г. Казань |
|
25 декабря 2017 г. |
Дело N А55-29866/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Карповой В.А., Ананьева Р.В.,
при участии представителей:
заявителя - Савельевой Ю.В. (доверенность от 30.06.2017), Быкова С.А. (доверенность от 01.01.2017),
ответчика - Жарковой Е.А. (доверенность от 30.12.2016),
третьего лица - Министерства имущественных отношений Самарской области - Нестеровой С.В. (доверенность от 13.12.2016),
в отсутствие:
иных третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2017 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Корнилов А.Б., Кувшинов В.Е.)
по делу N А55-29866/2016
по заявлению непубличного акционерного общества "Евротехника", г. Самара (ОГРН 1026301415568, ИНН 6317033655) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, третьи лица: Министерство имущественных отношений Самарской области, г. Самара, Департамент градостроительства городского округа Самара, г.Самара, Главное управление организации торгов Самарской области, г.Самара, о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
непубличное акционерное общество "Евротехника" (далее - НАО "Евротехника", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области, регистрирующий орган, заинтересованное лицо) в регистрации права перехода собственности и права собственности на недвижимое имущество от 06.09.2016 N 63/001/328/2016-4890; об обязании Управления Росреестра по Самарской области осуществить государственную регистрацию перехода права собственности и права собственности на объект недвижимого имущества, а именно нежилое здание, литера Г, площадью 7,7 кв. м, кадастровый номер 63:01:0248003:504, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Магистральная, д. 183, за обществом; о признании незаконным отказа Управления Росреестра по Самарской области в регистрации права перехода собственности и права собственности на недвижимое имущество от 06.09.2016 N 63/001/328/2016-4892; об обязании Управления Росреестра по Самарской области осуществить государственную регистрацию перехода права собственности и права собственности на объект недвижимого имущества, а именно нежилое здание, литера Д, площадью 40,50 кв. м, кадастровый номер 63:01:0248003:503, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Магистральная, д. 183, за обществом; о признании незаконным отказа Управления Росреестра по Самарской области в регистрации права перехода собственности и права собственности на недвижимое имущество от 06.09.2016 N 63/001/328/2016-4888; об обязании Управления Росреестра по Самарской области осуществить государственную регистрацию перехода права собственности и права собственности на объект недвижимого имущества, а именно нежилое здание, литера В, площадью 1501,6 кв. м, кадастровый номер 63:01:0248003:505, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Магистральная, д. 183, за обществом; о признании незаконным отказа Управления Росреестра по Самарской области в регистрации права перехода собственности и права собственности на недвижимое имущество от 06.09.2016 N 63/001/328/2016-4898; об обязании Управления Росреестра по Самарской области осуществить государственную регистрацию перехода права собственности и права собственности на объект недвижимого имущества, а именно нежилое здание, литера А, Б, площадью 1861,9 кв. м, кадастровый номер 63:01:0248003:508, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Магистральная, д. 183, за обществом.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Самарской области, Департамент градостроительства городского округа Самара, Главное управление организации торгов Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 01.06.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2017, решение Арбитражного суда Самарской области от 01.06.2017 отменено. Принят новый судебный акт. Заявление НАО "Евротехника" удовлетворено. Признан незаконным отказ Управления Росреестра по Самарской области в регистрации права перехода собственности и права собственности на недвижимое имущество от 06.09.2016 N 63/001/328/2016-4890. Суд обязал Управление Росреестра по Самарской области осуществить государственную регистрацию перехода права собственности и права собственности на объект недвижимого имущества, а именно нежилое здание, литера Г, площадью 7,7 кв. м, кадастровый номер 63:01:0248003:504, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Магистральная, д. 183, за обществом. Признан незаконным отказ Управления Росреестра по Самарской области в регистрации права перехода собственности и права собственности на недвижимое имущество от 06.09.2016 N 63/001/328/2016-4892. Суд обязал Управление Росреестра по Самарской области осуществить государственную регистрацию перехода права собственности и права собственности на объект недвижимого имущества, а именно нежилое здание, литера Д, площадью 40,50 кв. м, кадастровый номер 63:01:0248003:503, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Магистральная, д. 183, за обществом. Признан незаконным отказ Управления Росреестра по Самарской области в регистрации права перехода собственности и права собственности на недвижимое имущество от 06.09.2016 N 63/001/328/2016-4888. Суд обязал Управление Росреестра по Самарской области осуществить государственную регистрацию перехода права собственности и права собственности на объект недвижимого имущества, а именно нежилое здание, литера В, площадью 1501,6 кв. м, кадастровый номер 63:01:0248003:505, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Магистральная, д. 183, за обществом. Признан незаконным отказ Управления Росреестра по Самарской области в регистрации права перехода собственности и права собственности на недвижимое имущество от 06.09.2016 N 63/001/328/2016-4898. Суд обязал Управление Росреестра по Самарской области осуществить государственную регистрацию перехода права собственности и права собственности на объект недвижимого имущества, а именно нежилое здание, литера А, Б, площадью 1861,9 кв. м, кадастровый номер 63:01:0248003:508, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Магистральная д. 183, за обществом.
В кассационной Управление Росреестра по Самарской области просит постановление апелляционной инстанции отменить, решение Арбитражного суда Самарской области оставить в силе по основаниям, указанным в кассационной жалобе.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 01.07.2016 между Самарской областью в лице главного управления организации торгов Самарской области и заявителем в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ), Положением об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2002 N 585, и на основании протокола об итогах аукциона от 29.06.2016 подписан договор купли-продажи следующих объектов недвижимости: нежилое здание, литера Д, площадью 40,50 кв. м, кадастровый номер 63:01:0248003:503, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Магистральная, д. 183; нежилое здание, литера Г, площадью 7,7 кв. м, кадастровый номер 63:01:0248003:504, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Магистральная, д. 183; нежилое здание, литера А, Б, площадью 1861,9 кв. м, кадастровый номер 63:01:0248003:508, расположенное по адресу: Самарская область, г.Самара, Кировский район, ул. Магистральная, д. 183; нежилое здание, литера В, площадью 1501,6 кв. м, кадастровый номер 63:01:0248003:505, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Магистральная, д. 183 (т.1, л.д.47-55).
Заявитель и Министерство имущественных отношений Самарской области 22.07.2016 обратились к заинтересованному лицу с заявлениями о государственной регистрации перехода права собственности и права собственности на вышеуказанные объекты недвижимости.
Сообщениями от 06.09.2016 N 63/001/328/2016-4890, N 63/001/328/2016-4892, N 63/001/328/2016-4888 и N 63/001/328/2016-4898 заявителю отказано в государственной регистрации перехода права собственности и права собственности на вышеуказанные объекты недвижимости (т.1, л.д.19-46).
Основанием для отказа в государственной регистрации перехода права собственности и права собственности на вышеуказанные объекты недвижимости явилось непредставление на государственную регистрацию документов, подтверждающих невозможность приватизации объектов недвижимости с одновременной приватизацией земельного участка, на котором они расположены, а также нарушение требований статьи 28 Федерального закона N 178-ФЗ и части 7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с данными требованиями.
Проверив законность оспариваемого судебного акта, коллегия кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения ввиду следующих обстоятельств.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (часть 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)).
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 ГК РФ способами, а также иными способами, предусмотренными законом.
Согласно части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ, Закон о регистрации) к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Согласно пункту 1 статьи 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
В силу пункта 1 статьи 13 Закона о регистрации государственная регистрация включает в себя правовую экспертизы документов, в том числе проверку законности сделки.
Положения пункта 1 статьи 13 Закона о регистрации (в редакции, действующей в спорный период) предусматривают в качестве одного из этапа государственной регистрации прав правовую экспертизу документов, в том числе проверку законности сделки.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на государственную регистрацию в качестве правоустанавливающего документа представлен договор купли-продажи от 01.07.2016, согласно которому Самарская область в лице главного управления организации торгов Самарской области в соответствии с Федеральным законом N 178-ФЗ, Положением об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2002 N 585, и на основании протокола об итогах аукциона от 29.06.2016 продает, а заявитель приобретает следующие объекты недвижимого имущества: нежилое здание, литера Д, площадью 40,50 кв. м, кадастровый номер 63:01:0248003:503, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Магистральная, д. 183; нежилое здание, литера Г, площадью 7,7 кв. м, кадастровый номер 63:01:0248003:504, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Магистральная, д. 183; нежилое здание, литера А, Б, площадью 1861,9 кв. м, кадастровый номер 63:01:0248003:508, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Магистральная, д. 183; нежилое здание, литера В, площадью 1501,6 кв. м, кадастровый номер 63:01:0248003:505, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Магистральная, д. 183.
Статьей 28 Федерального закона N 178-ФЗ также предусмотрено, что приватизация недвижимости осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых этим имуществом и необходимым для его использования.
В пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" указано, что Законом о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) (пункт 7 статьи 3) установлено, что приватизация недвижимости производится с одновременной приватизацией земельных участков, на которых они расположена.
В силу части 7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса РФ" установлено, что со дня введения в действие ЗК РФ приватизация зданий, строений, сооружений, в том числе зданий, строений, сооружений промышленного назначения, без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены, не допускается, за исключением случаев, если такие земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте.
Удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции правомерно исходили из доказанности неправомерных действий и не соответствия их закону, нарушающих права и законные интересы заявителя. Поскольку доказательств в материалы дела о возможности приватизации земельного участка 63:01:0248003:1 регистрирующий орган не представил.
Так как, согласно представленному на государственную регистрацию письму Департамента градостроительства и архитектуры городского округа Самара от 19.06.2015 N Д-05-01-01/6317-0-1 часть земельного участка площадью 13 566 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0248003:1, на котором расположены нежилые здания, являющиеся предметом договора купли-продажи от 01.07.2016, относится к территории общего пользования (т.1, л.д.36).
В соответствии с пунктом 8 статьи 28 Федерального закона N 178-ФЗ отчуждению в соответствии с указанным Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты и другие объекты).
Заявителем в материалы дела представлена кадастровая выписка в отношении указанного земельного участка, согласно которой в отношении части указанного земельного участка площадью 66 кв. м. установлены ограничения: "Ограничение прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Особый режим использования земли. Зона ограниченной застройки" (т.1, л.д.70).
Статьей 56 ЗК РФ предусмотрено, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным ЗК РФ и федеральными законами.
Статьей 27 ЗК РФ предусмотрено, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в частности, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации, размещения автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
Согласно статье 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Указанная в кадастровой выписке информация об ограничениях прав на спорный земельный участок сама по себе не исключает установления в отношении указанного земельного участка ограничений, связанных с наличием территорий общего пользования. Поэтому информация, содержащаяся в кадастровой выписке в отношении спорного земельного участка, согласно которой в отношении его части площадью 66 кв. м. установлены ограничения - "Ограничение прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 ЗК РФ", в совокупности с представленными Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара письмом от 19.05.2016 N Д05-01-01/6317 сведениями, согласно которым часть спорного земельного участка отнесена к землям общего пользования, необоснованно не принята судом первой инстанции в качестве доказательства, подтверждающего ограниченную оборотоспособность спорного земельного участка, что привело к ошибочному выводу о том, что спорный земельный участок не относится к территории общего пользования.
Суд первой инстанции, не приняв представленную заявителем выписку из ИСОГД в качестве документа, подтверждающего наличие красных линий, неправильно применил нормы права, предусмотренные градостроительным законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) информационные системы представляют собой организованный в соответствии с требованиями настоящего Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.
Частями 1, 2 статьи 57 ГрК РФ предусмотрено, что органы государственной власти или органы местного самоуправления, соответственно принявшие, утвердившие, выдавшие документы, содержащиеся в которых сведения подлежат в соответствии с настоящим Кодексом размещению в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, в течение семи дней со дня принятия, утверждения, выдачи указанных документов направляют соответствующие копии в орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района, применительно к территориям которых принимаются, утверждаются, выдаются указанные документы.
Орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня получения соответствующих копий размещает их в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.
Согласно пункту 6 Положения "Об информационном обеспечении градостроительной деятельности", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2006 N 363, информационная система имеет 9 основных разделов, в том числе раздел III "Документы территориального планирования муниципального образования, материалы по их обоснованию", содержащий сведения, предусмотренные пунктом "в" части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с указанным постановлением, распоряжением Департамента градостроительства городского округа Самара от 11.11.2011 N Д05-01-06/93 утверждено Положение об информационном обеспечении градостроительной деятельности городского округа Самара, полномочиями по ведению которого наделен Департамент градостроительства г.о. Самара.
Информация о расположении спорного земельного участка содержится в информационной системе в соответствии с Картой правового зонирования правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61 и Генеральным планом городского округа Самара, утвержденным решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 N 539.
Заявитель в материалы дела представил ответы Департамента градостроительства г.о. Самара (от 19.06.2015 N Д05-01-01/6317-0-1, от 09.11.2016 N Д05-01-01/12747-0-1, от 25.04.2017 N Д05-01-01/4196-0-1) о наличии красных линий на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0248003:1, с указанием поворотных координат их расположения на участке.
Кроме того, координаты поворотных точек красных линий имеются в государственном кадастре недвижимости, так как содержатся в кадастровой выписке от 31.10.2016, которая представлялась заявителем в материалы дела.
Так, строка 5 листа 3 выписки содержит данные об учетном номере части - "2", площадью 66 кв. м, имеющей характеристику: "Ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 ЗК РФ. Особый режим использования земли. Зона ограничения застройки.0. Лист 8 указанной кадастровой выписки отражает графику прохождения красной линии на участке, в том числе содержит данные о поворотных точках данной красной линии, имеющих обозначения - "33", "34" и точки угла земельного участка, имеющей обозначение - "3". Лист 12 выписки содержит описание поворотных точек границы земельного участка, в том числе координаты точек "33" -X 6963.26, Y 14269.12, "34" - X 6971.84, Y 14168.06; лист 10 кадастровой выписки содержит описание местоположения границ земельного участка, в частности, точки, имеющей обозначение "3" - дирекционный угол 276 град 12 мин, горизонтальное положение 123.01.
Кроме того, кадастровая выписка отражает сведения, служащие официальным наполнением государственного кадастра недвижимости, который также находится в ведении заинтересованного лица. Основные требования к порядку проектирования и установлению красных линий в поселениях Российской Федерации определяются Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной постановлением Госстроя России от 06.04.1998 N 18-30, действовавшей на дату принятия Генплана, а в настоящий момент применяемой в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации (далее - Инструкция).
В соответствии с пунктом 3.8 Инструкции красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету, в том числе в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц и площадей; в проектах землеустройства; в проектах межевания территорий; при установлении границ землепользовании; при установлении границ территориальных зон в поселениях; в земельном и градостроительном кадастрах; на планах земельных участков, прилагаемых к свидетельству на право пользования, владения. Для переноса установленных красных линий на топографические планы и другие картографические материалы, а также для выноса красных линий в натуру (на местность) используются методы аналитического расчета красных линий по координатам (пункт 5.9 Инструкции).
На основании пункта 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ генеральные планы городских округов являются документами территориального планирования муниципальных образований.
Согласно Инструкции проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается в составе градостроительной документации либо в виде отдельного документа. Вне зависимости от способа его утверждения проект красных линий выполняется в виде отдельного чертежа, после утверждения которого, красные линии переносятся органами архитектуры и градостроительства на планшеты топоподосновы в масштабе 1:2000, охватывающие территорию всего поселения, и закрепляются на ней как сводный план красных линий. В том случае, если красные линии установлены до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий, чертеж и акт установления (изменения) красных линий сопровождаются указанием на необходимость последующей детальной разработки (пункты 3.8,4.1, 4.2, 4.3, 4.7 и 4.8 Инструкции).
Между тем земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет еще до введения ГрК РФ. В частности, запись в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, согласно свидетельству о государственной регистрации права 63-АВ, N 710977, возникла 21.09.2005.
Из решения Арбитражного суда Самарской области от 16.11.2004 по делу N А55-11025/2014 следует, что спорный земельный участок был сформирован в январе 1987 года и красные линии, имеющиеся на спорном участке, не были установлены на основании генплана 2008 года, а занесены в него согласно вышеуказанной Инструкции от 06.04.1998 N 18-30.
В этой связи Правила застройки и землепользования в городе Самаре утвержденные постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61, не могли быть применены к рассматриваемому земельному участку, сформированному до принятия указанных Правил.
Статья 27 ЗК РФ прямо указывает, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность. Земельный участок с кадастровым номером 63:01:0248003:1 относится к указанной категории земель.
Из вышеуказанных норм ЗК РФ не следует, что для отнесения к землям, ограниченным в обороте, должен быть определен размер участка, отнесенный к территории общего пользования. В случае наличия обременения, правовой режим такого обременения распространяется на весь земельный участок.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что представленная выкопировка из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности является надлежащим доказательством наличия красных линий.
Выводы апелляционного суда соответствуют принятым Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации определению от 01.12.2016 N 305-КГ 16-10498, определению от 16.09.2015 N 306-КГ15-6368, определению от 19.10.2015 N 306-КГ15-11355, определению от 28.04.2017 N 302-ЭС17-3998.
При рассмотрении спора суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, установили, что документы, представленные обществом при обращении с заявлением о государственной регистрации, в частности, письмо Департамента, выкопировка из информационной системы, при правильной их правовой оценке регистрирующим органом не позволяли сделать вывод о наличии оснований для отказа в регистрации перехода права.
При установлении судом на основе исследования всех материалов конкретного дела соответствующих обстоятельств, нарушенные права юридических лиц подлежат восстановлению, поскольку правосудие по самой своей сути может признаваться таковым лишь при условии, что оно отвечает требованиям справедливости и обеспечивает эффективное восстановление в правах.
Доводы кассационной жалобы основаны на несогласии Управления Росреестра по Самарской области с результатами оценки судом апелляционной инстанции имеющихся в деле доказательств и установленных по делу обстоятельств, предполагают их переоценку, которая в силу положений статей 286, 287 АПК РФ недопустима в кассационной инстанции и не может являться основанием для отмены судебного акта.
Следует также отметить, что выписка из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0248003:1 в разделе ограничение прав и обременение объекта недвижимости содержит сведения о договоре аренды земельного участка от 23.10.2017 N 33с/а, заключенного обществом с министерством.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы также не касаются материально-правовой стороны дела, а связаны с оспариванием доказательственной стороны спора, однако в силу главы 35 АПК РФ данные вопросы не входят в компетенцию суда кассационной инстанции.
При названных обстоятельствах оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 АПК РФ основанием для отмены либо изменения обжалованного судебного акта, из кассационной жалобы не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2017 по делу N А55-29866/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
В.А. Петрушкин |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно Инструкции проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается в составе градостроительной документации либо в виде отдельного документа. Вне зависимости от способа его утверждения проект красных линий выполняется в виде отдельного чертежа, после утверждения которого, красные линии переносятся органами архитектуры и градостроительства на планшеты топоподосновы в масштабе 1:2000, охватывающие территорию всего поселения, и закрепляются на ней как сводный план красных линий. В том случае, если красные линии установлены до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий, чертеж и акт установления (изменения) красных линий сопровождаются указанием на необходимость последующей детальной разработки (пункты 3.8,4.1, 4.2, 4.3, 4.7 и 4.8 Инструкции).
Между тем земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет еще до введения ГрК РФ. В частности, запись в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, согласно свидетельству о государственной регистрации права 63-АВ, N 710977, возникла 21.09.2005.
Из решения Арбитражного суда Самарской области от 16.11.2004 по делу N А55-11025/2014 следует, что спорный земельный участок был сформирован в январе 1987 года и красные линии, имеющиеся на спорном участке, не были установлены на основании генплана 2008 года, а занесены в него согласно вышеуказанной Инструкции от 06.04.1998 N 18-30.
...
Статья 27 ЗК РФ прямо указывает, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность. Земельный участок с кадастровым номером 63:01:0248003:1 относится к указанной категории земель."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25 декабря 2017 г. N Ф06-26798/17 по делу N А55-29866/2016