Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 16 апреля 2018 г. N Ф06-30715/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
16 января 2018 г. |
Дело N А65-17706/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 января 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кувшинова В.Е.,
судей Кузнецова В.В., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью "Арское МСО" - Талипова Д.В. (доверенность от 09.01.2017),
представителя Палаты земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета Арского муниципального района - Мухаметовой А.Ф. (доверенность от 09.01.2018),
представителя Арского районного совета - Мухаметовой А.Ф. (доверенность от 11.01.2018),
представителя Исполнительного комитета Арского муниципального района - Мухаметовой А.Ф. (доверенность от 11.01.2018),
представителя Исполнительного комитета г. Арска - Сагитовой Л.Г. (доверенность от 09.01.2018),
представителя Совет г. Арска - Сагитовой Л.Г. (доверенность от 09.01.2018),
представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 января 2018 года в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Арское МСО"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 октября 2017 года по делу N А65-17706/2017 (судья Мазитов А.Н.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Арское МСО" (ОГРН 1031639803250, ИНН 1609008199), г.Арск,
к Палате земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета Арского муниципального района (ОГРН 1061685005491, ИНН 1609009763), г.Арск,
третьи лица:
Арский районный совет, г.Арск,
Исполнительный комитет Арского муниципального района, г.Арск,
Исполнительный комитет г. Арска, г.Арск,
Совет г. Арска, г.Арск,
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, г.Казань,
о признании бездействия незаконным, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Арское МСО" (далее - заявитель, общество, ООО "Арское МСО") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Палате земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета Арского муниципального района (далее - Палата земельных и имущественных отношений Исполкома) о признании незаконным бездействия, об обязании перевести земельный участок с кадастровым номером 16:09:010113:127 из категории земель "для сельскохозяйственного использования" в категорию "земли промышленности" (т.1 л.д. 3-5).
Определением суда первой инстанции, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены - Арский районный совет, Исполнительный комитет Арского муниципального района, Исполнительный комитет г. Арска, Совет г. Арска, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.10.2017 по делу N А65-117706/2017 в удовлетворении заявленных требований отказано (т.3 л.д. 105-106).
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, указывая, что разработка, размещение и эксплуатация карьера для добычи глины на земельном участке с кадастровым номеров 16:09:010113:127 производятся с 1962 года, при этом с 1999 года земельный участок используется для осуществления названной деятельности ООО "Арское МСО".
ООО "Арское МСО" имеет на основании договора аренды от 2004 года земельный участок с кадастровым номером N 16:09:010113:127, площадью 35318 кв.м., разрешенное использование "для сельскохозяйственного использования" - "Арское месторождение кирпичных глин в Арском районе РТ". Срок действия договора аренды земельного участка с 2004 г. по 2053 г. На данном земельном участке ведется разработка и добыча глины для производства керамического кирпича на основании лицензии серии АРС N 00915 ТЭ от 09.08.2004 и лицензионного соглашения. Срок действия данной лицензии до 01.05.2020.
Согласно предписаниям вышеназванных контролирующих органов, данный земельный участок должен быть переведен из категории "для сельскохозяйственного использования" в категорию "земли промышленности".
Считает, что своим бездействием Палата имущественных и земельных отношений Арского муниципального района РТ нарушила права ООО "Арское МСО, в частности право добровольного перевода земельного участка с кадастровым номером N 16:09:010113:127 из одной категории в другую (т.3 л.д. 111-114).
Палата земельных и имущественных отношений Исполкома апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Третьи лица отзыв на апелляционную жалобу не представили.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель общества поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Представитель Палаты земельных и имущественных отношений Исполкома отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
Представитель Арского районного Совета отклонил апелляционную жалобу.
Представитель Исполнительный комитет Арского муниципального района Республики Татарстан отклонил апелляционную жалобу.
Представитель Исполнительного комитета г. Арска отклонил апелляционную жалобу.
Представитель Совета муниципального образования г. Арска отклонил апелляционную жалобу.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, постановлением Главы Администрации Арского района от 08.07.1999 N 311 "О продлении срока пользования земель, отведенных АО "Арское МСО" во временное пользование под карьер кирпичной глины" заявителю продлен срок предоставления в пользование земельного участка, площадью 4 га из коллективного предприятия "Игенче", под карьер кирпичной глины с 1999 г. по 2002 г.
Постановлением Главы Администрации Арского района от 22.03.2004 N 340 "О предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка общей площадью 49 565 кв.м., обществу с ограниченной ответственностью "Арское МСО" заявителю предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок общей площадью 49 656 кв.м., расположенный по адресу: р.п. Арск, ул. Дорожный переулок, 5б, из земель категории поселения Арского поселкового Совета местного самоуправления обществу с ограниченной ответственностью "Арское МСО" из них: площадью 14338 кв.м., занятые объектами производственной базы и 35318 кв.м. для сельскохозяйственного использования.
20.04.2004 между Министерством земельных и имущественных отношений РТ и заявителем заключен договор аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, в том числе на земельный участок, площадью 35 318 кв.м., кадастровый номер 16:09:01 01 13:0127.
21.05.2004 договор аренды зарегистрирован, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 21.05.2004 сделана запись регистрации N 16:09-0.10.2004.694.2.
04.08.2004 заявителем получена лицензия серии АРС N 00975 на добычу кирпичных глин на месторождении Арское в Арском районе РТ, со сроком действия до 01.05.2020.
15.06.2017 заявитель обратился в Палату земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета Арского муниципального района с заявлением о переводе земельного участка с кадастровым номером 16:09:01013:0127 с разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования" в категорию "земли промышленности" на месторождении "Арское".
Письмом от 21.06.2017 N 184 Палата земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета Арского муниципального района сообщила заявителю, что данный земельный участок согласно утвержденному генеральному плану муниципального образования город Арск Арского муниципального района РТ расположен в "жилой" и "общественно-деловой" функциональной (территориальной) зоне. Осуществление перевода вышеуказанного земельного участка с категории "для сельскохозяйственного использования" в категорию "земли промышленности" не представляется возможным.
Заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Порядок перевода земель из одной категории в другую регламентирован Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Из материалов дела видно, что спорный земельный участок, с разрешенным видом использования "для сельскохозяйственного производства", с кадастровым номером 16:09:01013:0127 находится в составе населенного пункта - г. Арск.
Статья 85 Земельного кодекса Российской Федерации определяет состав земель населенных пунктов и зонирование территорий.
Согласно пункту 11 названной статьи земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.
В соответствии с пунктом 20 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2013 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
Причем, частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ закреплен принцип первичности генерального плана городского поселения как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
Часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Часть 2 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.
Полномочия органов местного самоуправления г. Арска определены Уставом муниципального образования "город Арск" Арского муниципального района РТ, который был принят решением Совета города Арска от 28.09.2016 N 43.
В соответствии со статьей 48 Устава Исполнительный комитет г. Арска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города.
Согласно статье 50 Устава Исполнительный комитет г. Арска разрабатывает и вносит на утверждение Совета Поселения проект генерального плана поселения и проекты иной градостроительной документации поселения в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, обеспечивает их реализацию.
В данный уполномоченный орган местного самоуправления - Исполнительный комитет г. Арска за изменением вида разрешенного использования земельного участка сельскохозяйственного назначения в составе города Арска заявитель не обращался.
Палата земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета Арского муниципального района таким органом местного самоуправления не является.
В силу приведенных выше норм указанные полномочия Исполнительного комитета г. Арска - органа местного самоуправления г. Арска не могли быть переданы и не передавались ответчику, в том числе по соглашениям о передаче осуществления отдельных полномочий от 08.12.2006, N 13 от 23.09.2007.
Кроме того, что согласно генеральному плану муниципального образования "город Арск" Арского муниципального района РТ, утвержденному решением Совета муниципального образования "город Арск" от 01.02.2017 N 55, земельный участок с кадастровым номером 16:09:010113:127, расположен в "жилой" и "общественно - деловой" функциональной (территориальной) зоне.
В соответствии со статьей 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации
- в "жилой зоне" допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства;
- "общественно - деловые зоны" предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 16:09:010113:127 не предназначен для размещения карьера по добыче глины.
В соответствии с договором аренды земельного участка от 20.04.2004 N 32 ООО "Арское МСО" в лице директора Гарифуллина Зиннура Нурулловича приняло в аренду земельный участок с кадастровым номером 16:09:010113:127.
Согласно пункту 3.2.3 указанного Договора Арендатор взял на себя обязательство использовать участок исключительно в соответствии с разрешенным использованием - "для сельскохозяйственного использования".
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что отсутствуют основания для удовлетворения заявленных обществом требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следует отнести на заявителя жалобы.
В соответствии со статьей 333.40 НК РФ суд апелляционной инстанции возвращает обществу с ограниченной ответственностью "Арское МСО" (ОГРН 1031639803250, ИНН 1609008199), г.Арск, из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 15.11.2017 N 668 государственную пошлину в размере 1500 руб.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 октября 2017 года по делу N А65-17706/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Арское МСО" (ОГРН 1031639803250, ИНН 1609008199), г.Арск, из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 15 ноября 2017 года N 668 государственную пошлину в размере 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-17706/2017
Истец: ООО "Арское МСО", г. Арск
Ответчик: Палата имущественных и земельных отношений Арского муниципального района, Арский район, г.Арск
Третье лицо: Арский районный совет, Исполнительный комитет Арского муниципального района, Исполнительный комитет г. Арск, Министерство земельных и имущественных отношений РТ, Совет г. Арск, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии