г. Казань |
|
25 декабря 2017 г. |
Дело N А72-7648/2016 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Королёвой Н.Н.,
судей Галиуллина Э.Р., Нагимуллина И.Р.,
при участии представителя:
общества с ограниченной ответственностью "Реконструкция" - Малофеевой Е.А. (доверенность от 19.05.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Поволжского округа от 20.09.2017 (председательствующий судья Баширов Э.Г., судьи Закирова С.Ш., Савкина М.А.)
по делу N А72-7648/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Реконструкция" о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Реконструкция" (далее - ООО "Реконструкция") обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Ульяновской области от 21.07.2016 по делу N А72-7648/2016.
Требование о присуждении компенсации в размере 67 000 руб. с учетом уточнения заявлено в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон о компенсации) и мотивировано тем, что финансовым управлением не исполнено решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21.07.2016 по делу N А72-7648/2016 о признании незаконным бездействия финансового управления, выразившегося в неисполнении исполнительного листа от 23.10.2014 серия АС N004092255, выданного на основании решения Арбитражного суда Ульяновской области от 11.09.2014 по делу NА72-9136/2014, и обязани приостановить до момента исполнения исполнительного листа от 23.10.2014 серия АС N004092255 осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа с.Акшуат" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, за исключением операций по исполнению исполнительных документов, взыскании 3 000 руб. государственной пошлины, 8 000 руб. судебных расходов.
Определением от 14.08.2017 Арбитражный суд Поволжского округа привлек к участию в деле: Управление финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области (далее - финансовое управление) и администрацию муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области - в качестве заинтересованных лиц.
Решением от 20.09.2017 Арбитражный суд Поволжского округа заявление удовлетворил частично, взыскал с финансового управления в пользу ООО "Реконструкция" 50 000 рублей компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта по делу N А72-7648/2016 в разумный срок, в остальной части требования - отказал.
В кассационной жалобе Управление финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области просит состоявшееся решение отменить как не соответствующее нормам права, в удовлетворении заявления - отказать.
Заявитель кассационной жалобы не согласен с определенным судом периодом просрочки исполнения судебного акта с 25.10.2015, поскольку требование заявлено о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Ульяновской области от 21.07.2016 по делу N А72-7648/2016, исполнительный лист направлен в финансовое управление 01.12.2016; указывает, что требование о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего исполнение органом местного самоуправления требований неимущественного характера, может применяться к судебным актам, принятым после 01.01.2017, ссылаясь на Закон о компенсации в редакции Федерального закона от 19.12.2016 N 450-ФЗ.
В судебном заседании 18.12.2017 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) был объявлен перерыв до 25.12.2015 до 14 часов 10 минут, после окончания которого судебное заседание было продолжено в том же судебном составе. Информация о перерыве размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалуемого судебного акта, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителя ООО "Реконструкция", считает решение подлежащим отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Частично удовлетворяя заявление о присуждении компенсации, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ в совокупности, руководствуясь положениями Закона о компенсации в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений, а также Бюджетного кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в пунктах 19, 40, 55 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", приняв во внимание продолжительность неисполнения судебного акта по делу N А72-9136/2014, признал нарушенным право заявителя на исполнение судебного акта в разумный срок.
При этом суд установил, что исполнительный лист серии АС N 004092255, выданный Арбитражным судом Ульяновской области 23.10.2014 на основании решения Арбитражного суда Ульяновской области от 11.09.2014 по делу NА72-9136/2014, направлен в финансовое управление 03.06.2015 и в полном объеме не исполнен, в связи с чем общая продолжительность неисполнения указанного решения составила 404 дней (с 25.10.2015 по 01.09.2016).
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о компенсации, частью 1 статьи 222.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо при нарушении его права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, может обратиться в арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном данным Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, изложенным в подпункте "б" пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Постановление N 11), Закон о компенсации распространяется на случаи нарушения разумных сроков исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с действующим на момент возникновения данных правоотношений законодательством, в том числе по денежным обязательствам казенного учреждения.
Действие Закона о компенсации не распространяется на требования о присуждении компенсации в случаях нарушения срока исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на денежные средства граждан, а также организаций, не являющихся получателями бюджетных средств, в том числе бюджетных учреждений (пункт 2 Постановления N 11).
Под получателями бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) понимаются - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 123.22 (введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ) Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.
Пунктом 1 статьи 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ (далее - Закон N 7-ФЗ) предусмотрено, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
В соответствии с пунктом 6 названной статьи финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, установленных федеральным законом) (пункт 8 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ) предусмотрен особый порядок исполнения решений о взыскании задолженности с бюджетного учреждения, согласно которому:
- бюджетное учреждение - должник в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение его лицевых счетов, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете (абзац 1 пункта 7 части 20 статьи 30);
- бюджетное учреждение - должник самостоятельно определяет, с какого его лицевого счета (лицевых счетов), открытого (открытых) ему, должно производиться списание средств для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе (абзац 2 пункта 7 части 20 статьи 30);
- при отсутствии либо недостаточности денежных средств для исполнения предъявленных исполнительных документов бюджетное учреждение - должник обязано предоставить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня поступления средств на определенный им лицевой счет (абзац 3 пункта 7 части 20 статьи 30);
- при нарушении бюджетным учреждением - должником сроков исполнения исполнительных документов, установленных абзацем 1 пункта 7 части 20 статьи 30 Закона N 83-ФЗ, орган, осуществляющий открытие и ведение его лицевых счетов, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (абзац 4 пункта 7 части 20 статьи 30);
- в случае невозможности осуществления взыскания денежных средств с бюджетного учреждения - должника в связи с отсутствием на лицевых счетах должника денежных средств в течение трех месяцев орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, информирует об этом взыскателя в течение десяти дней со дня истечения трехмесячного срока (абзац 1 пункта 11 части 20 статьи 30);
- в случае отзыва исполнительного документа взыскатель для обращения взыскания на имущество должника вправе направить исполнительный документ на исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (абзац 2 пункта 11 части 20 статьи 30).
Как установлено судом первой инстанции, решением Арбитражного суда Ульяновской области от 11.09.2014 по делу N А72-9136/2014 с муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Акшуат муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области в пользу ООО "Реконструкция" взыскано 1 204 702 руб. 16 коп. долга, 156 812 руб. 06 коп. процентов, 26 615 руб. 14 коп. расходов по государственной пошлине.
Исполнительный лист серии АС N 004092255 выдан Арбитражным судом Ульяновской области 23.10.2014 и направлен заявителем 03.06.2015 в финансовое управление.
Следовательно, судебным актом по делу N А72-9136/2014 предусмотрено взыскание с муниципального учреждения.
Однако в материалах дела отсутствует выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении должника на момент вынесения судебного акта по делу N А72-9136/2014.
Таким образом, присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта, предусматривающего взыскание денежных средств с муниципального учреждения, в разумный срок не является обоснованным.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что решением от 21.07.2016 по делу N А72-7648/2016 Арбитражный суд Ульяновской области признал незаконным бездействие финансового управления, выразившееся в неисполнении исполнительного листа от 23.10.2014 серия АС N004092255, выданного на основании решения Арбитражного суда Ульяновской области от 11.09.2014 по делу NА72-9136/2014; обязал финансовое управление приостановить до момента исполнения исполнительного листа от 23.10.2014 серия АС N004092255 осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа с.Акшуат" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, за исключением операций по исполнению исполнительных документов.
Федеральным законом от 19.12.2016 N 450-ФЗ с 01.01.2017 внесены изменения в статьи 1, 3, 5 Закона о компенсации, в связи с чем с 01.01.2017 Закон о компенсации распространяется и на случаи нарушения права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера.
В соответствии с частью 8 статьи 3 Закона о компенсации в редакции Федерального закона от 19.12.2016 N 450-ФЗ заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд, арбитражный суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
Между тем, как следует из отзыва финансового управления, 08.06.2015 финансовым управлением должнику было направлено уведомление о поступлении исполнительного документа (заявление от взыскателя поступило 03.06.2015); во исполнение решения суда должнику 19.10.2016 было направлено уведомление о приостановлении осуществления операций по расходованию средств на лицевом счете (л.д.142, т.2).
В материалах дела имеется уведомление от 08.06.2015 финансового управления, адресованное МБОУ СОШ с. Акшуат МО "Барышский район" о поступлении исполнительного документа по делу N А72-9136/2014, а также - уведомление от 19.10.2016 о приостановлении осуществления операций по расходованию средств на лицевом счете (л.д.146, 151, т.2).
Указанные обстоятельства судом не учтены и оценка им не дана.
При таких условиях решение о присуждении компенсации не является обоснованным и подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции необходимо уточнить организационно-правовую форму муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Акшуат муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области (бюджетное или казенное), а также - исполнение финансовым управлением решения Арбитражного суда Ульяновской области от 21.07.2016 по делу N А72-7648/2016.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Поволжского округа от 20.09.2017 по делу N А72-7648/2016 отменить, дело - направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Поволжского округа.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.Н. Королёва |
Судьи |
И.Р. Нагимуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 8 статьи 3 Закона о компенсации в редакции Федерального закона от 19.12.2016 N 450-ФЗ заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд, арбитражный суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
...
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции необходимо уточнить организационно-правовую форму муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Акшуат муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области (бюджетное или казенное), а также - исполнение финансовым управлением решения Арбитражного суда Ульяновской области от 21.07.2016 по делу N А72-7648/2016."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25 декабря 2017 г. N Ф06-28024/17 по делу N А72-7648/2016
Хронология рассмотрения дела:
20.03.2018 Решение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-23935/17
25.12.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-28024/17
20.09.2017 Решение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-23935/17
11.10.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12890/16
21.07.2016 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-7648/16