г. Казань |
|
20 марта 2019 г. |
Дело N А55-6653/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мосунова С.В.,
судей Топорова А.В., Закировой И.Ш.,
при участии представителей:
заявителя - Макарова С.В., доверенность от 03.09.2018 N 03/09, Киреева А.В., решение от 20.04.2015 N 1,
Департамента городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара - Максимовой О.В., доверенность от 09.01.2019 N 1-03/2-08-01/40,
Администрации городского округа Самара - Максимовой О.В., доверенность от 09.01.2019 N 1-03/2-08-01/39, Ивахина О.В., доверенность от 21.11.2018 N 1-01/02-01/7619,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью СК "Союз"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 24.07.2018 (судья Агеенко С.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2018 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Бажан П.В., Корнилов А.Б.)
по делу N А55-6653/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью СК "Союз", г. Самара, к Департаменту городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара, г. Самара, третьи лица: Департамент финансов и экономического развития администрации городского округа Самара, г. Самара, Администрация городского округа Самара, г. Самара, о признании незаконным отказа в предоставлении субсидий,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью СК "Союз" (далее - ООО СК "Союз", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Департаменту городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара (далее - Департамент городского хозяйства и экологии, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в предоставлении ООО СК "СОЮЗ" субсидий в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат по осуществлению капитального ремонта объектов инженерной инфраструктуры - тепловых вводов, расположенных по адресам: ул. М.Горького, 60, ул. Авроры, 92-94, о признании незаконными действий по отказу от заключения договоров на предоставление субсидий в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат по осуществлению капитального ремонта объектов инженерной инфраструктуры - тепловых вводов, расположенных по адресам: ул. М. Горького, 60, ул. Авроры, 92-94, и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем предоставления ООО СК "СОЮЗ" субсидий в размере 1 993 665 руб. 61 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент финансов и экономического развития администрации городского округа Самара (далее - Департамент финансов и экономразвития), администрация городского округа Самара (далее - Администрация г.о. Самара).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.09.2017, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2017, заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 17.04.2018 указанные судебные акты отменены и дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.07.2018, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, ООО СК "Союз" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Самарской области от 24.07.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2018 отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
В своих отзывах Департамент городского хозяйства и экологии и Департамент финансов и экономразвития, полагая обжалуемые судебные акты обоснованными и законными, просят оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отзыв на кассационную жалобу от Администрация г.о. Самара в суд не представлен.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако Департамент финансов и экономразвития явку своего представителя в суд не обеспечил.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившейся стороны.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей заявителя, Департамента городского хозяйства и экологии, Администрации г.о. Самара, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, в соответствии с договором безвозмездного временного пользования муниципальным недвижимым имуществом от 08.10.2015 муниципальное предприятие г.о. Самара "Инженерная служба" (ссудодатель) передало ООО СК "Союз" (ссудополучатель) являющееся муниципальной собственностью недвижимое имущество (теплотрассу) по адресу г. Самара, ул.Авроры, 92-94, сроком на 29 дней по 05.11.2015 для проведения капитального ремонта (т.2 л.д.90-91).
Факт передачи недвижимого имущества (теплотрассы) от ссудодателя ссудополучателю подтверждается Актом приема-передачи от 08.10.2015 (т. 2 л.д. 92). Данное имущество было возвращено обратно ссудополучателем по Акту приема-передачи от 05.11.2015 (т.2 л.д. 93).
Кроме этого, в соответствии с договором безвозмездного временного пользования муниципальным недвижимым имуществом от 20.11.2015 муниципальное предприятие г.о. Самара "Инженерная служба" (ссудодатель) передало ООО СК "Союз" (ссудополучатель) являющееся муниципальной собственностью недвижимое имущество (теплотрассу) по адресу г. Самара, ул. М. Горького, 60, сроком на 29 дней по 18.12.2015 для проведения капитального ремонта (т. 1 л.д. 117-118).
Факт передачи недвижимого имущества (теплотрассы) от ссудодателя ссудополучателю подтверждается Актом приема-передачи от 20.11.2015 (т. 1 л.д. 119). Данное имущество было возвращено обратно ссудополучателем по Акту приема-передачи от 18.12.2015 (т. 1 л.д. 120).
Проведение заявителем работ по разработке проектной документации и осуществлению капитального ремонта участка тепловых сетей (теплотрассы) по адресам: г. Самара, ул. Авроры, 92-94 и ул. М. Горького, 60 в период октября-декабря 2015 года подтверждается представленными в дело проектной, строительной документацией и иными документами (тома 2-3), а также письмами муниципального бюджетного учреждения г.о. Самара "Дорожное хозяйство" об отсутствии замечаний по проведенным работам по капитальному ремонту теплотрассы (т.1 л.д.114, т.2 л.д. 108).
ООО СК "Союз" 04.10.2016 обратилось с заявлениями от 03.10.2016 и 28.12.2016 к заинтересованному лицу о предоставлении субсидий в целях возмещения затрат в связи с разработкой проектной документации и осуществлением капитального ремонта участка тепловых сетей (теплотрассы) по адресам: г. Самара, ул. Авроры, 92-94 и М. Горького, 60.
Письмом от 28.12.2016 N 1-03/2-01-03/16333 Департамент городского хозяйства и экологии отказал в предоставлении субсидий и заключении соглашения о предоставлении субсидий на 2016 год связи с отсутствием свободных лимитов бюджетных ассигнований.
Не согласившись с указанным отказом Департамента городского хозяйства и экологии, ООО СК "СОЮЗ" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с настоящими требованиями.
Действовавший до мая 2017 года Порядок предоставления субсидий за счет средств бюджета г.о. Самара юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в целях финансового обеспечения (возмещения) указанным лицам затрат в связи с выполнением работ по капитальному ремонту объектов инженерной инфраструктуры, расположенных на территории г.о. Самара, разработан в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и утвержден Постановлением Администрации г.о. Самара от 27.03.2013 N 219 (далее - Порядок).
Субсидии предоставляются Департаментом городского хозяйства и экологии в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета г.о. Самара на текущий финансовый год и плановый период в пределах лимитов бюджетных обязательств по предоставлению субсидий, утвержденных в установленном порядке Департаменту городского хозяйства и экологии на возмещение затрат в связи с выполнением работ по капитальному ремонту объектов инженерной инфраструктуры, включая затраты на выполнение строительно-монтажных работ, проведение обследования, разработку проектной документации и проведение ее экспертизы в случаях, если в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности требуется их проведение, а также иные мероприятия, технологически и функционально связанные с указанными видами работ (пункт 2 Порядка).
Получателями субсидий в соответствии с настоящим Порядком являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица - производители товаров, работ, услуг, имеющие затраты, связанные с проводимыми работами по капитальному ремонту объектов инженерной инфраструктуры (далее - получатели субсидий) (пункт 3 Порядка).
Критериями отбора Получателей субсидий за счет средств бюджета г.о. Самара в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с выполнением работ по капитальному ремонту объектов инженерной инфраструктуры в соответствии с Порядком являются: выполнение указанными лицами работ по капитальному ремонту объектов инженерной инфраструктуры в текущем и предыдущем финансовых годах; наличие у получателей субсидий права пользования и (или) владения или распоряжения объектами инженерной инфраструктуры, в отношении которых выполнены работы по капитальному ремонту; проведение капитального ремонта в соответствии со строительными нормами и правилами, утвержденными для данного вида работ и являющимися общеобязательными; отсутствие в отношении Получателя субсидий процедур ликвидации и банкротства (пункт 4 Порядка).
Субсидии предоставляются в размере фактически понесенных затрат и соответствуют сумме затрат согласно справке о стоимости выполненных работ по договору подряда (пункт 7 Порядка).
По итогам проверки представленных документов Департаментом городского хозяйства и экологии в течение 2 рабочих дней принимается решение о заключении соглашения о предоставлении субсидий с получателем субсидий либо об отказе в заключении такого соглашения (пункт 10 Порядка).
Заявитель обосновывает свое право на получение субсидии самим фактом несения затрат ООО СК "СОЮЗ" в связи с разработкой проектной документации и осуществлением капитального ремонта участка тепловых сетей (теплотрассы) по адресам: г. Самара, ул. Авроры, 92-94 и М. Горького, 60, в размере 1 993 665 руб. 61 коп.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что обществом Департаменту городского хозяйства и экологии представлены все необходимые документы, предусмотренные Порядком.
Суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав положения вышеуказанного Порядка и представленные в дело материалы, указали, что согласно положениям Порядка при предоставлении субсидии подлежит установить лимиты бюджетных обязательств по предоставлению субсидий в плановый период, соблюдение условий предоставления субсидий (пункт 5 Порядка) и принятие решения о предоставлении субсидии (пункт 11 Порядка).
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что на момент обращения ООО СК "Союз" к заинтересованному лицу с заявлениями о предоставлении субсидий (28.12.2016) свободный остаток лимитов бюджетных обязательств для заключения договоров о предоставлении субсидий в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат по осуществлению капитального ремонта объектов инженерной инфраструктуры тепловых вводов отсутствовал.
Суды первой и апелляционной инстанций, указав, что заинтересованное лицо, отказывая заявителю в предоставлении субсидий, правомерно исходило из фактически доведенных до него лимитов бюджетных ассигнований и не имело возможности осуществить бюджетное финансирование по указанному направлению расходования бюджетных средств сверх фактически имевшихся у него в распоряжении бюджетных средств, отказали в удовлетворении заявленных обществом требований.
В кассационной жалобе ООО СК "СОЮЗ" оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, полагая, что заинтересованным лицом не доказано отсутствие свободных лимитов бюджетных обязательств и невозможность предоставления субсидии за счет бюджетных ассигнований как на 2016, так и на 2017 годы.
Кроме этого, общество, указывая на то, что проведенные им после начала отопительного сезона в октябре-декабре 2015 года аварийно-восстановительные работы на одной из систем жизнеобеспечения населения (система отопления) имели чрезвычайный и непредвиденный характер, считает, что они могли также быть оплачены за счет резервного фонда исполнительного органа г.о. Самара.
Все доводы кассационной жалобы были заявлены в судах первой и апелляционной инстанций, рассмотрены судами и получили надлежащую оценку в оспариваемых судебных актах.
В силу статьи 78 БК РФ и пункта 2 Порядка субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке.
При этом положения статей 162 и 219 БК РФ обязывают Департамент городского хозяйства и экологии, как получателя бюджетных средств, принимать бюджетные обязательства исключительно в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
На основании представленных в дело доказательств судами установлен факт исчерпания лимитов бюджетных обязательств на день принятия решения Департаментом городского хозяйства и экологии об отказе в предоставлении заявителю субсидии.
Принимая во внимание, что отсутствие либо исчерпание лимитов бюджетных обязательств является самостоятельным основанием для отказа в предоставлении указанной субсидии, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований
Доводы заявителя об использовании средств резервного фонда администрации г.о. Самара на предоставление субсидий на выполнение работ по капитальному ремонту объектов инженерной инфраструктуры судом апелляционной инстанции отклонены со ссылкой на положения статьи 81 БК РФ и утвержденного постановлением главы г.о.Самара от 20.12.2007 N 1199 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда администрации г.о. Самара.
Доводы заявителя кассационной жалобы не свидетельствуют о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм права, а фактически направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, представленных сторонами доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Суд кассационной инстанции отмечает, что заявитель не инициировал возмещение понесенных затрат при наличии к тому правовых оснований в предусмотренном гражданским законодательством исковом порядке, и считает, что в рамках настоящего дела, рассматриваемого в порядке административного производства, предусмотренного главой 24 АПК РФ, не имеется оснований для удовлетворения заявленных требований.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, являющихся самостоятельными основаниями для безусловной отмены принятых судебных актов, по настоящему делу судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 24.07.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2018 по делу N А55-6653/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
С.В. Мосунов |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Действовавший до мая 2017 года Порядок предоставления субсидий за счет средств бюджета г.о. Самара юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в целях финансового обеспечения (возмещения) указанным лицам затрат в связи с выполнением работ по капитальному ремонту объектов инженерной инфраструктуры, расположенных на территории г.о. Самара, разработан в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и утвержден Постановлением Администрации г.о. Самара от 27.03.2013 N 219 (далее - Порядок).
...
В силу статьи 78 БК РФ и пункта 2 Порядка субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке.
При этом положения статей 162 и 219 БК РФ обязывают Департамент городского хозяйства и экологии, как получателя бюджетных средств, принимать бюджетные обязательства исключительно в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
...
Доводы заявителя об использовании средств резервного фонда администрации г.о. Самара на предоставление субсидий на выполнение работ по капитальному ремонту объектов инженерной инфраструктуры судом апелляционной инстанции отклонены со ссылкой на положения статьи 81 БК РФ и утвержденного постановлением главы г.о.Самара от 20.12.2007 N 1199 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда администрации г.о. Самара."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20 марта 2019 г. N Ф06-44897/19 по делу N А55-6653/2017
Хронология рассмотрения дела:
20.03.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-44897/19
28.11.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13886/18
24.07.2018 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-6653/17
17.04.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-31685/18
25.12.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16066/17
25.09.2017 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-6653/17