Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20 февраля 2018 г. N Ф06-29967/18 по делу N А55-1263/2017

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Вводя такой порядок исчисления срока для обращения в суд, законодатель учитывал, что относящиеся к сфере правоприменительной деятельности решения и действия органов публичной власти и их должностных лиц оказывают не всегда непосредственное - в том числе во временном проявлении - влияние на интересы субъектов, статус которых они затрагивают. Иными словами, они могут проявлять свое регулятивно-правовое воздействие на заинтересованных лиц (независимо от их статусной принадлежности к частноправовой или публично-правовой сфере) и становиться известными не сразу, а спустя определенное, порой весьма продолжительное время после их принятия (совершения). Соответственно, исчисление в данном случае сроков для обращения в суд возможно с учетом особенностей этих отношений и имея в виду, в конечном счете, необходимость восстановления нарушенных прав участников правоотношений и недопустимость отказа в этом исключительно по формальным основаниям вопреки требованиям Конституции Российской Федерации (статья 19, части 1 и 2; статья 46, части 1 и 2).

В связи с этим нельзя считать неоправданным наделение суда - для эффективного достижения в рамках соответствующей категории дел конституционных целей правосудия, конкретизированных в статье 2 АПК РФ, - более широкими, чем в иных ситуациях, возможностями усмотрения при установлении факта осведомленности обратившегося в суд заинтересованного лица относительно нарушения его прав и законных интересов тем или иным решением, действием (бездействием) публичной власти, законность которых предлагается проверить в судебной процедуре.

Названное законоположение не может рассматриваться как допускающее произвольное, на основании оценки одной лишь субъективной позиции заявителя по данному вопросу, определение судом момента начала течения установленного в нем срока и предполагает для суда необходимость при рассмотрении поданного заявления принять во внимание все значимые для правильного решения дела фактические обстоятельства, позволяющие доподлинно установить момент, когда заинтересованному лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов, оценивая имеющиеся в деле доказательства на предмет относимости, допустимости и достоверности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.

Таким образом, арбитражному суду следовало в первую очередь установить непосредственно момент, когда Администрации реально стало известно о нарушении его прав и законных интересов, а в случае несвоевременного обращения заявителя за судебной защитой обсудить причины, препятствующие такому обращению, независимо от отсутствия отдельного ходатайства по данному вопросу.

Однако суд первой инстанции и апелляционный суд при рассмотрении настоящего дела фактически уклонились от выяснения указанных обстоятельств и не установили доподлинно момент, когда истцу стало известно о нарушении его прав и законных интересов, констатировав лишь то, что Администрация, узнав о наличии обременения на земельный участок в виде аренды, соответственно, имела возможность ознакомиться с оспариваемым ненормативным актом от 22.08.2014 N 447-р о предоставлении спорного земельного участка в собственность с момента издания распоряжения от 05.05.2016 N 194-ро и обратиться с соответствующим требованием в арбитражный суд, что противоречит требованиям статьи 168 АПК РФ и не согласуется с разъяснениями, данными в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.12.2013 N 1908-О.

...

Из материалов дела видно, что спорный земельный участок распоряжением от 05.05.2016 N 194-ро передан из федеральной в муниципальную собственность, тем самым безвозмездно осуществлено перераспределение собственности путем передачи имущества от одного публичного собственника другому в установленном порядке.

Такие действия могли быть совершены в целях соблюдения требований подпункта 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с принципом единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов."