г. Казань |
|
07 декабря 2017 г. |
Дело N А06-6655/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Карповой В.А., Ананьева Р.В.,
при участии представителей :
истца - Рахимовой Р.Р. (доверенность от 15.08.2017),
третьего лица - Валлиулловой Э.А. (доверенности от 24.11.2017, от 05.09.2017)
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 03.05.2017 (судья Соколова А.М.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2017 (председательствующий судья Никитин А.Ю., судьи Антонова О.И., Жаткина С.А.)
по делу N А06-6655/2016
по исковому заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление "Астраханмелиоводхоз" к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области, третье лицо - Нижне-Волжское бассейновое водное управление отдел водных ресурсов по Астраханской области о понуждении согласовать границы земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Астраханской области" (далее - ФГБУ "Управление "Астраханмелиоводхоз", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с исковым заявлением к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области (далее - ТУ Росимущества в Астраханской области, Управление) об обязании Управления согласовать границы земельного участка с кадастровым номером 30:07:000000:30, расположенного по адресу: Астраханская область, Лиманский район, 14 водный тракт.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), привлечено Нижнее-Волжское бассейновое водное управление отдел водных ресурсов по Астраханской области (далее - Нижнее-Волжское бассейновое водное управление).
До принятия решения от Учреждения поступило ходатайство об уточнении искового заявления, приложив к нему новый межевой план от 12.04.2017, где просило обязать Управления согласовать местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 30:07:250401:15, являющегося составной частью земельного участка с кадастровым номером 30:07:000000:30, в следующих координатных точках:
- N 1 координаты Х:358911.71 У:1413856.51;
- N 2 координаты Х:358958.21 У:1413891.70;
- N 3 координаты Х:358998.41 У:1413908.77;
- N 4 координаты Х:4359013.34 У:1413920.78;
- N 5 координаты Х:359010.48 У:1413925.19;
- N 6 координаты Х:358991.09 У:1413953.03;
- N 7 координаты Х:358983.59 У:1413963.87;
- N 8 координаты Х:358965.46 У:1413942.80;
- N 9 координаты X:358945.64 У:1413916.83;
- N 10 координаты Х:358930.59 У:1413906.34;
- N 11 координаты Х:358893.18 У:1413862.92;
- N 12 координаты Х:358863.38 У:1413830.99;
- N 13 координаты X: 358823.99 У:1413770.32;
-N 14 координаты X:358827.00 У:1413759.05;
- N 15 координаты: Х:358860.19 У:1413813.78.
Уточнение в порядке статьи 49 АПК РФ принято судом.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 03.05.2017 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в Астраханской области, поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства.
Заявитель кассационной жалобы считает, что отказ Управления был основан на отсутствие полномочий и несоответствие представленных документов приказу Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762, кроме того, Управлению не направлялся новый межевой план, тем самым Учреждением был нарушен досудебный порядок, установленный процессуальным законодательством.
В судебном заседании представители ФГБУ "Управление "Астраханмелиоводхоз" и Нижнее-Волжского бассейнового водного управления возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, и в выступлениях представителей лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, на основании решения Лиманского районного Совета депутатов Трудящихся и его исполнительного комитета от 29.01.1976 ФГБУ "Управление "Астраханмелиоводхоз" принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок с кадастровым номером 30:07:000000:30, правообладателем земельного участка является Российская Федерация, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации прав от 04.05.2010 серии 30-АА N 467278, выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 24.11.2016 N 30/001200/2016-6530.
В связи с допущенной ошибкой при формировании земельного участка с кадастровым номером 30:07:000000:30 ФГБУ "Управление "Астраханмелиоводхоз" обратилось к кадастровому инженеру, которым был изготовлен межевой план от 07.03.2016 с уточненными границами земельного участка.
Письмом от 19.02.2016 N 01-07/147 ФГБУ "Управление "Астраханмелиоводхоз" обратилось в ТУ Росимущества в Астраханской области с заявлением о согласовании границ земельного участка с кадастровым номером 30:07:000000:30, расположенного по адресу: Астраханская область, Лиманский район, 14 водный тракт, приложив акт согласования границ земельного участка и межевой план.
ТУ Росимущества в Астраханской области письмом от 29.02.2016 N 07-15/1482 сообщило заявителю о невозможности согласования указанного земельного участка в связи с тем, что у Управления отсутствуют полномочия собственника в отношении водных объектов, отнесенных к федеральной собственности, при этом разъяснив, что такими полномочиями обладает Федеральное агентство водных ресурсов, которое в соответствии со статьей 5 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 N 282, осуществляет в порядке и пределах определенных законодательством Российской Федерации владение, пользование и распоряжение водными объектами, отнесенными к федеральной собственности, а также в заявлении и представленных документах отсутствует информация об объектах недвижимого имущества, расположенных на запрашиваемом земельном участке, не указаны основания и причины для согласования границ указанного земельного участка, кроме того, на землях, покрытых поверхностными водами, образование земельных участков не осуществляется.
В связи с этим ФГБУ "Управление "Астраханмелиоводхоз" неоднократно направлялись в адрес Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов запросы от 15.03.2016 N 01-07/228, от 04.04.2016 N 01-07/315, а также Федеральному агентству водных ресурсов запрос от 24.03.2016 N 01-07/278 о согласовании изменений границ земельного участка, отнесенного к категории земель водного фонда, из ответов на которые следует, что согласование местоположения границ вышеуказанного земельного участка не входит в их компетенцию.
ФГБУ "Управление "Астраханмелиоводхоз" повторно обратилось в ТУ Росимущества в Астраханской области с заявлением от 18.04.2016 N 01-07/373 о согласовании местоположение границ земельного участка с приложением всех полученных ответов от Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов
ТУ Росимущества в Астраханской области письмом от 14.06.2016 N 07-15/3-458 также сообщило, что не осуществляет полномочия собственника в отношении водных объектов, отнесенных к федеральной собственности, а данные полномочия переданы в Федеральное агентство водных ресурсов, кроме того, Учреждением неустранены недостатки, которые были указаны в письме от 29.02.2016 N 07-15/1482.
ФГБУ "Управление "Астраханмелиоводхоз", полагая, что отказ ТУ Росимущества в Астраханской области противоречит закону, обратилось арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Содержащиеся в судебных актах выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей правоприменительной практике.
Из части 4 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) следует, что кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Частью 5 статьи 28 Закона N 221-ФЗ установлено, что суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
Согласно правовой позиции, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.03.2011 N 14765/10, при необходимости внесения в кадастр изменений, вызванных ошибочностью ранее внесенных в него сведений о местоположении границ земельного участка и (или) его площади, такая ошибка исправляется органом кадастрового учета как ошибка в сведениях документов, представляемых по статье 22 Закона N 221-ФЗ для осуществления кадастрового учета изменений уникальных характеристик земельного участка. Как следует из совокупности положений, предусмотренных частью 3 статьи 25 и частями 4 и 5 статьи 28 Закона N 221-ФЗ, при согласии (отсутствии возражений) всех заинтересованных правообладателей земельного участка упомянутая ошибка исправляется в рамках административной процедуры, при несогласии хотя бы одного из них - по решению суда.
Пунктом 3 части 1 статьи 7 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок, относится к уникальным характеристикам объекта недвижимости, которые вносятся в государственный кадастр недвижимости. При этом местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 7 статьи 38 Закона N 221-ФЗ).
Судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что установление местоположения границ является обязательной стадией кадастровых работ, проводивших в целях осуществления кадастрового учета, при этом описание местоположения границ является одним из главных уникальных характеристик земельного участка, которая определяется путем проведения межевания.
При выполнении кадастровых работ по уточнению границ и площади земельного участка обеспечивается и согласование границ с землепользователями смежных земельных участков.
Исходя из положений части 7 статьи 38 Закона N 221-ФЗ необходимость проведения уточнений площади и границ земельного участка возникает, в том числе и в случаях исправлении ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, в том числе кадастровой ошибки, о местоположении границ земельного участка.
Таким образом, судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что основным условием для уточнения границ земельного участка является наличие неполных сведений в государственном кадастре недвижимости.
Наличие технической ошибки, допущенной при формировании земельного участка с кадастровым номером 30:07:000000:30, подтверждено документально и не оспаривается участниками спора.
Согласно пункту 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В соответствии с частью 3 статьи 214 и частью 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Положение), в соответствии с пунктом 1 которого Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.
В силу пункта 4 Положения Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В пункте 4, 4.1.1, 5.3 Типового положения о территориальном органе Росимущества, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374 (в редакции приказа от 17.01.2014 N 08) указано, что территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, а также самостоятельно осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право представительствовать в судах, в частности, по вопросам управления федеральным имуществом.
Суд кассационной инстанции признал обоснованным вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что Территориальное управление как территориальный орган Росимущества наделено полномочиями собственника земельного участка.
Порядок взаимодействия органов Росимущества регламентирован Административным регламентом, утвержденным приказом Министерством экономического развития России от 03.10.2013 N 572. Неосуществление территориальным органом возложенных на него функций по внутриведомственному взаимодействию не может влиять на реализацию прав заявителя и служить основанием для отказа в согласовании границ земельного участка.
Судебные инстанции, разрешая спор, обоснованно исходили, что согласование границ собственником не может расцениваться в качестве распоряжения государственной собственностью, в связи с чем ссылки Управления на отсутствие полномочий не основаны на нормах действующего законодательства и специфики спора.
Правила части 1 статьи 82 АПК РФ предусматривают, что для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
С целью определения, к какой категории относится 14 водный тракт, судом первой инстанции была назначена судебная экспертиза, проведенная ООО "Агентство независимой оценки и судебных экспертиз".
В заключении судебной технической экспертизы от 30.01.2017 сделаны выводы о том, что водный тракт, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 30:07:000000:30, не является поверхностным водным объектом естественного происхождении, а является линейным гидротехническим сооружением.
В процессе судебного разбирательства в первой инстанции по заказу Учреждения кадастровым инженером был подготовлен 12.04.2017 новый межевой план в связи с исправлением ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 30:07:250401:15, расположенный по адресу: Астраханская область, район Лиманский, 14 водный тракт.
Из заключения кадастрового инженера от 12.04.2017 следует, что в ходе проведения кадастровых работ выявлено наличие кадастровой ошибки в местоположении северной границы исследуемого земельного участка, которая закреплена на местности бетонными плитами; на земельном участке расположено сооружение с кадастровым номером 30:07:000000:709; по факту располагается в кадастровых кварталах 30:07:250401 и 30:07:251401, при этом отмечено, что земельный участок с кадастровым номером 30:07:250401:15 входит в единое землепользование 30:07:000000:30.
Таким образом, исходя из системных положений статей 1, 4, 6, 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) и представленных доказательств судебные инстанции правомерно указали, что водный тракт, расположенный на спорном участке, является линейным гидротехническим сооружением, при этом на участке отсутствуют какие-либо водные объекты.
С позиции статьи 71 АПК РФ, суды двух инстанций, руководствуясь статьей 9 ЗК РФ, статьями 1, 4, 6, 65 ВК РФ, установив, что в результате формирования земельного участка, находящегося в государственной собственности, была допущена техническая ошибка, учитывая необходимость уточнения местоположения границ объекта, который не относится к водным, удовлетворили требования.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы по существу направлены на переоценку выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, что в силу положений главы 35 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 03.05.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2017 по делу N А06-6655/2016 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Петрушкин |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из заключения кадастрового инженера от 12.04.2017 следует, что в ходе проведения кадастровых работ выявлено наличие кадастровой ошибки в местоположении северной границы исследуемого земельного участка, которая закреплена на местности бетонными плитами; на земельном участке расположено сооружение с кадастровым номером 30:07:000000:709; по факту располагается в кадастровых кварталах 30:07:250401 и 30:07:251401, при этом отмечено, что земельный участок с кадастровым номером 30:07:250401:15 входит в единое землепользование 30:07:000000:30.
Таким образом, исходя из системных положений статей 1, 4, 6, 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) и представленных доказательств судебные инстанции правомерно указали, что водный тракт, расположенный на спорном участке, является линейным гидротехническим сооружением, при этом на участке отсутствуют какие-либо водные объекты.
С позиции статьи 71 АПК РФ, суды двух инстанций, руководствуясь статьей 9 ЗК РФ, статьями 1, 4, 6, 65 ВК РФ, установив, что в результате формирования земельного участка, находящегося в государственной собственности, была допущена техническая ошибка, учитывая необходимость уточнения местоположения границ объекта, который не относится к водным, удовлетворили требования."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 7 декабря 2017 г. N Ф06-26630/17 по делу N А06-6655/2016