г. Казань |
|
17 апреля 2018 г. |
Дело N А55-6653/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 апреля 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Топорова А.В., Мосунова С.В.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 25.09.2017 (судья Агеенко С.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2017 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Филиппова Е.Г., Кувшинов В.Е.)
по делу N А55-6653/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью СК "Союз", г. Самара, к Департаменту городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара, г. Самара,
- о признании незаконным отказа Департамента городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара в предоставлении обществу с ограниченной ответственностью СК "СОЮЗ" субсидий в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат по осуществлению капитального ремонта объектов инженерной инфраструктуры - тепловых вводов, расположенных по адресам: ул. М.Горького, 60, ул. Авроры, 92-94;
- о признании незаконными действий Департамента городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара по отказу от заключения договоров на предоставление субсидий в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат по осуществлению капитального ремонта объектов инженерной инфраструктуры - тепловых вводов, расположенных по адресам: ул. М. Горького, 60, ул. Авроры, 92-94 и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Заявителя путем предоставления обществу с ограниченной ответственностью СК "СОЮЗ" субсидий в размере 1 993 665 руб. 61 коп., с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента финансов и экономического развития администрации городского округа Самара, г. Самара, администрации городского округа Самара, г. Самара
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью СК "Союз" (далее - ООО СК "СОЮЗ", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Департаменту городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара (далее - Департамент), с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента финансов и экономического развития Администрации городского округа Самара, г. Самара, Администрации городского округа Самара, о признании незаконным отказа Департамента в предоставлении ООО СК "СОЮЗ" субсидий в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат по осуществлению капитального ремонта объектов инженерной инфраструктуры - тепловых вводов, расположенных по адресам: ул. М.Горького, 60, ул. Авроры, 92-94, о признании незаконными действий Департамента по отказу от заключения договоров на предоставление субсидий в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат по осуществлению капитального ремонта объектов инженерной инфраструктуры - тепловых вводов, расположенных по адресам: ул. М. Горького, 60, ул. Авроры, 92-94 и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем предоставления ООО СК "СОЮЗ" субсидий в размере 1 993 665 руб. 61 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.09.2017, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2017 заявленные требования удовлетворены. На Департамент возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем предоставления ООО СК "СОЮЗ" субсидий в размере 1 993 665 руб. 61 коп. Судами взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Департамент обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции от 25.09.2017 и постановление апелляционной инстанции от 25.12.2017 полностью и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.
Департамент считает, что при вынесении решения судами не принято во внимание, что наличие лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Департамента городского хозяйства и экологии в текущем финансовом году, является одним из условий о предоставлении субсидии.
Принятие обязательств сверх доведенных лимитов влечет за собой нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и, как следствие, привлечение виновных лиц к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности.
По мнению Департамента, отсутствие или исчерпание лимитов бюджетных обязательств является самостоятельным основанием для отказа в предоставлении истребуемой субсидии.
Одновременно с кассационной жалобой от Департамента поступило ходатайство о приостановлении исполнения судебного акта, в котором определением Арбитражного суда Поволжского округа от 06.03.2018 отказано.
ООО СК "СОЮЗ" отзыв по делу не предоставил.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из требований статьи 286 АПК РФ и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отмене решения Арбитражного суда Самарской области от 25.09.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2017 с направлением дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Общество обратилось в Департамент с заявлениями от 03.10.2016 и от 04.10.2016 на предоставление субсидий в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат по осуществлению капитального ремонта объектов инженерной инфраструктуры тепловых вводов расположенных по адресам: г. Самара, ул. Авроры, 92-94 и М. Горького, 60 на сумму 1 993 665 руб. 61 коп. К заявлению был приложен необходимый пакет документов.
Письмом от 28.12.2016 Департамент отказал в предоставлении субсидий и заключении соглашения о предоставлении субсидий на 2016 год связи с отсутствием свободных лимитов бюджетных ассигнований.
Не согласившись с указанным отказом Департамента, ООО СК "СОЮЗ" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с настоящими требованиями.
Ходатайством от 14.07.2017 Департамент сообщил о невозможности подтвердить или опровергнуть сумму размера субсидии, в связи с возвращением обществу документов.
Удовлетворяя заявленные Департаментом требования, Арбитражный суд Самарской области исходил из выполнения обществом указанных в Порядке предоставления субсидий за счет средств бюджета городского округа Самара юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в целях финансового обеспечения (возмещения) указанным лицам затрат в связи с выполнением работ по капитальному ремонту объектов инженерной инфраструктуры, расположенных на территории городского округа Самара, утвержденного Постановлением Администрации городского округа Самара от 27.03.2013 N 219 (далее - Порядок N219) требований в полном объеме. Суд указал, что заявителем в адрес заинтересованного лица также представлены все необходимые документы, предусмотренные данным Порядком, подтверждающие факт осуществления работ по капитальному ремонту участка тепловых сетей по адресам: г. Самара, ул. Авроры, 92-94 и М. Горького, 60.
Одиннадцатый арбитражный суд поддержал выводы суда первой инстанции в полном объеме.
Между тем, судами нижестоящих инстанций при разрешении спора не учтено следующее.
В соответствии со статье 6 БК РФ под расходными обязательствами понимается обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета
Согласно статье 8 БК РФ к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации отнесено, в частности, установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Из содержания пункта 1 статьи 85 БК РФ следует, расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в том числе и в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации.
В Постановлении N 219 утвержден Порядок предоставления субсидий за счет средств бюджета городского округа Самара юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения указанным лицам затрат в связи с выполнением работ по капитальному ремонту объектов инженерной инфраструктуры, расположенных на территории городского округа Самара.
Пунктом 2 Порядка N 219 установлено, что расходное обязательство городского округа Самара, возникшее на основании настоящего Постановления, исполняется городским округом Самара самостоятельно за счет средств бюджета городского округа Самара в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусматриваемого на соответствующие цели в установленном порядке Департаменту как главному распределителю бюджетных средств в соответствии с решением Думы городского округа Самара о бюджете городского округа на соответствующий финансовый год.
Субсидии предоставляются Департаментом в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета городского округа Самара на текущий финансовый год и плановый период в пределах лимитов бюджетных обязательств по предоставлению субсидий, утвержденных в установленном порядке Департаменту на возмещение затрат в связи с выполнением работ по капитальному ремонту объектов инженерной инфраструктуры, включая затраты на выполнение строительно-монтажных работ, проведение обследования, разработку проектной документации и проведение ее экспертизы в случаях, если в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности требуется их проведение, а также иные мероприятия, технологически и функционально связанные с указанными видами работ (п.2 Постановления N 219).
Таким образом, согласно положениям Порядка N 219, при предоставлении субсидии подлежит установить лимиты бюджетных обязательств по предоставлению субсидий в плановый период, соблюдение условий предоставления субсидий (пункт 5) и принятие решения о предоставлении субсидии (пункт 11).
Вместе с тем, суды нижестоящих инстанций, признавая отказ Департамента незаконным, указали, что отказ по причине отсутствия свободных лимитов бюджетных ассигнований не подпадает под перечисленные в вышеуказанном Порядке основания для отказа в предоставлении субсидий. Суды исходили исключительно из выполнения обществом требований, установленных Порядком N 219.
Согласно статьи 170 АПК РФ в мотивировочной части решения должны быть указаны фактические обстоятельства дела, установленные арбитражным судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.
В рассматриваемом случае в мотивировочной части ранее принятых судебных актов, отсутствуют выводы судов по обстоятельствам дела, а именно соответствие предоставленных обществом документов на получении субсидии условиям предусмотренных в Порядке N 219, а также наличие, отсутствие или исчерпание лимитов бюджетных обязательств в плановый период.
На основании изложенного, суд кассационной инстанции приходит к заключению, согласно которому, выводы судов, отраженные в принятых по делу судебных актах, сделаны без учета обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, в связи, с чем судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела судам нижестоящих инстанций следует учесть изложенное, а также проверить соответствие документов, предоставленных ООО СК "СОЮЗ" в адрес Департамента, условиям предусмотренным в Порядке N 219 на получении субсидии и выяснить сумму свободных лимитов бюджетных ассигнований имеющихся на дату обращения общества с заявлением на предоставление субсидий в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат по осуществлению капитального ремонта объектов инженерной инфраструктуры тепловых вводов расположенных по адресам: г. Самара, ул. Авроры, 92-94 и М. Горького, 60 на сумму 1 993 665 руб. 61 коп., после чего принять решение в соответствии с требованиями статьи 170 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 25.09.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2017 по делу N А55-6653/2017 отменить, кассационную жалобу - удовлетворить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В Постановлении N 219 утвержден Порядок предоставления субсидий за счет средств бюджета городского округа Самара юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения указанным лицам затрат в связи с выполнением работ по капитальному ремонту объектов инженерной инфраструктуры, расположенных на территории городского округа Самара.
...
Субсидии предоставляются Департаментом в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета городского округа Самара на текущий финансовый год и плановый период в пределах лимитов бюджетных обязательств по предоставлению субсидий, утвержденных в установленном порядке Департаменту на возмещение затрат в связи с выполнением работ по капитальному ремонту объектов инженерной инфраструктуры, включая затраты на выполнение строительно-монтажных работ, проведение обследования, разработку проектной документации и проведение ее экспертизы в случаях, если в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности требуется их проведение, а также иные мероприятия, технологически и функционально связанные с указанными видами работ (п.2 Постановления N 219)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17 апреля 2018 г. N Ф06-31685/18 по делу N А55-6653/2017
Хронология рассмотрения дела:
20.03.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-44897/19
28.11.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13886/18
24.07.2018 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-6653/17
17.04.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-31685/18
25.12.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16066/17
25.09.2017 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-6653/17