г. Казань |
|
16 мая 2018 г. |
Дело N А12-6528/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 мая 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Арукаевой И.В., Сибгатуллина Э.Т.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Наш дом"
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2018 (председательствующий судья Дубровина О.А., судьи Борисова Т.С., Шалкин В.Б.)
по делу N А12-6528/2017
по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия "Тепловые сети" (ОГРН 1023405764733, ИНН 3438001109) к обществу с ограниченной ответственностью "Наш дом" (ОГРН 1113457001460, ИНН 3438009884) о взыскании задолженности, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - муниципального автономного учреждения "Единый информационно-расчётный центр города Урюпинска",
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Тепловые сети" (далее - истец, МУП "Тепловые сети") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением (с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнений) к обществу с ограниченной ответственностью "Наш дом" (далее - ответчик, ООО "Наш дом") о взыскании задолженности по договору от 15.10.2014 N 137 за период с августа по декабрь 2016 года в размере 2 492 734,16 руб.
Дело рассматривалось с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального автономного учреждения "Единый информационно-расчётный центр города Урюпинска".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 02.08.2017 в удовлетворении иска отказано.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд постановлением от 19.02.2018 отменил решение суда первой инстанции и принял по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворил частично. Взыскал с ООО "Наш дом" в пользу МУП "Тепловые сети" задолженность по договору от 15.10.2014 N 137 за период с 01.03.2016 по 31.12.2016 в размере 763 457,55 руб., судебные расходы по оплате экспертизы в размере 30 630 руб., по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела: в суде первой инстанции в размере 10 862,62 руб., в суде апелляционной инстанции в размере 918,90 руб. В остальной части исковые требования оставил без удовлетворения.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, ответчик обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на существенное нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права.
Истец представил отзыв на кассационную жалобу, просит оставить ее без удовлетворения, обжалуемый судебный акт без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с требованиями абзаца 2 части 1 статьи 121 АПК РФ), представителей в суд не направили.
Согласно части 3 статьи 284 АПК РФ неявка извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалуемых судебных актов, на основании статьи 286 АПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 15.10.2014 между МУП "Тепловые сети" (ресурсоснабжающая организация) и ООО "Наш дом" (исполнитель) заключен договор N 137, согласно условиям которого ресурсоснабжающая организация обязалась на условиях, предусмотренных договором обеспечивать поставку коммунальных ресурсов (тепловая энергия, горячая вода), а исполнитель - оплачивать поставленные коммунальные ресурсы, обеспечивать безопасность находящейся в его ведении внутридомовой инженерной системы теплоснабжения и горячего водоснабжения, соблюдать режим потребления коммунальных ресурсов.
Согласно пункту 5.1.4 договора, ресурсоснабжающая организация обязана ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за расчетным, направлять в адрес исполнителя для подписания им акт о фактическом объёме поставленного коммунального ресурса за расчётный период. Исполнитель в течение 5 рабочих дней со дня получения обязан рассмотреть и возвратить ресурсоснабжающей организации оформленный надлежащим образом акт о фактическом объёме поставленного коммунального ресурса за расчётный период. В случае несогласия с указанными в акте данными и (или) отказом от его подписания (полностью или в части), исполнитель в течение 5 рабочих дней со дня получения акта обязан направить в адрес ресурсоснабжающей организации мотивированные возражения. В случае неполучения и (или) невозврата подписанного акта в установленный срок (при непредставлении мотивированных возражений) количество отпущенной тепловой энергии и размер потерь теплоносителя, указанные в акте об оказании услуг, считается принятым исполнителем в редакции ресурсоснабжающей организации.
Пунктом 7.2 договора предусмотрено право ресурсоснабжающей организации в одностороннем порядке изменять цену договора при вступлении в силу нормативных правовых актов, изменяющих порядок определения стоимости коммунального ресурса, а также принятия уполномоченным органом в области государственного регулирования тарифов, решения об изменении действующего тарифа (тарифов).
Согласно пункту 7.4 договора оплата по договору производится исполнителем до 15 числа месяца, следующего за истекшим расчётным периодом (расчётным месяцем) в размере 100% стоимости фактического объёма потребления коммунального ресурса, с учётом требований, установленных в Постановлении Правительства от 28.03.2012 N 253 "О требованиях к осуществлению расчётов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг".
В соответствии с пунктом 7.5 договора для целей определения обязательств исполнителя по оплате за коммунальный ресурс за расчётный период ресурсоснабжающая организация ежемесячно в срок до 15 числа выставляет в адрес исполнителя счёт-фактуру на оплату поставленного в многоквартирный дом за расчётный период коммунального ресурса.
В связи с неисполнением ответчиком обязательств по оплате потребленного в период с августа по декабрь 2016 года коммунального ресурса - горячая вода в размере 2 492 734,16 руб., истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, исходя из представленной МАУ "ЕИРЦ г. Урюпинска" информации о поступившей в период с 01.03.2016 по 26.03.2017 за предоставленную истцом коммунальную услугу: "горячее водоснабжение" от собственников и нанимателями помещений МКД, находящихся в управлении ответчика, оплаты в общей сумме 4 537 545,99 руб., пришел к выводу о недоказанности истцом наличия задолженности по оплате полученного коммунального ресурса за спорный период и, как следствие, отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного иска. При этом суд первой инстанции отклонил заявленные истцом доводы о распределении поступающих от ответчика в спорный период денежных средств в счет погашения задолженности за предыдущие периоды ввиду возникновения спорных взаимоотношений сторон из договора от 15.10.2014 N 137.
Отменяя решение Арбитражного суда Волгоградской области от 02.08.2017 по настоящему делу, суд апелляционной инстанции правильно указал, что данные выводы противоречат принципам равноправия и состязательности сторон (статьи 8 и 9 АПК РФ).
При обжаловании постановленного судебного акта, истцом в суде апелляционной инстанции заявлено ходатайство о назначении судебной экспертизы с целью установления обстоятельств наличия на стороне управляющей организации задолженности за спорный период.
Определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2017 по настоящему делу была назначена судебная экспертиза, производство которой, поручено обществу с ограниченной ответственностью "РосЭкспертиза" с постановкой экспертам следующих вопросов:
1. Имеется ли у управляющей организации ООО "Наш Дом" задолженность перед МУП "Тепловые сети" за спорный период?
2. Какова сумма задолженности (если таковая имеется) за указанный спорный период?
По результатам проведённой экспертизы, экспертом (экспертное заключение N 312/2017) был дан ответ о наличии на стороне управляющей организации ООО "Наш Дом" задолженности перед МУП "Тепловые сети" в период с августа по декабрь 2016 года в размере 763 457,55 руб.
Оценив и исследовав в соответствии со статьями 67, 68, 71, 86 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи со всеми представленными в дело доказательствами названное заключение эксперта, а также с учетом положений Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу, что данное заключение, является полным, ясным, содержит однозначные выводы и их обоснование, правовые основания сомневаться в достоверности и правильности выводов, изложенных в экспертизе, отсутствуют.
При этом, суд учел, что ответчик, не согласившись с выводами экспертизы, в нарушение требований статьи 65 АПК РФ, свои возражения по проведённой экспертизе не обосновал и документально не подтвердил, равно, как и не представил в материалы дела контррасчёт размера задолженности, установленной экспертом.
Таким образом, на основании выводов судебной экспертизы, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявленные требования истца подтверждены соответствующими доказательствами, расчётами, первичной документацией и сведениями о произведённой управляющей организацией платежей, в установленном экспертом размере 763 457,55 руб., который подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что объем коммунального ресурса был определен неверно, а также, о неправильном отнесении поступивших денежных средств за предыдущий период отклоняется судом кассационной инстанции как необоснованный.
В случае, когда подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами "а", "в" пункта 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
Объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле:
, где:
- объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям комнатных приборов учета электрической энергии (при отсутствии общих (квартирных) приборов учета электрической энергии), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета;
- объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях исходя из объемов среднемесячного потребления коммунальной услуги в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг;
- объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых помещениях исходя из норматива потребления коммунальной услуги в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг;
- объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в нежилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг исходя из расчетных объемов коммунального ресурса;
- объем (количество) коммунального ресурса, использованного при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, определенный за расчетный период в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг (в случае отсутствия централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);
- объем (количество) коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определенный за расчетный период исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, рассчитанного в случаях и в порядке, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг;
- объем (количество) коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определенный за расчетный период исходя из соответствующего норматива в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг.
Величины,, не включают объемы поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.
Как следует из пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды.
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам (пункт 44 Правил N 354).
В силу пункта 13 Правил N 354, условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Как следует из экспертного заключения, вопреки доводам заявителя кассационной жалобы, при определении объема поставленного коммунального ресурса эксперт правомерно руководствовался положениями Правилами N 124, Правилами N 354, Срочными донесениями ответчика с учетом показаний общедомовых приборов учета, Приказом Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 09.03.2016 N 8/2, Приказом Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 24.11.2015 N 49/6.
Исследовав представленные в материалы платежные поручения, приняв во внимание указание на назначение платежа - договор от 6.04.2012 N 08, расчет истца, судебная коллегия считает, что довод заявителя жалобы о неверном применении к спорным правоотношениям положений статьи 522 ГК РФ основан на неправильном толковании норм материального права.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что суд апелляционной инстанции принял законное и обоснованное постановление, полно и всесторонне исследовав и оценив представленные доказательства, установив имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применив нормы права.
Доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку установленных судом обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2018 по делу N А12-6528/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
И.В. Арукаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 13 Правил N 354, условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Как следует из экспертного заключения, вопреки доводам заявителя кассационной жалобы, при определении объема поставленного коммунального ресурса эксперт правомерно руководствовался положениями Правилами N 124, Правилами N 354, Срочными донесениями ответчика с учетом показаний общедомовых приборов учета, Приказом Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 09.03.2016 N 8/2, Приказом Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 24.11.2015 N 49/6.
Исследовав представленные в материалы платежные поручения, приняв во внимание указание на назначение платежа - договор от 6.04.2012 N 08, расчет истца, судебная коллегия считает, что довод заявителя жалобы о неверном применении к спорным правоотношениям положений статьи 522 ГК РФ основан на неправильном толковании норм материального права."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16 мая 2018 г. N Ф06-32702/18 по делу N А12-6528/2017