г. Казань |
|
05 апреля 2018 г. |
Дело N А72-8360/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 апреля 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Логинова О.В., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Салиховой Х.М. (доверенность от 04.07.2017 N 417),
ответчика - Ивлева А.Г. (доверенность от 26.12.2017 N 15-09/23600),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13.09.2017 (судья Каргина Е.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2017 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Филиппова Е.Г., Кувшинов В.Е.)
по делу N А72-8360/2017
по заявлению Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" (г. Ульяновск, ОГРН 1027301172458, ИНН 7303005240) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска (г. Ульяновск, ОГРН 1047301544740, ИНН 7328501184), о признании недействительным решения от 19.01.2017 N 398 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
Ульяновское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" (далее - МУП "Ульяновскводоканал", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска (далее - ИФНС России по Заволжскому району г. Ульяновска, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 19.01.2017 N 398 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 13.09.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2017, признано недействительным решение ИФНС России по Заволжскому району г. Ульяновска от 19.01.2017 N 398 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В кассационной жалобе ИФНС России по Заволжскому району г. Ульяновска просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2015 год МУП "Ульяновскводоканал" исчислило сумму земельного налога, применив в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса к земельным участкам (земельные участки с кадастровыми номерами 73:24:020907:1, 73:24:020301:17, 73:24:020405:43, 73:24:021105, 73:24:020914:20) налоговую ставку в размере 0,15 процента от кадастровой стоимости земельного участка, предусмотренную для земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
В кадастровых выписках в отношении этих земельных участков, расположенных в городе Ульяновске, относящихся к землям населенных пунктов, указано виды разрешенного использования: 73:24:020907:1 - для размещения КНС 4-0; 73:24:020301:17 - для размещения КНС- 10; 73:24:020405:43 - под станцией ПУ и станцией обезжелезивания; 73:24:021105:54 -под производственной базой; 73:24:020914:20 - под очистными сооружениями.
ИФНС России по Заволжскому району г. Ульяновска проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт от 21.11.2016 N 5479, принято решение от 19.01.2017 N 398 о привлечении МУП "Ульяновскводоканал" к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в размере 1 230 346 руб. 60 коп. Указанным решением заявителю доначислен земельный налог в размере 6 151 733 руб., начислены пени в сумме 975 419 руб. 89 коп.
Законность и обоснованность решения инспекции проверялись Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области (далее - УФНС России по Ульяновской области) от 03.04.2017 N 07-07/04748@ решение инспекции оставлено без изменения.
Заявитель, полагая, что решение ответчика противоречит закону и нарушает его права, обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно - коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства.
Согласно статье 275.1 Кодекса к обслуживающим производствам и хозяйствам относятся подсобное хозяйство, объекты жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, учебно - курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию товаров, работ, услуг как своим работникам, так и сторонним лицам (в ред. Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ).
Решением Ульяновской городской Думы от 13.07.2005 N 135 "О земельном налоге на территории муниципального образования "Город Ульяновск" в редакции, действовавшей в 2015 году, в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду (в том числе нежилые помещения в состав жилого дома) и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительств установлена налоговая ставка в размере 0,15 процента от кадастровой стоимости земельного участка.
Суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями пунктом 1 статьи 19, пунктом 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктом 24 статьи 1, пунктом 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 20 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", пунктами 28, 29 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83), Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации (утверждена Приказом Госстроя России от 29.10.2002 N 150) и, учитывая положения части 2 статьи 7, статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, признали, что спорные земельные участки по функциональному назначению относятся к землям, занятым объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
В соответствии со статьями 30, 32, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставляемом ему земельном участке.
При этом разрешенное использование определяется не собственником земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне.
Судами установлено, что спорные земельные участки отнесены к категории земель поселения, видами разрешенного использования указанных участков является: под канализационные насосные станции (КНС 4-0, КНС-10), под станцию ПУ, под станцию обезжелезивания, под производственную базу, под очистные сооружения, то есть на спорных земельных участках находятся не промышленные объекты, а объекты коммунального хозяйства. Нахождение на земельных участках объектов коммунального хозяйства, необходимых для оказания коммунальных услуг населению, также подтверждено осуществляемыми МУП "Ульяновскводоканал" уставными видами деятельности - забор, очистка, подача и распределение воды (код по ОКВЭД 36.00); сбор и обработка сточных вод (код по ОКВЭД 37.00).
Судами отмечено, что в соответствии с классификатором ОК 004-93 (утвержден Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17 (далее - Классификатор ОК 004-93)), действующим в спорный период, следует, что находящиеся на спорных участках станция обезжелезивания (4527375), сооружение очистное водоснабжения (4527363) и канализационная насосная станция (код 4527373) относятся к объектам жилищно-коммунального хозяйства, а не к производственным объектам.
Исходя из изложенного, судами сделан обоснованный вывод о том, что оказываемые МУП "Ульяновскводоканал" виды деятельности - забор, очистка и распределение воды (код по ОКВЭД 36.00), сбор и обработка сточных вод (код по ОКВЭД 37.00) относятся к видам экономической деятельности "Жилищно-коммунальное хозяйство".
Суды первой и апелляционной инстанций признали, что функционирование канализационной насосной станции (КНС 4-0, КНС-10), станция ПУ, станция обезжелезивания, производственная база, очистные сооружения используются заявителем в целях обслуживания жилищного фонда на территории Заволжского района г. Ульяновска (Нижняя Терраса, Верхняя Терраса, Новый город) и Чердаклинского района Ульяновской области направлено на обеспечение жизнедеятельности населенного пункта и необходимо для эксплуатации жилищного фонда.
На территории муниципального образования г. Ульяновск отсутствует иная инженерная инфраструктура жилищно-коммунального комплекса (включающая в себя водопроводные сети, централизованные системы водоотведения, станции обезжелезивания и головные насосные станции), осуществляющая холодное водоснабжение и прием сточных вод от населения Заволжского района г. Ульяновска и пригородной зоны, кроме принадлежащих УМУП "Ульяновскводоканал".
МУП "Ульяновскводоканал" является единственным поставщиком жилищно - коммунальной услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием комплекса технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам Заволжского района г. Ульяновска и пригородной зоны, в том числе на объектах, расположенных на спорных земельных участках, в соответствии с постановлением Администрации г. Ульяновска от 02.07.2013 N 2874 МУП "Ульяновскводоканал" наделено статусом гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования г. Ульяновск, к водопроводным и канализационным сетям которого присоединено наибольшее количество объектов. Зона деятельности МУП "Ульяновскводоканал" установлена в соответствии с границами муниципального образования г. Ульяновск.
Объекты недвижимости, расположенные на спорных земельных участках, а именно КНС 4-0, КНС-10, станция ПУ и станция обезжелезивания, производственная база, очистные сооружения и предназначены для выполнения вышесказанной задачи, и являются объектами единой инженерной инфраструктуры.
Таким образом, МУП "Ульяновскводоканал" является организацией жилищно-коммунального комплекса, имеющей на праве хозяйственного ведения объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, в том числе очистные сооружения, производящие очистку стоков, оказывая соответствующие коммунальные услуги потребителям - населению и юридическим лицам.
Поскольку статьей 394 Кодекса, решением Ульяновской городской Думы от 13.07.2005 N 135 "О земельном налоге на территории муниципального образования "Город Ульяновск" не установлено исключение и/или ограничение права налогоплательщика применять ставку земельного налога в размере 0,15 процентов к земельным участкам, занятым жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно - коммунального комплекса, в случае оказания налогоплательщиком коммунальной услуги по забору, очистке, подаче, распределению воды, сбору и обработке сточных вод, как для нужд населения, так и для иных организаций, является верным вывод о правомерности применения к спорным земельным участкам ставки земельного налога 0,15 процента.
Всем доводам налогового органа, заявленным в ходе судебного разбирательства, судами дана надлежащая правовая оценка на основе всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств.
Ссылка кассатора на судебную практику по иным делам не может быть принята во внимание кассационной коллегией, поскольку указанные инспекцией дела основаны на иных фактических обстоятельствах.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13.09.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2017 по делу N А72-8360/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения,
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
О.В. Логинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями пунктом 1 статьи 19, пунктом 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктом 24 статьи 1, пунктом 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 20 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", пунктами 28, 29 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83), Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации (утверждена Приказом Госстроя России от 29.10.2002 N 150) и, учитывая положения части 2 статьи 7, статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, признали, что спорные земельные участки по функциональному назначению относятся к землям, занятым объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
В соответствии со статьями 30, 32, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставляемом ему земельном участке."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 5 апреля 2018 г. N Ф06-30390/18 по делу N А72-8360/2017