г. Казань |
|
16 мая 2018 г. |
Дело N А65-21470/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 мая 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Топорова А.В., Савкиной М.А.,
при участии представителей:
Управления Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Республике Татарстан Сабитовой Р.Н. (доверенность от 05.03.2018), Беляковой С.А. (доверенность от 28.03.2018)
публичного акционерного общества "Нижнекамснефтехим" Ахмадиевой Г.М.
(доверенность от 09.11.2017), Фатыховой Л.А. (доверенность от 17.10.2017)
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Нижнекамснефтехим"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.07.2017 (судья Минапов А.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2018 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Юдкин А.А., Семушкин В.С.)
по делу N А65-21470/2016
по заявлению Управления Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Республике Татарстан, г. Казань, (ОГРН 1041628218763, ИНН 1659053849), к публичному акционерному обществу "Нижнекамснефтехим", г. Нижнекамск, (ОГРН 1021602502316, ИНН 1651000010) о взыскании по плате за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов за период 3-4 кварталы 2013 г., 1,2,3,4 кварталы 2014 г., 2015 г. в размере 19 419 592 руб. 92 коп., с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Приволжская экологическая компания", общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Экологические системы переработки отходов",
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан (далее - Росприроднадзор, Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к публичному акционерному обществу "Нижнекамснефтехим" (далее - общество), с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Приволжская экологическая компания" (далее - ООО "ПЭК"), общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Экологические системы переработки отходов" (далее - ООО "УК "ЭкСПО"), о взыскании по плате за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов за период 3-4 кварталы 2013 г., 1,2,3,4 кварталы 2014 г., 2015 г. в размере 19 419 592 руб. 92 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.07.2017 оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2018 исковые требования удовлетворены. С общества в доход бюджета взыскана плата за негативное воздействие на окружающую природную среду за размещение отходов за период 3-4 кварталы 2013 г., 2014 г., 2015 г. в сумме 19 419 592 руб. 92 коп., в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 120 098 руб.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество подало кассационную жалобу, в которой просит судебные акты судов нижестоящих инстанций отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Управление отзывом отклонило доводы, изложенные в кассационной жалобе, ссылаясь на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
Иные лица, участвующие в деле отзыва на кассационную жалобу не предоставили.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как усматривается из материалов дела, Росприроднадзором, в ходе проверки правильности исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов за 2-4 кварталы 2015, произведенной обществом во исполнение обязанностей, вытекающих из норм публичного права, выявлены отступления от положений постановления Правительства РФ N 344, поскольку обществом неправильно применен коэффициент 0,3, что повлияло на размер уплаченной суммы.
Управлением также установлено, что обществом неверно применен коэффициент плотности при переводе объема твердых коммунальных отходов в тонны за 3,4 кварталы 2013 г., 2014 г., 2015 г. Согласно справочника под редакцией А.Н. Мирного "Санитарная очистка и уборка населенных мест" общепринятая плотность равна 0,18 т/м3. Между тем, данный показатель для отходов, переданных в ООО "ПЭК" составил плотность 0,1 т/м3, а для отходов, переданных ООО "УК ЭкСПО" - 0,175 т/м3.
Управлением был составлен корректирующий расчет, который согласно Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду (приложение N 2 к Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 года N 204 "Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду") представляется при обнаружении территориальными органами Росприроднадзора или плательщиком ошибок, несоответствия размеров плат, указанных в первичном Расчете. Корректирующим признается исправленный расчет.
Согласно расчетам, произведенным Управлением, доначисление по плате за размещение отходов с учетом ранее внесенного обществом платежа составляет 19 419 592 руб. 92 коп.
Управление, выявив вышеизложенное несоответствие законодательству, повлекшее за собой ошибки в расчетах и занижение платы за негативное воздействие на окружающую среду, обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением о взыскании по плате за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов за период 3-4 кварталы 2013 г., 1,2,3,4 кварталы 2014 г., 2015 г. в размере 19 419 592 руб. 92 коп.
Суды первой и апелляционной инстанции требования Управления признали законными и обоснованными, с общества в доход бюджета взыскана плата за негативное воздействие на окружающую природную среду за размещение отходов за спорный период в сумме 19 419 592 руб. 92 коп.
Статьей 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ (далее - ФЗ "Об охране окружающей среды") хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Форма платы за негативное воздействие на окружающую среду определяется настоящим федеральным законом, иными федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (далее - постановление Правительства N 632).
Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утвержден постановлением Правительства РФ N 344 от 12.06.2003.
В приложении N 1 к постановлению Правительства РФ N 344 определены нормативы платы за размещение отходов производства и потребления. Согласно примечанию нормативы платы за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов применяются с использованием коэффициента 0,3 при размещении отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия.
Следовательно, для правомерного использования коэффициента 0,3 при расчете платы за размещение отходов необходимо одновременное соблюдение следующих условий: наличие отходов на специализированных полигонах или промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия.
Являясь администратором платежей за негативное воздействие на окружающую среду, Управлением доначислена плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов за 2-4 кварталы 2015 г. в размере 2 122 016,75 руб.
Как установлено судами и следует из материалов дела, отходы общества были размещены на полигонах ООО "УК "ЭкСПО" и ООО "ПЭК", следовательно общество не размещает отходы в пределах промышленной зоны по месту своего нахождения, а размещает отходы за пределами зоны источника негативного воздействия. Таким образом, у общества отсутствовали правовые основания для применения понижающего коэффициента 0,3, что повлекло необоснованное занижение суммы платы за размещение отходов.
Согласно корректирующиму расчету, перерасчет по несоответствию плотности отходов, с учетом общепринятой плотности 0,18 т/м3, составило 17 316 267,69 руб. Указанная сумма доначислена в связи с тем, что обществом неверно применен коэффициент плотности при переводе объема твердых коммунальных отходов в тонны. Для отходов, переданных в ООО "ПЭК" была применена плотность 0,1 т/м3, а для отходов, переданных ООО "УК "ЭкСПО" - 0,175 т/м3.
Как установлено Управлением, согласно журналу учета, представленного обществом, с применением данных коэффициентов плотности отчетность велась по отходам: "Отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные)", "Мусор от бытовых помещений организаций, предприятий несортированный (исключая крупногабаритный)", "отходы (мусор) от уборки помещений гостиниц, отелей и других мест временного проживания несортированные".
Из материалов дела следует, что обществом была установлена передача на полигон ООО "ПЭК" общего объема отходов, который составляет: 2 полугодие 2013 г. в количестве 5090 м3, 2014 г. в количестве 23612 м3, 2015 г. в количестве 18369 м3.
Факт применения плотности 0,1 т/м3 по спорным периодам, применение коэффициента 0,3 судами установлено и обществом не опровергается.
В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 4 Приказа Минприроды РФ от 25.02.2010 N 50 "О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" (далее - Приказ N 50) проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.
Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.
В отношении общества утвержден нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 12.09.2013 N 1.43.593.13, в соответствии с которыми общество обязано разместить отходы на полигонах ООО "ПЭК", ООО "УК "ЭкСПО", ООО "Экология".
На названных полигонах общество передавало для размещения и захоронения "мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)", "мусор от бытовых помещений (исключая крупногабаритный)" и "отходов из жилищ несортированные".
Судебными инстанциями установлено и материалами дела подтверждено, что задолженность по плате за отходы, размещенные на полигоне ООО "Экология", составила 185 694 руб.37 коп. (за 2-4 кварталы 2015 г.), задолженность по плате за отходы, размещенные на полигоне ООО "УК "ЭкСПО", составила 740 140 руб. 95 коп. (за 2-4 кварталы 2015 г.), задолженность по плате за отходы, размещенные на полигоне ООО "ПЭК" составило 18 493 757 руб. 60 коп. (2 полугодие 2013 г. - в количестве 5090 м3, 2014 г. в количестве 23612 м3, 2015 г. в количестве 18369 м3).
Управлением платежи доначислены путем сложения массы двух видов отходов ("мусора от бытовых помещений, (исключая крупногабаритный)", "отходы из жилищ несортированные"), сведения о которых представлены в Технических отчетах по обращению с отходами общества и путем дальнейшего деления на плотность, применяя плотность равную 0,175 т/м3, принятую при утверждении проекта Управлением НООЛР (норматив образования отходов и лимитов на их размещение) Л.43.593.13 от 12.09.2013 и определенную обществом в расчетах при установлении нормативов.
Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения (пункт 4 постановления Правительства N 632).
Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент (пункт 5 постановления Правительства N 632).
На основании положений указанных норм, Управлением произведен расчет платы за размещение отходов из жилищ несортированных по фактической массе 324,81т. с применением повышающего коэффициента 5 ввиду отсутствия установленного лимита на размещение указанного отхода на полигоне ООО "ПЭК" на сумму 1 502 304,56 руб.
Согласно пункту 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Удовлетворяя исковое заявление Управления, суды первой и апелляционной инстанции правомерно исходили из того, что доначисление платежей за размещение и захоронение отходов является обоснованным и правомерность начисления платежей подтверждается материалами дела.
Статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно части 1 статьи 78 ФЗ "Об охране окружающей среды" компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
В постановлении Конституционного Суда РФ от 05.03.2013N 5-П "По делу о проверке конституционности статьи 16 ФЗ "Об охране окружающей среды" и постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", с экономической точки зрения не имеет принципиального значения, на какую из сторон в гражданско-правовом договоре, определяющем отношения, в том числе финансовые, по поводу размещения отходов, будет возложена обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду - организацию, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются такие отходы, либо непосредственно осуществляющую их размещение специализированную организацию, поскольку в любом случае указанные организации, исходя в том числе из вида заключенного между ними договора (предполагающего отчуждение отходов и, соответственно, переход права собственности на них или предусматривающего оказание услуг по размещению отходов), могут - с тем чтобы не действовать себе в убыток - учесть данный публично-правовой платеж в стоимости размещения отходов.
Предусмотренная законом обязанность по компенсации причиненного окружающей среде вреда в виде внесения платы возложена на природопользователя, следовательно, наличие лицензии на размещение отходов у ООО "ПЭК", ООО "УК "ЭкСПО", ООО "Экология" не освобождает общество от правильного определения норматива образования отходов для определения платы за размещение и захоронение отходов.
Доводы общества о том, что судами нарушены требования статьи 69 АПК РФ, не учтены обстоятельства дела, касающиеся массы размещения отходов, установленные по делу N А65-18899/2016, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку судом первой инстанции при проверки расчета Управления по доначисленным платежам установлено, что в рамках дела N А65-18899/2016 определялась правильность применения коэффициента 0,3, и на мусор от бытовых помещений (исключая крупногабаритный) в количестве 509т. ранее был произведен расчет с коэффициентом 1. По настоящему делу судами учтена разница, которая составила 381,75т. Судами частично приняты во внимание обстоятельства дела, установленные по делу N А65-18899/2016.
Факт неприменение коэффициента плотности за спорный период 0,175 т/м3, утвержденный Управлением 12.09.2013, установлены судами и подтверждается материалами дела.
Доводы общества о том, что в описательной части судов нижестоящих инстанций допущено нарушение при исчислении суммы доначисленных платежей, суд кассационной инстанции отклоняет, так как допущенные, по мнению общества, арифметические ошибки по существу не влияют на законность выводов судов по применению норм материального права, кроме того общество вправе воспользоваться процессуальным правом предусмотренным статьей 179 АПК РФ.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами, что в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
На основании изложенного, Арбитражный суд Поволжского округа приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.07.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2018 по делу N А65-21470/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В постановлении Конституционного Суда РФ от 05.03.2013N 5-П "По делу о проверке конституционности статьи 16 ФЗ "Об охране окружающей среды" и постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", с экономической точки зрения не имеет принципиального значения, на какую из сторон в гражданско-правовом договоре, определяющем отношения, в том числе финансовые, по поводу размещения отходов, будет возложена обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду - организацию, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются такие отходы, либо непосредственно осуществляющую их размещение специализированную организацию, поскольку в любом случае указанные организации, исходя в том числе из вида заключенного между ними договора (предполагающего отчуждение отходов и, соответственно, переход права собственности на них или предусматривающего оказание услуг по размещению отходов), могут - с тем чтобы не действовать себе в убыток - учесть данный публично-правовой платеж в стоимости размещения отходов."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16 мая 2018 г. N Ф06-32047/18 по делу N А65-21470/2016