет его в комиссию с приложением предложений, указанных в пункте 2.7 настоящего Порядка, и документов о согласовании или отказе в согласовании проекта схемы, поступивших из согласующих органов (их структурных подразделений).
Проект схемы и документы, указанные в пункте 2.7 настоящего Порядка, рассматриваются на заседании комиссии в течение 5 рабочих дней со дня их поступления в комиссию. По результатам рассмотрения документов, указанных в пункте 2.7 настоящего Порядка, комиссия принимает решение о включении мест размещения нестационарных торговых объектов в схему или отказе во включении. Решение комиссии направляется в уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней со дня его принятия. Уполномоченный орган в течение 3 рабочих со дня получения решения комиссии размещает его на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункты 2.12,.2.13,.2.15,.2.16 Порядка).
Согласно пункту 2.17. Порядка на основании решения комиссии уполномоченный орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней обязан утвердить схему, официально опубликовать (обнародовать) ее в средствах массовой информации и разместить ее на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, ни Приказ Комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 04.02.2016 N 14-ОД, ни утвержденный им Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области не возлагают на ответчиков обязанность направлять в адрес заявителям мотивированные ответы по вопросу включения в Схему мест размещения нестационарных объектов.
Постановлением администрации Волгограда от 29.06.2016 N 974 утверждено Положение о межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда (далее Положение).
При этом пунктом 3 Постановления администрациям районов Волгограда предписано:
- пункт 3.1.: осуществлять разработку проектов схем размещения нестационарных торговых объектов на территориях районов Волгограда, проектов внесения изменений в схемы размещения нестационарных торговых объектов на территориях районов Волгограда.
- пункт 3.2.: согласовывать проекты схем, проекты изменений схем с отраслевыми (функциональными) структурными подразделениями администрации Волгограда - Департаментом экономического развития администрации Волгограда, Департаментом земельных ресурсов администрации Волгограда, Департаментом по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, Комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда, Комитетом транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда, Комитетом гражданской защиты населения администрации Волгограда, а при необходимости и с органами исполнительной власти Волгоградской области в порядке, установленном Приказом.
- пункт 3.3.: по результатам согласования направлять в межведомственную комиссию по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда согласованные (без замечаний) проекты схем и проекты изменений схем по форме согласно приложению к настоящему постановлению.
Согласно пункту 4 Постановления, Департаменту экономического развития администрации Волгограда на основании решений межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда осуществлять разработку в установленном порядке проекта постановления администрации Волгограда об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда и проектов постановлений администрации Волгограда о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда.
В соответствии с пунктами 2.1.2., 2.2.1, 2.2.2. Положения о межведомственной комиссии ее задачами и функциями являются, в том числе формирование схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда; рассмотрение проектов схем размещения нестационарных торговых объектов на территориях районов Волгограда, проектов внесения изменений в схемы размещения нестационарных торговых объектов на территориях районов Волгограда, включая изменения специализации места, расширение (уменьшение) площади места; рассмотрение обращений и жалоб граждан и организаций по вопросам размещения и эксплуатации нестационарных торговых объектов на территории Волгограда.
При этом в соответствии с пунктом 2.3.3 Положения комиссия вправе принимать решение по формированию и внесению изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда.
Заседания комиссии в соответствии с пунктом 3.1. Положения проводятся по мере необходимости. Решение комиссии, оформленное протоколом, является основанием для подготовки проекта постановления администрации Волгограда об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда и проектов постановлений администрации Волгограда о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда, что установлено пунктом 3.8. Положения.
Пункт 3.9. Положения (о нарушении которого указано в заявлении) устанавливает, что организационное обеспечение деятельности комиссии осуществляет департамент экономического развития администрации Волгограда.
Таким образом, указанная правовая норма не возлагает на ответчиков обязанность направлять в адрес, в данном случае заявителя, мотивированный ответ в части включения (не включения) места размещения нестационарного объекта в Схему.
Действия Администрации Краснооктябрьского района Волгограда в системном толковании положений Федерального закона N 59-ФЗ, Приказа Комитета промышленности и торговли Волгоградской обл. от 04.02.2016 N 14-ОД, Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области, ограничиваются подготовкой проекта схемы размещения объектов, согласованием ее со структурными подразделениями и направлением в Департамент для рассмотрения на межведомственной комиссии, о чем заявитель должен быть проинформирован.
В данном случае Администрацией района в установленный Федеральным законом N 59-ФЗ срок, заявителю дан ответ о направлении материалов на межведомственную комиссию. Содержащаяся в ответе от 16.09.2016 фраза "о дальнейшем рассмотрении заявления Вам будет сообщено дополнительно" в данном случае правового значения не имеет, поскольку у Администрации Краснооктябрьского района Волгограда в силу вышеприведенных норм права отсутствуют полномочия на принятие самостоятельного решения о включении (не включении) объекта в Схему размещения.
В свою очередь ни на Департамент, ни на межведомственную комиссию нормы права не возлагают обязанности направлять в Администрации районов сведения о принятых решениях по представленным ими проектам схем с целью последующего информирования о принятых решениях заявителей.
При указанных обстоятельствах, Администрация района не имеет возможности дать заявителю дополнительный ответ, поскольку у нее самой отсутствует информация о конечном решении по вопросу включения объекта в Схему.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что доводы заявителя о нарушении ответчиками положений Федерального закона от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", пункта 3.9. Положения о межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда, утвержденного Постановлением администрации Волгограда от 29.06.2016 N 974 не нашли подтверждения в ходе судебного разбирательства.
При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно отказал заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы ИП Иванова И.Г., сводятся к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы индивидуального предпринимателя Иванова Ивана Геннадиевича не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22 марта 2017 года по делу N А12-71334/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-71334/2016
Истец: Иванов Иван Геннадиевич, ИП Иванов И.Г.
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДА, Администрация Краснооктябрьского района Волгограда, ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА