г. Казань |
|
18 января 2018 г. |
Дело N А55-5486/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 16 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен - 18 января 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Ананьева Р.В., Карповой В.А.,
в отсутствие:
лиц участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по самарской области, г. Самара, на решение Арбитражного суда Самарской области от 31.05.2017 (судья Медведев А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2017 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Корнилов А.Б., Бажан П.В.) по делу N А55-5486/2017
по заявлению индивидуального предпринимателя Староверова Виктора Павловича, Самарская область, г. Сызрань, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о признании недействительными отказов, третье лицо: Комитет по строительству и архитектуре администрации г.о. Сызрани Самарской области, Самарская область, г. Сызрань,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Староверов Виктор Павлович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - регистрирующий орган, управление) о признании недействительными отказов в государственной регистрации от 29.12.2016 N 63/008/301/2016-2108 и N 63/008/301/2016-2107, обязании внести соответствующие изменения в записи Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр), а именно: зарегистрировать право собственности на одноэтажное нежилое здание - объект бытового обслуживания персонала предприятия площадью 273,7 кв. м, двухэтажное нежилое здание - объект бытового обслуживания персонала предприятия площадью 104,0 кв. м, находящиеся на земельном участке с кадастровым номером 63:08:0111082:49, по адресу Самарская область, г. Сызрань, ул. Хвалынская, д. 1Б.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 31.05.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2017, требования удовлетворены.
Управление, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, предприниматель является собственником земельного участка, площадью 3840 кв. м, с кадастровым номером: 63:08:0111082:49, на котором расположены следующие объекты недвижимости: отдельно стоящее нежилое одноэтажное здание Литера Б, площадью 177,40 кв. м, отдельно стоящее нежилое одноэтажное здание с одноэтажным пристроем, площадью 367,60 кв. м, нежилое здание, площадью 1583,80 кв. м, нежилое здание - объект бытового обслуживания персонала предприятия, площадью 273,70 кв. м, нежилое здание - объект бытового обслуживания персонала предприятия, площадью 104,00 кв. м.
18.11.2016 заявитель обратился в регистрирующий орган с заявлениями N 63/008/301/2016-2108 и N 63/008/301/2016-2107 о государственной регистрации права собственности на: одноэтажное нежилое здание - объект бытового обслуживания персонала предприятия, площадью 273,7 кв. м, по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Хвалынская, д. 1Б, двухэтажное нежилое здание - объект бытового обслуживания персонала предприятия площадью 104,0 кв. м, по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Хвалынская, д. 1Б. Указанные два объекта недвижимости заявлены к регистрации как объекты вспомогательного использования.
На государственную регистрацию заявителем представлены письма Комитета по строительству и архитектуре Администрации городского округа Сызрань от 16.11.2016 N 7829/Арх и N 7830/Арх, из которых следовало, что земельный участок с кадастровым номером 63:08:01 11082:49 расположен в территориальной зоне ПК-5 "Зона производственных и коммунальных объектов V класса опасности (санитарно-защитная зона до 50 м), где такие виды разрешенного использования, как объекты бытового обслуживания персонала предприятий, являются вспомогательными.
Управление сообщениями от 29.12.2016 N 63/008/301/2016-2108 и N 63/008/301/2016-2107 в государственной регистрации прав на указанные объекты отказало, что послужило основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд настоящими требованиями.
Суды двух инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Пунктом 1 статьи 25.3 Закона о регистрации предусмотрено, что основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание, а также правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.
Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что при возведении вспомогательного объекта действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена необходимость получения застройщиком разрешения на строительство и, следовательно, разрешения на ввод в эксплуатацию объекта.
Согласно пункту 3 статьи 25.3 Закона о регистрации документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.
Заявителем на государственную регистрацию подана декларация по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2009 N 447, экспертное техническое обоснование ООО "Артстройпроект", в котором указано, что заявленные к регистрации здания представляют собой объекты вспомогательного назначения и в случае здания площадью 273,7 кв. м включает в себя ряд подсобных помещений: комнату хранения инвентаря вместе с гардеробной, уборную, а здание площадью 104,0 кв. м включает в себя курительную, гардеробные, умывальную комнаты и еще помещение охраны (или КПП). По результатам проведенного обследования установлено, что на возведение зданий не требуется оформление разрешения на строительство, так как они являются зданиями вспомогательного использования.
В рамках межведомственного информационного взаимодействия регистрирующим органом в Комитет по строительству и архитектуре администрации городского округа Сызрань Самарской области были направлены соответствующие запросы. Согласно полученным ответам спорные нежилые здания обладают признаками вспомогательных объектов. Кроме того, земельный участок, с кадастровым номером: 63:08:0111082:49, находится в территориальной зоне, для которой вид разрешенного использования "объекты бытового обслуживания персонала предприятий" является вспомогательным.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа Сызрань Самарской области земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Хвалынская, д. 1Б, находится в зоне ПК-5 (Зона предприятий и складов V класса опасности (санитарно-защитные зоны до 50 м). Вид разрешенного использования "объекты бытового обслуживания персонала предприятий" является для такой зоны вспомогательным.
В соответствии с пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации допускается использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны. Регистрирующий орган не представил в материалы дела доказательства, опровергающие указанные выше обстоятельства. Довод регистрирующего органа о том, что в представленном техническом заключении нет обоснования отнесения объектов недвижимости к вспомогательным объектам, арбитражным апелляционным судом не принимается во внимание, поскольку оснований сомневаться в выводах, изложенных в техническом обосновании ООО "Артстройпроект", не имеется.
Давая оценку имеющимся в деле доказательствам в их совокупности в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды исходили из того, что регистрирующим органом не представлено доказательств, опровергающих выводы эксперта.
При указанных обстоятельствах суды двух инстанций пришли к выводу об отсутствии у регистрирующего органа оснований для отказа в государственной регистрации права собственности по указанному в сообщениях основанию.
При этом суды исходили из сложившейся судебно-арбитражной практики, отраженной в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 10.05.2016 по делу N А55-21206/2015, от 01.02.2017 по делу N А55-28461/2015.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию росреестра в судах первой и апелляционной инстанций, которой дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 31.05.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2017 по делу N А55-5486/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и срок, предусмотренном статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Ю. Муравьев |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации допускается использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны. Регистрирующий орган не представил в материалы дела доказательства, опровергающие указанные выше обстоятельства. Довод регистрирующего органа о том, что в представленном техническом заключении нет обоснования отнесения объектов недвижимости к вспомогательным объектам, арбитражным апелляционным судом не принимается во внимание, поскольку оснований сомневаться в выводах, изложенных в техническом обосновании ООО "Артстройпроект", не имеется.
Давая оценку имеющимся в деле доказательствам в их совокупности в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды исходили из того, что регистрирующим органом не представлено доказательств, опровергающих выводы эксперта.
При указанных обстоятельствах суды двух инстанций пришли к выводу об отсутствии у регистрирующего органа оснований для отказа в государственной регистрации права собственности по указанному в сообщениях основанию.
При этом суды исходили из сложившейся судебно-арбитражной практики, отраженной в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 10.05.2016 по делу N А55-21206/2015, от 01.02.2017 по делу N А55-28461/2015."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18 января 2018 г. N Ф06-28005/17 по делу N А55-5486/2017