г. Казань |
|
05 апреля 2018 г. |
Дело N А06-2798/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 апреля 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Топорова А.В., Баширова Э.Г.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 11.09.2017 (судья Колмакова Н.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2017 (председательствующий судья Кузьмичев С.А., судьи Землянникова В.В., Смирников А.В.)
по делу N А06-2798/2017
по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Научно-исследовательский институт по изучению лепры" Министерства здравоохранения России к Управлению Федерального казначейства по Астраханской области о признании недействительным пункта 8 представления от 05.04.2017 N 25-28-25-2/10, заинтересованное лицо: Астраханская областная организация Профсоюза,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Научно-исследовательский институт по изучению лепры" Министерства здравоохранения России (далее - заявитель, учреждение, ФГБУ "НИИ по изучению лепры", институт) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Астраханской области (далее - Управление, орган финансового контроля) о признании недействительным пункта 8 представления от 05.04.2017 N 25-28-25-2/10.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 11.09.2017 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе орган финансового контроля, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. До судебного заседания ФГБУ "НИИ по изучению лепры" заявлено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако явку своих представителей в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, судебная коллегия установила следующее.
Основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением явилось незаконное, по мнению учреждения, представление органа финансового контроля от 05.04.2017 N 25-28-25-2/10, а именно пункт 8 настоящего представления, как противоречащий закону и нарушающий права и законные интересы ФГБУ "НИИ по изучению лепры".
В ходе судебного разбирательства судами установлено, что на основании приказа Управления от 16.01.2017 N 17 проведена выездная ревизионная проверка использования ФГБУ "НИИ по изучению лепры" средств федерального бюджета за 2016 год, в ходе которой должностными лицами органа финансового контроля установлен факт нарушения заявителем требований пункта 9.2.2 Положения об оплате труда работников, утвержденным коллективным договором, заключенного между работниками учреждения и работодателем на 2015-2018 годы от 23.12.2015 N 2 (далее - коллективный договор), и пункта 1.3 Приложения N 5 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.08.2008 N 463н "О введении новой системы оплаты труда работников федеральных бюджетных научных учреждений, имеющих в составе клинические подразделения, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации" (далее - Приказ Министерства от 28.08.2008 N 463н), в результате чего произведен неправомерный расход федеральных средств (завышена сумма стимулирующих выплат за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения) на общую сумму 327 462,88 руб. работникам подразделений, несвязанным с противолепрозной деятельностью (изучением и лечением лепры) (пункт 8 оспариваемого представления).
По результатам проверки Управлением составлен акт от 03.03.2017 и вынесено представление от 05.04.2017 N 25-28-25-2/10 о необходимости рассмотрения информации об указанных в настоящем представлении нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и государственных (муниципальных) контрактов, а также принять меры по устранению причин и условий их совершения и недопущению в дальнейшем выявленных в ходе проверки нарушений.
Исследовав представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 135, 147, 129, 219, 372 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), пунктом 1 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положением о введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 N 583 (далее - Положение о введении новых систем оплаты труда), Приложениями N 4 и N 5 к Приказу Министерства от 28.08.2008 N 463н, Положениями об оплате труда работников и о премировании работников ФГБУ "НИИ по изучению лепры", утвержденными коллективным договором, а также, установив, что указанные в представлении Управления от 05.04.2017 N 25-28-25-2/10 отделы являются структурными подразделениями учреждения, без которых невозможно нормальное функционирование научно-исследовательского института по изучению лепры, и данные отделы являются структурными подразделениями института с вредными и (или) опасными производственными факторами, а работники отделов его сотрудниками, суды признали оспариваемый пункт настоящего представления не соответствующим закону и нарушающим права и интересы заявителя.
Заявитель кассационной жалобы настаивает на своей позиции, полагая, что проведенная в институте специальная оценка условий труда не может являться основанием для установления всем работникам ФГБУ "НИИ по изучению лепры" вне зависимости от занимаемой должности стимулирующей выплаты за продолжительность непрерывной работы, предусмотренной пунктом 1.1.1 приложения N 5 к Приказу Министерства от 28.08.2008 N 463н для работников противолепрозных (лепрозных) подразделений, поскольку данная надбавка не является компенсацией за работу во вредных и опасных условий труда и, следовательно, не зависит от оценки условий труда.
Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы заявителя жалобы, исходит из установленных по делу обстоятельств и следующих норм права.
Статья 147 ТК РФ позволяет для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливать оплату в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.
В силу статьи 219 ТК РФ каждый работник имеет право на гарантии и компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном статьями 92, 117 и 147 настоящего Кодекса.
Согласно пунктам 1, 2(1) Положения о введении новых систем оплаты труда, системы оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений (далее соответственно - работники федеральных учреждений, федеральные учреждения), которые включают в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также настоящим Положением.
Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (абзац 6 статьи 135 ТК РФ).
Системы оплаты труда работников федеральных бюджетных и автономных учреждений устанавливаются с учетом примерных положений об оплате труда работников подведомственных бюджетных и (или) автономных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя этих учреждений, и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные бюджетные и (или) автономные учреждения. Указанные примерные положения носят для федеральных бюджетных и автономных учреждений рекомендательный характер.
Как следует из материалов дела, в рамках предоставленных полномочий, закрепленных уставом ФГБУ "НИИ по изучению лепры" и действующим законодательством, учреждение наделено правом самостоятельно распоряжаться денежными средствами.
Так, как установлено судами, заявитель, реализуя предоставленные ему коллективным договором и Приложением N 5 к Приказу Министерства от 28.08.2008 N 463н, осуществлял выплату работникам ФГБУ "НИИ по изучению лепры" за продолжительность непрерывной работы в следующих максимальных размерах:
а) работникам противолепрозных (лепрозных) подразделений - в размере 10 процентов оклада за каждый год работы. Максимальный размер надбавки не может превышать для медицинских работников 80 процентов, для других работников - 50 процентов (пункт 9.2.1 Положения об оплате труда, пункт 1.1.1 Приложения N 5 к Приказу Министерства от 28.08.2008 N 463н);
б) всем работникам учреждений здравоохранения и социальной защиты населения, кроме работников, получающих надбавку по основаниям, предусмотренным в подпункте "а" пункта 9.2.2. Положения об оплате труда - в размере 20 процентов оклада за первые три года и 10 процентов за последующие два года непрерывной работы, но не выше 30 процентов оклада (пункт 9.2.2. Положения об оплате труда, пункт 1.3 Приложения N 5 к Приказу Министерства от 28.08.2008 N 463н).
Пункт 9.2.2. данного Положения распространяется на вновь зачисленных в штат организации работников, пришедших из других учреждений здравоохранения с уже заработанной надбавкой за выслугу лет, всем остальным работникам учреждения стимулирующая надбавка за выслугу лет устанавливается в соответствии с пунктом 9.2.1. Положения об оплате труда, в каких бы структурных подразделениях института они не числились.
Согласно пункту 9.2.1. Положения об оплате труда работникам института, как работникам противолепрозных подразделений устанавливается стимулирующая надбавка в размере 10 процентов оклада за каждый год работы.
Приказ Министерства от 28.08.2008 N 463н утверждает Примерное положение об оплате труда работников федеральных бюджетных научных учреждений, имеющих в составе клинические подразделения, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - Примерное положение) (приложение N 5), которое носит рекомендательный характер и создано в целях оказания практической помощи при разработке учреждениями своих положений об оплате труда, которое не должно противоречить нормам Примерного положения и ухудшать права работников.
Согласно пункту 1.1.1 раздела 1 Примерного положения работникам противолепрозных (лепрозных) подразделений стимулирующая выплата за продолжительность непрерывной работы устанавливается в размере 10 процентов оклада за каждый год работы.
В данном разделе указаны две категории работников - это медицинские работники и работники подразделений, что также не противоречит пункту 9.2.1. Положения об оплате труда.
Таким образом, суды пришли к выводу, что при начислении стимулирующей надбавки учреждение не вышло за рамки установленного минимального и максимального размера выплат.
Более того, согласно представленным к ревизии отчету о проведении специальной оценки условий труда в учреждении и заключению эксперта по результатам специальной оценки условий труда от 04.08.2016 N 198-16 на всех рабочих местах в ФГБУ "НИИ по изучению лепры" выявлены вредные и (или) опасные производственные факторы, а именно: биологический (класс 3.2 условий труда) и микроклимат (класс 3.1 условий труда).
Исходя из штатных расписаний, утвержденных за проверяемый период, суды признали "Аппарат управления", "Хозяйственная группа", "Бухгалтерия", "Отдел кадров", "Пищеблок" и "Технический отдел" структурным подразделением учреждения, без которых невозможно нормальное функционирование научно-исследовательского института по изучению лепры.
Проведенная в 2016 году специальная оценка условий труда в учреждении подтверждает, что вышеуказанные отделы являются структурными подразделениями института с вредными и (или) опасными производственными факторами, а работники отделов его сотрудниками.
Поскольку в силу абзаца 6 статьи 135 ТК РФ, условия оплаты труда работников института, определенные коллективным договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, оплата труда работников института учреждением проводилась с действующим законодательством, регулирующие спорные правоотношения.
Несогласие Управления с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Судебная коллегия считает, что судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебных актах, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Поскольку при принятии обжалуемых судебных актов нормы материального права применены правильно, а нормы процессуального права не нарушены, судебные акты законны и отмене не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 11.09.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2017 по делу N А06-2798/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.Ш. Закирова |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 219 ТК РФ каждый работник имеет право на гарантии и компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном статьями 92, 117 и 147 настоящего Кодекса.
...
Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (абзац 6 статьи 135 ТК РФ).
...
Поскольку в силу абзаца 6 статьи 135 ТК РФ, условия оплаты труда работников института, определенные коллективным договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, оплата труда работников института учреждением проводилась с действующим законодательством, регулирующие спорные правоотношения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 5 апреля 2018 г. N Ф06-30701/18 по делу N А06-2798/2017
Хронология рассмотрения дела:
05.04.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-30701/18
23.11.2017 Определение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-12699/17
12.09.2017 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-2798/17
11.09.2017 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-2798/17
14.08.2017 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8479/17
30.06.2017 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-2798/17