г. Казань |
|
17 апреля 2018 г. |
Дело N А12-15749/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 апреля 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Савкиной М.А.,
судей Топорова А.В., Мосунова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гатауллиной А.К.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Волгоградской области представителей:
Департамента земельных ресурсов администрации Волгограда - Евтюниной Т.С. доверенность от 09.08.2017,
общества с ограниченной ответственностью "Газэнергосеть розница" - Медведева Г.В. доверенность от 31.12.2017,
в отсутствие:
Комитета по рекламе администрации Волгограда - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента земельных ресурсов администрации Волгограда
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28.07.2017 (судья Пономарева Е.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2017 (председательствующий Землянникова В.В., судьи Комнатная Ю.А., Кузьмичев С.А.)
по делу N А12-15749/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газэнергосеть розница" (ОГРН 1146164001807, ИНН 6164317329) к Департаменту земельных ресурсов администрации Волгограда (ОГРН 1043400321744, ИНН 3444114679), с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Комитета по рекламе администрации Волгограда (ОГРН 103340316707, ИНН 3444068327) о признании недействительным распоряжения от 07.02.2017 N 277-рз,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газэнергосеть розница" (далее - ООО "ГЭС розница", Общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Департаменту земельных ресурсов администрации Волгограда (правопреемник - Департамент муниципального имущества Администрации Волгограда) (далее - Департамент) о признании недействительным распоряжения от 07.02.2017 N 277-рз об отказе в выдаче ООО "ГЭС розница" разрешения на использование части территории кадастрового квартала 34:34:05 00 18 (всего 40 квадратных метров) в целях размещения информационного табло (стелы) и флагштоков, об обязании департамента земельных ресурсов администрации Волгограда выдать ООО "ГЭС розница" разрешение на использование части территории кадастрового квартала 34:34:05 00 18 (всего 40 квадратных метра) в целях размещения информационного табло (стелы) и флагштоков.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 28.07.2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2017, заявленные требования удовлетворены.
Признано недействительным распоряжение Департамента земельных ресурсов администрации Волгограда от 07.02.2017 N 277-рз об отказе в выдаче ООО "ГЭС розница" разрешения на использование части территории кадастрового квартала 34:34:05 00 18 (всего 40 квадратных метров) в целях размещения информационного табло (стелы) и флагштоков.
Департаменту земельных ресурсов администрации Волгограда вменена обязанность в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу выдать ООО "ГЭС розница" разрешение на использование части территории кадастрового квартала 34:34:05 00 18 (всего 40 квадратных метра) в целях размещения информационного табло (стелы) и флагштоков.
Департамент, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения в силу следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "ГЭС розница" является собственником здания автозаправочной станции общей площадью 163 квадратных метра, кадастровый номер 34:34:050018:460, расположенного по адресу: г. Волгоград, улица им. Саши Филиппова, 106, (свидетельство о государственной регистрации права собственности 34-АБ N 902062 от 19.10.2015) и арендатором земельного участка площадью 4885 квадратных метров с кадастровым номером 34:34:050018:10, расположенного по адресу: г. Волгоград, улица им. Саши Филиппова, 106, на основании договора аренды земельного участка от 15.08.2008 N 8213, сроком действия до 12.04.2051.
На земельном участке кадастрового квартала 34:34:050018 расположены принадлежащие Обществу информационные табло (стела) и флагштоки.
Руководствуясь постановлением администрации Волгоградской области от 23.10.2015 N 630-п "Об утверждении порядка и условий размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Волгоградской области", ООО "ГЭС розница" обратилось в Департамент земельных ресурсов администрации Волгограда с заявлением от 29.12.2016 N 04-01-12-1035-16/26 о выдаче разрешения на размещение информационного табло (стелы) на части (40 квадратных метров) территории кадастрового квартала 34:34:050018 без предоставления земельного участка и установления сервитута.
Распоряжением от 07.02.2017 N 277-рз Департамент земельных ресурсов администрации Волгограда отказал Обществу в возможности размещения информационного табло (стелы) и флагштоков без предоставления земельного участка и установления сервитута, указав на то, что размещаемый объект не соответствует виду объекта, размещение которого может осуществляться без предоставления земельного участка и установления сервитута.
Полагая принятое Департаментом земельных ресурсов администрации Волгограда решение об отказе в выдаче разрешения на размещение объекта незаконным, ООО "ГЭС розница" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции исходили из того, что распоряжение Департамента земельных ресурсов администрации Волгограда от 07.02.2017 N 277-рз не соответствует положениям Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности
Суд кассационной инстанции соглашается с данным выводом судов, основанном на правильном применении норм права в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ) под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В силу подпунктов 2, 5 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ, закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательной в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащими сведений рекламного характера.
Судебными инстанциями из материалов дела установлено, что ООО "ГЭС розница", являющейся собственником автозаправочной станции по адресу: г. Волгоград, улица им. Саши Филиппова, 106, расположены две ценовые стелы, которые представляют собой стабильные конструкции, содержащие наименование автозаправочной станции, а также информацию с указанием ассортимента и цен на отпускаемые нефтепродукты, а так же на прилегающей территории к земельному участку по адресу: г. Волгоград, улица им. Саши Филиппова, 106, на котором размещена автозаправочная станция, имеются: две ценовые стелы, флагшток - группа, две информационные стелы с надписью "Въезд", две информационные стелы с надписью "Выезд". Все они находятся в непосредственной близости от автозаправочной станции.
По мнению Департамента, размещаемые обществом вне места нахождения их на земельном участке стелы, являются рекламными конструкциями, на выдачу разрешений для размещения которых, он полномочий не имеет.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ, представленные по делу документы, руководствуясь положениями статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ, пунктами 1, 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, подпунктов 2, 5 пункта 2 статьи 2, статьи 3, части 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", пункта 10 Постановления Администрации Волгоградской области от 23.10.2015 N 630-п, статьи 132, пункта 1 статьи 1538 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", пунктов 3.1, 3.3 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01), пункта 31 Технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 N 118, пункта 13 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2009 N 860 "О требованиях к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода", подпункта 3.6 пункта 3, пункта 7 Порядка размещения и содержания информационных конструкций в Волгограде, утвержденного Постановлением администрации Волгограда от 26.05.2016 N 745 (ред. от 29.11.2016) суды первой и апелляционной инстанции сделали вывод, что размещенная на стеле информация не является рекламой, не служит для формирования и поддержания интереса к юридическому лицу, виду его деятельности и реализуемой им продукции, она является обязательной, фактически стела является информационным табло и соответственно не является рекламной конструкцией.
Отмечается также, что расположение информационных конструкций вдоль обочины дороги при въезде на территорию автозаправочной станции либо в непосредственной близости от нее не противоречит действующему законодательству и не изменяет сущности информационной вывески, напротив, является исполнением требования Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" о своевременном предоставлении потребителю необходимой и достоверной информации о товарах, обеспечивающих возможность их правильного выбора.
Доказательств обратного в соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ заявителем кассационной жалобы не представлено.
С учетом изложенного, судебные инстанции сделали правильный вывод, что информационные стелы, расположенные при подъезде к автозаправочной станции, в силу действующего законодательства не являются рекламными конструкциями ввиду отсутствия признаков, определенных статьей 3 Федерального закона "О рекламе".
Иная оценка заявителем кассационной жалобы, установленных по делу фактических обстоятельств, не опровергает и не свидетельствует о нарушении судами норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции считает выводы судов о признании распоряжения Департамента земельных ресурсов администрации Волгограда от 07.02.2017 N 277-рз об отказе в выдаче ООО "ГЭС розница" разрешения на использование части территории кадастрового квартала 34:34:05 00 18 (всего 40 квадратных метров) в целях размещения информационного табло (стелы) и флагштоков недействительным, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и основанным на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы заявителя кассационной жалобы, что размещение информационных конструкций должно осуществляться в соответствии с Порядком размещения и содержания информационных конструкций в Волгограде, утв. Постановлением Администрации Волгоградской области от 23.10.2015 N 630-п, то есть не более одного ценового табло АЗС в границах земельного участка, занимаемого автозаправочной станцией, и одного ценового табло АЗС за пределами границ земельного участка, занимаемого автозаправочной станцией, были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
Основания для переоценки доказательств по делу, исследование которых в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ привело суды к выводам об установлении вышеприведенных обстоятельств, у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Поскольку неправильного применения норм материального права, а также нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, не установлено, то основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28.07.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2017 по делу N А12-15749/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.А. Савкина |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ, представленные по делу документы, руководствуясь положениями статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ, пунктами 1, 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, подпунктов 2, 5 пункта 2 статьи 2, статьи 3, части 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", пункта 10 Постановления Администрации Волгоградской области от 23.10.2015 N 630-п, статьи 132, пункта 1 статьи 1538 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", пунктов 3.1, 3.3 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01), пункта 31 Технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 N 118, пункта 13 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2009 N 860 "О требованиях к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода", подпункта 3.6 пункта 3, пункта 7 Порядка размещения и содержания информационных конструкций в Волгограде, утвержденного Постановлением администрации Волгограда от 26.05.2016 N 745 (ред. от 29.11.2016) суды первой и апелляционной инстанции сделали вывод, что размещенная на стеле информация не является рекламой, не служит для формирования и поддержания интереса к юридическому лицу, виду его деятельности и реализуемой им продукции, она является обязательной, фактически стела является информационным табло и соответственно не является рекламной конструкцией.
Отмечается также, что расположение информационных конструкций вдоль обочины дороги при въезде на территорию автозаправочной станции либо в непосредственной близости от нее не противоречит действующему законодательству и не изменяет сущности информационной вывески, напротив, является исполнением требования Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" о своевременном предоставлении потребителю необходимой и достоверной информации о товарах, обеспечивающих возможность их правильного выбора.
Доказательств обратного в соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ заявителем кассационной жалобы не представлено.
С учетом изложенного, судебные инстанции сделали правильный вывод, что информационные стелы, расположенные при подъезде к автозаправочной станции, в силу действующего законодательства не являются рекламными конструкциями ввиду отсутствия признаков, определенных статьей 3 Федерального закона "О рекламе"."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17 апреля 2018 г. N Ф06-30468/18 по делу N А12-15749/2017