г. Казань |
|
28 марта 2018 г. |
Дело N А57-33204/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 март 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 марта 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гильмановой Э.Г.,
судей Желаевой М.З., Сабирова М.М.,
при участии представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Липовское" - Сушко Е.Т., доверенность от 10.01.2018 б/н (до перерыва); Иргискиной Д.С., доверенность от 18.10.2017 б/н,
Министерства сельского хозяйства Саратовской области - Яворека Д.Я., доверенность от 15.05.2017 N 03-03-02-2742,
в отсутствие:
Министерства финансов Саратовской области - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 15.09.2017 (судья Медникова М.Е.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2017 (председательствующий судья Телегина Т.Н., судьи Лыткина О.В., Цуцкова М.Г.)
по делу N А57-33204/2016
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Липовское" (ОГРН 1046404900552, ИНН 6449970622) к Саратовской области в лице Министерства сельского хозяйства Саратовской области (ОГРН 1036405514090, ИНН 6455020996), Министерству финансов Саратовской области о взыскании 9 594 373 руб.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Липовское" (далее - ООО "Липовское", истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области обратилось с исковым заявлением к Саратовской области в лице Министерства сельского хозяйства Саратовской области о взыскании за счет средств казны Саратовской области убытков, причиненных ненадлежащим исполнением договора на предоставление субсидий из бюджета Саратовской области в размере 9 556 963 руб., из которых: 127 051 руб. - возмещение процентной ставки по инвестиционным кредитам на развитие животноводства по договору на открытие невозобновляемой кредитной линии, 272 756 руб. - возмещение процентной ставки по краткосрочным кредитам на развитие растениеводства по договору на открытие невозобновляемой кредитной линии, 6 398 742 руб. - возмещение затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей в рамках строительства, реконструкции и технического перевооружения мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, принадлежащих им на праве собственности или переданных им в пользование в установленном порядке, за приобретенные новые поливные и распределительные трубопроводы, новые дождевальные машины и установки, насосно-силовое оборудование, электросиловое оборудование, запорно-регулирующую арматуру оросительной сети, 2 758 414 руб. - компенсация затрат за подачу воды электрофицированными насосными станциями на полив сельскохозяйственных культур (с учетом принятых судом уточнений исковых требований).
Суд к участию в деле в качестве соответчика привлек Министерство финансов Саратовской области.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 15.09.2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2017, исковые требования удовлетворены частично. С Саратовской области в лице Министерства сельского хозяйства Саратовской области за счет средств казны Саратовской области в пользу истца взысканы убытки в размере 6 798 549 руб., а также расходов по уплаченной государственной пошлине в размере 50 355 руб.
Не согласившись с вынесенными судебными актами в части взыскания с Саратовской области в лице Министерства сельского хозяйства области за счет средств казны Саратовской области в пользу ООО "Липовское" убытков в размере 6 798 549 руб., расходов по оплате государственной пошлины в сумме 50 355 руб., Министерство сельского хозяйства Саратовской области обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты в указанной части отменить и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований ООО "Липовское" в полном объеме.
Заявитель в кассационной жалобе ссылается на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Поскольку заявителем кассационной жалобы принятые по делу судебные акты обжалуются только в части удовлетворения исковых требований, суд кассационной инстанции проверяет законность обжалованных судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы (часть 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании 20.03.2018, был объявлен перерыв до 13 часов 30 минут 27.03.2018. Соответствующая информация была размещена на официальном сайте в Информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Проверив законность принятых по делу судебных актов в обжалуемой части по правилам главы 35 АПК РФ, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований к их отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 01.12.2014 Министерство сельского хозяйства Саратовской области (министерство) и ООО "Липовское" (получатель) заключили соглашение о предоставлении субсидий на государственную поддержку сельского хозяйства N 5, по условиям которого Министерство предоставляет получателю субсидии на государственную поддержку сельского хозяйства по направлению на возмещение затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей в рамках строительства, реконструкции и технического перевооружения мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, принадлежащих им на праве собственности или переданных им в пользование в установленном порядке, за приобретенные новые поливные и распределительные трубопроводы, новые дождевальные машины и установки, насосно-силовое оборудование, электросиловое оборудование, запорно-регулирующую арматуру оросительной сети в соответствии с Положением о предоставлении в 2014 году субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства, утвержденного постановление Правительства Саратовской области от 27 марта 2014 года N 183-П, а также иными нормативными правовыми актами, регламентирующими вопросы предоставления данной субсидии.
Права и обязанности сторон определены в разделе 2 заключенного договора, ответственность сторон - в разделе 3, порядок разрешения споров - в разделе 4, заключительные положения - в разделе 5 договора.
Полагая, что ненадлежащим исполнением Министерством сельского хозяйства Саратовской области возложенных на него обязанностей по предоставлению субсидий из бюджета Саратовской области на государственную поддержку сельского хозяйства истцу были причинены убытки, истец обратился в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
В части отказа в удовлетворении иска судебные акты не обжалуются, законность актов в указанной части не является предметом проверки кассационной инстанции.
Удовлетворяя исковые требования, суды предыдущих инстанций исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В статье 1069 ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Условиями наступления ответственности, предусмотренной статьей 1069 ГК РФ, являются наличие вреда, размер вреда, противоправное поведение причинителя вреда, а также причинная связь между противоправным поведением и наступившим вредом.
Таким образом, лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, обязано доказать факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей (совершение незаконных действий или бездействия) либо противоправного поведения, наличие причинно-следственной связи между этим фактом и понесенными убытками, а также размер убытков.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий, необходимых для применения ответственности в виде взыскания убытков, влечет отказ в удовлетворении иска.
Статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) устанавливает, что субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ и услуг, предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе, в том числе в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, работ, услуг. Субсидии из областных бюджетов предоставляются в случаях и в порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа субъекта Федерации. Такие нормативные акты должны определять, в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий.
БК РФ не устанавливает ни обязательности заключения договора на получение субсидий из средств бюджетов субъектов Федерации, ни специальных правил определения момента возникновения бюджетного обязательства по выплате субсидии.
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 85 БК РФ могут возникать непосредственно из законов и иных нормативных актов субъекта Российской Федерации, такие обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов.
Постановлением Правительства Саратовской области от 19.02.2013 N 73-П было утверждено Положение о предоставлении в 2013 году субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства.
В рамках указанного Постановления сельскохозяйственным производителям было предоставлено право в заявительном порядке получить субсидии на возмещение затрат по ряду приоритетных направлений деятельности в области растениеводства и животноводства, в том числе субсидии в рамках реализации: ведомственной целевой программы "Развитие мелиоративных систем общего и индивидуального пользования в Саратовской области на 2013 год"; долгосрочной областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области" на 2013 - 2020 годы (Подпрограмма "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства" на 2013 - 2020 годы, Подпрограмма "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства" на 2013 - 2020 годы).
Статьей 1.4 разд. I Положения предусмотрена выплата субсидии на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства.
Право на возмещение части затрат в 2014 году было предоставлено сельскохозяйственным товаропроизводителям Постановлением Правительства Саратовской области от 27.03.2014 N 183-П "Об утверждении Положения о предоставлении в 2014 году субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства".
Статьей 2.8 Приложения к Положению предусмотрен порядок предоставления субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства.
Субсидии предоставляются в порядке очередности, исходя из времени поступления в Министерство необходимых документов, предусмотренных настоящим Положением и приложением к нему. Порядок приема и регистрации документов, представленных для получения субсидий, устанавливается Министерством.
Министерство осуществляет проверку представленных заемщиком документов, регистрирует заявление заемщика в порядке поступления заявлений в журнале регистрации, который нумеруется, прошнуровывается и скрепляется печатью, и направляет заемщику в течение 10 дней со дня регистрации принятых документов письменное уведомление о принятии заявления к рассмотрению или об отказе в его принятии с указанием причины отказа.
Факт обращения истца в Министерство сельского хозяйства Саратовской области с надлежащим образом оформленными заявками на предоставление субсидий по программам "возмещение процентной ставки по инвестиционным кредитам на развитие животноводства", "возмещение процентной ставки по краткосрочным кредитам на развитие растениеводства, "возмещение затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей в рамках строительства, реконструкции и технического перевооружения мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, принадлежащих им на праве собственности или переданных им в пользование в установленном порядке, за приобретенные новые поливные и распределительные трубопроводы, новые дождевальные машины и установки, насосно-силовое оборудование, электросиловое оборудование, запорно-регулирующую арматуру оросительной сети" подтвержден материалами дела.
В книге содержится отметка о принятии 25.12.2013 от ООО "Липовское" двух пакетов документов на предоставление за счет средств областного и федерального бюджетов субсидий (20%, 30%) на возмещение до 50 процентов затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей в рамках строительства, реконструкции и технического перевооружения мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, принадлежащих им на праве собственности или переданных им в пользование в установленном порядке, за приобретенные новые поливные и распределительные трубопроводы, новые дождевальные машины и установки, насосно-силовое оборудование, электросиловое оборудование, запорно-регулирующую арматуру оросительной сети.
Аналогичная запись была внесена Министерством сельского хозяйства Саратовской области 01.12.2014 о принятии от ООО "Липовское" одного пакета документов (50%, 20%).
Доказательства несоблюдения истцом порядка подачи заявок на субсидии и отказа по этим основаниям в предоставлении субсидий, в материалах дела не имеется.
Как установлено постановлением Правительства Саратовской области от 19.02.2013 N 73-П "Об утверждении Положения о предоставлении в 2013 году субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства", Постановлением Правительства Саратовской области от 27.03.2014 N 183-П "Об утверждении Положения о предоставлении в 2014 году субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства", Постановлением Правительства Саратовской области от 06.03.2015 N 111-П "Об утверждении Положения о предоставлении субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства" субсидии предоставляются в порядке очередности, исходя из времени поступления в Министерство необходимых документов, предусмотренных настоящим Положением и приложением к нему, если приложением к настоящему Положению не предусмотрено иное.
Между тем, из представленных в материалы дела Министерством сельского хозяйства Саратовской области реестров заявителей (заемщиков) на предоставление субсидий за счет средств федерального и областного бюджетов на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства за 2013 год, реестров заявителей (заемщиков) на предоставление субсидий за счет средств федерального и областного бюджетов на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства за 2014 год, не усматривается очередность подачи документов сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Реестры сформированы исходя из года заключения кредитного договора, на основании несения затрат по которому сельскохозяйственные товаропроизводители обращались за получением субсидии, а также муниципального образования, в котором такие заявители фактически осуществляют свою деятельность.
Такой порядок выплаты субсидий не соотносится с правилами, предусмотренными Постановлением Правительства Саратовской области от 19.02.2013 N 73-П, Постановлением Правительства Саратовской области от 27.03.2014 N 183-П, Постановлением Правительства Саратовской области от 06.03.2015 N 111-П.
Журнал регистрации заявлений о предоставлении средств на возмещение части затрат по инвестиционным кредитам (займам) в 2014 году, Журнал регистрации заявлений заемщиков на предоставление субсидий на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) в 2013 году, Журнал регистрации заявлений заемщиков на предоставление субсидий на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства за 2013 - 2014 года также не содержат информации об очередности подачи конкретных пакетов документов, дающих право на получение субсидии. В журналах отражен перечень кредитных договоров, дающих право на получение компенсации части процентной ставки по инвестиционным, краткосрочным кредитам при условии подтверждения несения фактических затрат по таким договорам.
Иных доказательства соблюдения Министерством сельского хозяйства Саратовской области очередности при выплате субсидий и отсутствия у истца права на получение субсидии в полном объеме в случае выделения денежных средств в объемах утвержденных бюджетных ассигнований в материалах дела не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суды, придя к выводу о возникновении у ООО "Липовское" права на получение субсидий: на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства в 2013 году в размере 272 756 руб.; на возмещение до 50 процентов затрат в рамках строительства, реконструкции и технического перевооружения мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, принадлежащих им на праве собственности или переданных им в пользование в установленном порядке, за приобретенные новые поливные и распределительные трубопроводы, новые дождевальные машины и установки, насосно-силовое оборудование, электросиловое оборудование, запорно-регулирующую арматуру оросительной сети за 2013 году в размере 4 584 917 руб.; на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства за 2014 год в размере 127 051 руб.; возмещение части затрат за счет средств областного бюджета в размере до 20 процентов и за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, в размере до 50 процентов от стоимости, при условии фактически произведенных расходов в 2014 году в рамках строительства, реконструкции и технического перевооружения мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, принадлежащих им на праве собственности или переданных им в пользование в установленном порядке, за приобретенные новые поливные и распределительные трубопроводы, новые дождевальные машины и установки, насосно-силовое оборудование, электросиловое оборудование, запорно-регулирующую арматуру оросительной сети в размере 1 813 825 руб., признали исковые требования в части взыскания убытков в размере 6 798 549 руб. подлежащими удовлетворению.
Содержащиеся в кассационной жалобе доводы проверены судом кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку.
Доводов, опровергающих выводы судов, кассационная жалоба не содержит.
Поскольку сделанные судами первой и апелляционной инстанций выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам, нормы материального права применены судами правильно, нарушений процессуального законодательства не допущено, принятые по делу судебные акты в обжалуемой части подлежат оставлению без изменения.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 15.09.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2017 по делу N А57-33204/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Э.Г. Гильманова |
Судьи |
М.З. Желаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) устанавливает, что субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ и услуг, предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе, в том числе в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, работ, услуг. Субсидии из областных бюджетов предоставляются в случаях и в порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа субъекта Федерации. Такие нормативные акты должны определять, в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий.
БК РФ не устанавливает ни обязательности заключения договора на получение субсидий из средств бюджетов субъектов Федерации, ни специальных правил определения момента возникновения бюджетного обязательства по выплате субсидии.
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 85 БК РФ могут возникать непосредственно из законов и иных нормативных актов субъекта Российской Федерации, такие обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28 марта 2018 г. N Ф06-31153/18 по делу N А57-33204/2016