г. Казань |
|
07 августа 2018 г. |
Дело N А72-7214/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 августа 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сибгатуллина Э.Т.,
судей Арукаевой И.В., Тюриной Н.А.,
при участии представителя:
ответчика - Савельевой А.В., доверенность от 24.10.2017 N 1531,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 19.12.2017 (судья Юдин П.Г.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2018 (председательствующий судья Романенко С.Ш., судьи Пышкина Н.Ю., Терентьев Е.А.)
по делу N А72-7214/2017
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Железнодорожного района г. Ульяновска" (ОГРН 1157326000314, ИНН 7326048561) к публичному акционерному обществу "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946) об урегулировании разногласий,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Железнодорожного района г. Ульяновска" (далее - ООО "УК "Железнодорожного района г. Ульяновска", истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс", ответчик) об урегулировании разногласий по проекту договора теплоснабжения и поставки горячей воды N 798192одн.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 19.12.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2018, разногласия урегулированы, в том числе пункты 2.1, 2.2.1, 2.2.8, 2.3.4, 2.3.8, 3.4, 4.5, 4.7, приложение N 2 договора утверждены в следующей редакции:
- пункт 2.1 "Стороны обязаны исполнять обязательства, предусмотренные настоящим договором, надлежащим образом в соответствии с требованиями, установленными настоящим договором, действующим законодательством РФ, а в случае отсутствия таких требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. В случае если нормы действующего законодательства РФ, регулирующие отношения в сфере поставки горячей воды, противоречат нормам жилищного законодательства, правоотношения сторон настоящего договора регулируются нормами жилищного законодательства".
- пункт 2.2.1 "Теплоснабжающая организация обязана:
подавать коммунальный ресурс исполнителю в точки поставки, указанные в акте разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон (Приложение N 2 к настоящему договору), в количестве и режиме, предусмотренном Приложением N 1 к настоящему договору, и с качеством в соответствии с условиями настоящего договора и требованиями законодательства РФ.
Качество горячей воды в точке поставки должно отвечать установленным требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нормам жилищного законодательства и законодательства о техническом регулировании.
Понижение температуры коммунального ресурса, подаваемого теплоснабжающей организацией в точке поставки в многоквартирный дом, до температуры горячей воды в местах водоразбора, определенной в соответствии с установленными нормативными требованиями, обеспечивают лица, ответственные за эксплуатацию систем инженерно- технического обеспечения внутри многоквартирного дома при наличии соответствующего оборудования, установленного на внутридомовой системе горячего водоснабжения.
Обеспечивать температуру горячей воды на границе балансовой принадлежности тепловых сетей для нужд горячего водоснабжения, позволяющую обеспечить исполнителю температуру горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения не ниже 60 градусов Цельсия и не выше 75 градусов Цельсия с допустимыми отклонениями температуры +3°С в дневное время и +5°С в ночное время.
Сведения об объектах исполнителя приведены в Приложении N 3 к настоящему договору".
- пункт 2.2.8 "Теплоснабжающая организация обязана уведомлять исполнителя о сроках проведения проверки достоверности показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета не менее, чем за 15 дней, а также уведомлять исполнителя о сроках проведения проверки представленных исполнителем сведений о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета и (или) проверки их состояния";
- пункт 2.3.4 "Исполнитель обязан обеспечивать понижение температуры коммунального ресурса, подаваемого на объект теплоснабжающей организацией в рамках настоящего договора, до температуры горячей воды в местах водоразбора, при наличии соответствующего оборудования, установленного на внутридомовой системе горячего водоснабжения";
- пункт 2.3.8 "В установленных законодательством РФ случаях обеспечивать доступ уполномоченных представителей теплоснабжающей организации: к приборам учета коммунальных ресурсов, эксплуатационной документации с целью проверки условий их эксплуатации и сохранности, снятия контрольных показаний, а также в любое время при несоблюдении режима потребления коммунального ресурса или подаче недостоверных показаний приборов учета - периодически (не чаще 1 (одного) раза в квартал); к эксплуатируемым сетям и местам отбора проб в целях осуществления необходимых мероприятий по контролю и определению качества горячей воды.
Доступ предоставляется в согласованные сторонами время и дату, но не позднее чем через 3 рабочих дня со дня предварительного оповещения, при наличии у представителя теплоснабжающей организации удостоверения или по заранее направленному исполнителю списку с указанием должностей проверяющих. По итогам проверки составляется акт, в котором фиксируются результаты проверки, при этом 1 экземпляр акта должен быть вручен исполнителю не позднее 3 дней со дня его составления";
- пункт 3.4 "Объем горячей воды, поставляемой в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и подлежащий оплате исполнителем по настоящему договору в отношении многоквартирных домов, оборудованных общедомовыми приборами учета, определяется как разница между показаниями объема коммунального ресурса, определенного по показаниям общедомовых приборов учета за расчетный месяц и суммой показаний объемов коммунального ресурса, подлежащего оплате собственниками и иными пользователями жилых/нежилых помещений в многоквартирном доме за расчетный период в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.
В случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации в течение 3 месяцев после наступления такого события (если период работы прибора учета составил более 3 месяцев) объем горячей воды, поставляемой в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и подлежащий оплате исполнителем по настоящему договору, определяется исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса. Объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, либо после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации определяется в соответствии с п/п в) пункта 21 (1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями";
- пункт 4.5 "Стоимость объема горячей воды, принятого исполнителем за расчетный период и рассчитанного в соответствии с условиями настоящего договора, определяется с использованием двухкомпонентного тарифа на горячую воду как сумма произведений: компонента на тепловую энергию, необходимого на подогрев холодной воды в размере установленного норматива на подогрев, умноженного на тариф; компонента на теплоноситель, умноженного на тариф";
- пункт 4.7 "Основанием для расчетов по настоящему договору является акт поданной-принятой горячей воды, содержащий сведения об объемах и стоимости в отношении каждого объекта исполнителя, и счет-фактура, которые оформляются теплоснабжающей организацией и отражают информацию об объеме подлежащих оплате коммунального ресурса за расчетный период по состоянию на 1-е число месяца, следующего за расчетным.
Теплоснабжающая организация обязана до 5 (пятого) числа месяца, следующего за расчетным, направить исполнителю счет-фактуру и акт поданной - принятой горячей воды. Исполнитель в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня получения указанных документов, надлежащим образом оформляет, подписывает их и возвращает в теплоснабжающую организацию. При наличии разногласий с объемом поставленного коммунального ресурса отразить свои разногласия.
Если исполнитель в установленный в настоящем пункте срок не направит в адрес теплоснабжающей организации надлежащим образом оформленный и подписанный уполномоченным лицом акт поданной - принятой горячей воды, а также не представит мотивированных возражений на акт, считается, что коммунальный ресурс принят без возражений и акт подписан исполнителем"
Приложение N 2, 4 столбец таблицы, в части границ балансовой принадлежности утверждены в следующей редакции:
ул. Карсунская, 1 - цоколь здания,
ул. Малосаратовская, 7 - цоколь здания,
ул. Кирова, 24 - цоколь здания,
ул. Кирова, 34 - цоколь здания,
ул. Кирова, 52 - цоколь здания,
ул. Железнодорожная, 33 - место врезки в транзитный трубопровод в подвале дома Хелезнодорожная,33;
в части границы эксплуатационной ответственности по всем домам - место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью".
Не согласившись с принятыми судебными актами в приведенной части, ПАО "Т Плюс" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым принять пункты 2.1, 2.2.1, 2.2.8, 2.3.4, 2.3.8, 3.4, 4.5, 4.7, приложение N 2 в редакции ответчика, считая, что судами неправильно применены нормы материального права и нарушены нормы процессуального права. Доводы ответчика подробно изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 13.04.2018 кассационная жалоба ПАО "Т Плюс" была назначена к рассмотрению на 05.06.2018 на 13 часов 20 минут.
В судебном заседании от 05.06.2018 рассмотрение кассационной жалобы отложено в порядке, предусмотренном статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), на 28.06.2018 на 16 часов 20 минут.
Рассмотрение кассационной жалобы ПАО "Т Плюс" в судебном заседании от 28.06.2018, проведенном в составе председательствующего судьи Федоровой Т.Н., судей Сибгатуллина Э.Т., Тюриной Н.А., было отложено в порядке статьи 158 АПК РФ на 31.07.2018 на 16 часов 00 минут.
Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 31.07.2018 в связи с нахождением судьи Федоровой Т.Н. в очередном отпуске в составе суда, рассматривающего кассационную жалобу, в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Федоровой Т.Н. на судью Арукаеву И.В., вследствие чего рассмотрение дела начато сначала.
В судебном заседании 31.07.2017 представитель ответчика поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе и дополнительных пояснениях к ней.
Истец, уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя в судебное заседание не обеспечил, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "УК "Железнодорожного района г. Ульяновска" является управляющей организацией, осуществляющей деятельность по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах (далее - МКД), оказывает коммунальные услуги собственникам (нанимателям) помещений МКД.
ПАО "Т Плюс" направило в адрес ООО "УК "Железнодорожного района г. Ульяновска" проект договора теплоснабжения и поставки горячей воды N 798192одн (снабжения тепловой энергией и горячей водой в объеме, потребляемом при содержании общего имущества МКД) от 01.01.2017.
ООО "УК "Железнодорожного района г. Ульяновска" уведомило ПАО "Т Плюс" о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, и направило в его адрес протокол разногласий.
24.04.2017 в адрес ООО "УК "Железнодорожного района г.Ульяновска" поступил протокол согласования разногласий.
Не достигнув соглашения по урегулированию разногласий по спорным пунктам договора, истец обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая исковые требования, суды, руководствуясь положениями статей 422, 426, 445, 446, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пунктов 1, 17, 18 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124) урегулировали возникшие разногласия, отклонив редакцию оспариваемых в кассационной жалобе условий, предложенную ответчиком.
Вопреки доводам кассационной жалобы, выводы судов относительно редакции пункта 2.1 договора основаны на положениях части 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 Закона N 416-ФЗ, пунктов 4, 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в совокупности с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в силу которых в случае, когда подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме (далее - МКД), эти правоотношения подпадают под действие жилищного законодательства и регулируются законами и иными нормативными правовыми актами, которые применяются в части, не противоречащей Жилищному кодексу Российской Федерации.
Поскольку спорный пункт изложен в соответствии с положениями закона с отклонениями редакций обеих сторон, и прав и интересов последних не нарушает, то доводы жалобы об отсутствии необходимости урегулирования данного пункта как не существенного условия договора в отсутствие договоренности по нему между сторонами отмену обжалуемых судебных актов не влекут.
Возражения заявителя жалобы против установленной судами редакции пункта 2.2.8 договора также не принимаются судом кассационной инстанции, поскольку при утверждении данного пункта в редакции истца суды верно применили нормы материального права (подпункт е (1) пункта 18 Правил N 124, пункт 111 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808), подпункт е) пункта 34, подпункт а) пункта 85 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354)), устанавливающие обязанность ресурсоснабжающей организации уведомлять исполнителя о сроках проведения ресурсоснабжающей организацией проверки достоверности представленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и (или) иной информации, используемой для определения объемов потребления коммунального ресурса и (или) проверки их состояния и право представителей исполнителя участвовать в таких проверках.
При этом суд, вопреки доводам жалобы, не вышел за рамки заявленных требований по их существу. Определение сроков уведомления как выход за рамки требований квалифицироваться не может.
Доводы жалобы о несогласии с установленными сроками уведомления основаны на переоценке представленных судам и проанализированных ими доказательств, что к полномочиям кассационного суда не относится.
По аналогичным основаниям, в отсутствие у суда кассационной инстанции полномочий по переоценке доказательств, отклоняются и доводы жалобы об оспаривании пункта 2.3.8 договора, нарушений норм материального права (пункты 27 и 111 Правил N 808) при урегулировании которого судами не допущено, и обстоятельство урегулирования которого само по себе к нарушению прав сторон договора не приводит.
Утвержденная судами редакция пункта 3.4 договора, устанавливающего порядок определения объема коммунального ресурса, поставленного в многоквартирный дом, признается судебной коллегией законной и обоснованной, соответствующей нормам, регулирующим спорные правоотношения (Правилами N 124 и N 354, в которых указаны способы определения объема потребленных коммунальных ресурсов).
Возражения ответчика против редакции пункта 4.5 договора, которым предусмотрен порядок определения стоимости объема горячей воды, принятого исполнителем за расчетный период, противоречат пунктам 40, 42 Правил N 354 и порядку, приведенному в формуле 23 Приложения N 2 к Правилам N 354, в соответствии с которыми независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода времени года (отопительный или неотопительный), количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
Суды верно исходили из того, что при наличии нормативов расхода тепловой энергии на подогрев горячей воды показания приборов учета, измеряющих тепловую энергию, используемую в целях горячего водоснабжения, не учитываются ни в расчетах с потребителями, ни в расчетах с ресурсоснабжающими организациями.
Также правильными являются выводы судов по утверждению редакции пункта 4.7 договора, регулирующего порядок выставления исполнителю документов-оснований для расчетов по договору.
При этом, вопреки доводам жалобы, примененное судами в данном пункте понятие "направление документации" не противоречит употребленным в пункте 1 статьи 169 и пункте 3 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации Российской Федерации терминам "предъявление" и "выставление".
Доводы жалобы об отсутствии необходимости урегулирования данного пункта как не существенных условий договора отмену обжалуемых судебных актов судом кассационной инстанции не влекут.
Таким образом, при рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов по вышеприведенным пунктам судами были установлены существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы судов в указанной части основаны на исследованных доказательствах, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов в приведенной части, кассационной инстанцией не установлено.
При таком положении соответствующие доводы кассационной жалобы подлежат отклонению как основанные на неверном толковании заявителем норм действующего законодательства.
Разрешая спор в части урегулирования разногласий по редакции приложения N 2 к договору по установлению границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, суды верно руководствовались подпунктами "а" и "в" пункта 18 Правил N 124, согласно которым в договоре ресурсоснабжения предусматриваются границы балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон.
При этом понятия границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, а также точки поставки, содержатся в пункте 2 Правил N 808, в силу которого граница эксплуатационной ответственности - это линия раздела элементов источников тепловой энергии, тепловых сетей или теплопотребляющих установок по признаку ответственности за эксплуатацию тех или иных элементов, устанавливаемая соглашением сторон договора теплоснабжения, договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, а при отсутствии такого соглашения - определяемая по границе балансовой принадлежности; граница балансовой принадлежности - линия раздела тепловых сетей, источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании; точка поставки - место исполнения обязательств теплоснабжающей организации или единой теплоснабжающей организации, которое располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации, или единой теплоснабжающей организации, или теплосетевой организации либо в точке подключения к бесхозяйной тепловой сети.
В соответствии с вышеприведенными положениями, а также с частью 1 статьи 36 и статьей 39 ЖК РФ, пунктами 5, 6, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), определяющих состав общего имущества многоквартирного дома и порядок установления границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, суды верно определили, что в домах по адресам: ул. Карсунская, 1, ул. Малосаратовская, 7, ул. Кирова, 24, ул. Кирова, 34, ул. Кирова, 52, сети, расположенные от ТК до стены дома, в составе общего имущества отсутствуют (доказательств их постройки за счет средств собственников домов либо передачи собственникам от застройщика дома в составе последнего не имеется), ввиду чего граница балансовой принадлежности должна находиться на внешней границе стены дома, а в доме по адресу: ул. Железнодорожная, 33, имеющая транзитные сети в подвальных помещениях, - в месте соединения с транзитным трубопроводом, поскольку последний к общему имуществу не относится.
Данные выводы судов являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела и соответствующими нормам материального права.
Устанавливая границы эксплуатационной ответственности по всем домам в месте соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей сетью, суды в обоснование своих выводов привели пункт 8 Правил N 491, согласно которому внешней границей сетей электро- тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Наряду с тем, суды не учли следующее.
По смыслу приведенной нормы граница балансовой принадлежности, по общему правилу, устанавливается по внешней стене МКД, а граница эксплуатационной ответственности, если стороны не договорились об ином, - по границе балансовой принадлежности. Другое толкование названных норм права относительно определения границы эксплуатационной ответственности означало бы незаконное возложение бремени содержания имущества на лицо, которому это имущество не принадлежит (определение Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2015 N 305-ЭС15-11564).
Установление границ эксплуатационной ответственности не по внешней границе многоквартирного жилого дома возможно только при наличии прибора учета, установленного за пределами данной границы, то есть на инженерных сетях на удалении от внешней стены многоквартирного дома и при условии согласования с собственниками; при размещении же прибора учета внутри дома основания для возложения эксплуатационной ответственности за общее имущество многоквартирного дома (внутридомовые инженерные сети до места установки общедомового прибора учета) на ресурсоснабжающую организацию отсутствуют с учетом положений пункта 3 статьи 30, статей 36, 39 ЖК РФ.
При разрешении вопроса об утверждении редакции спорного пункта договора судам следовало установить, имеются ли предусмотренные законодательством Российской Федерации основания для переноса границы эксплуатационной ответственности к местам соединения коллективных приборов с соответствующей инженерной сетью, для чего необходимо было определить места установки ОДПУ относительно границ балансовой принадлежности, чего ими сделано не было.
При неустановлении указанных обстоятельств законные основания для установления границ эксплуатационной ответственности в обжалуемой редакции у судов отсутствовали.
Также признаются заслуживающими внимание доводы жалобы относительно редакции пунктов 2.2.1 и 2.3.4 договора.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона N 416-ФЗ в случае осуществления горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) понижение температуры горячей воды, подаваемой на вводе в здание (в том числе в многоквартирный дом), сооружение, до температуры горячей воды, определенной в соответствии с установленными требованиями, в местах водоразбора, обязаны обеспечить лица, ответственные за эксплуатацию систем инженерно-технического обеспечения внутри здания.
Фактически указанная норма определяет границу компетенции лица, ответственного за эксплуатацию систем инженерно-технического обеспечения и осуществляющего отбор ресурса из открытой системы теплоснабжения, - в части доведения качества горячей воды до нормативных качественных показателей в месте водоразбора ресурса.
Данная норма согласуется с действующими нормами законодательства, регулирующими правоотношения между исполнителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией, в частности, с пунктом 21 Правил N 354, пунктом 18 Правил N 124, согласно которым ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество ресурса, поставляемого на границу внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
При этом к внутридомовым инженерным системам относятся коммуникации, посредством которых осуществляется подача коммунальных ресурсов от централизованных систем инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования (пункт 2 Правил N 354).
Согласно пункту 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
При этом требования, предъявляемые к качеству коммунальных услуг, оказываемых исполнителями, сформулированы в Приложении N 1 к Правилам N 354, в соответствии с пунктом 5 которых исполнитель обязан обеспечивать соответствие температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, СанПин 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20 "Об утверждении СанПиН 2.1.4.2496-09".
Оказание коммунальной услуги надлежащего качества осуществляется в том числе путем обязательной установки автоматических регуляторов температуры (абзац 3 пункта 5.3.1, пункт 9.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N170).
Регулятор температуры - это вид регулирующей арматуры, которая автоматически обеспечивает поддержание заданной температуры рабочей среды в трубопроводе за счет изменения ее расхода.
Пунктом 5.1.2 вышеназванных Правил обязанность по внедрению средств автоматического регулирования отнесена на организации по обслуживанию жилищного фонда.
Таким образом, согласно положениям вышеприведенных нормативно-правовых актов в совокупности обязанность по обеспечению соответствия температуры воды в системе горячего водоснабжения дома, находящегося на обслуживании, в том числе путем установки в системе горячего водоснабжения и поддержания в исправном состоянии автоматических регуляторов, должна возлагаться на управляющую организацию.
Обязанности по понижению температуры энергетического ресурса, подаваемого теплоснабжающей организацией на вводе в многоквартирный дом, до температуры горячей воды, регламентированной для мест водоразбора, у ресурсоснабжающей организации не имеется.
Наряду с тем, установленная судами редакция рассматриваемых пунктов договора в части установления обязанности управляющей организации по понижению температуры коммунального ресурса во внутридомовых сетях до температуры горячей воды в местах водоразбора, только при наличии соответствующего оборудования, установленного на внутридомовой системе горячего водоснабжения, фактически ставит исполнение обязанности управляющей компании по оказанию услуг надлежащего качества в зависимость от наличия или отсутствия соответствующего оборудования на внутридомовых сетях, что не является допустимым и противоречит вышеприведенным нормам действующего законодательства.
При этом судебная коллегия соглашается с тем, что при вышеуказанной системе организации горячего водоснабжения ресурсоснабжающая организация обязана поставлять на границу внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения ресурс, температурный режим которого позволит лицу, осуществившему отбор, обеспечить качество горячей воды в точке водоразбора. Ввиду чего ресурсоснабжающая организация не освобождается от исполнения обязанности по поставке коммунального ресурса надлежащего качества на объект теплоснабжения (МКД).
При таких обстоятельствах, поскольку выводы судов относительно требований об установлении границ эксплуатационной ответственности сторон не могут быть признаны соответствующими фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а в части требований об урегулировании разногласий по вопросу температурного режима поставляемого/потребляемого ресурса судами допущено нарушение норм материального права, регулирующих соответствующие обязательства сторон, обжалуемые судебные акты в указанной части подлежат отмене.
Так как для принятия обоснованного и законного решения требуется исследование и оценка доказательств, а также выполнение иных процессуальных действий, установленных для рассмотрения дела в суде первой инстанции, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ в отмененной части подлежит передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области
При новом рассмотрении дела арбитражному суду первой инстанции следует учесть изложенное, установить юридически значимые для рассмотрения данного спора обстоятельства, с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ дать надлежащую правовую оценку доказательствам и доводам сторон в их совокупности и взаимной связи, указать мотивы, по которым суд принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле, и, при правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права принять законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 19.12.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2018 по делу N А72-7214/2017 отменить в части урегулирования разногласий по пункту 2.2.1 договора в части указания на то, что понижение температуры коммунального ресурса, подаваемого Теплоснабжающей организацией в точке поставки в многоквартирный дом, до температуры горячей воды в местах водоразбора, определенной в соответствии с установленными нормативными требованиями, обеспечивают лица, ответственные за эксплуатацию систем инженерно-технического обеспечения внутри многоквартирного дома, при наличии соответствующего оборудования, установленного на внутридомовой системе горячего водоснабжения; по пункту 2.3.4 договора в полном объеме; по приложению N 2 договора в части установления границ эксплуатационной ответственности и направить дело в указанной части на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области.
В остальной части решение Арбитражного суда Ульяновской области от 19.12.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2018 по делу N А72-7214/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Э.Т. Сибгатуллин |
Судьи |
И.В. Арукаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
При этом требования, предъявляемые к качеству коммунальных услуг, оказываемых исполнителями, сформулированы в Приложении N 1 к Правилам N 354, в соответствии с пунктом 5 которых исполнитель обязан обеспечивать соответствие температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, СанПин 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20 "Об утверждении СанПиН 2.1.4.2496-09".
Оказание коммунальной услуги надлежащего качества осуществляется в том числе путем обязательной установки автоматических регуляторов температуры (абзац 3 пункта 5.3.1, пункт 9.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N170)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 7 августа 2018 г. N Ф06-32999/18 по делу N А72-7214/2017
Хронология рассмотрения дела:
28.11.2018 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-7214/17
07.08.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-32999/18
02.03.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1629/18
19.12.2017 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-7214/17