г. Казань |
|
03 мая 2018 г. |
Дело N А55-11892/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 мая 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Тюриной Н.А.,
при участии представителей:
истца - Челнакова С.С., доверенность от 01.09.2017,
ответчика - Абрамовой А.С., доверенность от 09.01.2018 N 1,
в отсутствие:
третьих лиц - извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СпецТрансИнжиниринг"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 02.11.2017 (судья Лихоманенко О.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2018 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Драгоценнова И.С., Юдкин А.А.)
по делу N А55-11892/2017
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "СпецТрансИнжиниринг" к государственному бюджетному учреждению Самарской области "Самаралес" о признании недействительным решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, с участием в деле в качестве третьих лиц Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СпецТрансИнжиниринг" (далее - Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к государственному бюджетному учреждению Самарской области "Самаралес" (далее - Учреждение, ответчик) о признании решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 01.12.2016 N 0142200001316011817_181590 на поставку трактора колесного с навесным оборудованием - универсальный лесопожарный модуль УЛПМ-82Е в рамках мероприятия "Приобретение лесопожарной техники и оборудования необходимого для доукомплектования ПХС", изложенного в письме от 05.05.2017 N 707, недействительной односторонней сделкой.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области и Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 02.11.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2018, в удовлетворении иска Общества отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить названные решение и постановление судов и удовлетворить заявленное им требование, считая, что судами неправильно применены нормы материального права. По мнению заявителя жалобы, поставленный в рамках контракта товар не подлежит обязательной сертификации. Доводы истца подробно изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Учреждение и Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области в отзывах на кассационную жалобу, а также представитель Учреждения в судебном заседании доводы жалобы отклонили и просили оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Третьи лица надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как видно из материалов дела, по результатам электронного аукциона между Учреждением (Заказчик) и Обществом (Поставщик) был заключен контракт от 01.12.2016 N 142200001316011817_181590 на поставку трактора колесного с навесным оборудованием - универсальный лесопожарный модуль УЛПМ-82Е в рамках мероприятия "Приобретение лесопожарной техники и оборудования, необходимого для доукомплектования ПХС", по условиям которого Поставщик, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный техническим заданием (приложение к контракту) срок или сроки производимые или закупаемые им товары Заказчику для использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним или иным подобным использованием.
В соответствии с пунктом 1.2 контракта требования к товару, срокам его поставки и состав отчетной документации определяются контрактом, техническим заданием (приложение к контракту), являющимся неотъемлемой частью контракта.
На основании пункта 1.3.1 контракта качество и комплектность товара должны соответствовать назначению товара, а также действующим стандартам.
Товар должен быть поставлен в ассортименте (наименовании), количестве, комплектности и сроки, предусмотренные контрактом.
По условиям контракта (техническое задание) Общество обязалось в течение 10 рабочих дней с даты заключения контракта поставить Учреждению трактор колесный с навесным оборудованием - универсальный лесопожарный модуль УЛПМ-82Е.
Товар поставлен истцом и принят ответчиком 08.12.2016, что подтверждается товарной накладной от 06.12.2016 N 66 и актом о приемке товара от 08.12.2016.
Оплата товара произведена ответчиком платежным поручением от 12.12.2016 N 3814.
Истцом на поставленный товар представлен только сертификат соответствия N РОСС RU.MT22.H00519 со сроком действия с 16.12.2014 по 15.12.2017, подтверждающий добровольную сертификацию.
Согласно пункту 2.4 контракта Поставщик обязан, в том числе, обеспечивать соответствие поставляемого товара требованиям качества, сертификации, безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам и т.п.), установленным действующим законодательством Российской Федерации, и безвозмездно устранить выявленные недостатки товара или осуществлять соответствующую замену товара в гарантийный период при соблюдении Заказчиком правил использования и хранения товара.
В силу пункта 6.2 контракта гарантийный срок, предоставляемый Поставщиком на товар с момента передачи товара Заказчику, определяется техническим заданием.
В соответствии с техническим заданием (приложение к контракту) гарантийное обслуживание техники осуществляется изготовителем (Поставщиком) в течение не менее 12 месяцев по адресам, в порядке и на условиях, указанных в соответствующих гарантийных документах, прилагаемых Поставщиком к каждой единице. Если в процессе эксплуатации в течение 12 месяцев обнаружатся недостатки, то они подлежат устранению силами и средствами Поставщика или указанным Поставщиком сервисным центром, согласованным с Заказчиком. Срок исполнения гарантийных обязательств по устранению недостатков товара не может превышать 10 рабочих дней.
В пределах срока действия гарантийных обязательств ответчик направил истцу претензию от 28.02.2017 о безвозмездном устранении выявленных недостатков товара или замене товара в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента получения претензии, сославшись на то, что уполномоченный государственный орган по надзору за техническим состоянием самоходных машин отказал ответчику в постановке универсального лесопожарного модуля УЛПМ-82Е на учет и тем самым в его эксплуатации по предназначению и использованию на дорогах общего пользования.
Письмом от 15.03.2017 истец отказался удовлетворить претензию ответчика со ссылкой на то, что поставленный в рамках контракта товар не подлежит прохождению процедуры обязательного подтверждения соответствия с оформлением сертификата соответствия или регистрацией декларации о соответствии.
Повторная претензия ответчика от 23.03.2017 также оставлена истцом без удовлетворения.
Письмом от 05.05.2017 N 707 ответчик сообщил истцу о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Считая данное решение ответчика незаконным, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 525 ГК РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530 ГК РФ).
Согласно статье 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
На основании пункта 2 статьи 525 ГК РФ к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506-522), если иное не предусмотрено правилами ГК РФ. К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим параграфом, применяются иные законы.
В статье 506 ГК РФ установлено, что по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу статьи 464 ГК РФ если продавец не передает или отказывается передать покупателю относящиеся к товару принадлежности или документы, которые он должен передать в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи (пункт 2 статьи 456), покупатель вправе назначить ему разумный срок для их передачи. В случае, когда принадлежности или документы, относящиеся к товару, не переданы продавцом в указанный срок, покупатель вправе отказаться от товара, если иное не предусмотрено договором.
На основании пунктов 1, 4 статьи 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. Если законом или в установленном им порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям.
Пунктом 2 статьи 470 ГК РФ предусмотрено, что в случае, когда договором купли-продажи предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар, который должен соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 469 ГК РФ, в течение определенного времени, установленного договором (гарантийного срока).
В соответствии с пунктом 2 статьи 476 ГК РФ в отношении товара, на который продавцом предоставлена гарантия качества, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы.
Если на товар установлен гарантийный срок, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока (пункт 3 статьи 477 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 518 ГК РФ покупатель (получатель), которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные статьей 475 ГК РФ, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества.
В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору: отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы; потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору (пункт 2 статьи 475 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ).
Частью 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" заказчику предоставлено право принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 9.2 контракта предусмотрено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе в случае, если Поставщиком допущено существенное нарушение условий контракта, а именно: поставка товара ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для Заказчика срок.
Ответчик указал, что универсальный лесопожарный модуль УЛПМ-82Е приобретен в рамках областной целевой программы "Приобретение лесопожарной техники и оборудования необходимого для доукомплектования ПХС" для выполнения противопожарных мероприятий в селе Борское Самарской области. В связи с отказом Государственной инспекции гостехнадзора Самарской области в постановке на учет названного модуля невозможно использовать по назначению товар, приобретенный в рамках контракта. Данное обстоятельство указывает на существенное нарушение требований к качеству товара, а именно: поставка товара ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для Учреждения срок (пункт 9.2 контракта).
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, установив, что истец уклоняется от устранения недостатка товара (не произведена замена товара, не передан сертификат, подтверждающий обязательную сертификацию товара) в пределах срока гарантийных обязательств, суды обоснованно пришли к выводу о том, что ответчиком в соответствии с пунктами 2.1, 9.2, 12.2 контракта принято соответствующее действующему законодательству и контракту решение от 05.05.2017 об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Доводы истца о том, что отсутствуют технические регламенты, в соответствии с которыми универсальный лесопожарный модуль УЛПМ-82Е подлежит обязательной сертификации или декларированию соответствия, судами обоснованно отклонены на основании следующего.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Предмет закупки был определен ответчиком в документации к электронному аукциону и относится по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности к подкатегории 28.30.23.110 "Тракторы сельскохозяйственные колесные с мощностью двигателя более 59 кВт" группы 28.30 "Машины и оборудование для сельского и лесного хозяйства".
Статьей 23 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" установлено, что обязательное подтверждение соответствия доводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012 N 60 принят технический регламент Таможенного союза "О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним" (TP ТС 031/2012) (далее - Регламент), который устанавливает требования к тракторам, прицепам и их компонентам в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей) относительно их назначения и безопасности (пункт 3 статьи 1).
В соответствии со статьей 2 Регламента трактор - колесное или гусеничное механическое транспортное средство, имеющее не менее двух осей и максимальную скорость не менее 6 км/ч, использующее преимущественно тяговое усилие и предназначенное в основном для буксирования, толкания, транспортирования или приведения в действие рабочего оборудования, применяемое в сельском или лесном хозяйстве.
Пунктом 1 статьи 3 Регламента установлено, что тракторы, прицепы и компоненты выпускаются в обращение на рынке при их соответствии Регламенту.
Согласно статье 6 Регламента перед выпуском в обращение на рынке тракторы, прицепы или компоненты должны пройти подтверждение соответствия требованиям безопасности Регламента. Тракторы, прицепы или компоненты подлежат подтверждению соответствия в форме сертификации (схемы 1с, 3с, 4с).
Таким образом, является верным вывод судов о том, что истцом при поставке товара не представлен сертификат соответствия продукции требованиям Регламента, а следовательно, нарушены вышеуказанные требования действующего законодательства и принятые им обязательства по контракту.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного Обществом требования.
Доводы Общества, изложенные в кассационной жалобе, судом округа отклоняются, поскольку были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводы судов и направлены по существу на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отмене не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 02.11.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2018 по делу N А55-11892/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Э.Т. Сибгатуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
...
Статьей 23 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" установлено, что обязательное подтверждение соответствия доводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 3 мая 2018 г. N Ф06-32658/18 по делу N А55-11892/2017