г. Казань |
|
16 апреля 2018 г. |
Дело N А65-17706/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 10.04.2018.
Полный текст постановления изготовлен - 16.04.2018.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Карповой В.А., Петрушкина В.А.,
при участии представителей:
истца - общества с ограниченной ответственностью "Арское МСО" - Талиповой Д.В., доверенность, ответчика - Палаты земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета Арского муниципального района - Мухаметовой А.Ф., доверенность, третьих лиц - Арского районного совета - Сагитовой Л.Г., доверенность, Мухаметовой А.Ф., доверенность, Исполнительного комитета Арского муниципального района - Сагитовой Л.Г., доверенность, Мухаметовой А.Ф., доверенность,
Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан - Небольсиной А.Ю., доверенность,
в отсутствие:
иных лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Арское "МСО", г. Арск,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.10.2017 (судья Мазитов А.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2018 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Кузнецов В.В., Филиппова Е.Г.)
по делу N А65-17706/2017
по иску общества с ограниченной ответственностью "Арское МСО" (ОГРН 1031639803250, ИНН 1609008199), г. Арск, к Палате земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета Арского муниципального района (ОГРН 1061685005491, ИНН 1609009763), г. Арск, о признании бездействия незаконным, об обязании, третьи лица: Арский районный совет, г. Арск, Исполнительный комитет Арского муниципального района, г. Арск, Исполнительный комитет г. Арска, г. Арск, Совет г. Арска, г. Арск, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, г. Казань,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Арское МСО" (далее - общество, ООО "Арское МСО") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Палате земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета Арского муниципального района (далее - Палата земельных и имущественных отношений) о признании незаконным бездействия, обязании перевести земельный участок с кадастровым номером 16:09:010113:127 из категории земель "для сельскохозяйственного использования" в категорию "земли промышленности".
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Арский районный совет, Исполнительный комитет Арского муниципального района, Исполнительный комитет г. Арска, Совет г. Арска, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.10.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2018, в признании незаконным бездействия администрации отказано.
Общество, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Постановлением главы администрации Арского района от 08.07.1999 N 311 "О продлении срока пользования земель, отведенных АО "Арское МСО" во временное пользование под карьер кирпичной глины" заявителю продлен срок предоставления в пользование земельного участка, площадью 4 га из коллективного предприятия "Игенче", под карьер кирпичной глины с 1999 по 2002 годы.
Постановлением главы администрации Арского района от 22.03.2004 N 340 "О предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка общей площадью 49 565 кв. м, ООО "Арское МСО" заявителю предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок общей площадью 49 656 кв. м, расположенный по адресу: р.п. Арск, ул. Дорожный переулок, д. 5б, из земель категории поселения Арского поселкового Совета местного самоуправления ООО "Арское МСО" из них: площадью 14 338 кв. м, занятые объектами производственной базы и 35 318 кв. м для сельскохозяйственного использования.
Между Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан и обществом заключен договор аренды земельных участков от 20.04.2004, находящихся в государственной собственности, в том числе на земельный участок, площадью 35 318 кв. м, кадастровый номер 16:09:01 01 13:0127.
Договор аренды зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (запись регистрации от 21.05.2004 N 16:09-0.10.2004.694.2.).
Обществом получена лицензия от 04.08.2004 серии АРС N 00975 на добычу кирпичных глин на месторождении Арское в Арском районе РТ, со сроком действия до 01.05.2020.
15.06.2017 общество обратилось в Палату земельных и имущественных отношений с заявлением о переводе земельного участка с кадастровым номером 16:09:01013:0127 с разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования" в категорию "земли промышленности" на месторождении "Арское".
19.06.2017 общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями, полагая незаконным бездействие названной палаты по переводу спорного земельного участка в иную категорию.
Суды двух инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из отсутствия оснований для признания действий палаты незаконными.
Выводы судов соответствуют закону и установленным по делу обстоятельствам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В силу подпунктов 1, 2, 3 пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации классифицируются по целевому назначению на категории, в том числе могут быть отнесены к землям сельскохозяйственного назначения, землям населенных пунктов, землям промышленности.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении: земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Порядок перевода земель из одной категории в другую регламентирован Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - закон N 172).
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 закона N 172 перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Судами установлено, что спорный земельный участок, с разрешенным видом использования "для сельскохозяйственного производства", с кадастровым номером 16:09:01013:0127 находится в составе населенного пункта - город Арск.
Согласно пункту 11 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.
К вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
Согласно части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Часть 2 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.
Полномочия органов местного самоуправления г. Арска определены Уставом муниципального образования "город Арск" Арского муниципального района Республики Татарстан, принятого решением Совета города Арска от 28.09.2016 N 43.
В соответствии с Уставом Исполнительный комитет г. Арска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города, разрабатывает и вносит на утверждение Совета Поселения проект генерального плана поселения и проекты иной градостроительной документации поселения в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, обеспечивает их реализацию.
В данный орган местного самоуправления за изменением вида разрешенного использования земельного участка сельскохозяйственного назначения в составе города Арска заявитель не обращался.
Палата земельных и имущественных отношений таким органом местного самоуправления не является.
Каких-либо доказательств, опровергающих указанные выводы судов, кассатором не представлено.
Кроме того, отказывая обществу в требованиях, суды исходили, в том числе из того, что согласно генеральному плану муниципального образования "город Арск" Арского муниципального района РТ, утвержденному решением Совета муниципального образования "город Арск" от 01.02.2017 N 55, земельный участок с кадастровым номером 16:09:010113:127, расположен в "жилой" и "общественно - деловой" функциональной (территориальной) зоне.
В соответствии со статьей 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации - в "жилой зоне" допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства; - "общественно - деловые зоны" предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально- бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.
Не опровергнуты кассатором и доводы администрации о том, что земельный участок с кадастровым номером 16:09:010113:127, находящийся в городской черте города Арска, вокруг которого располагаются объекты социальной инфраструктуры - детские сады и т.д. не предназначен в настоящее время для размещения карьера по добыче глины.
В соответствии с договором аренды земельного участка от 20.04.2004 N 32 ООО "Арское МСО" приняло в аренду земельный участок с кадастровым номером 16:09:010113:127, согласно пункту 3.2.3 которого арендатор взял на себя обязательство использовать участок исключительно в соответствии с разрешенным использованием - "для сельскохозяйственного использования".
Материалы дела не содержат сведений о том, что испрашиваемый заявителем земельный участок когда-либо использовался им в сельскохозяйственных целях. Напротив, данный земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения использовался заявителем исключительно для целей разработки и добычи глины для производства керамического кирпича.
Следовательно, имеет место несоответствие юридически декларируемой цели предоставления земельного участка (категория "земли поселений") по договору от 20.04.2004 с вышеназванным министерством (для сельскохозяйственного использования), фактически цели его предоставления обществу, заключающейся в предоставлении спорного земельного участка для производства работ, связанных с пользованием недрами.
Земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть использован для добычи полезных ископаемых лишь после перевода данного земельного участка из указанной категории. До этого момента его правовой режим использования в силу статей 42, 78 Земельного кодекса Российской Федерации ограничен его целевым использованием.
Согласно части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации земли населенных пунктов и земли промышленности и иного специального назначения признаются самостоятельными категориями земель Российской Федерации.
Статьей 83 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
В соответствии со статьей 87 Земельного кодекса Российской Федерации землями промышленности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства кассатором, что как установлено судами, сделано не было.
Оставляя судебные акты без изменения, суд кассационной инстанции учитывает письмо палаты от 21.06.2017 N 184, направленное обществу, из которого следует, что данный земельный участок согласно утвержденному генеральному плану муниципального образования город Арск Арского муниципального района Республики Татарстан расположен в "жилой" и "общественно-деловой" функциональной (территориальной) зоне. Осуществление перевода вышеуказанного земельного участка с категории "для сельскохозяйственного использования" в категорию "земли промышленности" не представляется возможным.
Указанное свидетельствует об отсутствии оснований полагать незаконным бездействие названной палаты.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу об отсутствии основании для удовлетворения заявленных обществом требований.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.10.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2018 по делу N А65-17706/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и срок, предусмотренном статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Ю. Муравьев |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства кассатором, что как установлено судами, сделано не было."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16 апреля 2018 г. N Ф06-30715/18 по делу N А65-17706/2017