г. Казань |
|
19 марта 2018 г. |
Дело N А55-6026/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Петрушкина В.А., Карповой В.А.,
при участии представителей:
акционерного общества "Самаранефтепродукт" - Сарматиной А.А. (доверенность от 28.12.2017),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области 11.10.2017 (судья Шабанов А.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2017 (председательствующий судья Романенко С.Ш., судьи Пышкина Н.Ю., Терентьев Е.А.)
по делу N А55-6026/2017
по исковому заявлению акционерного общества "Самаранефтепродукт" (ОГРН 1026301421167, ИНН 6317019121), г.Самара, к Департаменту управления имуществом городского округа Самара, г.Самара, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: администрации городского округа Самара, г.Самара, о взыскании неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Самаранефтепродукт" (далее - АО "Самаранефтепродукт", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации г.о. Самара (далее - администрация) о взыскании неосновательного обогащения в сумме 550 797 руб. 65 коп.
Определением Арбитражный суд Самарской области от 12.09.2017 на основании статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по ходатайству истца, судом произведена замена ненадлежащего ответчика администрации на Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.10.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2017 исковые требования удовлетворены, с Департамента за счет средств казны муниципального образования "Городской округ Самара" в пользу АО "Самаранефтепродукт" взыскано неосновательное обогащение в сумме 550 797 руб. 65 коп.
Департамент, не согласившись с принятыми судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Представитель АО "Самаранефтепродукт", явившийся в судебное заседание, с кассационной жалобой не согласился, просил оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлением администрации г.Самары от 17.05.1993 N 748 подразделению Самарского государственного предприятия по обеспечению нефтепродуктами "Самаранефтепродукт" - Кряжскому предприятию N 1 по обеспечению нефтепродуктами на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок площадью 0,3175 га фактически занимаемый АЗС-108 по Красноглинскому шоссе в Красноглинском районе, о чем выдано свидетельство от 07.07.1993 N 70187.
Вышеуказанный земельный участок был разделен на земельные участки: площадью 489 кв.м с кадастровым номером 63:01:03 04 005:568, площадью 266 кв.м с кадастровым номером 63:01:03 04 005:570, площадью 2 420 кв.м с кадастровым номером 63:01:0304005:569.
В порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на основании приказов Министерства имущественных отношений Самарской области от 02.12.2010 N 3107 и от 10.11.2011 N 3405 между Министерством имущественных отношений Самарской области (арендодатель) и АО "Самаранефтепродукт" (арендатор) заключены договоры аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей не связанных со строительством от 02.12.2011 N 2049а-2010/2015 и N 2048а-2010/2015, по условиям которых обществу в аренду сроком до 19.01.2015 предоставлены земельные участки: площадью 489 кв.м с кадастровым номером 63:01:03 04 005:568 по адресу: г. Самара, Красноглинский район, пос. Красная Глинка, ул. Жигули, д.62, и площадью 266 кв.м с кадастровым номером 63:01:03 04 005:570, по адресу: г. Самара, Красноглинский район, пос. Красная Глинка, ул. Жигули, д.62, для использования под АЗС N 108 (далее - договоры аренды от 02.12.2011 N 2049а-2010/2015, N 2048а-2010/2015)
Договоры аренды от 02.12.2011 N 2049а-2010/2015, N 2048а-2010/2015 зарегистрированы в установленном законом порядке, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделаны записи регистрации.
На основании договора купли-продажи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей не связанных со строительством от 12.05.2011 N 248-2011/к АО "Самаранефтепродукт" на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 2 420 кв.м с кадастровым номером 63:01:0304005:569, расположенный по адресу: Самарская область, г.Самара, Красноглинский район, пос.Красная Глинка, ул.Жигули, д. 62, для использования под АЗС-108, о чем 18.01.2012 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" годовой размер арендной платы в случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
Решением Самарского областного суда от 30.03.2016 по административному делу N 3а-76/2016 удовлетворены требования АО "Самаранефтепродукт" об установлении кадастровой стоимости, в том числе в отношении земельных участков с кадастровым номером 63:01:0304005:568 в размере 1 709 055,00 руб. и с кадастровым номером 63:01:03 04 005:570 в размере 929 670,00 руб., которая подлежит применению для расчета арендной платы с 01.01.2015.
Общество, указывая, что за 2015 год арендная плата оплачена им в соответствии с условиями договоров аренды от 02.12.2011 N 2049а-2010/2015, N 2048а-2010/2015 по методике, установленной постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области", исходя из размера кадастровой стоимости земельных участков, определенной в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 N 610 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области", считает, что им излишне была оплачена арендная плата в сумме 577 184 руб. 90 коп., за указанный период.
В 2016 году по договорам аренды от 02.12.2011 N 2049а-2010/2015, N 2048а-2010/2015 в счет арендной платы истцом заявлено о зачете переплаты за 2015 год по договору аренды от 02.12.2011 N 2049а-2010/2015/СНП-12-0063/Д в сумме 34 181,10 руб., по договору аренды от 02.12.2011 N 2048а-2010/2015/СНП-12-0064/Д в сумме 18 593,4 руб. за период с 01.01.2010 по 31.12.2016, а также за 1 и 2 квартал 2017 года по договору от 02.12.2011 N 2049а-2010/2015/СНП-12-0063/Д в сумме 17 090,55 руб., по договору от 02.12.2011 N 2048а-2010/2015/СНП-12-0064/Д в сумме 9 296,7 руб.
АО "Самаранефтепродукт", полагая, что с учетом произведенного зачета за период с 01.01.2017 по 30.06.2017 в размере 26 387 руб. 25 коп., излишне оплатило арендную плату по указанным договорам в сумме 550 797,65 руб., в результате чего на стороне арендодателя возникло неосновательное обогащение, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что решением Самарского областного суда от 30.03.2016 по административному делу N 3а-76/2016 установлена новая кадастровая стоимость земельных участков, пришли к выводу о том, что в силу положений статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" новая кадастровая стоимость земельных участков подлежит применению с 01.01.2015 при расчете арендной платы по договорам аренды от 02.12.2011 N 2049а-2010/2015, N 2048а-2010/2015.
Принимая во внимание, что в период с 01.01.2015 по 31.12.2015 общество, с учетом произведенных зачетов, излишне оплатило арендную плату за пользование земельными участками по вышеуказанным договорам аренды, суды, руководствуясь статьями 614, 1102, 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации, взыскали с Департамента за счет средств казны муниципального образования "Городской округ Самара" в пользу АО "Самаранефтепродукт" неосновательное обогащение в сумме 550 797 руб. 65 коп.
Период, размер и основания неосновательного обогащения сторонами не оспаривается.
Довод кассационной жалобы о том, что Департамент является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, судебной коллегией отклоняется.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, (в том числе занимаемыми зданиями, строениями, сооружениями), а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, с 01.07.2006 возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
В связи с принятием Закона Самарской области от 26.02.2015 N 11-ГД, внесены изменения в Закон Самарской области от 29.12.2014 N 134-ГД "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области", в статью 5.1 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле", в соответствии с которыми полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в городском округе Самара, с 01.03.2015 переданы органам местного самоуправления городского округа Самара.
Полномочиями по распоряжению спорными земельными участками в силу статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", постановления администрации городского округа Самара от 11.01.2017 N 1 "О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" переданы Департаменту управления имуществом городского округа Самара.
Так согласно пункту 2 постановления администрации городского округа Самара от 11.01.2017 N 1 "О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" руководитель Департамента управления имуществом городского округа Самара наделен полномочиями, в том числе по: контролю за соблюдением условий договоров аренды земельных участков, безвозмездного пользования земельными участками, предоставленными для целей, не связанных со строительством; администрированию доходов от договоров аренды земельных участков и купли-продажи земельных участков, предоставленных для целей, не связанных со строительством, соглашений о перераспределении земель и (или) земельных участков, об установлении сервитута в отношении земельного участка, а также иных доходов от распоряжения земельными участками.
Как указывалось выше, спорные земельные участки предоставлены обществу по договорам аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей не связанных со строительством от 02.12.2011 N 2049а-2010/2015, N 2048а-2010/2015 для использования под АЗС N 108, без права на строительство.
Таким образом, главным администратором доходов бюджета г.о. Самара по доходам в виде арендной платы за земельные участки, предоставленные для целей, не связанных со строительством, является Департамент.
Согласно статье 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный администратор доходов бюджета обладает бюджетными полномочиями, в том числе и по: осуществлению начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; осуществлению взыскания задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов; принятию решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представлению поручения в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации; принятию решения о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что Департамент является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Самарской области 11.10.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области 11.10.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2017 по делу N А55-6026/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом.
Председательствующий судья |
Р.В. Ананьев |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный администратор доходов бюджета обладает бюджетными полномочиями, в том числе и по: осуществлению начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; осуществлению взыскания задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов; принятию решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представлению поручения в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации; принятию решения о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства.
...
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Самарской области 11.10.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19 марта 2018 г. N Ф06-31127/18 по делу N А55-6026/2017